Автор: Ирина Иванова, 24 Августа 2010 в 10:58, курсовая работа
Ввиду произошедших политических перемен, затронувших, в частности, и характер российско-израильских отношений, возрос интерес к изучению иудаики, а также истории, культуры, не говоря уже о праве еврейского народа, рассеянного по всему миру, в том числе и России.
1. Введение 3
2. Источники иудейского права 5
3. Основные принципы иудейского права 18
4. Характеристика отраслей иудейского права 20
5. Заключение 28
6. Список использованной литературы 30
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
по дисциплине: История государства и права зарубежных стран
на тему: Правовые
начала Пятикнижия Моисеева, Талмуда
и Мишны
Выполнил(а) студент(ка)
заочной формы обучения
специальности: юриспруденция
специализации: гражданско-правовая
ЮР гр.пр 4-09/3
№ студенческого билета
(зачетной книжки)
09-415 ___________ Головлева И.А.
Руководитель
работы
_________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Источники иудейского права 5
3. Основные принципы иудейского права 18
4. Характеристика отраслей иудейского права 20
5. Заключение 28
6. Список
использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ.
Ввиду произошедших политических перемен, затронувших, в частности, и характер российско-израильских отношений, возрос интерес к изучению иудаики, а также истории, культуры, не говоря уже о праве еврейского народа, рассеянного по всему миру, в том числе и России.
Нельзя обойти вниманием непреходящую актуальность моральных предписаний иудаизма и их влияние на становление универсальных, общечеловеческих и правовых принципов. Эти предписания, затрагивающие понятия справедливости, правосудия и мира, охватывают все сферы общественных отношений. Ключевыми принципами иудейского права, связанными с естественно-правовыми тенденциями, являются также уважение к личности человека, право на свободу и свободу передвижения, на частную собственность и пр.
В качестве предмета исследования можно назвать историю формирования древнеиудеиского правового учения, а также становления иудейского права как права «божественного», заложившего основу совокупности универсальных, общечеловеческих морально-этических и правовых принципов.
Термин «иегуди» («иудей»), употребляемый в отношении всего народа Израилева, появился в самом конце библейской истории. Первоначально он означал «некто, принадлежащий к колену Иуды».
Мусульманское учение совершенно справедливо называет иудеев «народом Книги». Священные книги действительно занимают центральное место в иудаизме. Эти книги — Библия, Талмуд (раввинистические писания) и сиддур (молитвенник), однако именно в первой из них обосновывается вся иудейское право.
Основная цель работы состоит в том, чтобы показать специфику древнеиудеиских правовых начал. Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:
- раскрыть и проанализировать Законы Моисея, Толмуд и Мишны, как источник древнеиудеиского права, и показать какое важное место они занимают в рамках изучения истории государства и права зарубежных стран;
- рассмотреть
специфику общих принципов
- исследовать
записи о ключевых понятиях, обычаях, порядках
и правилах, которые наиболее существенны.
2. ИСТОЧНИКИ ИУДЕЙСКОГО ПРАВА
Будучи религиозным по своей природе и характеру, иудейское право имеет и соответствующие этой природе источники. Главным источником иудейского права является Библия (в переводе с греческого – книга). Она представляет собой сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н.э. – II в. н.э., включает мифы о сотворении мира, исторические повествования, отражающие в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения и нормы. По своей структуре Библия распадается на две основные составные части: Ветхий Завет, в состав которого вошли священные книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески его предизображали; Новый Завет, состоящий из книг, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя. Ветхий и Новый Завет складываются из книг, которые делятся на главы, а последние на стихи.
Источником
иудейского права является только Ветхий
Завет, который нередко называют
еврейской библией. Как известно,
христиане признают в качестве Библии
Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета
делятся на три группы книг. В первую группу
книг входят книги Моисея, центральное
место в которых отводится законам и правилам
жизнедеятельности иудеев. Эту группу
священных книг чаще всего называют Пятикнижием
Моисея или же Торой. Тора выступает в
качестве самостоятельно источника иудейского
права. Две другие группы книг носят пророческий
и этическо-поучительный характер.
2.1. Пятикнижие Моисея
По содержанию своему Пятикнижие представляет, во-первых, смесь исторических рассказов и преданий, касающихся большей частью еврейского народа и связанной с ним обетованной земли, и во-вторых, 613 законов, или (по еврейскому учению) заповедей, охватывающих все проявления духовной, гражданской и политической жизни народа. Весь этот разнообразный материал, изложенный без разграничения, направлен к одной вышеуказанной цели, которая связывает его в удивительно гармоническое целое.
Книга Бытие формирует основу для религии, которая в конечном итоге развилась в иудаизм. Для Бога — единственного Творца — значение имеют все люди. Ной, как их представитель1в соответствии с Талмудом, получает семь основных правил, по которым люди должны жить. Этот «Кодекс Ноя» запрещает поклонение идолам, богохульство, инцест, убийство, грабеж и жестокость по отношению к животным. Он требует проявлять честность и справедливость, в том числе указывает на необходимость учредить суд, чтобы отправлять правосудие. Только после этого внимание сосредоточивается на Аврааме и обещаниях, данных его потомкам. Следовательно, книга Бытие преобразовывает историю отдельной
группы людей в нечто, имеющее не только серьезные последствия для всех будущих детей Израилевых, но и для всех людей на земле.
Основная цель книги Исход — указать особые обязательства, возложенные на Израиль. Начальные главы рассказывают о рабстве потомков Иакова в Египте и их избавлении в «земле, где течет молоко и мед»2 под предводительством Моисея. Их исход из Египта - основное событие в истории евреев, его каждый год отмечают во время праздника Пэсах и постоянно поминают во время служб в синагоге. Кульминацией исхода является подтверждение договора с Богом на горе Синай (другое название — Хорив), описанное в книге Исход, главе 19.
Книга «Левит» рассказывает о выделении из иудейского общества привилегированного колена Левитов, в обязанности которых входило отправление ветхозаветного культа
Книга Левит определяет правила и нормы, по которым люди должны жить, чтобы достичь «святости». Многие из них касаются священного календаря и законов ритуальной чистоты. Описывается роль священников в принесении жертвоприношений от имени народа. Подчеркивается благодать Земли Обетованной, причем жертвоприношения считаются плодами этой земли. Остальные мицвот относят к общей морали, как, например, не мстить или не таить злобы на ближнего3.
В книге Числа рассказывается о народе, двигающемся по пустыне между Синаем и Ханаанской землей, но еще раз подчеркивается роль Моисея как проповедника Торы и ответственность священнослужителей. Второзаконие еще раз утверждает правила договора и повторяет некоторые отрывки из повествований предыдущих книг. Они представлены в форме длинной проповеди Моисея.
Пятая книга «Второзаконие» является фактически повторением изложенных в прежних священных книгах законов.
В юридической литературе Второзаконие рассматривается как самостоятельный источник иудейского права. Второзаконие содержит заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди, устанавливающие обязанности человека перед Богом, и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.
К числу первых относятся заповеди, запрещающие поклонение перед другими богами, требование не творить себе кумиров, запрещение произносить имя Бога своего напрасно, обязанность святить день субботний.
