Появление масонства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена изучению масонства. Мы выбрали эту тему случайно, но, чем дальше мы в нее углублялись, тем более интересной она нам казалась.
Масонство – одна из наиболее загадочных и интересных страниц истории. Масоны влияли на жизнь отдельных людей и целых государств. В разные периоды истории это влияние имело разные направления. Масоны могли выступать и как революционная сила (в частности, многие декабристы были членами масонских лож) и как реакционная. Вместе с тем, поскольку деятельность масонов всегда была покрыта тайной, не всегда можно сказать, принимали ли масоны участие в каком-либо событии или нет.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Что такое масонство? 5
Глава 2.История масонства. 6
Глава 3.Масонство в России. 12
Первое упоминания. 12
При Екатерине II. 12
При Павле I. 14
XIX век. 15
XX век. 18
Заключение. 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Появление масонства в России.docx

— 81.35 Кб (Скачать)

Главой заговорщиков из Южного общества стал Пестель, стоявший за цареубийство, «революционный способ действия» и  «решительный удар посредством войск». Пестель написал конституционный  проект «Русская Правда», в котором  предлагалось ввести в России космополитическое  правление.

«Русская Правда» была как бы наказом диктатору русской  земли. По мнению Пестеля, «Русская Правда»  позволит обеспечить нужный ход событий  в самое опасное для революции  время — с момента революционного военного выступления до момента  установления республики и введения в действие новых революционных  учреждений. По сути дела, это означало введение режима управления, подобного  большевистскому. Предполагалось принудить  Синод и Сенат объявить Временное  правление, составленное из членов общества, «облечь оное неограниченною властию, все же места по министерствам и армии раздать членам общества».

Впрочем, приоритет в создании первой космополитическо-республиканской  конституции и кровавого диктаторского  режима принадлежит не масону Пестелю, а масону М.Н. Новикову, члену ложи «Любовь к Истине». Кстати говоря, именно он привлек к деятельности тайных заговорщических обществ  П.И. Пестеля.

Не менее революционный  характер носила и конституция, созданная  другим руководителем заговорщиков, Н. Муравьевым. Как и у Пестеля, она предусматривала уничтожение  русского государственного устройства устранение законной династии и в  перспективе создание республики. Позднее, на следствии, Н. Муравьев показал: «Если  бы императорская фамилия не приняла  конституции, то как крайнее средство я предлагал изгнание оной и предложение  республиканского правления». Конституция  Муравьева предусматривала почти  полное обезземеливание русских  крестьян при ликвидации крепостного  права. И наконец, по этой конституции  Россия расчленялась, разбивалась на 15 «держав», каждая из которых имела  свою столицу, а общим «федеративным» центром становился Нижний Новгород, что очень напоминает устройство Советского Союза. Чем закончилась история СССР, мы с Вами сейчас наблюдаем.

Разгром масонского заговора декабристов, казнь политических преступников, строгий  запрет тайных обществ не остановили деятельности «вольных каменщиков». Они  лишь уходят в глубокое подполье. Поэтому на какое-то время данных о работе масонских лож в России нет.

Положение масонов изменяется к  лучшему с воцарением Александра II, одним из главных актов которого по случаю коронации была амнистия масонским заговорщикам-декабристам. По данным внутренних масонских источников со ссылкой на переводную английскую масонскую литературу, этот император  сам принадлежал к «вольным каменщикам»  и был посвящен в их орден в  одной из английских лож. С приходом его к власти масонское движение усилилось. В 1856-1863 годах были возобновлены «работы» ложи «Нептун» в Санкт-Петербурге, где тогда и были посвящены известный историк русского масонства Пыпин и П. Беклемишев, впоследствии руководивший ложей «Карма» в Петербурге.

Сохранились интересные воспоминания князя П.В. Долгорукова, который дает емкую оценку (хотя и не бесспорную — он, например, считает, что масоны перестали заниматься политикой) деятельности масонов в годы правления Александра II. «Масонство, — пишет Долгоруков, преобразилось в общество взаимного вспомоществования и поддержки взаимной; богатые масоны щедро помогали бедным; люди влиятельные, сильные, имеющие связи, усердно покровительствовали своим собратьям: хотел ли масон получить какое-либо место, искал ли выиграть процесс, все масоны помогали ему своим влиянием, и эта поддержка, тем более сильная, что оставалась тайной и невидимой».

Все выдающиеся российские революционеры либо сами принадлежали к масонству, либо были тесно связаны  с ним. Так, два главных «классика» российской революционности, Бакунин  и Кропоткин, состояли в масонских  ложах. «Русскому революционному движению, — утверждал князь П. Кропоткин, — хорошо и полезно быть связанному с масонством». И как свидетельствуют факты, российское революционное движение инициировалось и формировалось на основе космополитической антирусской идеологии.

