Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.

Содержание

Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Транспорт, металлисты, союз земли и леса, деревообработчиков, печатников, просвещения, народной связи. Мелькают знамёна профессиональных союзов, всё толще и плотнее смыкаемой четвёртой стены живой первомайской крепости.

Вот пересекает площадь группа инвалидов гражданской  войны, стройно шагающая под большим  красным знаменем. Слышны замечания: «Не хотят отставать от нас».

Идут  дети. У каждого красный флажок. Радостные, бодрые личики их раскраснелись, смеются. Это ученики Губернской школы III Интернационала.

«Шире дорогу авангарду мировой революции», - слышится в расступающихся рядах.  «Мы не все, там на площади ещё есть», - с серьёзным видом сообщает подросток лет 12, очевидно не в шутку принимающий подобного рода выражение. «Молодец, будущий революционер!», – говорит рабочий.

Торжественность захватывает и обывателей. Верховному красноармейцу то и дело приходится напоминать тысячной неорганизованной толпе: «Не напирайте, мешаете идти».

… На площадь  входят последние ряды рабочих. Раздаётся  команда: «Смирно!»

… Появляются представители губернской власти, военных  и профессиональных организаций. Обходят и поздравляют войска и рабочих с праздником. В ответ раздаётся дружное «Ура!».

… Затихает. Колышутся знамёна. Взоры всех присутствующих обращены на трибуну. Вот от неё отделяется человек семь с текстом красной  присяги в руках. Красноармейцы берут винтовки на перевес. Это красная присяга.

«Ура!», - мощно, ещё сильнее, чем прежде звучит ответ красноармейца, давшего обещание верно служить Рабоче-крестьянскому  Правительству.

Парад окончен. Стройно, с сознанием взятой на себя ответственности, одна за другой воинские части, а также профессиональные организации, под звуки Интернационала, оставляют площадь, проходя мимо своих представителей, с другой трибуны посылающих им приветствия»163.       

     Раньше всех к празднованию первомайских торжеств в 1923 году начали готовиться воинские части и учреждения Барнаульского гарнизона. Согласно плану, подготовительные мероприятия во всех частях и военных учреждениях должны были начаться с 18 апреля164. А именно, в библиотеках предписывалось произвести отбор первомайской и вообще всей литературы по истории революционного движения; в местах выставки книг вывесить рецензии на наиболее важные из них; рекомендовалось составить диаграммы, отражающие распространение рабочего движения, манифестаций, забастовок, стачек и увеличение количества участников на них165. Выставки при читальнях планировалось открыть за неделю до празднества, о чем красноармейские части должны были быть широко осведомлены166.

Клубам  воинских частей согласно плану следовало  подготовить материалы для стенной, устной или живой газеты с соответствующими инсценировками или постановкой пьесы167.

Печать  предписывалось начать готовить с 20 апреля, закончить – за 3 дня до праздника168. Таков был план подготовки и празднования 1 мая в воинских частях Барнаульского гарнизона.

     О том, как готовились к 1 Мая в 1923 году непосредственно жители Барнаула известно из «Плана проведения праздника Железнодорожного района»169, который был опубликован 29 апреля на страницах газеты «Красный Алтай».

Планировалось, что 1 мая к 9 ч. утра все организации соберутся в учреждениях по месту нахождения местных комитетов. Затем все, согласно плану, организованным шествием отправлялись к 9.30 ч. на Вокзальную площадь, где становились по указанию командующего парадом. Во время шествия предписывалось исполнять революционные песни.

В параде принимали участие рабочие и  служащие главных мастерских, рабочие  и служащие, объединённые в месткомитеты ст. Барнаул, служащие и красноармейцы, а также допризывники главных  мастерских и ученики школ.

По плану, рабочие и служащие главных мастерских РКСМ, молодёжь, ученики школ и допризывники садились на первомайский поезд и  с флагами и революционными песнями  направлялись на ст. Барнаул. По прибытии на станцию все участники стройными  рядами должны были присоединиться к параду.

В 10 часов  утра парад принимали представители  Райкома РКП, РКСМ и губернского  профессионального совета.

Затем все участники торжества должны были отправиться на станцию и выстроиться на перроне. По прибытии поезда предписывалось устроить митинг, на котором оркестр обязывался исполнить «Интернационал».

После этого участники празднества  должны были направиться на место  закладки рабочего клуба около ст. Барнаул. Согласно плану, на этом заканчивалась утренняя часть праздника.

Вечером же предусматривалась организация  спектакля, спортивных игр и живой  газеты170.

     Также известно, что в рамках  торжества членом первомайской комиссии Поповым было предложено катание на 2 пароходах. Но от данного предложения решено было отказаться, так оно требовало дополнительных материальных ресурсов171.

     Не осталось без внимания и музыкальное сопровождение праздника в 1923 году, о чём свидетельствует то, что уже 25 апреля в газете был помещён призыв к жителям края: «Готовьте первомайскую песню»172. Подчёркивалось, что «без музыки нет праздника, без песни – нет веселья, так пусть же нынешний Первомай будет началом возрождения русской музыки и песни в духе новой идеологии»173.

     Но, как известно, к предстоящему  торжеству все относились по-разному. В бийской газете «Звезда Алтая» от 27 апреля 1923 года говорилось, что «по случаю первомайского праздника администрацией Бийского Отделения Сибторга была презентована коллективу служащих одна тысяча рублей»174, которая должна была пойти на месячник просвещения. Далее сообщается, что «комитет, по-видимому, не знал или не осмеливался без разрешения служащих использовать эти деньги и поэтому пустил среди них что-то вроде подписного листа для выявления мнений на этот счёт с графами «На месячник просвещения» и «На увеселительный вечер по случаю 1 Мая». Первым же служащим, которому был подан этот лист, в первой графе было поставлено выразительное «нет», а во второй – чёткое «да». В результате, не нашлось ни одного человека, который бы написал «да» в первой колонке175. И это несмотря на то, что «в Сибторге служит по большей части интеллигенция»176. «Эх, сибторговцы! Не лучше ли быть немного посознательнее, стыдитесь!»177, - говорилось в конце статьи.

