Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа
Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.
Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68
Опираясь на представленные данные, можно сделать вывод, что не все принимали активное участие в торжественных мероприятиях. Это в свою очередь не ускользало от внимания организаторов октябрьских празднеств.
О проведении Дня Октябрьской революции в 1926 году известно из материалов славгородской газеты «Степная Правда». Сообщалось, что «Славгород с раннего утра приоделся в красные флаги»118, после митинга все организованными колоннами направились к братским могилам – «отдать последнюю почесть тем, кто ценой крови купил революцию»119. К празднику было приурочено открытие радио-приёмной станции в с. Михайловском120, а в с. Андреевка был открыт вновь отстроенный клуб121.
К десятой годовщине великого Октября готовились серьёзно, было даже издано специальное пособие, в котором прописывалось содержание, задачи и характер празднования в общероссийском масштабе122. Содержанием празднования должно было стать «подытоживание всей гигантской борьбы и творческой работы, проделанной трудящимися Союза и пролетариатом всего мира за эти десять лет»123. Отмечалось, что «Октябрь 1917 года нельзя рассматривать только как победу русского пролетариата, так как Октябрьская революция имеет международный характер»124 – это должно было найти наиболее яркое отражение в праздновании. Эта годовщина должна была пройти, «как массовый праздник трудящихся СССР, как праздник торжества труда над капиталом, как праздник побеждающего социализма»125. Отличительными чертами предстоящего юбилея мыслилась «подлинная массовость, вовлечение в празднование самых широких слоёв трудящихся города и деревни»126. Подчёркивалось, что «празднование должно охватить не только клуб, улицу и другие общественные места, но и глубоко проникнуть в сам быт и семью, квартиру рабочего и крестьянина»127.
А вот как шла подготовка
к десятой годовщине
Хорошо подготовились к Октябрю и крестьяне с. Среднекраюшкинского: здесь на местные средства было построено здание под фельдшерский пункт, отремонтирована школа и построен новый мост, а посёлок «Первое Мая», находившийся рядом со Среднекраюшкинским, перешёл на девятипольный севооборот129.
В Новой Повалихе машинное товарищество купило трактор со сложными машинами, также был открыт ветеринарный пункт и изба-читальня130.
В Озёрках была отремонтирована школа131. Так готовилась деревня к десятой годовщине Октября.
В городе тоже шла активная
работа – политшколам и
Даже литература, которая использовалась при подготовке к беседам, давалась заранее.
Оформлению праздника отводилось особое внимание – 2 ноября 1927 года председателем Городского Совета Громовым и секретарём Пруулем был подготовлен приказ Барнаульского Городского Совета, который гласил: «В дни празднования всем государственным учреждениям и предприятиям, находящимся на территории г. Барнаула, украсить свои здания лозунгами, флагами и портретами вождей. Тем государственным учреждениям, коим предоставлено законом на то право, поднять в дни празднования государственный флаг. Для выражения своей солидарности по поводу празднования десятой годовщины Октября, частным учреждениям и домовладельцам тоже предлагаем принять участие в украшении своих зданий красными флагами» 135.
Непосредственно в день юбилея - 7 ноября в 11 ч. утра у Дворца Труда назначался сбор союзных организаций. Каждый союз должен был выделить руководителя колонной, а ему в помощь выделяли два товарища для связи со штабом Октябрьской Комиссии. Ответственные руководители имели отличительные знаки – нарукавники на левой руке и красный бантик на груди. Полагалось, что демонстранты пойдут по 8 человек в ряду, а колонну союза замкнут его спортсмены, идущие в спортивных костюмах.
Первую колонну образовывали металлисты, пищевики мельницы № 20 и водники; вторую - пищевики Дрожже-Винокуренного и Пивоваренного заводов, нарпит (народное питание), транспортники; третью – печатники и строители; четвёртую – сельскохозяйственные рабочие и деревообработчики; пятую – медики, рабпрос (работники просвещения) и рабис (работники искусства); шестую – нарсвязь (народная связь), коммунальщики, текстили, швейники, кустари, учащиеся школ и пионерской организации; седьмую (с гостями – крестьянами во главе) – кожевники, овчинники, железнодорожники.
В 11 ч. все группы союзов должны были собраться к Дворцу Труда и пройти мимо него на Базарную площадь136 в следующем порядке:
Во главе союзных организаций, по плану, шли представители Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов.
