Появление масонства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена изучению масонства. Мы выбрали эту тему случайно, но, чем дальше мы в нее углублялись, тем более интересной она нам казалась.
Масонство – одна из наиболее загадочных и интересных страниц истории. Масоны влияли на жизнь отдельных людей и целых государств. В разные периоды истории это влияние имело разные направления. Масоны могли выступать и как революционная сила (в частности, многие декабристы были членами масонских лож) и как реакционная. Вместе с тем, поскольку деятельность масонов всегда была покрыта тайной, не всегда можно сказать, принимали ли масоны участие в каком-либо событии или нет.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Что такое масонство? 5
Глава 2.История масонства. 6
Глава 3.Масонство в России. 12
Первое упоминания. 12
При Екатерине II. 12
При Павле I. 14
XIX век. 15
XX век. 18
Заключение. 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Появление масонства в России.docx

— 81.35 Кб (Скачать)

По мере роста числа  лож возникала необходимость  координировать их деятельность. Поэтому  в Лондоне в 1717 году четыре ложи объединились и создали своеобразный орган  надзора, Великую Ложу, ежегодные  собрания которой привлекали повышенное внимание общества и превращали орден  в динамично растущее движение.

Как бы то ни было, в Англии между 1737 и 1907 годами в братстве состояли шестнадцать принцев и четверо  из них стали впоследствии королями. С объединением оперативных и  признанных масонов в единое братство масонство приняло ту форму, в  которой оно существует и сегодня. От оперативного масонства оно переняло строительные инструменты, степени, отражающие уровень посвященности членов лож  в масонские тайны, секретные  слова и знаки, при помощи которых  масоны узнают друг друга, обязанность  трудиться и многое другое. Признанные масоны, которые в массе своей  были людьми интеллектуального труда, на этом фундаменте построили стройное здание масонской символики, которая отражала их понимание мира, веру в возможность создания справедливого общества через совершенствование каждого из его членов и отношений между ними. Возникли масонские легенды, начались поиски истины в древних верованиях и учениях.

Считается, что последним  Великим Мастером оперативного масонства  был английский архитектор Кристофер  Рен, построивший собор Святого  Павла в Лондоне. В течение  восемнадцати лет, пока шло строительство  храма, он посещал расположенную  неподалеку ложу Святого Павла. О  его мастерстве зодчего дает представление  такая история. Когда собор уже  был почти построен, городские  власти обратили внимание на то, что  в центральном пространстве храма  нет колонн, которые поддерживали бы огромных размеров потолок. Кристофер  Рен убеждал, что колонны не нужны  и потолок не обвалится, и приводил в качестве доказательства свои расчеты. Однако ему не поверили и распорядились  подпереть потолок собора колоннами. Рен выполнил это требование, но... возведенные им колонны не достают  до потолка, между капителями и самим  потолком есть пространство. Эти колонны, не подпирающие потолок, стоят и  сегодня, являясь символом высочайшего  мастерства зодчего и обычного недоверия  властей к достижениям наук.

С годами масонство совершенствовало свою организацию. В 1723 году в Англии была опубликована "Книга Уставов", написанная шотландским священником  Джеймсом Андерсоном. Этот документ провозглашал, что представители различных  религиозных течений должны суметь объединиться в дружественной атмосфере  ложи для спокойного обсуждения новых  идей. "Хотя в древние времена  масоны принимали вероисповедание  той страны, в которой они находились, теперь же представляется целесообразным принудить их перейти в ту Религию, где все люди придут к взаимному  согласию, оставив при себе свое частное мнение; то есть следует  быть добродетельным и искренними людьми, людьми благородными и честными, как  ни были бы различны их названия и убеждения", - говорилось в "Книге Уставов".

С тех пор терпимость и  непредубежденность стали законом, свято соблюдающимся в масонских  трудах.

 Типографским способом "Уставы" были изданы в Америке  в 1734 году Великим Мастером  Бенджамином Франклином в Филадельфии.  Очень быстро масонское братство  пустило корни по всему Европейскому  континенту. В конце 30-х годов  XVIII века ложи существовали в Бельгии, России, Италии, Германии, Швейцарии. В 1735 году в Париже действовало 5 лож, к 1742 году их число возросло до двадцати двух, а через сорок пять лет, накануне Французской Революции, число масонов достигало 100 тысяч.

Католическая церковь  с подозрительностью и опаской  наблюдала за быстрым распространением масонства. Масоны быстро создали свои собственные ритуалы, историю, легенды  и иерархию, которые являются неотъемлемой принадлежностью официальной религии.