     В целом,  празднование 1 Мая в  1923 году прошло оживлённо. Так, в с. Яминском178 «праздник привлек много публики, а в постановке картины «Красный генерал» чувствовалась спайка и организованность»179

     1  Мая в 1924 году, судя по материалам газеты «Красный Алтай», встретили следующим образом:

«Утро было пасмурным и облачным, но для уличных празднеств день подходил более, чем удачно. Город был украшен флагами и зеленью, а также портретами вождей СССР. Всюду царило оживление.

Уже в 8 часов утра пионеры с красными галстуками на шее и белыми палками  в руках побежали на сборы в свои отряды. Вскоре их отряды пошли на Хлебную площадь.

Колонна Шуйского полка для устройства митинга  направилась в деревню особым поездом до ст. Алейской, где произошло  её слияние с местным населением.

В городе тем временем к 10 ч. утра к Рабочему дворцу на ул. Короленко подходили всё новые группы рабочих, становящиеся на заранее отведённых им местах. … Размещением участников праздника у Рабочего дворца занимался представитель Губпрфсовета Носов и представители Губотделов. … Вскоре все отправились по Мостовой улице180 к месту митинга-парада.

Порядком  торжественного первомайского митинга  руководил председатель первомайской комиссии Козырев, командовал – военный  комиссар Грубер. Все организации  были выстроены в плотное каре, в центре которого находилась первомайская трибуна, а в правом углу (около казармы ЧОНа) – военная агитповозка.  

… После  митинга по Сузунской улице181 и по Соборному переулку народ направился к братским могилам. Раздавалось пение революционных песен, звуки «Интернационала», маршей. … У могил происходил митинг, после чего все расходились по домам.

В 4 ч. дня  начинался детский праздник, устраивались и спортивные состязания, а вечером  – концерт182.

     Следует отметить, что революционные праздники привлекали всё большее количество людей, активно внедряясь в их сознание и, тем самым, способствовали вытеснению праздников религиозных. Так, в 1924 году «общее собрание рабочих и служащих Мельницы № 2 и Губмельпреда со всеми его данными единогласно постановили: вместо Пасхи праздновать Майские дни»183. Это свидетельствует о том, что последовательное наступление государства на традиционный уклад жизни людей, с целью утверждения идей советской власти, имело определённый успех.

     В 1926 году первомайские гулянья в г. Бийске городской комитет предполагал организовать так:

1 мая – по плану, к 12 ч. дня на Красной площади в организованном порядке собирались: профсоюзы, военные части, физкультурники, милиционеры, пожарные части, а также школы 1 и 2 ступени. После окончания сбора предписывалось начать митинг.

Порядок дня должен был быть следующим:

1)митинг, 2) приём военными частями красной  присяги, 3) спортивные выступления.

Вечером по всем клубам, красным уголкам  и коллективам предписывалось проводить  вечера, посвящённые 1 Мая. В 11 ч. вечера на Хлебной площади должна была быть поставлена кино-картина.

2 мая – согласно плану, к 12 ч. дня на Алтайской площади собирались все спортивные организации, где после доклада устраивались спортивные состязания.

3 мая – планировалось по школам и клубам устроить детские утренники.

6 мая – в 4 ч. дня в помещении Гостеатра должно было пройти судебное разбирательство над работницей, совершившей аборт. Суд устраивала секция врачей.

К тому же, все руководители организаций, участвующих  в демонстрации, должны были зарегистрироваться у тов. Погорелова в 5 ч. дня 29 апреля184.

     Но этот план был не окончательным,  вскоре в газете сообщилось  о его изменении. Так, демонстрация  на Красной площади отменялась, а кинокартина  (лишь в случае хорошей погоды) ставилась 1 мая  с 11 ч. вечера на площадке Гостеатра. План празднования на 2 и 3 мая оставался без изменений (в случае хорошей погоды); суд же переносился с 6 мая на 3 число185.

          Несмотря на то, что «1 мая 1926 года в Барнауле дул холодный и резкий ветер, по непросохшим грязным улицам стягивались колонны рабочих, для того, чтобы отпраздновать свой праздник труда и мира. На площади выстраивались большим четырёхугольником. … Здесь не было чужих, не было зрителей, а были только те, у кого 1 Мая действительно праздник, а не случайный день отдыха. Отмежевала плохая погода и предпасхальная суббота … Ветер рвал знамёна, ноги вязли в непросохшей земле, но рабочий праздник шёл своим чередом186.

     О том, как был встречен Первомай в 1926 году в сельской местности Алтайского края можно судить по следующим данным. 1 Мая в с. Троицком прошло хорошо, выступали с приветствиями и докладами о значении этого праздника. К этому знаменательному дню, с помощью местных кооперативных организаций, была устроена детская площадка187.

В честь  павших товарищей в с. Белом Чёрно-Курьинского района был открыт памятник188.

В с. Благовещенском оратор на митинге говорил односельчанам: «Да здравствует Советская власть! Я прожил 70 лет, но ещё больше хочется  жить при такой власти, которая  заботится о крестьянах, которая грамоте учит, больницы строит и полезные, ещё невиданные нами, машины отпускает»189.

Информация о работе Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения