Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:56, доклад
Выборы в России: власть, партии, бизнес» обозначает основные, решающие факторы современных выборов. Именно власть (как «административный ресурс», и в позитивном и в негативном смысле), партии (как политико-идеологический ресурс) и бизнес (как финансово-экономический, денежный ресурс) предопределяют успех любой избирательной кампании и результаты выборов.
«Выборы
в России: власть, партии, бизнес»
обозначает основные, решающие факторы
современных выборов. Именно власть
(как «административный ресурс»
Выборы? это всегда борьба кандидатов, избирательных объединений, преследующих разные политические и личные интересы. И тем не менее, следует исходить из того, что все участники избирательного процесса (в том числе кандидаты, политические партии) имеют общие идеи и принципы, соответствующие интересам большинства избирателей. В числе таковых:
-
обеспечение общественной
- успешное функционирование экономики без излишних затрат (в том числе на всякого рода внеочередные региональные и муниципальные выборы);
- периодическая ротация власти в установленные сроки путем демократических выборов;
-
эффективное функционирование
-
адекватное и справедливое
-
юридически качественное
Совершенствование Российского демократического государства предполагает становление и развитие как федеральной избирательной системы, так и аналогичных систем в субъектах Российской Федерации. Несмотря на единые федеральные основы в каждом субъекте Федерации имеется своя специфика региональной избирательной системы, предопределяемая организацией государственной власти и местного самоуправления.
В целом, безусловно можно констатировать, что все последние избирательные кампании, в том числе по выборам депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации организовываются и проводятся в соответствии с законом. Но это лишь формально-юридическая оценка. Истинная правовая сущность прямой демократии, эффективности избирательной системы при таком подходе остается, как говорится, «за кадром».
Если
посмотреть на выборы с разных позиций,
системно и глубоко, то можно обнаружить
множество недостатков и
В этих условиях как никогда актуальны политико-правовые проблемы, связанные с дальнейшим совершенствованием избирательной системы и избирательного законодательства, как федерального, так и регионального. Во многом эффективность и качество регионального избирательного законодательства и практика его применения в субъектах Российской Федерации, а значит, в конечном итоге, качество демократии и местного самоуправления, зависят от качества федеральной правовой базы, в том числе от качества главного избирательного закона страны «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (№67-ФЗ от 12 июня 2002 года). Его новая редакция - это, несомненно, очередной шаг вперед в развитии избирательной системы России. Тем не менее полагаю, что не все положения нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствуют Конституции Российской Федерации и духу права. Некоторые из них тщательно не проработаны и юридически не выверены, другие не только не обеспечивают гарантии избирательных прав граждан, но и не позволяют законодателям субъектов Российской Федерации создавать дополнительные условия и процедуры их реализации, эффективно и качественно регулировать избирательный процесс при проведении региональных и муниципальных выборов. Несмотря на это, в ближайшее время все субъекты Российской Федерации, совершенствуя свои избирательные системы, должны привести региональное законодательство о выборах и референдумах в полное соответствие с указанным федеральным законом.
Если говорить о перспективе развития российской избирательной системы и парламентаризма, то, на наш взгляд, требуются в будущем дополнения в Конституцию Российской Федерации, касающиеся формирования Правительства страны на основе партийного представительства в Государственной Думе, а также в виде отдельной главы «Избирательная система», где были бы зафиксированы важнейшие принципы избирательной системы и основные гарантии избирательных прав граждан. Целесообразно также зафиксировать в Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (как коллегиального органа, состоящего из лиц с высшим юридическим образованием) по вопросам подготовки и проведение выборов и референдумов.
Представляется также, что необходимо в ближайшее время решить актуальные вопросы упорядочения сроков проведения выборов в стране и, прежде всего, в регионах. Население страны втянуто в непрерывный избирательный процесс. Начиная с 1993 года в Тамбовской области, например, ежегодно проводятся разнообразные выборы. За три последних года проведены четыре крупномасштабные избирательные кампании. Все это обременяет экономику и усложняет общественно-политическую обстановку, отвлекает людей от насущных проблем их повседневной жизнедеятельности, способствует накоплению политической усталости и апатии. Следствием этого является низкая электорально-политическая активность избирателей в последние годы, хотя все мы заинтересованы в ее повышении.
На наш взгляд, в целях предотвращения всевозможных досрочных и внеочередных выборов необходимо на уровне субъектов Российской Федерации, ввести наряду с должностью главы администрации (губернатора), выборную должность первого заместителя (вице-губернатора), избираемых в паре, то есть одновременно. Как это делается в Московской и Калужской областях, г. Москве. Соответственно в региональном законодательстве может быть норма о том, что при досрочном освобождении главы исполнительной власти от должности (отставка, повышение по службе и др.), его полномочия на оставшийся до очередных основных выборов срок выполняет избранный вместе с ним первый заместитель (вице-президент, вице-губернатор). Аналогично следует решать вопросы в отношении мэров, глав администраций городов и районов, других муниципальных образований. Это будет способствовать упрочению политической стабильности, внесет элементы преемственности в руководстве, и, главное позволит избежать досрочных и внеочередных выборов.