Ко
второй группе заповедей относятся
заповеди: почитай отца твоего и
матерь твою, не убий, не прелюбодействуй,
не кради, не произноси ложного
Последующая глава устанавливает 10 заповедей, необходимых для соблюдения договора. Эти заповеди или обязательства (на иврите «Мицвот», единственное число — «Мицва») могут быть как утверждениями (например: «Почитай отца твоего и матерь твою», так и запретами (например, «Не убий»). Первое из этих 10 речений (греческий термин «Decalogue», т. е. «Десятисловие») представляет собой утверждение, на котором основываются остальные заповеди в контексте: Мицвот (заповеди) книги Исход, 20 (также присутствующие во Второзаконии, говорят одновременно о культе и о морали. «Помни день субботний» —ритуальная заповедь, в то время как «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» — относится к этике. По традиции в Торе насчитывается 613 заповедей. 248 из них являются утверждениями и 365 — запретами. Дальнейшее разделение может быть сделано между заповедями, для которых основания очевидны, такими, как запрет на убийство, и теми, основания для которых неочевидны, как, например, запрет на употребление в пищу некоторых видов домашней птицы. Заповеди первого типа называются «мишиатим» («законы»), а второго — «хуким» («устав»). Некоторые евреи считают, что нужно попытаться найти основания для хуким. В частности, Маймонид в своем труде «Путеводитель для заблудших» утверждает, что они, как и мишпатим, имеют рациональную основу. Другие считают, что не стоит пытаться искать основание для того, что его не имеет. В самой Библии не приводится никаких оснований для мицвот. Их просто нужно соблюдать.
Тору читают в синагоге каждую субботу и на праздники. Каждая сидра получает название по первым ее словам на иврите. Так, часть 1:1—6; 8 книги Бытие называется «Берешит» («В начале»). «Берешит» — это также название книги Бытие в еврейской Библии. В напечатанном виде Тора занимает центральное место как в молитвах, так и в изучении ее в синагоге и дома. Термин, употребляемый для напечатанной версии пяти книг Моисея, в отличие от рукописных свитков («сэфер Тора»), — «хумаш» (от «хамеш» —«пять»).
Пятикнижие есть закон союза, состоявшегося на Синае между Богом, Творцом вселенной, с одной и народом Израильским - с другой стороны. Принимая этот закон, еврейский народ, величайшими чудесами собранный у горы Синая, единогласно восклицает "исполним и будем послушны"*2 и этим признает обязательность перед законом всех евреев на века.
В соответствии с раввинистическими комментариями главы 24:7 книги Исход Тора была предложена всем народам, но только Израиль принял ее. Совершенно очевидно, однако, что в основе этого выбора — любовь Бога, а не достоинства Израиля.
В
силу означенного союза Бог признает
еврейский народ святым, своим любимцем,
избранным из всех народов и племен земли.
Признание евреев народом избранным и
обещание устроить им вечное государство
и господство над другими народами, как
основные религиозные начала, на которых
зиждется все иудейство, как увидим ниже,
многократно подтверждается словами почти
всех Пророков.
2.2. Мишна
Семьи, которые вернулись домой после Вавилонского пленения, были семьями священнослужителей. Тот факт, что Храм был точкой опоры, на которой держалось вновь обретенное здоровье нации, отражен не только в книгах Левит и Числа, но и в других библейских писаниях, в которых была воздвигнута высокая стена между евреями и неевреями. Жизненно необходимым стало установление отличия еврейского народа от всех других, и для этого нужно было возвеличить его, окружить ореолом святости, поставить его отдельно от других. Этому процессу предстояло отразиться в естественном и социальном порядке жизни евреев, но прежде всего необходимо было утвердить его в службе в Храме. Именно служба, сосредоточенная вокруг жертвенника, определяла святость, которая, в свою очередь, предполагала исключительность и, таким образом, придавала значение образу жизни евреев. После разрушения римлянами Второго Храма в 70 г. н. э. настала необходимость снова подтвердить факт святости. Храма и действующего священнослужения больше не существовало, поэтому все внимание было уделено выработке основы, на которой жизнь всей нации могла стать священна. В иудаизме тех критических столетий, что последовали за потерей Храма, особенное внимание уделялось тщательной разработке освящения каждого аспекта жизни евреев. Тех святых, которые способствовали этому, называли «мудрецами». Их первый основной труд по этому вопросу — Мишна, завершенный к 200 г. н. э.
Информация о работе Правовые начала Пятикнижия Моисеева, Талмуда и Мишны