Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.

Содержание

Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

     Известно, что в 1927 году для освобождения работниц Затона на Октябрьские празднества открылись ясли141, а для оказания  неотложной  амбулаторной медицинской помощи населению 7 ноября с 9 до 3 часов дежурила третья амбулатория142. Не только медицинские службы работали в этот праздничный день: «в силу постановления ЦНК СССР от 26 октября 1927 года производство работ в дни праздников воспрещалось, за исключением: электростанции, водокачек, больниц, аптек, телефона, пожарной части и других общественно – необходимых предприятий»143

     Детская комиссия, в дни Октябрьских  праздников, способствовала улучшению  питания детей детских домов  города и деревни – на это  было ассигновано 150 рублей144. Кроме того, «на Анисимовский детдом, как самый бедный в материальном отношении, было ассигновано 492 рубля – на полный комплект обмундирования и белья»145.  

     Об итогах празднования этого  юбилея в алтайской прессе  можно было прочитать следующее.  С. Кучин из с. Белоярского сообщал: «Село приняло к десятой годовщине праздничный вид. На демонстрации было много крестьян, выходили целыми семьями»146.

Но так  было не везде.  Известно, что «вяло прошли Октябрьские торжества во Власихе. Почти половина деревни пьянствовала, только передовые крестьяне и крестьянки приняли участие в празднике»147.

     Так готовились и проходили  Октябрьские торжества в городской  и сельской местности Алтайского  края в 1920-е годы.

Следует отметить, что, несмотря на усилия организаторов праздников, не все население откликалось на их призыв к активному участию в торжественных мероприятиях. Во многом это было обусловлено еще не достаточно сильным авторитетом советской власти, которая и была главным образом заинтересована в утверждении новых, революционных праздничных дат. По-прежнему отмечались религиозные праздники, хотя к концу 1920-х годов уже наметилась тенденция к постепенному снижению влияния церкви на население. Уровень организации октябрьских торжеств, их внешнее оформление ежегодно поднималось на более высокий уровень, о чём свидетельствуют детально разработанные планы и программы праздничных мероприятий. Но это было характерно в большей степени для городской среды Алтайского края. В сельской местности, опираясь на представленные выше источники, октябрьские торжества часто проводились на достаточно низком уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. 1 Мая – День  международной солидарности  трудящихся

1 мая 1886 года в Чикаго на Хеймаркет-сквер была расстреляна демонстрация рабочих города, требовавших 8-часового рабочего дня. В знак солидарности с американскими рабочими Парижский конгресс II Интернационала в 1889 году объявил 1 мая днём борьбы и международной солидарности трудящихся. Впервые Первомай был отмечен как международный праздник в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Швеции, Германии, Дании, Англии, Франции, Испании, США и некоторых других странах. В России Первомай стал отмечаться с 1890 года.

     После Октябрьской революции,  которая оказала огромное революционизирующее  воздействие на международное  рабочее движение, характер первомайских  праздников несколько изменился – «они стали ещё более массовыми и обрели во многих странах более отчётливо выраженную революционную направленность»148.

     1 Мая 1919 года в газете «Алтайская мысль» от Совета профессиональных союзов было опубликовано сообщение, относящееся к рабочим г. Барнаула, которое гласило:

1) воздержаться от каких-либо массовых выступлений (устройства первомайских шествий, собраний),

2)  признать  прекращение работ в этот день  необязательным,

3) ознаменовать  пролетарскую солидарность в честь 1 мая путём повсеместных сборов и отчислений149.

Также сообщалось, что «для рабочих, их жён  и детей в Рабочем дворце будет  место для разумного отдыха. Там, с достойной торжественностью, в  лучших условиях, свернув иго прошедших  невзгод, рабочий люд будет праздновать своё 1 Мая»150.

Воздержаться  от устройства собраний и манифестаций в городе призывал и Барнаульский комитет РСДРП, считая, что «в обстоятельствах  переживаемого политического момента  это вызовет ненужные столкновения и повлечёт тяжёлые последствия»151.

     Действительно, в этот период на Алтае было не спокойно. В ноябре 1918 года верховным правителем был объявлен Колчак, но методы, с помощью которых его правительство пыталось наладить жизнь, вызвали отторжение у народа. С февраля по апрель 1919 года на Алтае бастовали рабочие, развернулось и партизанское движение. А в августе началось восстание, ставившее целью свержение Колчака. В декабре 1919 года советская власть победила на Алтае. Но, несмотря на это, и политическая, и социальная обстановка в крае оставались напряженными. В этих условиях организации праздника должного внимания уделено не было. 

     1 Мая в 1921 году планировалось встретить более торжественно. 28 апреля в газете писалось, что «необходимо немедленно начинать готовиться к празднику 1 Мая»152. «Заводы, фабрики, профсоюзы, работницы, крестьяне, рабоче-крестьянская молодежь, клубы, студии, кружки – все организации, где дышит и бьётся пролетарское сердце – все должны немедленно обсудить, как встретить и как отпраздновать этот великий день»153. Подчёркивалось, что нужно не забывать о детях, стариках, больных и раненых, всем нужно было дать возможность принять участие в празднике. Памятники предписывалось украсить гирляндами, «праздник должен быть ярким, шумным, весёлым и дружным»154.