Целый ряд существенных недостатков обнаружила региональная избирательная система в ходе выборов депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации. Если внимательно взглянуть на нынешний состав депутатского корпуса законодательного (представительного) органа Тамбовской области, ряда других регионов, то нетрудно заметить, что он совершенно не соответствует социально-профессиональной структуре избирателей региона. Например, подавляющее большинство депутатов Тамбовской областной Думы (практически 90 с лишним процентов) - это руководящие работники хозяйственных предприятий и организаций, а также различных учреждений - все, как говорится, самодостаточные люди, добившиеся успехов в жизни и на профессиональном поприще. Хотя разного рода начальников в жизни общества гораздо меньше, чем обычных рядовых граждан. В представительном же органе получается все «с точностью до наоборот».
В составе Тамбовской областной Думы очень мало депутатов с гуманитарным образованием, специалистов по вопросам государственного и муниципального управления. Практически нет экономистов, ни одного юриста. По профессии большинство нынешних законодателей - инженеры, агрономы и ветврачи.
В настоящее время в составе депутатского корпуса Тамбовской областной Думы представительствует только одна женщина. Между тем, женщин среди избирателей области более половины. В других регионах, в частности входящих в Центральный федеральный округ, положение не лучше - в среднем 3 женщины на весь депутатский корпус. Подобная картина, к сожалению, наблюдается во многих других регионах России. Все это несомненно требует изменения подходов к формированию законодательных органов субъектов РФ.
Частичному решению проблемы адекватного представительства и одновременному становлению и развитию партийно-политических систем в регионах России должно послужить введение Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» всенародного избрания части депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации (не менее половины состава) по системе пропорционального представительства (т.е. по общерегиональным «партийным спискам»). Действующий Федеральный закон «О политических партиях» (№95-ФЗ от 11 июля 2001 года) позволяет развивать и совершенствовать не только партийное строительство, но и региональные избирательные системы. Однако конкретное число депутатов, избираемых «по партийным спискам», минимальное число партий и минимальный процент (количество) набираемых избирательными объединениями голосов, позволяющий им участвовать в распределении депутатских мандатов, должны быть определены законодательством самих субъектов Федерации с учетом реально складывающихся ситуаций. Поскольку в решении этих вопросов не исключается ошибочный субъективизм и упрощенческо-поверхностный подход со стороны некоторых руководящих лиц, то очень важно, чтобы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации взяли этот процесс в регионах под свой контроль, предложив для рассмотрения и использования в законотворческой деятельности юридически выверенные, обоснованные рекомендации по выборам региональных парламентов.
Одним
из магистральных направлений
Например, на мой взгляд (в отличие от прозвучавшего сегодня высказывания С.М. Миронова) совершенно необоснованно отменено досрочное голосование на региональных выборах. Тем самым, в нарушение Конституции Российской Федерации лишаются права участвовать в выборах главы администрации (губернатора), депутатов законодательного органа тысячи избирателей. Аргументы, положенные в основу отмены досрочного голосования по традиционному варианту, явно несостоятельны. Анализ показывает, что проблемы досрочного голосования в масштабах страны не существует. В подавляющем большинстве случаев досрочное голосование осуществлялось в соответствии с законом, без нарушений. Доля голосующих досрочно в общем количестве участвующих в выборах ничтожно мала (менее 1 процента) и никак не предопределяла результаты выборов. Если же в г. Санкт-Петербурге или еще где-то на некоторой части избирательных участков был высок процент досрочного проголосовавших, то с этим надо разбираться на местах. Федеральным законодателям следовало бы предоставить право юридического решения данного вопроса регионам. Вместо этого они поступили по принципу: «Лучшее средство от головной боли - гильотина». Взамен досрочного голосования предлагается более сложное и дорогостоящее, к тому же не гарантирующее от нарушений, голосование избирателей по почте. Причем вводиться оно может законом субъекта Российской Федерации, регулирование же самого порядка голосования - осуществляется Федеральным законом (а до его принятия - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации).
Новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» упрочил статус избирательных комиссий всех уровней. Хорошо, что теперь Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет право непосредственно влиять на деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и других нижестоящих избирательных комиссий, в том числе при проведении не только федеральных, но и региональных выборов.
Со
знанием дела заявляю, что в подавляющем
большинстве случаев