Уже в 1738 году папа Климент  XII выступил с первым и очень яростным обличением масонства. В своей энциклике он повелевал отлучать от церкви всех католиков, прошедших обряд посвящения в масонское братство. Папа объявил, что приносимая масонами клятва хранить секреты братства является угрозой священности исповеди и власти церкви, выступал против сотрудничества с людьми, исповедовавших отличные от официальной церкви убеждений. По всей Европе гражданские власти начали выполнять предписания, накладывая на масонов штрафы и даже подвергая их пыткам. Преследованиями со стороны католической церкви не исчерпывались гонения на масонов. Почти сразу после официального открытия Великой Ложи в Лондоне в 1717 году в газетах стали регулярно появляться "разоблачающие" сообщения о масонстве. Масонов обвиняли в союзе с антихристом, утверждали, будто на закрытых собраниях проходит разнузданные оргии.

Политические события, аморальные поступки отдельных членов братства время от времени подогревали  антимасонские настроения.

 В 1735 году были запрещены  собрания голландских лож из  боязни, что члены братства принимают  участие в политических интригах. Аналогичные запреты последовали  в Швеции в 1738 году и в  1745 году в Швейцарии.

Но начавшиеся гонения  на масонов уже не могли привести к уничтожению братства, так сильны были их идеи и покровительство со стороны влиятельных людей. Однако под действием "разоблачений" общественное мнение временами становилось резко враждебным по отношению к масонству.

Ответом масонов стал уход в изучение истории. Состоявшие в  братстве ученые стремились найти истоки представлений масонов об общественной морали в древних этических и  религиозных учениях.

Они одни из первых заметили родство древних религий и  их этических систем между собой, они открыли поразительное сходство космогонических представлений  о мире у различных народов.

Так стало принимать современную  форму представление о Великом  Строителе Вселенной, воплотившем  в себе черты верховного божества различных народов. Им удалось восстановить смысл античных мистерий, посвятительных обрядов жрецов древнего Египта, расшифровать тайны карт Таро, по-новому прочесть предания арийских народов Центральной  Азии, увидеть глубинное родство  между этикой индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма и других религиозно-философских  систем Востока с этикой Ветхого  Завета и Христианства.

Постепенно масонство  превращалось в синтетическое, универсальное  этико-философское учение, что дало ему возможность распространиться по всему миру, не конфликтуя при  этом с религиозными системами, отличными  от христианской религии.

Однако учение это особого  свойства: вместо формулировок, вместо слов для обозначения человеческих качеств, моральных, философско-этических  понятий масоны используют символы, в которые превратились в первую очередь строительные инструменты.

Вместе с тем,  смысл  понятий, которые олицетворяют эти  инструменты, открываются только тем, кто прошел посвящение и взял на себя обязательство хранить тайну.

Тайной являются также  особые слова и знаки, по которым  масоны узнают друг друга. Переходя из степени в степень масон узнает новые качества инструментов и стоящие  за ними нравственные нормы, новые слова  и знаки, которыми он может сообщить уже не только о своей принадлежности к масонскому братству, но и о  степени своего посвящения. Сегодня, когда о масонстве издано много  книг, эти тайны тайной уже не являются, и тем не менее вольные  каменщики продолжают их хранить. Такой  парадокс объясняется довольно просто: умение хранить тайну - одно из человеческих достоинств, и воспитание этого качества в себе - одна из обязанностей масона. Для него тайна по-прежнему остается таковой, независимо от того, кто и  когда ее раскрыл. Обязанность хранить  тайну проистекает и из других соображений. Масонство - движение филантропическое, т.е. одной их его целей является сотворение добра ближним. Но доброе дело, о котором объявили вовсеуслышанье, служит не столько добру как таковому, сколько гордыне того, кто его  сделал. Это своего рода спонсорство  ради рекламы, дело не ради добра, а  ради выгоды. Такая помощь развращает дающего и едва ли помогает тем, кому она адресована. Подлинная благотворительность  возможна только в тайне, она должна быть анонимной, только тогда помощь будет попадать к тем, кто больше всего в ней нуждается. Поэтому  масоны всегда хранят молчание о своей  благотворительной работе.

К масонству принадлежали многие выдающиеся деятели человечества. Масонами была написана американская конституция, которая впервые в  истории сделала права человека высшим государственным законом.

К масонскому братству принадлежали композиторы Моцарт, Лист, Гайдн, Бетховен, Паганини, Яков, писатели Гете, Тагор, Вальтер  Скотт, Оскар Уайльд, Марк Твен, поэты Александр Поп, Роберт Бернс, Редьярд Киплинг. Теодор Рузвельт и целый ряд других американских президентов также принадлежали к братству. Масоном был Уинстон Черчилль, английский король Эдуард VII . Масонами были такие известные люди, как Джон Джейкоб Астор и Генри Форд, авиатор Чарльз Линденберг, совершивший первый одиночный перелет через Атлантику, полярные исследователи Роберт Пири, Мэтью Хенсон, адмирал Ричард Берд. Американский астронавт Эдвин Олдрин, ступивший на поверхность Луны 21 июля 1969 года, нес в кармане знамя с масонскими эмблемами.

