Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа
Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.
Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68
Известно, что в 1927 году для освобождения работниц Затона на Октябрьские празднества открылись ясли141, а для оказания неотложной амбулаторной медицинской помощи населению 7 ноября с 9 до 3 часов дежурила третья амбулатория142. Не только медицинские службы работали в этот праздничный день: «в силу постановления ЦНК СССР от 26 октября 1927 года производство работ в дни праздников воспрещалось, за исключением: электростанции, водокачек, больниц, аптек, телефона, пожарной части и других общественно – необходимых предприятий»143.
Детская комиссия, в дни Октябрьских праздников, способствовала улучшению питания детей детских домов города и деревни – на это было ассигновано 150 рублей144. Кроме того, «на Анисимовский детдом, как самый бедный в материальном отношении, было ассигновано 492 рубля – на полный комплект обмундирования и белья»145.
Об итогах празднования этого
юбилея в алтайской прессе
можно было прочитать
Но так было не везде. Известно, что «вяло прошли Октябрьские торжества во Власихе. Почти половина деревни пьянствовала, только передовые крестьяне и крестьянки приняли участие в празднике»147.
Так готовились и проходили
Октябрьские торжества в
Следует
отметить, что, несмотря на усилия организаторов
праздников, не все население откликалось
на их призыв к активному участию в торжественных
мероприятиях. Во многом это было обусловлено
еще не достаточно сильным авторитетом
советской власти, которая и была главным
образом заинтересована в утверждении
новых, революционных праздничных дат.
По-прежнему отмечались религиозные праздники,
хотя к концу 1920-х годов уже наметилась
тенденция к постепенному снижению влияния
церкви на население. Уровень организации
октябрьских торжеств, их внешнее оформление
ежегодно поднималось на более высокий
уровень, о чём свидетельствуют детально
разработанные планы и программы праздничных
мероприятий. Но это было характерно в
большей степени для городской среды Алтайского
края. В сельской местности, опираясь на
представленные выше источники, октябрьские
торжества часто проводились на достаточно
низком уровне.
2.2. 1 Мая – День международной солидарности трудящихся
1 мая 1886 года в Чикаго на Хеймаркет-сквер была расстреляна демонстрация рабочих города, требовавших 8-часового рабочего дня. В знак солидарности с американскими рабочими Парижский конгресс II Интернационала в 1889 году объявил 1 мая днём борьбы и международной солидарности трудящихся. Впервые Первомай был отмечен как международный праздник в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Швеции, Германии, Дании, Англии, Франции, Испании, США и некоторых других странах. В России Первомай стал отмечаться с 1890 года.
После Октябрьской революции,
которая оказала огромное
1 Мая 1919 года в газете «Алтайская мысль» от Совета профессиональных союзов было опубликовано сообщение, относящееся к рабочим г. Барнаула, которое гласило:
1) воздержаться от каких-либо массовых выступлений (устройства первомайских шествий, собраний),
2) признать прекращение работ в этот день необязательным,
3) ознаменовать пролетарскую солидарность в честь 1 мая путём повсеместных сборов и отчислений149.
Также сообщалось, что «для рабочих, их жён и детей в Рабочем дворце будет место для разумного отдыха. Там, с достойной торжественностью, в лучших условиях, свернув иго прошедших невзгод, рабочий люд будет праздновать своё 1 Мая»150.
Воздержаться
от устройства собраний и манифестаций
в городе призывал и Барнаульский
комитет РСДРП, считая, что «в обстоятельствах
переживаемого политического
Действительно, в этот период на Алтае было не спокойно. В ноябре 1918 года верховным правителем был объявлен Колчак, но методы, с помощью которых его правительство пыталось наладить жизнь, вызвали отторжение у народа. С февраля по апрель 1919 года на Алтае бастовали рабочие, развернулось и партизанское движение. А в августе началось восстание, ставившее целью свержение Колчака. В декабре 1919 года советская власть победила на Алтае. Но, несмотря на это, и политическая, и социальная обстановка в крае оставались напряженными. В этих условиях организации праздника должного внимания уделено не было.
1 Мая в 1921 году планировалось встретить более торжественно. 28 апреля в газете писалось, что «необходимо немедленно начинать готовиться к празднику 1 Мая»152. «Заводы, фабрики, профсоюзы, работницы, крестьяне, рабоче-крестьянская молодежь, клубы, студии, кружки – все организации, где дышит и бьётся пролетарское сердце – все должны немедленно обсудить, как встретить и как отпраздновать этот великий день»153. Подчёркивалось, что нужно не забывать о детях, стариках, больных и раненых, всем нужно было дать возможность принять участие в празднике. Памятники предписывалось украсить гирляндами, «праздник должен быть ярким, шумным, весёлым и дружным»154.