Предписывалось, что в 11.30 ч. из Дома Крестьянина через площадь выйдет отряд партизанских войск, а за ним в следующем порядке двинется карнавал:
1) Царская Россия.
а) Политкаторга – 30 человек.
б) Политссылка 1905 г. – 30 человек.
2) 1905-1917 гг.
а) Чучело царя, окружённое царской свитой, жандармерией.
б) Толпа солдат старой армии, офицеров, матросов, интеллигенции.
3) Октябрь 1917 г.
Автомобиль, вооружённый красноармейцами и пулемётами.
4) Контрреволюция.
Деникин, Колчак, Врангель, Анненков и другие с лозунгами и белыми повязками – 100 человек.
5) Гражданская
война и разруха.
Красная
Армия.
6) Партизанские
войска.
100 человек
на лошадях с пиками, пушками,
с лозунгами – «Вся власть
Советам».
7) Трудовой
фронт.
8) От
совзнака к червонцу.
Повозки:
Госбанк и Сберкасса.
9) Индустриализация
и сельское хозяйство.
Повозки:
Всекобанк, ОкрФО, Селькредит, Госстрах,
Окроу.
10) Кооперация.
Повозка: Ц. Р. К., Алтайсоюза, отражающая рост потребительской кооперации и обороты, рост кооперирования и удовлетворения запросов рабочих масс, борьбу с частниками.
11) Смычка города и деревни.
а) Повозка-трактор:
Госсельсклада, снабжение деревни
сельскохозяйственными
б) Госторговля.
Снабжение товарами.
12) Сокращение
аппарата и борьба с
13) Рабочее
строительство.
Повозка
строителей – 2-х этажный дом с
удобствами на 12 квартир.
14) Народное
образование.
Повозки:
а) Борьба с беспризорниками.
б)
Борьба с безграмотностью.
в) Школьная сеть и охват
учащихся.
г) Политпросветучреждения с
15) Искусство.
Повозка:
театр-драма, балет, цирк, живопись, музыка.
16) Кино.
Повозки:
«Горн», «Совкино», «Киносибирь».
17) Спорт.
Группа спортсменов в 40 человек, изображающая практикуемые виды физической культуры с уклоном военизации.
18) Осовмедхим.
Отряд противогазовиков, военно-санитарный отряд.
19) Мопр.
Повозка:
«Окно-тюрьмы».
20) Апофсов.
Повозка
с глобусом, отражающим работу и
рост.
За карнавалом должны были следовать союзные организации (в указанном выше порядке). Вся демонстрация затем, согласно плану, направлялась к братским могилам, где устраивался митинг, на котором хоровые кружки исполняли «Похоронный марш», «Интернационал» и «Песнь Октября». Отсюда шествию предписывалось двигаться по Ленинскому проспекту к красным казармам на Полковой площади137 и строиться в 3 колонны, пропуская перед собой 63 полк, который, выходя из казарм, проходил между союзами и по 1-ой Алтайской138 выходил на Соборный переулок. Следом за Красной Армией, по плану, двигались и союзные организации. Вся демонстрация, таким образом, разбивалась на две группы: одна шла по правой стороне, другая – по левой. Участники демонстрации, в итоге, должны были выйти к 5-й Алтайской улице139.
Далее, по плану, на глазах демонстрантов происходил бой «красногвардейцев» с «белобандитами». После окончания инсценировки все союзы обязывались соединиться и направиться к Центральному железнодорожному клубу, где согласно плану, в час дня открывался Октябрьский митинг. Перед началом митинга хоровые кружки исполняли революционные песни, и вся демонстрация должна была принимать участие в пении. После окончания митинга планировался парад войск и военных кружков.
От Железнодорожного клуба демонстранты направлялись, по плану, к Восточной части города; дойдя до Соборного переулка, демонстрация двигалась по последнему в город, а железнодорожники, кожевенники и овчинники отсюда расходились по домам. Остальные совершали остановку и проводили короткий митинг на месте смерти бывшего члена Совдепа Третьякова - на углу Ленинского проспекта и 11-й Алтайской улицы. Шествие планировалось закончить у Дворца Труда140.
К тому же, 7 ноября, по плану, производились четыре очереди орудийных выстрелов: первая – в 10 ч. утра – во время сбора профсоюзных колонн; вторая – в 11 ч., когда союзные организации останавливались у братских могил; третья – в 1 ч. дня – означала открытие Октябрьского митинга; четвёртая – начало парада. Таков был план встречи Октябрьских торжеств в г. Барнауле в 1927 году.