Автор: Ирина Иванова, 24 Августа 2010 в 10:58, курсовая работа
Ввиду произошедших политических перемен, затронувших, в частности, и характер российско-израильских отношений, возрос интерес к изучению иудаики, а также истории, культуры, не говоря уже о праве еврейского народа, рассеянного по всему миру, в том числе и России.
1. Введение 3
2. Источники иудейского права 5
3. Основные принципы иудейского права 18
4. Характеристика отраслей иудейского права 20
5. Заключение 28
6. Список использованной литературы 30
Самой главной мыслью Мишны была необходимость сохранения еврейским народом его святости, несмотря на отсутствие Храма. Земледелец должен повиноваться законам и порядкам, установленным книгой Левит (таким, как законы Седьмого года), а священники, даже несмотря на отсутствие возможности выполнять свои священнические обязанности, должны соблюдать правила, которые для них составлены в книге Левит (такие, как кастовый порядок при проведении свадебного торжества). Со времен Храма остались такие понятия, как «освящение», «выделенные времена», еженедельный Шабат, «новомесячье» и ежегодные праздники.
Священными становятся особенно трапезы этих праздников, поскольку стол как бы заменил жертвенник. Именно значение обрядов (таких, как омовение рук) и молитв (благодарение после трапезы) становится одним из средств выражения себя евреями как святого народа.
Шесть разделов Мишны:
1. Зраим («Семена», «Посевы») — законы, касающиеся земледелия.
2. Моэд («Срок») — законы соблюдения субботы, праздников, постов.
3. Нашим («Женщины») — законы брака и развода.
4. Нэзикин («Вред», «Убытки») — гражданские и уголовные законы.
5. Кодашим («Святыни») — законы, касающиеся храмовой службы, жертвоприношений и ритуального убоя.
6. Тохорот
(«Чистота») — законы
Каждый раздел («сэдар») подразделяется на более короткие части, которые называются «трактаты». Всего существует 63 трактата. Мишна охватывает шесть основных областей жизни и показывает, каким образом они могут быть освящены в конкретных обстоятельствах. Четыре раздела относятся к храмовой службе. Раздел «Семена» указывает, какое количество урожая идет на нужды священнослужителей, и какое — для других групп общины, соответствующим образом выделенных, например, для бедных.
Раздел «Праздники» трактуют поведение на каждый конкретный случай, например, на День Искупления, на Пэсах (Пасху) и другие праздники.
Раздел «Святыни» имеет дело с Храмом и системой жертвоприношений.
В разделе «Законы ритуальной чистоты» речь идет о законах ритуального осквернения и способах очищения и развиваются законы, которые содержит книга Левит (особенно главы 12—15). Два средних раздела регулируют повседневные дела («Вред») и имеют дело с вопросами гражданского и уголовного законодательства, а также вопросами семьи и дома и проблемами личного статуса («Женщины»).
2.3. Талмуд
Мишна представляет собой записи споров и обсуждений мудрецами письменной Торы, собранные за продолжительный период времени, хотя до 200 г. н. э. они не были составлены в одну книгу. В этих обсуждениях часто упоминаются Гиллелъ и Шаммай, оба жившие в конце I века до н. э. — в начале I века н. э. И хотя историческая фигура Гиллеля представляется весьма неясной, многие из преобладающих точек зрения приписываются ему.
Тот сборник, который представляет собой Мишна в настоящее время, был обработан рабби Иудой Принцем (Га Наси), который жил с 135 по 217 г. н. э. Другие дискуссии (в частности, «таннаим») не были включены в Мишну, они называются «Тосефта» («Дополнение»), «Тосефта» подразделяется на те же шесть разделов. Раввинистические дискуссии по вопросам толкования Торы в свете новых, специфических обстоятельств этим не заканчиваются. Слово «устная» действительно очень уместный термин для той Торы, которая следовала за письменной Торой, поскольку она представляет собой по существу запись устных споров и дискуссий в судах и академиях.
На протяжении двухсот лет, с 200 по 400 г. н. э., раввины палестинских академий, главным образом в Тверии, Кесарии и Цфате, обсуждали учение Торы, преимущественно в форме изучения аргументов. Позже эти обсуждения тоже были записаны. Они помещены параллельно с тем разделом Мишны, к которому они относятся, и известны под названием «Гемара» (на иврите означает «достижение совершенства», на арамейском языке «учение»). Такого рода углубленное исследование, часто занимающее несколько страниц, считалось совершенствованием Мишны.