Вот что известно о порядке празднования 1 Мая в г. Барнауле в 1921 году: парад планировалось начать ровно в 11 часов, а после его окончания открыть митинг. Воинские части, согласно плану, церемониальным маршем должны были пройти по Социалистическому переулку до ул. Короленко, откуда отправлялись к братским могилам, становясь по их правую сторону. Следом за воинскими частями должны были следовать: 1) спортивные организации, 2) парторганизации, 3) союз молодёжи, 4) женотдел, 5) профсоюзы и другие организации, которые выстраивались по левую сторону от братских могил. По прибытию всех организаций на братских могилах предписывалось устроить митинг, после окончания которого воинские части должны были разойтись; остальные же направлялись к Дому союзов. В Доме союзов участники митинга обязаны были сдать знамена, после чего все расходились155.
Так же предполагалась организация живых газет, спортивных состязаний, спектаклей и концертов, театральных постановок. Билеты на все спектакли и концерты распределялись заранее комиссией при Губполитпросвете. С наступлением темноты на площадях 1-го Мая (Демидовской), Соборной, на вокзале и в Затоне должны были состояться киносеансы. Планировалась и постановка живой картины на горе (напротив Социалистического переулка)156.
В праздновании, по плану, должны были быть задействованы и дети, которые к 10 ч. утра под руководством преподавателей и воспитателей собирались на площади 1-го Мая (Демидовской). После сбора и митинга с площади дети направлялись по улице Республики (Петропавловской) на Соборную площадь, а оттуда – после приветствия, к братским могилам. С могил дети расходились по своим школам или приютам. А с 3 ч. дня планировалось устройство детских спектаклей и концертов157.
Ответственные за проведение первомайских торжеств на местах в трехдневный срок после их окончания должны были представить телефонограммой сведения, отражающие результаты праздника – о количестве проведенных митингов, собраний, устроенных спектаклей и концертов (отдельно по городам и селам); о количестве брошенных партийных работников уезда; краткое заключение о проведенном празднике158.
Обобщенные данные о проведении праздника 1 мая 1921 году в Барнаульском уезде 7 мая 1921 года были представлены Алтайским губернским исполнительным комитетом РКП (б) в виде отчета159, который содержал следующие данные:
В общем, согласно отчету секретаря уездного комитета РКП (б), результаты первомайского празднования по уезду можно признать удовлетворительными161.
Таким образом, очевидно, что к организации первомайского торжества в 1921 году власти подошли довольно ответственно, о чем свидетельствует детально разработанная программа праздника. Необходимость предоставления сведений о результатах проведения 1 мая еще раз подчеркивает стремление государства контролю над общественной жизнью населения.
О праздновании 1 Мая в 1922 году информатор газеты «Красный Алтай» А. Мунгадов в разделе «Местная жизнь» вспоминал следующее:
«Как-то необыкновенно спокойно на Оби. Наш пароход, украшенный флагами, готов к отплытию. Спешно проходят члены союза молодёжи, допризывники. Стихают крики и шум.
Молодёжь рассыпалась по пароходу, наполняя его смехом и говором.
Но вот последний гудок.
Пароход медленно отходит от пристани. Оркестр играет марш.
Кругом царит весёлое, бодрое настроение.
Через полтора часа езды пароход пристаёт к крутому берегу.
Молодёжь заполняет поляну, окаймлённую высокими елями.
Плотным кольцом окружают оратора.
Раздаются мощные звуки интернационала.
Тихо качают верхушками ели, смотря на революционную молодёжь, пришедшую под их тенью праздновать 1 Мая.
Косыми лучами ласкает заходящее солнце новые свежие коммунистические силы.
Резко отчеканиваются слова оратора: «Там, где ещё царят капиталисты рабочая молодёжь с красными знамёнами, со страшными для буржуазии лозунгами, сегодня, в день 1 Мая, выйдет вместе с рабочими на площади и улицы, показывая свою организованность, братскую солидарность, готовность к решительной борьбе с капиталистами».
Слушают напряженно. Хотят не проронить ни одного слова. «Мостовые и площади в день 1 Мая зальются кровью рабочих»,- говорил докладчик, развёртывая картину ожесточённой борьбы пролетариата с буржуазией.
Солнце спускается всё ниже. Красным заревом окрасился восток.
Докладчик кончает. Звуками Интернационала покрываются его последние слова.
Снова оживление, смех, говор, играет оркестр.
Молодёжь возбуждена. Ей не хочется уходить с берега. И только третий гудок заставляет собраться на борту парохода.
Раздаётся команда. Медленно отплываем от берега»162. Так был встречен Первомай в 1922 году по словам очевидца.
Впечатления от Первомайского праздника в 1922 году в Барнауле также были отражены на страницах газеты «Красный Алтай». Вот как было описано торжество в колонке «Местная жизнь»:
«Хлебная площадь, назначенная местом сбора и смотра барнаульских пролетарских сил, становится всё теснее и многолюднее.
Подходят всё новые части, организации, с новыми лицами, с новыми лозунгами на боевых первомайских знамёнах.
Собирается сила!
Красноармейцы-пехотинцы, кавалеристы, артиллеристы, курсанты, коммунисты, Чон - все военные уже на месте. Трёхстенной крепостью охватили они стоящую посреди площади трибуну.