     Вот что известно о порядке празднования 1 Мая в г. Барнауле в 1921 году: парад планировалось начать ровно в 11 часов, а после его окончания открыть митинг. Воинские части, согласно плану, церемониальным маршем должны были пройти по Социалистическому переулку до ул. Короленко, откуда отправлялись к братским могилам, становясь по их правую сторону. Следом за воинскими частями должны были следовать: 1) спортивные организации, 2) парторганизации, 3) союз молодёжи, 4) женотдел, 5) профсоюзы и другие организации, которые выстраивались по левую сторону от братских могил. По прибытию всех организаций на братских могилах предписывалось устроить митинг, после окончания которого воинские части должны были разойтись; остальные же направлялись к Дому союзов. В Доме союзов участники митинга обязаны были сдать знамена, после чего все расходились155.

Так же предполагалась организация живых  газет, спортивных состязаний, спектаклей и концертов, театральных постановок. Билеты на все спектакли и концерты распределялись заранее комиссией при Губполитпросвете. С наступлением темноты на площадях 1-го Мая (Демидовской), Соборной, на вокзале и в Затоне должны были состояться киносеансы. Планировалась и постановка живой картины на горе (напротив Социалистического переулка)156.

В праздновании, по плану, должны были быть задействованы и дети, которые к 10 ч. утра под руководством преподавателей и воспитателей собирались на площади 1-го Мая (Демидовской). После сбора и митинга с площади дети направлялись по улице Республики (Петропавловской) на Соборную площадь, а оттуда – после приветствия, к братским могилам. С могил дети расходились по своим школам или приютам. А с 3 ч. дня планировалось устройство детских спектаклей и концертов157.

     Ответственные за проведение первомайских торжеств на местах в трехдневный срок после их окончания должны были представить телефонограммой сведения, отражающие результаты праздника – о количестве проведенных митингов, собраний, устроенных спектаклей и концертов (отдельно по городам и селам); о количестве брошенных партийных работников уезда; краткое заключение о проведенном празднике158.

     Обобщенные данные о проведении праздника 1 мая 1921 году в Барнаульском уезде 7 мая 1921 года были представлены Алтайским губернским исполнительным комитетом РКП (б) в виде отчета159, который содержал следующие данные:

  • проведено митингов на тему о первомайском празднике и о международном положении – 327,
  • проведено собраний на темы о посевной кампании, о продналоге, о коллективной запашке и о хозяйственном строительстве – 436,
  • командировано работников для проведения праздника от уездного комитета РКП (б) – 18 человек, от губернского комитета РКП (б) – 12 человек; члены большевистской партии работали в связке с районными инструкторами и волостными организациями в числе 115 человек,
  • на митингах по всему Барнаульскому уезду присутствовало около 26 тысяч человек, на собраниях – примерно 50 тысяч, общее же количество присутствующих насчитывало около 100 тысяч человек160.

В общем, согласно отчету секретаря уездного комитета РКП (б), результаты первомайского  празднования по уезду можно признать удовлетворительными161.

Таким образом, очевидно, что к организации первомайского торжества в 1921 году власти подошли довольно ответственно, о чем свидетельствует детально разработанная программа праздника. Необходимость предоставления сведений о результатах проведения 1 мая еще раз подчеркивает стремление государства контролю над общественной жизнью населения.

     О праздновании 1 Мая в 1922 году информатор газеты «Красный Алтай» А. Мунгадов в разделе «Местная жизнь» вспоминал следующее:

«Как-то необыкновенно спокойно на Оби. Наш пароход, украшенный флагами, готов к отплытию. Спешно проходят члены союза молодёжи, допризывники. Стихают крики и шум.

Молодёжь  рассыпалась по пароходу, наполняя его смехом и говором.

Но вот  последний гудок.

Пароход медленно отходит от пристани. Оркестр играет марш.

Кругом  царит весёлое, бодрое настроение.

Через полтора часа езды пароход пристаёт к крутому берегу.

Молодёжь  заполняет поляну, окаймлённую высокими елями.

Плотным кольцом окружают оратора.

Раздаются мощные звуки интернационала.

Тихо  качают верхушками ели, смотря на революционную  молодёжь, пришедшую под их тенью  праздновать 1 Мая.

Косыми  лучами ласкает заходящее солнце новые свежие коммунистические силы.

Резко отчеканиваются слова оратора: «Там, где ещё царят капиталисты рабочая молодёжь с красными знамёнами, со страшными для буржуазии лозунгами, сегодня, в день 1 Мая, выйдет вместе с рабочими на площади и улицы, показывая свою организованность, братскую солидарность, готовность к решительной борьбе с капиталистами».

Слушают напряженно. Хотят не проронить ни одного слова.  «Мостовые и площади  в день 1 Мая зальются кровью рабочих»,- говорил докладчик, развёртывая  картину ожесточённой борьбы пролетариата с буржуазией.

Солнце  спускается всё ниже. Красным заревом окрасился восток.

Докладчик кончает. Звуками Интернационала покрываются  его последние слова.

Снова оживление, смех, говор, играет оркестр.

Молодёжь  возбуждена. Ей не хочется уходить  с берега. И только третий гудок  заставляет собраться на борту парохода.

Раздаётся команда. Медленно отплываем от берега»162. Так был встречен Первомай в 1922 году по словам очевидца.

     Впечатления от Первомайского  праздника в 1922 году в Барнауле также были отражены на страницах газеты «Красный Алтай». Вот как было описано торжество в колонке «Местная жизнь»:

«Хлебная  площадь, назначенная местом сбора  и смотра барнаульских пролетарских сил, становится всё теснее и многолюднее.

Подходят  всё новые части, организации, с  новыми лицами, с новыми лозунгами  на боевых первомайских знамёнах.

Собирается  сила!

Красноармейцы-пехотинцы, кавалеристы, артиллеристы, курсанты, коммунисты, Чон - все военные уже  на месте. Трёхстенной крепостью  охватили они стоящую посреди  площади трибуну.

Информация о работе Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения