Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.

Содержание

Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Опираясь  на представленные данные, можно сделать  вывод, что не все принимали активное участие в торжественных мероприятиях. Это в свою очередь не ускользало от внимания организаторов октябрьских празднеств. 

     О проведении Дня Октябрьской революции в 1926 году известно из материалов славгородской газеты «Степная Правда». Сообщалось, что «Славгород с раннего утра приоделся в красные флаги»118, после митинга все организованными колоннами направились к братским могилам – «отдать последнюю почесть тем, кто ценой крови купил революцию»119. К празднику было приурочено открытие радио-приёмной станции в с. Михайловском120, а в с. Андреевка был открыт вновь отстроенный клуб121

     К десятой годовщине великого Октября готовились серьёзно, было даже издано специальное пособие, в котором прописывалось содержание, задачи и характер празднования в общероссийском масштабе122. Содержанием празднования должно было стать «подытоживание всей гигантской борьбы и творческой работы, проделанной трудящимися Союза и пролетариатом всего мира за эти десять лет»123. Отмечалось, что «Октябрь 1917 года нельзя рассматривать только как победу русского пролетариата, так как Октябрьская революция имеет международный характер»124 – это должно было найти наиболее яркое отражение в праздновании. Эта годовщина должна была пройти, «как массовый праздник трудящихся СССР, как праздник торжества труда над капиталом, как праздник побеждающего социализма»125. Отличительными чертами предстоящего юбилея мыслилась «подлинная массовость, вовлечение в празднование самых широких слоёв трудящихся города и деревни»126. Подчёркивалось, что «празднование должно охватить не только клуб, улицу и другие общественные места, но и глубоко проникнуть в сам быт и семью, квартиру рабочего и крестьянина»127.

     А вот как шла подготовка  к десятой годовщине Октябрьской  революции в Алтайском крае: в  с. Белоярском была выстроена  новая уютная изба – читальня, дом под административное отделение, закончена постройка здания под школу крестьянской молодёжи128.

Хорошо  подготовились к Октябрю и  крестьяне с. Среднекраюшкинского: здесь на местные средства было построено  здание под фельдшерский пункт, отремонтирована  школа и построен новый мост, а  посёлок «Первое Мая», находившийся рядом со Среднекраюшкинским, перешёл на девятипольный севооборот129.

В Новой  Повалихе машинное товарищество купило трактор со сложными машинами, также был открыт ветеринарный пункт и изба-читальня130.

В Озёрках  была отремонтирована школа131. Так готовилась деревня к десятой годовщине Октября.

     В городе тоже шла активная  работа – политшколам и кружкам  предписывалось проводить беседы  о десятой годовщине Октября132. Целью бесед было выявление достижений, как в хозяйственной, так и в культурной жизни. Необходимо было показать, что «только диктатура пролетариата может обеспечить вовлечение трудящихся в социалистическое строительство и успехи в этой области; что только правильная политика, проводимая сплочённой и единой партией, может обеспечить победу в деле разрешения трудностей социалистического строительства»133. В беседе обязательно рассматривались следующие аспекты:

  • трудности и успехи социалистического строительства
  • рабоче-крестьянские массы в строительстве советского хозяйства и государства
  • партия в деле руководства социалистическим строительством и  его основные задачи134.

Даже  литература, которая использовалась при подготовке к  беседам, давалась заранее.

     Оформлению праздника отводилось особое внимание – 2 ноября 1927 года председателем Городского Совета Громовым и секретарём Пруулем был подготовлен приказ Барнаульского Городского Совета, который гласил: «В дни празднования всем государственным учреждениям и предприятиям, находящимся на территории г. Барнаула, украсить свои здания лозунгами, флагами и портретами вождей. Тем государственным учреждениям, коим предоставлено законом на то право, поднять в дни празднования государственный флаг. Для выражения своей солидарности по поводу празднования десятой годовщины Октября, частным учреждениям и домовладельцам тоже предлагаем принять участие в украшении своих зданий красными флагами» 135

     Непосредственно в день юбилея - 7 ноября в 11 ч. утра у Дворца Труда назначался сбор союзных организаций. Каждый союз должен был выделить руководителя колонной, а ему в помощь выделяли два товарища для связи со штабом Октябрьской Комиссии. Ответственные руководители имели отличительные знаки – нарукавники на левой руке и красный бантик на груди.  Полагалось, что демонстранты пойдут по 8 человек в ряду, а колонну союза замкнут его спортсмены, идущие в спортивных костюмах.

Первую  колонну образовывали металлисты, пищевики мельницы № 20 и водники; вторую -  пищевики Дрожже-Винокуренного и  Пивоваренного заводов, нарпит (народное питание), транспортники; третью – печатники и строители; четвёртую – сельскохозяйственные рабочие и деревообработчики; пятую – медики, рабпрос (работники просвещения) и рабис (работники искусства); шестую – нарсвязь (народная связь),  коммунальщики, текстили, швейники, кустари, учащиеся школ и пионерской организации; седьмую (с гостями – крестьянами во главе) – кожевники, овчинники, железнодорожники.

