Появление масонства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена изучению масонства. Мы выбрали эту тему случайно, но, чем дальше мы в нее углублялись, тем более интересной она нам казалась.
Масонство – одна из наиболее загадочных и интересных страниц истории. Масоны влияли на жизнь отдельных людей и целых государств. В разные периоды истории это влияние имело разные направления. Масоны могли выступать и как революционная сила (в частности, многие декабристы были членами масонских лож) и как реакционная. Вместе с тем, поскольку деятельность масонов всегда была покрыта тайной, не всегда можно сказать, принимали ли масоны участие в каком-либо событии или нет.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Что такое масонство? 5
Глава 2.История масонства. 6
Глава 3.Масонство в России. 12
Первое упоминания. 12
При Екатерине II. 12
При Павле I. 14
XIX век. 15
XX век. 18
Заключение. 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Появление масонства в России.docx

— 81.35 Кб (Скачать)

 

МОУ СОШ №46

 

 

Масонство в России.

 

 

Выполнили:

Васильев Сергей

Исаев Максим

Научный руководитель:

Бутузов Александр Владимирович

 

Петрозаводск 2011 г.

 

Содержание      стр.

Введение.            3 

Глава 1.Что такое масонство?        5 

Глава 2.История масонства.        6 

Глава 3.Масонство в России.        12

  • Первое упоминания.        12
  • При Екатерине II.        12
  • При Павле I.         14
  • XIX век.          15
  • XX век.          18

Заключение.          24

Список использованной литературы      25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Данная работа посвящена изучению масонства. Мы выбрали эту тему случайно, но, чем дальше мы в нее углублялись, тем более интересной она нам казалась.  

Масонство – одна из наиболее загадочных и интересных страниц  истории. Масоны влияли на жизнь отдельных  людей и целых государств. В  разные периоды истории это влияние  имело разные направления. Масоны могли  выступать и как революционная  сила (в частности, многие декабристы были членами масонских лож) и  как реакционная. Вместе с тем, поскольку  деятельность масонов всегда была покрыта  тайной, не всегда можно сказать, принимали  ли масоны участие в каком-либо событии  или нет.

Даже в настоящее время  многие оправдывают какие-либо происходящие события влиянием масонов.

В частности, события периода  развала СССР до сих пор называют «масонским (или жидомасонским) заговором».

В процессе работы мы изучили, обработали и классифицировали множество  теоретического материала по данной теме.                                       

Масонство тесно связано  с мистикой и религией, по-разному  оценивается в исторических и  историко-литературных исследованиях. Некоторые исследователи масонства  считают его религиозной сектой. На наш взгляд, это не совсем верная интерпретация. Нельзя сводить масонство  только к религиозным течениям. Очень  многое в деятельности масонства  имело исключительно светский характер.

На наш взгляд, одна из интереснейших страниц истории  масонства, связана с Россией. Масоны принимали участие во всех эпохальных событиях в Российской истории, начиная  с конца XVIII века. Дворцовые перевороты, восстание декабристов, все революции  прошли при прямом или косвенном  участии масонов.

Деятельность масонских  лож в России наложила большой  отпечаток на всю современную  европейскую историю.1

 

 

 

Глава 1.Что такое масонство?

Масонство, франкмасонство (от франц. franc-maçon или англ free-mason — вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникшее в новое время в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России, Дании, Швеции, Индии, США и других странах. В масонстве под знаком этического учения, провозгласившего "объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи", идеи освобождения всех сфер жизни от влияния религии переплелись с элементами религиозного мистицизма.

В "Книге уставов", составленной в 1723 лондонским проповедником Джеймсом Андерсоном, масону предписывалось не быть "ни глупым атеистом, ни безрелигиозным вольнодумцем", поддерживать гражданские  власти, не участвовать в политических движениях.

Отрицая церковную догматику  и культ, масоны чтут бога как "великого архитектора вселенной" (в духе деизма (от лат. deus — бог) -  религиозно-философское воззрения, получившего распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.), допускают исповедание любой религии, вводят в своё учение и в ритуал элементы христианства, иудаизма и других религий.

Масоны  объединяются в  местные организации (ложи); совокупность лож в национальном масштабе составляет Великую ложу во главе с гроссмейстером (великим магистром, великим мастером). Название, организационная формы (ложа), иерархия (ученик, подмастерье, мастер, великий мастер), а также символические  знаки (циркуль, молоток, отвес, мастерок, фартук, перчатки) и другие традиции заимствованы масонством из практики средневековых цеховых объединений  строителей-каменщиков, в особенности  высшей их прослойки (архитекторы, скульпторы, художники).

Первоначально движение носило буржуазный характер, во 2-й половине XVIII века в нём участвовали многие просветители. Противопоставляя себя феодальной государственности и официальной церкви, масонство стремилось создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе.

 Постепенно (особенно  в Европе) масонство  приобрело  более аристократический характер. В нём усилились элементы мистицизма, сменившего рационалистический  дух раннего масонство, стремление  связать масонство со средневековыми  рыцарскими и мистическими орденами (тамплиерство, розенкрейцерство и  др.). Прежняя относительно простая  организация заменялась всё более  сложной иерархией (в некоторых  направлениях масонство — до 99 степеней), был создан пышный  ритуал.

 

Глава 2. История масонства.

Образование франкмасонства тесно связано с историей средневековых  ремесленных цехов и братств.

В Англии, откуда и ведется  история современного масонства, первые гильдии появились в XII веке, однако, с расцветом цехового движения считается XV век, когда ремесленные объединения стали играть важную роль в жизни сначала городов, а потом и всей страны.

Так, самые влиятельные  из них обладали правом посылать своих  представителей в городские советы и даже участвовать в выборах  парламента. Гильдии делились на три  разряда. Входящие в первый разряд имели  право направлять в городской  совет шестерых своих представителей, гильдии второго разряда - четырех, третьего разряда - двоих.

 К этому времени  цехи уже владели собственными  домами и богадельнями, из их  среды выделялись наиболее талантливые  и деятельные люди, которые впоследствии  станут фабрикантами и предпринимателями. 

 Члены наиболее почетных  цехов составляли городскую знать;  они обладали широкими правами  и привилегиями, которыми отчасти  соперничали с земельной аристократией.  Порой эти привилегии становились  причиной резкого недовольства  городских властей. К примеру,  известен случай, когда муниципалитет  города Эксеттера направил британскому  королю жалобу на то, что цех  портных "привлекает в свою  среду посторонних и даже не  живущих в городе лиц", заставляя  их делать взносы в свою  кассу. 

Цехи каменщиков не были самыми старыми или самыми влиятельными среди других цехов, первое упоминание о них в официальных документах относится к концу XIV века, когда гильдия строителей была отнесена ко второму разряду. Но уже в 1411 году Лондонский цех каменщиков был включен в число официальных учреждений, а в 1472 году получил свой герб. С 1481 года королевским указом членам этого объединения было дано право носить мундир, иными словами, они получили весь объем прав и привилегий, которыми пользовались самые крупные и влиятельные гильдии ремесленников. Каменщики тоже практиковали прием в свои ряды людей, не владевших профессией строителя; с этого момента возникают две категории масонов - "оперативные", т.е. те, кто являлся строителем и владел строительной профессией, и "спекулятивные" или "признанные" - не имевшие никакой связи со строительством, но решившие подчиняться внутренним правилам цеха каменщиков, принять их обычаи и моральные постулаты, и, соответственно, пользоваться их привилегиями.

Одна из важнейших привилегий каменщиков - свобода передвижения, которая была необходима по роду профессии, поскольку средневековым строителям приходилось переезжать из города в  город для участия в возведении замков, домов знати, церквей и  соборов. В те времена все податные слои общества были обязаны соблюдать  жесткие законы об оседлости. Каменщики  были единственными податными жителями Англии, которым было позволено свободно передвигаться по стране. Поэтому  их стали называть "вольными". Так появилось нынешнее название "франкмасон" (free mason) – "вольный каменщик".

Древнейшие документы, рассказывающие о жизни и деятельности английских строительных рабочих - это артельные  уставы, относящиеся к XIV и началу XV веков. Из них видно, что их собрания проводились в специальном крытом помещении, называемом ложей (Lodge), в которой бессемейные рабочие также и жили. За порядком работ и поведением каменщиков следил старший мастер и надзиратели.

Вступая в артель, рабочие  приносили присягу "на книге" (очевидно, на уставе). В XV веке ложей стали называть не только мастерскую, но и саму артель.

Кроме цеховых организаций  ремесленники объединялись в более  тесные союзы - братства взаимопомощи, носившие церковно-религиозный характер.

В них существовал культ  святого покровителя цеха (у каменщиков, как правило, это был св. Иоанн), большую роль в деятельности этих братств играли взаимная забота и  помощь, а также помощь в путешествиях, для чего использовались пароли и  тайные знаки, по которым браться  могли узнать друг друга и оказать  поддержку. Сообщения паролей и  присяга верности составляли существенную часть церемоний вступления в  братство. В годичные цеховые праздники  устаивались пирушки, где ритуал соблюдался не менее строго, чем  при проведении обычных встреч и  бесед. Пароли и тайные знаки существовали не только у членов братств, но и  у членов цехов, где они были тесно  связаны с квалификацией. При  переходе от одного строительства к  другому с их помощью каменщики  сообщали о своей принадлежности к цеху и об уровне мастерства. 

Со второй половины XVI века в жизни ремесленных союзов каменщиков настают трудные времена. Появляются новые, менее трудоемкие, методы строительства, готика сменяется новыми архитектурными стилями, в Англии появляются иностранные строители - французы, немцы, голландцы. С началом Реформации начались гонения на все организации, носившие церковный характер, и в 1547 году в Англии все они были запрещены парламентским актом. Многие ремесленные братства не смогли пережить этого и исчезли. Однако, масонское братство устояло; оно перестало быть католическим, церковные обряды и мистерии на библейские темы исчезли из их обихода, но церемонии приема, годичные банкеты и другие старые обычаи продолжали сохраняться, превратившись в прочную традицию.

С этого времени началось заметное разделение цехов и братств: первые ведали чисто профессиональной стороной дела, вторые - хранили и  развивали этические традиции братского  общения и взаимопомощи.

 Со временем произошло  и организационное разделение: уже  можно было быть членом братства, не состоя в цехе, и наоборот. Древнейший документально подтвержденный  случай участия в масонских  трудах не-строителя относится  к Эдинбургской ложе Шотландии: 3 июня 1600 года на собрании присутствовал  сэр Джон Босуэлл, лорд Очинлекский.  С тех пор присутствие шотландской  знати в ложах становится заурядным.  Правда, в конце XVII века встречались ложи, состоявшие сплошь из каменщиков (например, ложа в Глазго), но одновременно с ними были ложи наподобие Абердинской, где в 1670 году из 49 членов только 12 были профессиональными каменщиками, остальные были пасторами, коммерсантами, представителями интеллигентных профессий - учеными, писателями или представителями дворянского сословия. Можно только догадываться о причинах, толкавших этих людей к вступлению в масонские братства. Для некоторых привлекательными могли быть льготы и привилегии, которыми продолжали пользоваться строительные гильдии, но вряд ли они могли быть притягательными для аристократов и деятелей церкви, которые были самым привилегированным сословием Англии и других стран Европы. Предположительно, это могло быть стремление к старине и традициям, к древним легендам о происхождении масонских братств, веселым традиционным пирушкам или возможности покровительствовать слабым. Некоторые исследователи масонской истории предполагают, что появление в ложах представителей высших слоев общества было вызвано их стремлением контролировать деятельность лож, ибо существовало опасение, что работы, проводившиеся в них, могли быть опасны для правящего класса. Нет смысла отрицать это полностью, но, видимо, нет смысла отрицать и то, что аристократия желала возглавить масонство в политических целях, для того, чтобы использовать его возможности в своих интересах.

Но, как бы то ни было, масонское  братство, продолжая оставаться в  своей массе профессиональным объединением строителей, получило высоких покровителей, благодаря которым, видимо, и сохранилось  тогда, когда ремесленные цехи стали  постепенно приходить в упадок и  исчезать.

В это время в ложи вступают представители ученой интеллигенции, философы и люди реформаторского  склада ума, которые из-за наступившей  вслед за Реформацией реакцией уже  не могли свободно высказывать свои взгляды.

В масонство проникают  утопические идеи, утверждавшие, что  можно построить справедливое общество на основах достижений науки и  разума.

Развитию этих идей как  нельзя больше способствовал и состав строительных корпораций, в которые, наряду с представителями тяжелого ручного труда, входили люди творческие - художники, скульпторы, архитекторы. Масонский цех сам по себе был  символом того, что любое крупное  дело требует согласных усилий всех рабочих, как бы ни низки или высоки были их познания и умение. Эта древняя  этика строителей стала благодатной  почвой для развития идей справедливости, равенства и ненасильственного  передела общества на новой, более разумной основе.

Идеи эти было небезопасно  провозглашать открыто; отсюда берет  свое начало символический язык масонства. Строительные инструменты становятся знаками, символизирующими нравственные качества, воплощают этические законы справедливости, сам процесс строительства  становится символом построения нового совершенного общества.

 Масонство, таким образом,  постепенно превращается из корпоративной  идеологии ремесленного братства  в этическое учение, воспитывающее  в своих адептах лучшие человеческие  качества.

 Вот как писал о  масонских работах выдающийся  русский писатель Михаил Осоргин: "В перспективе липовой аллеи  появляются очертания стоящегося  Храма, который никогда не будет  достроен. Сюда стекаются изо  всех стран люди, отмеченные не  особыми талантами, не профанскими  заслугами, не богатством, не родовитостью, не пойманной за хвост славой, а тайной печатью посвященности.  Они никем не призваны - они  сами себя нашли и взаимно  утвердили. Братская цепь кафинскими  узлами связала их воедино  и отделила от злобствующего,  больного, непросвещенного мира, который  должно пересоздать. В то время  как другие строители, практики  и фантазеры благодетельствуют  человечество готовыми программами,  потчуют его социальными опытами,  вырывают друг у друга вожжи  дребезжащих колесниц и катятся  кубарем под ноги взбесившихся  лошадей, - эти тайные заговорщики,  вне политических страстей и  предрассудков - по ту сторону  догмы и обязательных верований,  вооружившись молотом и резцом  исканий, медленно обтесывают  каждый свой собственный грубый  камень, стараясь придать ему  правильную, удобную для пригонки  к другим форму. Прошедшие первый  искус кладут из этих камней  фундамент и возводят стены  нового идеального Храма; испытанные  в работе наносят прекрасный  рисунок на чертежную доску  и руководят стройкой. Величавый  Храм растет и вширь и ввысь, - но масштабы его таковы, что  только все человечество могло  бы общими дружными усилиями  довершить его постройку единым  куполом. Дожить до этого не  мечтает ни один каменщик; он  довольствуется своим малым вкладом, - и он умирает, завещая свое  дело мастеру новому, который,  может быть, переделает заново  всю его работу, потому что  лучшее враг хорошего, истина  никому не известна...".

Информация о работе Появление масонства в России