 

 

Глава 3. Масонство в России

   Появление  масонства в России

    История русского  масонства берет свое начало  с Петра I, ставшего в свое время членом английской ложи. По легенде император был посвящен в таинства ордена самим Кристофером Реном,  основателем английской Великой ложи.

    Первые масонские  ложи в России появились в  1731 году при Елизавете Петровне. Однако говорить о русском  масонстве в эти годы не  приходиться.  В дальнейшем численность  дворян-масонов неуклонно росла.  В 1740 году английская Великая  ложа назначила новым гроссмейстером  для России русского генерала  Джеймса Кейта. Именно с этого  русские люди стали вступать  в масонский союз. Деятельность  же немецких масонов в России  была незначительна. 

    Русская масонская  организация 18 века была не  так прочна и не имела постоянных  отношений с иностранными ложами. В годы правления Елизаветы  Петровны к масонам высказывалась  особая благосклонность, но в  период с 1731 по 1762 год масонство  в России не имело, какой  бы то ни было,  национальной  окраски. Это была всего лишь  малораспространенная мода. Только  в конце 1761 года масонство принимает  более распространенный характер.

    Масонами были  и Петр III  и графы Орловы, Панин, императоры Павел I, Александр I,  полководцы Суворов и Кутузов, писатели Новиков и Радищев. Русские масоны не афишировали себя, поскольку в 18 веке преследовались. Основными центрами масонства являлись Москва и Петербург.

      Петр III так же покровительствовал масонам, особенно из немецкой ложи. По преданию он сам руководил масонскими работами в Ораниенбауме. Однако, масоны-иностранцы не были объединены общими духовными интересами с русским народом, русская интеллигенция еще не существовала.

   При Екатерине II.

Для усиления влияния масонства  в России необходимо было образование  русской интеллигенции. Мощным толчком к этому послужило начало царствования императрицы Екатерины II (1762 – 1796), т.к будучи немкой по происхождению и воспитанию она в некоторой степени внесла  в сознание российского дворянства европейские ценности, но несмотря на объявленные идеи «просвещенного абсолютизма» императрица враждебно относилась к любого рода просвещению, которое могло стать угрозой независимости монархии.

При Екатерине II начинаются правительские гонения на масонство. В 1785 году началась массовая проверка всех частных школ с целью выявления  пропаганды масонской идеологии  и образа мысли.

«…Следующие обстоятельства обнаруживают их явными и вредными государственными преступниками.

Первое. Они делали тайные сборища, имели в оных храмы, престолы, креста, евангелия, которыми обязывались и обманщики и обманутые вечною верностью и повиновением ордену златорозового креста, с тем чтобы никому не открывать тайны ордена, и если бы правительство стало сего требовать, то, храня оную, претерпевать мучения и казни…

Второе. Мимо законной, Богом учрежденной власти дерзнули они подчинить себя герцогу Брауншвейгскому, отдав себя в его покровительство и зависимость, потом к нему же относились с жалобами в принятом от правительства подозрении на сборища их и чинимых будто притеснениях.

Третье. Имели они тайную переписку с принцем Гессен-Кассельским и с прусским министром Вельнером изобретенными ими шифрами и в такое еще время, когда берлинский двор оказывал нам в полной мере свое недоброхотство. Из посланных от них туда трех членов двое и поныне там пребывают, подвергая общество свое заграничному управлению и нарушая через то долг законной присяги и верность подданства.

Четвертое. Они употребляли разные способы, хотя вообще, к уловлению в свою секту известной по их бумагам особы (наследника русского престола Павла 1)…

Пятое. Издавали печатные у себя непозволенные, развращенные и противные закону православные книги и после двух сделанных запрещений осмелились еще продавать новые, для чего и завели тайную типографию…

Шестое. В уставе сборищ их… значатся у них храмы, епархии, епископы, миропомазание и прочие установления и обряды, вне святой церкви непозволительные…»

Петровские преобразования, носившие двойственный характер, давшие России немало положительного, вместе с тем привели к расколу, ощутимо  противопоставив интересы разных слоев  общества, одни из которых продвигали в Россию западные ценности, а вторые – делали акцент на исконно русских. В дальнейшем это разделение назвали противостоянием западников и славянофилов.

Информация о работе Появление масонства в России