В 11 ч. все  группы союзов должны были собраться  к Дворцу Труда и пройти мимо него на Базарную площадь136 в следующем порядке:

  1. Металлисты.
  2. Водники.
  3. Пищевики.
  4. Транспортники.
  5. Нарпит.
  6. Строители.
  7. Печатники.
  8. Кооперация инвалидов.
  9. Деревообработчики.
  10. Текстили.
  11. Швейники.
  12. Рабис.
  13. Рабпрос, медики.
  14. Совторга.
  15. Коммунальщики.
  16. Нарсвязь.
  17. Кустари.

Во главе  союзных организаций, по плану, шли  представители Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов.

Предписывалось, что в 11.30 ч. из Дома Крестьянина через площадь выйдет отряд партизанских войск, а за ним в следующем порядке двинется карнавал:

1) Царская  Россия.

а) Политкаторга – 30 человек.

б) Политссылка 1905 г. – 30 человек.

2) 1905-1917 гг.

а) Чучело царя, окружённое царской свитой, жандармерией.

б) Толпа  солдат старой армии, офицеров, матросов, интеллигенции.

3) Октябрь  1917 г. 

Автомобиль, вооружённый красноармейцами и  пулемётами.

4) Контрреволюция. 

Деникин, Колчак, Врангель, Анненков и другие с лозунгами и белыми повязками  – 100 человек.

5) Гражданская  война и разруха. 

Красная Армия. 

6) Партизанские  войска. 

100 человек  на лошадях с пиками, пушками,  с лозунгами – «Вся власть  Советам». 

7) Трудовой  фронт. 

8) От  совзнака к червонцу. 

Повозки: Госбанк и Сберкасса.   

9) Индустриализация  и сельское хозяйство. 

Повозки: Всекобанк, ОкрФО, Селькредит, Госстрах, Окроу. 

10) Кооперация. 

Повозка: Ц. Р. К., Алтайсоюза, отражающая рост потребительской кооперации и обороты, рост кооперирования и  удовлетворения запросов рабочих масс, борьбу с частниками.

  11) Смычка города и деревни. 

а) Повозка-трактор: Госсельсклада, снабжение деревни  сельскохозяйственными орудиями.

 

б) Госторговля. Снабжение товарами. 

12) Сокращение  аппарата и борьба с бюрократизмом. 

13) Рабочее  строительство. 

Повозка строителей – 2-х этажный дом с  удобствами на 12 квартир. 

14) Народное  образование. 

Повозки: а) Борьба с беспризорниками.  

      б) Борьба с безграмотностью.  

        в) Школьная сеть и охват  учащихся.  

        г) Политпросветучреждения с живыми  диаграммами.

  

15) Искусство.  

Повозка: театр-драма, балет, цирк, живопись, музыка. 

16) Кино. 

Повозки: «Горн», «Совкино», «Киносибирь». 

17) Спорт. 

Группа  спортсменов в 40 человек, изображающая практикуемые виды физической культуры с уклоном военизации.

18) Осовмедхим.

Отряд противогазовиков, военно-санитарный отряд.

19) Мопр. 

Повозка: «Окно-тюрьмы». 

20) Апофсов. 

Повозка с глобусом, отражающим работу и  рост. 

За карнавалом должны были следовать союзные организации (в указанном выше порядке). Вся демонстрация затем, согласно плану, направлялась к братским могилам, где устраивался митинг, на котором хоровые кружки исполняли «Похоронный марш», «Интернационал» и «Песнь Октября». Отсюда шествию предписывалось двигаться по Ленинскому проспекту к красным казармам на Полковой площади137 и строиться в 3 колонны, пропуская перед собой 63 полк, который, выходя из казарм, проходил между союзами и по 1-ой Алтайской138 выходил на Соборный переулок. Следом за Красной Армией, по плану, двигались и союзные организации. Вся демонстрация, таким образом,  разбивалась на две группы: одна шла по правой стороне, другая – по левой. Участники демонстрации, в итоге, должны были выйти к 5-й Алтайской улице139.

Далее, по плану, на глазах демонстрантов происходил бой «красногвардейцев» с «белобандитами». После окончания инсценировки все  союзы обязывались соединиться  и направиться к Центральному железнодорожному клубу, где согласно плану, в час дня открывался Октябрьский митинг. Перед началом митинга хоровые кружки исполняли революционные песни, и вся демонстрация должна была принимать участие в пении. После окончания митинга планировался парад войск и военных кружков.

От  Железнодорожного клуба демонстранты направлялись, по плану, к Восточной части города; дойдя до Соборного переулка, демонстрация двигалась по последнему в город, а железнодорожники, кожевенники и овчинники отсюда расходились по домам. Остальные совершали остановку и проводили короткий митинг на месте смерти бывшего члена Совдепа Третьякова -  на углу Ленинского проспекта и 11-й Алтайской улицы. Шествие планировалось закончить у Дворца Труда140.

К тому же, 7 ноября, по плану,  производились  четыре очереди орудийных выстрелов: первая – в 10 ч. утра – во время сбора профсоюзных колонн; вторая – в 11 ч., когда союзные организации останавливались у братских могил; третья – в 1 ч. дня – означала открытие Октябрьского митинга; четвёртая – начало парада. Таков был план встречи Октябрьских торжеств в г. Барнауле в 1927 году.

Информация о работе Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения