Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 11:13, реферат
Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения.[42] Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России.
Масонство в
России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах
основателями масонства в России часто
называют Петра
I и его соратников Франца Лефорта и Патрика
Гордона. Эта
версия, однако, не имеет документального
подтверждения.[42] Первое достоверное
известие о начале масонства в России
относится к 1731 г, когда гроссмейстер Великой
Лондонской ложи лорд Ловель назначил
капитана Джона Филипса Провинциальным
Великим Мастером для России.[43] Широкое распространение
масонства в России, началось с основания
нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х
годах. В документах
Великой Ложи Англии указывается, что
в 1740
году он был
назначен провинциальным Великим Мастером
для России. Первоначально большинство
членов русских лож были иностранцами —
офицерами на русской службе и купцами,
но вскоре стало расти и число масонов
русских по рождению. В 1750-х
годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р. И.
В 1772
году Провинциальным
Великим Мастером стал канцлер И. П. Елагин, который реорганизовал
существовавшие к тому времени в России
ложи в единую систему. Кроме самого И. П. Елагина
в возглавляемую им «Великую
Провинциальную ложу» в Санкт-Петербурге входили такие известные
в то время масоны, как граф Р. И. Воронцов (
«Муз» (мастер И. П. Елагин),
«Урании» (мастер В. И. Лукин), «Беллоны» (И. В. Несвицкий), «Астреи» (Я. Ф. Дубянский), «Марса» (Яссы, мастер П. И. Мелиссино), «
Альтернативной Елагинской масо
16 июля 1782 года собрался Вильгельмсбадски
Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н. И. Новикова, который вступил в масоны в 1775 году в одной из Елагинских лож. Вместе с Иоганном Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. 1 августа 1822 года масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I.[47]
Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году вновь начинают появляться в начале XX-ого века, при Императоре Николае Втором в 1905 году, под эгидой Великого Востока Франции. Они получают весьма широкое распространение в стране на тот исторический период. В это время ложи Великого Востока Франции относятся к так называемому Либеральному масонству. Как пишет историк масонства Брачёв В., в 1910 году, от лож Великого Востока Франции, начинают учреждаться ложи, которые вскоре составили основу новой организации именуемой Великий Восток народов России[48][49].
Великий
Восток народов России был
создан на учредительном съезде в Москве
летом 1912 года. Характерным отличием
лож ВВНР от лож ВВФ являлась отмена ряда
обязательных пунктов в работемасонских
лож. Такими
пунктами стали: упразднение степени подмастерья,
упрощение ритуалов, написание политических
программ вместо зодческих
работ, обсуждение политических вопрос
Руководящей структурой Великого Востока
Народов России организации
был Верховный Совет, во главе которого
стоял Генеральный секретарь. Первым секретарем
Верховного Совета Великого
Востока Народов России был Н. В. Некрасов, после с 1913 по 1914 г. А. М.
Великий Восток народов России объединял несколько десятков лож, приблизительно, из 10-15 человек каждая, ложи создавались по территориальному принципу, а также в Великом Востоке Народов России было несколько специальных лож: «Военная», «Литературная», «Думская ложа „Роза“». Общее число членов лож Великого Востока Народов России было в пределах нескольких сотен человек. Великий Восток народов России прекратил работу после революции 1917 года.
В начале XX-ого
века в Россию, вслед за масонством, из
Франции проникает эзотерическое
христианское учение Мартинизм, тесно связанное с либеральным
масонством и
масонской эзотерикой. Его приносит в Россию доктор Жерар Анкосс Папюс, заинтересовав мистической стор