Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 06:19, контрольная работа
Понятие и виды правовых норм.
а)
Под правовой нормой понимается установленное государством и обеспечиваемое им закрепленное в его официальных актах, общеобязательное, формально-определенное правило поведения, которое предоставляет права и возлагает обязанности на участников общественных отношений, т.е. можно сказать, что правовая норма (норма права) – это правило поведения выраженное в статье юридического документа.
Так, правовые нормы относятся не к отдельному случаю, отношению или лицу, а к тому или иному виду действий, отношений и лиц, которые в них участвуют.
Правовые нормы могут осуществляться неоднократно, то есть всякий раз, когда налицо условия для ее осуществления.
Правовая норма не прекращает своего действия ее исполнением в каждом отдельном случае, даже если их будет множество.
Таким образом, в ст. 157
ТК РФ «Оплата
времени простоя»
содержится пять правовых норм:
1. Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
2. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
3. Время простоя по вине работника не оплачивается.
4. О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
5. Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
(часть
пятая введена
Федеральным законом
от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в
ред. Федерального закона
от 28.02.2008 N 13-ФЗ,
б)
Структура правовой нормы имеет определенный порядок изложения, содержания, а так же определяет взаимосвязь и соотношение ее элементов. Основными элементами структуры правовой нормы являются:
- гипотеза (содержит конкретные жизненные условия, при наступлении которых начинает действовать правовая норма).
Права и обязанности лиц и
организаций, предусмотренные
- диспозиция (содержит само правило поведения, которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений).
Правовые нормы устанавливают содержание правила поведения, которое выражается в мере (или мерах) дозволенного и должного поведения участников (сторон) регулируемого отношения. Данное достигается путем определения прав и соответствующих обязанностей сторон отношения. Таким образом та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности как меру поведения, именуется диспозицией.
- санкция (указывает на неблагоприятные последствия, наступающие при невыполнении предписаний диспозиции правовой нормы).
Соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом, и в целях защиты интересов общества и государства, прав и свобод граждан и организаций. Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции правовой нормы.
Включение в одну статью закона всех трех элементов нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено: а) системностью права (связью норм разных отраслей друг с другом); б) необходимостью компактного изложения текста закона.
В связи с этим на практике различаются:
а) норма-предписание — положение статьи закона, которое обычно содержит от одного до трех элементов правовой нормы;
б) логическая норма — находится в системе законодательства, всегда содержит три элемента.
Статья закона может содержать одну или несколько норм. Норма же в свою очередь может располагаться в одной или нескольких статьях закона.
Таким образом, в рассматриваемой
мной последней (пятой) норме права я различаю: Если творческие
работники средств массовой информации,
организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных
коллективов, театров, театральных и концертных
организаций, цирков и иные лица, участвующие
в создании и (или) исполнении (экспонировании)
произведений, в соответствии с перечнями
работ, профессий, должностей этих работников,
утверждаемыми Правительством Российской
Федерации с учетом мнения Российской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, в течение
какого-либо времени не участвуют в создании
и (или) исполнении (экспонировании) произведений
или не выступают -
гипотеза, то указанное
время простоем не является и может оплачиваться
в размере и порядке, которые устанавливаются
коллективным договором, локальным нормативным
актом, трудовым договором - диспозиция.
в)
Правовые нормы классифицируются на следующие виды:
а) нормы, исходящие от государства (нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти);
б) нормы, явившиеся результатом прямого волеизъявления населения (нормы непосредственно принимаемые населением конкретного территориального образования или населением всей страны) .
в) гражданско-правовые;
г) уголовно-правовые;
д) и других отраслей права.
1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности)
а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;
б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);
2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:
а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;
б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (деятельности);
в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;
г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.
1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;
2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;
3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;
4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции.
2) обязывающие — описывают обязанности одной из сторон правоотношения;
3) запрещающие — описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.
Указанная
выше и избранная мной для анализа, пятая
правовая норма ст. 157 ТК РФ, является нормой
права, исходящей от органа представительной
государственной власти (принята Государственной
Думой и одобрена Советом Федерации), относится
к отрасли трудового права. В регулировании
общественных отношений данная норма
права является нетипичной и относится
к таком виду как норма-принцип. По методу
же правового регулирования норма является
диспозитивной, так как позволяет субъектам
трудовых отношений в пределах требований
закона самим разрешить возникающие между
ними спорные моменты. Более того, по сфере
и субъектам действия, данная правовая
норма является управомочивающей, так
как в данной норме прямо предусмотрены
права одной стороны (работника) на оплату
времени, не являющегося простоем.
г)
Механизм правового регулирования – совокупность правовых средств, посредством которых осуществляется правовое регулирование, удовлетворяются интересы субъектов права.
К элементам механизма правового регулирования относятся:
- юридические нормы (нормы права), являющиеся основой правового регулирования. В них указывается, что дозволено и разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания;
- нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы (нормы права), воздействующие на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений;
- акты официального толкования, издаваемые специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм;
- юридические факты, предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
- правоотношения, являющиеся разновидностью общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых наделены взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспечиваемыми государством;
- акты реализации права, содержащие действия субъектов права, направленных на воплощение в жизнь предписаний норм права;
- акты применения права, акты индивидуализированного правового регулирования, в которых индивидуализированные властные предписания направлены на регламентацию общественных отношений;
- правосознание и режим
Поскольку юридическая норма (норма права) является основой действия механизма правового регулирования, то условия действия механизма правового регулирования заключены в самой гипотезе правовой нормы, таким образом, опосредуя движение общественных отношений. В рассматриваемой мной норме права указывается на конкретные обстоятельства, влекущие юридические последствия, что позволяет сделать вывод о наличии юридического факта. Субъективные права и обязанности содержатся в диспозиции нормы права. Реализации определенного права всегда соответствует выполнение соответствующей юридической обязанности. Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения, где общее нормативное правило детализируется в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности субъектов. Конкретизация правовых норм в поведении субъектов происходит, прежде всего, через правосубъектность. Правоотношение, устанавливая правовую связь между его сторонами, детализирует объем субъективных прав и обязанностей каждой стороны. Связи сторон правоотношения являются сложными, когда каждая из сторон несет по отношению друг к другу комплекс прав и обязанностей. Реализация прав может быть или непосредственной, или опосредованной - через правоприменение.