Середина XIX века — это  эпоха революций, разрушавших духовно-нравственные богатства национальных государств, космополитизируя их в сторону создания некоего общеевропейского сверхгосударства. Все руководители революции 1848 года были высокопоставленными масонами. Именно этих людей Мадзини, Гарибальди, Саффи, Бертани — предлагала масонская  пропаганда в качестве примеров для  подражания. Революционное разрушение и политические убийства становятся образцами высшей общественной добродетели, на которых воспитываются будущие  российские террористы. В 1867 году под  руководством Гарибальди создается  международная масонская организация  Лига мира и свободы, провозгласившая  идею Соединенных Штатов Европы, в  которых предполагалось ликвидировать  национальную самобытность и создать  идеальное космополитическое сообщество.

В рамках этой масонской  лиги М. Бакунин создает тайную организацию  «Альянс интернациональных братьев», члены которой делились на три степени посвящения. На самом верху стояли действовавшие абсолютно тайно и никем не контролируемые «интернациональные братья». Им подчинялись «национальные братья». Ниже всех стояли члены полулегальной, полутайной организации «Международный альянс социалистической демократии». Масонский Альянс, филиалы которого имелись в ряде европейских стран, подобно ордену иллюминатов, соединял в себе черты «вольных каменщиков» и иезуитов. В борьбе за власть этот Альянс масонских заговорщиков столкнулся с другой ветвью подрывных организаций, которую представлял Интернационал Маркса. В 1869 году масонские заговорщики под руководством М. Бакунина и Д. Гильома попытались захватить Интернационал под свой контроль. «Опираясь на эту франкмасонскую организацию, о существовании которой ни рядовые члены Интернационала, ни их руководящие центры даже не подозревали, Бакунин рассчитывал, что ему удастся на Базельском конгрессе в сентябре 1869 года захватить в свои руки руководство Интернационалом». Однако в этой интриге Бакунин и его масонские «братья» потерпели неудачу. Вместе с тем, Бакунин довольно скептически относился к масонам как к политической силе. «Только друзья, прошу вас, перестаньте же думать, что я когда-либо серьезно занимался франкмасонством, - писал он своим друзьям А.И.Герцену и Н.П.Огареву в 1866 году. - Это может быть полезно, пожалуй, как маска или как паспорт - но искать дело в франкмасонерии все равно, пожалуй, хуже, чем искать утешения в вине». В 1850-е годы в итальянской масонской ложе принял посвящение и друг А.И.Герцена Н.П.Огарев. О масонстве А.И.Герцена нет достоверных сведений.

ХХ век

К началу 1900-х годов во французских ложах насчитывалось  около полутора десятков русских  либералов. Конечно, этого было недостаточно для высадки масонского «десанта»  в Россию. Обстоятельства, однако, благоприятствовали масонам. Нашелся человек, взявший  на себя хлопоты по собиранию сил  и организационному становлению  русского масонства во Франции. Это  был профессор Максим Максимович Ковалевский. По отзывам лиц, хорошо знавших профессора, это был «типичный  русский барин. Хороший и добрый, умный и либеральный. Истый европеец, которому чуждо многое специфически русское в нашей духовной культуре, в традиционной сокровищнице наших идей». Уволенный из Московского университета за проповедь в своих лекциях конституционных идей, М.М.Ковалевский долгие годы провел за границей, встречался там с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, был одним из основателей Международного Социологического института. 14 ноября 1901 года, благодаря, главным образом, его усилиям и под контролем ложи «Космос» в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук, проработавшая до 1904 года.

Цель школы, помимо просветительской, состояла еще и в том, чтобы подготовить будущих участников борьбы за «освобождение России» без какой-либо оглядки на их партийные и идеологические пристрастия.

В 1903 году число слушателей школы достигло 400 человек, среди  которых можно, в частности, отметить молодого А.В.Луначарского.

Многие из преподавателей школы, как французы (писатель Эмиль  Золя, бывший председатель французского правительства Леон Буржуа, так и  русские (И.И.Мечников, М.М.Ковалевский, Е.В. де Роберти, Е.В.Аничков) были масонами Великого Востока Франции. Характерно, что одним из посторонних лекторов, выступивших в Русской высшей школе общественных наук, был и  В.И.Ленин.

С 90-х годов XIX века по 1917 год  в России было создано не менее 50 масонских лож. Особо хочется  подчеркнуть, что активизация российского  масонства непосредственно связана  с деятельностью нелегальных  политических организаций либерального толка, деятели которых состояли в зарубежных масонских ложах. По сути дела, было создано либерально-масонское подполье, то есть тайная организация, которая под оболочкой политического либерализма преследовала откровенно масонские цели. Речь идет прежде всего о так называемом «Союзе освобождения», созданном в июле 1903 года в Шафхаузене (Швейцария)

Масонский характер «Союза освобождения» признается даже П. Милюковым, в дальнейшем – председателем  Думы, Парламента России, который писал, что именно от его руководителей  он получал многократные и настойчивые  предложения «войти в некий тайный союз». Милюков говорит также  о тайных решениях не известного ему  коллектива, стоявшего за «Союзом  освобождения», которые управляли  его общественной деятельностью. «Впоследствии  мне, писал Милюков, — однако, пришлось считаться с готовыми решениями, принятыми без моего участия, и довольствоваться тем, что я не нес за них личной ответственности… Против целого течения я все равно идти бы не смог».

