Правовая норма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 06:19, контрольная работа

Описание работы

Понятие и виды правовых норм.

Работа содержит 1 файл

для марьи тгп и труд..doc

— 83.50 Кб (Скачать)

    а)    

      Под правовой нормой понимается установленное государством и обеспечиваемое им закрепленное в его официальных актах, общеобязательное, формально-определенное правило поведения, которое предоставляет права и возлагает обязанности на участников общественных отношений, т.е. можно сказать, что правовая норма (норма права) – это правило поведения выраженное в статье юридического документа.

    Так, правовые нормы относятся не к  отдельному случаю, отношению или  лицу, а к тому или иному виду действий, отношений и лиц, которые в них участвуют.

    Правовые  нормы могут осуществляться неоднократно, то есть всякий раз, когда налицо условия  для ее осуществления.

    Правовая  норма не прекращает своего действия ее исполнением в каждом отдельном  случае, даже если их будет множество.  

      Таким образом, в  ст. 157 ТК РФ   «Оплата времени простоя» содержится пять правовых норм: 

    1. Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    2. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

(в  ред. Федерального  закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    3. Время простоя по вине работника не оплачивается.

    4. О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    5. Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

(часть  пятая введена  Федеральным законом  от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в  ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ, 
 

     б)

     Структура правовой нормы имеет определенный порядок изложения, содержания, а так же определяет взаимосвязь и соотношение ее элементов. Основными элементами структуры правовой нормы являются:

- гипотеза (содержит конкретные жизненные условия, при наступлении которых начинает действовать правовая норма).

       Права и обязанности лиц и  организаций, предусмотренные диспозицией  правовой нормы, возникают, изменяются  и прекращаются в связи   с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, наличие которых выступает условием осуществления данной нормы. Закрепление условий, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественного отношения, и носит название гипотезы правовой нормы.

- диспозиция (содержит само правило поведения, которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений).

       Правовые нормы устанавливают  содержание правила поведения,  которое выражается в мере (или  мерах) дозволенного и должного поведения участников (сторон) регулируемого отношения.  Данное достигается путем определения прав и соответствующих обязанностей сторон отношения. Таким образом та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности как меру поведения, именуется диспозицией.

- санкция (указывает на неблагоприятные последствия, наступающие при невыполнении предписаний диспозиции правовой нормы).

       Соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом, и в целях защиты интересов общества и государства, прав и свобод граждан и организаций. Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции правовой нормы.    

       Включение в одну статью закона всех трех элементов нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено: а) системностью права (связью норм разных отраслей друг с другом); б) необходимостью компактного изложения текста закона.

     В связи с этим на практике различаются:

     а) норма-предписание — положение статьи закона, которое обычно содержит от одного до трех элементов правовой нормы;

     б) логическая норма — находится в системе законодательства, всегда содержит три элемента.

     Статья  закона может содержать одну или  несколько норм. Норма же в свою очередь может располагаться в одной или нескольких статьях закона.

      Таким образом, в рассматриваемой мной последней (пятой) норме права я различаю: Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают - гипотеза, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором - диспозиция. 

     в)

     Правовые  нормы классифицируются на следующие виды:

    1. По субъектам правотворчества:

       а) нормы, исходящие от государства (нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти);

       б) нормы, явившиеся результатом прямого волеизъявления населения (нормы непосредственно принимаемые населением конкретного территориального образования или населением всей страны) .

    1. По  виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права):

     а) конституционно-правовые;

     б) административно-правовые;

     в) гражданско-правовые;

     г) уголовно-правовые;

     д) и других отраслей права.

    1. По  роли норм в регулировании  общественных отношений:

     1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности)

     а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;

     б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

     2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

     а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;

     б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (деятельности);

     в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

     г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

    1. По методу правового регулирования:

     1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

     2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

     3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

     4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции.

    1. По сфере и субъектам действия:

     1) управомочивающие — описывают права одной из сторон правоотношения;

     2) обязывающие — описывают обязанности одной из сторон правоотношения;

     3) запрещающие — описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.

     Указанная выше и избранная мной для анализа, пятая правовая норма ст. 157 ТК РФ, является нормой права, исходящей от органа представительной государственной власти (принята Государственной Думой и одобрена Советом Федерации), относится к отрасли трудового права. В регулировании общественных отношений данная норма права является нетипичной и относится к таком виду как норма-принцип. По методу же правового регулирования норма является диспозитивной, так как позволяет субъектам трудовых отношений в пределах требований закона самим разрешить возникающие между ними спорные моменты. Более того, по сфере и субъектам действия, данная правовая норма является управомочивающей, так как в данной норме прямо предусмотрены права одной стороны (работника) на оплату времени, не являющегося простоем.   

     г)

     Механизм правового регулирования – совокупность правовых средств, посредством которых осуществляется правовое регулирование, удовлетворяются интересы субъектов права.

       К элементам механизма правового регулирования относятся:

     - юридические нормы (нормы права), являющиеся основой правового регулирования. В них указывается, что дозволено и разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания;

     - нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы (нормы права), воздействующие на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений;

     - акты официального толкования, издаваемые специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм;

     - юридические факты, предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

     - правоотношения, являющиеся разновидностью общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых наделены взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспечиваемыми государством;

     - акты реализации права, содержащие действия субъектов права, направленных на воплощение в жизнь предписаний норм права;

     - акты применения права, акты индивидуализированного правового регулирования, в которых индивидуализированные властные предписания направлены на регламентацию общественных отношений;

     - правосознание и режим законности, для которых характерна нематериальность, которое не мешает им оказывать  действенное влияние на весь  процесс правового регулирования.  От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность всех элементов правового регулирования.

     Поскольку юридическая норма (норма права) является основой действия механизма правового регулирования, то условия действия механизма правового регулирования заключены в самой гипотезе правовой нормы, таким образом, опосредуя движение общественных отношений. В рассматриваемой мной норме права указывается на конкретные обстоятельства, влекущие юридические последствия, что позволяет сделать вывод о наличии юридического факта. Субъективные права и обязанности содержатся в диспозиции нормы права. Реализации определенного права всегда соответствует выполнение соответствующей юридической обязанности. Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения, где общее нормативное правило детализируется в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности субъектов. Конкретизация правовых норм в поведении субъектов происходит, прежде всего, через правосубъектность. Правоотношение, устанавливая правовую связь между его сторонами, детализирует объем субъективных прав и обязанностей каждой стороны. Связи сторон правоотношения являются сложными, когда каждая из сторон несет по отношению друг к другу комплекс прав и обязанностей. Реализация прав может быть или непосредственной, или опосредованной - через правоприменение.

Информация о работе Правовая норма