Записи Мишны и Гемары вместе составили Талмуд (на иврите означает «изучать»). Составленный около 400 г. н. э., этот труд обычно называют «Йерушалми», «Иерусалимский Талмуд» (хотя академии были расположены на севере, а не на юге Палестины).
Талмуд включает в себя 39 комментирующих трактаты Мишны. Еще более подробные обсуждения Мишны проходили в Вавилонских академиях Сура и Памбедита. Они были позже обработаны (по преданию, это сделал рабби Аши и его ученик рабби Авиной около 500 г. н. э., хотя многие исследователи полагают, что работа продолжалась и в следующем веке) и приведены в форму Вавилонского Талмуда, известного под названием «Бавели». Хотя в этом труде Гемара написана на ряд трактатов Мишны, которые по объему меньше, чем в Иерусалимском Талмуде, Талмуд Бавели (Вавилонский) сам по себе значительно длиннее, и каждая дискуссия в отдельности занимает больше места, чем в Палестинском варианте. Его английский перевод, опубликованный «Soncino Press», напечатан на 15 тысячах страниц. Плод работы раввинистической мысли на протяжении трех столетий, по широте охвата и глубине он наводит на сравнение с морем.
Когда упоминают или цитируют Талмуд без дополнительного определения, имеется в виду Талмуд Бавели (Вавилонский). Привлекая к себе внимание лучших комментаторов и наиболее знающих, всесторонне образованных толкователей, Талмуд Бавели (Вавилонский) стал основным источником авторитетного права и богословия.
Талмуд,
таким образом, представляет собой
вершину, которой достиг процесс толкования
письменной Библии. Со временем его стали
рассматривать как своего рода свод законов
с упором на практическую сторону жизни.
Однако первоначально многие случаи из
области прецедентного права и их решения,
рассматриваемые в Талмуде, были скорее
теоретическими, чем практическими. Представляется,
что значение имел сам факт спора, как
для самих амораим (толкователей Талмуда),
так и для редакторов Талмуда. Об этом
говорит то обстоятельство, что целые
разделы Талмуда были посвящены богослужению
в Храме, в то время как сам Храм был разрушен
за несколько столетий до составления
Талмуда.
2.4. Правовая традиция (Галах) и повествовательные традиции (Агада)
В тот же период, когда составлялись комментарии к Мишне, тогда же шла работа по толкованию самого Священного Писания, и в итоге были составлены мидрашим (комментарии к Библии), упомянутые во второй главе. Таким образом, раввинистическая литература может быть сгруппирована в две части: Мишна и мидрагпим. Есть, однако, и другой способ классификации раввинистической литературы — в соответствии с литературным жанром. Письменная Тора включает в себя как материалы, связанные с Моисеевым законом, так и повествовательные. По мере развития устной Торы предания также принимали как форму закона, так и художественную форму.
Правовые обычаи называются «Галаха». Принято считать, что это слово происходит от глагола «идти» или «ходить» на иврите. Отсюда «Галаха» означает «путь». Понятие «Галаха» включает в себя все, что регулирует человеческое поведение, также понятие является как описательным, так и предписывающим. Оно описывает «путь», которым Божий народ совершает те или иные поступки, используя такие формулировки, как: «Такой-то делает это; а такой-то делает то», и не употребляет повелительное наклонение: «Делай это; не делай того!»
С помощью Галахи раввины пытаются направлять жизнь еврейского народа, чтобы он строил общество и служил Богу теми способами, которые они считают правильными. В законах они видят перспективу на будущее. С помощью этих законов, даже если временами они уходят от практической жизни (как, например, законы из пятого раздела Мишны, которые имеют дело со святынями Храма, в то время как к 200 г. н. э. Храм лежал в руинах уже более сотни лет), раввины описывают, как нужно поступать в идеальном мире. Повествовательная традиция называется «Агада». Это слово на иврите означает «рассказывать». Таким образом, Агада — это, по существу, история. Агада тоже отражает основные моменты иудейской религии, но в форме рассказа, полного легендарного или исторического воодушевления и энтузиазма. Агада также включает в себя различные отрасли науки, элементы народной мудрости и теоретическое богословие и этику, поскольку они имеют отношение к поведению. Талмуд в основном построен на Галахе, хотя в него включены и некоторые материалы Агады. С другой стороны, практически все мидрашим (раввинистические толкования Писания) строятся на материале Агады, с небольшими включениями Галахи.
Художественная природа Агады отражается в том способе, с помощью которого огромное количество раввинов II века толкуют выражение «Дух Божий»4. Одни считают, что оно должно означать «дыхание», другие — «Адам», третьи — «Мессия». Все три толкования включены в мидраш без малейшей попытки вынести общее решение по этому вопросу. Испытание их «правоты» целиком зависит от силы их поэтического воздействия.
Таким образом, Агада предоставляет то, что стоит за религиозной практикой не в смысле формальной доктрины, как, например, в христианстве, где за практикой стоит вероучение христианской церкви, а в смысле энергии и воодушевления.
Галаха, правовая традиция, которая обеспечивает преемственность времен от античности к настоящему времени. И как всякая живая традиция, она все время подвергается процессу адаптации, а ответ на постоянно меняющиеся нужды людей. Там, где в предмет изучения входят темы, не имеющие прямого отношения к современной жизни, его целью становится посмотреть, как первоначальные законы можно было бы применить. Звенья, связывающие реальную действительность с идеальным миром Талмуда, продолжают коваться. В приведенном ниже списке указаны титулы, дарованные тем, кто из века в век передавал предания:
1. Софрим (200—1 гг. до н. э.).
2. Танаим (1—220 гг. н. э.).
3. Амораим (220—ок. 500 гг. н. э.).
4. Савораим (500—ок. 650 гг. н. э.).
5. Геоним (650—1050 гг. н. э.).
Последний из них, геоним («высокочтимые»), относился к тем, кто возглавлял ведущие раввинистические академии в Вавилоне. Самый
известный гаон из академии в Суре был Саадия (X век). Поскольку раввины из многих стран посылали геоним свои вопросы об установках, содержащихся в Талмуде, была выработана целая система ответов — «респонсы». Эти письменные ответы на вопросы обычно собирали вместе и издавали или сами авторы, или их ученики. Вопросы относительно Галахи продолжали задавать и много позже периода геоним в Вавилоне. Наиболее известными из отвечавших на вопросы были Израиль Иссерлейн из Австрии
(1390—1460), Иезекиль Ландау из Богемии (1713— 1793), Иосиф Шауль Натансон с Украины (1808— 1875) и Бенцион Узиель из Палестины (1880—1945). Именно неохватность этого моря раввинистической литературы и привела, особенно в средние века, к систематизации Галахи.
Не только величина Талмуда, но также и его структура делает процесс поиска той или иной темы делом исключительно сложным. Несмотря на названия разделов и трактатов, ссылки на ту или иную конкретную тему разбросаны по всему Талмуду. Как говорит Льюис Якобе, его форма нелогична, но литературна. Различные подробности могут быть включены туда, где они произведут наибольший эффект, а не в точной последовательности, подобно тому как в пьесе или романе читателю сообщают сведения о героях. Подводные камни такого рода изложения сложной системы прецедентного права очевидны, особенно когда речь идет о замене живого обычая сухой кодификацией.5
Четыре кодекса тем не менее оказали определенное влияние, так как людям необходимо было знать результат раввинистической дискуссии, а не ее подробности.
Первый кодекс — это сборник XI века, составленный рабби Исааком Алфази, известным под акронимом «Риф». Этот кодекс проложил путь в XIII веке работе Маймонида. Его книга «Мишнэ Тора» («Повторение Торы») убеждала испанских евреев: «Отныне всякий, кто сначала прочитает письменную Тору, а потом эту книгу, будет знать всю устную Тору». В XIV веке появился труд рабби Иакова бен Ашера «Арба Турим». Название переводится как «Четыре ряда», предмет Галахи подразделяется здесь на четыре части, по темам: повседневная жизнь и ритуалы; религиозные правила, такие, как законы приема пищи; отношения между полами; гражданское и уголовное законодательство.
Эта
четырехчастная классификация была
принята для составления последнего и,
насколько можно судить, самого значительного
Свода законов Галахи — Шулхан Арух («Накрытый
стол»). Кодекс был создан в XVI веке рабби
Иосифом Каро, который так же, как Риф и
Маймонид, жил какое-то время в Испании.
После изгнания его оттуда он поселился
в Палестине, в Цфате — крупном иудейском
образовательном центре. Шулхан Арух был
принят большинством евреев-сефардов,
а позднее - ашкеназов, после того как польский
ученый рабби Моисей Иссерлез сделал к
нему примечания. Эти примечания относились
к практике ашкеназов и были известны
под названием «Маппа», «Скатерть» к «Накрытому
столу». В число заповедей Шулхан Арух
входит запрещение обращаться в нееврейские
суды; законы посещениябольных и законы
соления мяса. 6
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИУДЕЙСКОГО ПРАВА.
Среди
составных компонентов
Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права.
Информация о работе Правовые начала Пятикнижия Моисеева, Талмуда и Мишны