В январе 1904 года деятельность «Союза освобождения» переносится  непосредственно в Россию. Деятели  «Союза освобождения» в этом же году начинают активно вербовать в  масонские ложи близких ему по духу лиц.

Со своей стороны, профессура школы задумала издание литературно-философского масонского журнала. В качестве одного из редакторов-составителей его был  приглашен уже достаточно известный  к тому времени поэт М.А.Волошин. Как и следовало ожидать, «роман» М.А.Волошина с масонами закончился посвящением его в мае 1905 года в одну из парижских масонских лож. «Хотя преподаватели Русской высшей школы в Париже, - справедливо отмечает А.И.Серков, - и не стали масонами в своем большинстве, но именно в среде ее профессуры складывался круг лиц, возродивших орден вольных каменщиков в начале XX века».

Кадры будущих масонов  ковались, однако, не только в Париже, но и непосредственно в самой  России. Неисчерпаемым резервуаром, из которого черпали масоны своих  адептов, были оппозиционные правительству  кружки либеральной интеллигенции.

Другим резервуаром масонских  лож в России начала века стал союз «Освобождение» во главе с И.И.Петрункевичем, основанный в январе 1904 года на учредительном  съезде в Санкт-Петербурге.

В мае 1905 года союз «Освобождение» вместе с «Союзом земцев-конституционалистов» объединились в единую структуру - Союз союзов, который послужил, в свою очередь, основой для образования  в октябре 1905 года партии русских  Конституционных демократов (кадеты). В дальнейшем именно кадетской партии, все высшее руководство которой (за исключением П.Н.Милюкова) было масонским, и суждено было стать легальным  политическим прикрытием тайной масонской  организации в России.

Оживление либерального движения в начале века происходило на фоне резко возросшей активности кружков  и групп радикально-социалистического  направления.

В 1897 году начинает свою деятельность «Бунд» - Еврейский социал-демократический  союз. В следующем, 1898 году в Минске было провозглашено создание РСДРП. На начало 1900-х годов приходится и возникновение Боевой организации социалистов-революционеров, развернувшей настоящий террор против представителей царской администрации. Конечно, эти организации не были масонскими, но в части свержения самодержавия в России их цели сходились.

Тем временем события 9 января 1905 года и неудачи русско-японской войны привели к тому, что общественно-политический кризис в стране стал перерастать  в революцию. 18 января 1905 года Николай II вынужден был принять принципиальное решение о созыве «законосовещательного  учреждения». Конечно, среди революционеров и забастовщиков масонов не было, но в стороне от происходивших  событий они не остались. Еще в  мае 1905 года Совет Закона Великого Востока  Франции принял решение объединить всех русских братьев в одну общую  для них ложу - «Космос». Принятию новых членов в ложу предшествовал своеобразный масонский экзамен на парижской квартире М.М.Ковалевского 9 мая 1905 года. В качестве гостя на нем присутствовал и уже упоминавшийся нами поэт Максимилиан Волошин. Сам он масоном, правда, еще не был (принят только 22 мая 1905 года), но доверие французских «братьев» к нему было полное.

«Я видел, - писал М.Волошин, - людей почтенных, старых профессоров, которых расспрашивали об их жизни, верованиях, и они мешались и краснели, как школьники. Расспрашивал толстый еврей с бакенбардами, австрийской физиономией и острыми умными глазами. Он ловко играл душой старых русских профессоров и был по профессии каучуковых дел мастером… Я сижу в стороне, так как меня должны принять в другую ложу».

Принципиальным отличием русского масонства начала XX века был, как уже отмечалось, его ярко выраженный политический характер, поскольку, в  отличие от традиционного масонства, на первый план русские «братья» выдвигали  не моральное усовершенствование, а  борьбу за освобождение России от царского самодержавия.

Очевидно, что уже с  первых шагов в России масонство  оказалось отягчено целями весьма и  весьма далекими от целей «истинного»  масонства. Проблема нравственного  самоусовершенствования «братьев»  интересовала мало. «Большинство русских  масонов было либералами, выступающими как против самодержавия, так и  против революции. Политические успехи французского масонства, особенно Великого Востока Франции, его роль в консолидации общества, вес и авторитет в  общественной и культурной жизни  страны не могли не вдохновлять русских  братьев, не соблазнять их на использование  масонства в политических целях.

Всего за период 1906-1909 гг. русскими «братьями» было создано 9 масонских  лож, из которых четыре («Полярная  звезда», «Северное сияние», «Заря  Петербурга» и Военная ложа) работали в Петербурге. Две ложи, как уже  отмечалось, располагались в Киеве. По одной мастерской функционировало  в 1909 году в Москве («Возрождение), Нижнем Новгороде («Звено одной цепи») и  Одессе («Истина»). Существовали планы  открытия масонских лож в Саратове, Курске и на Кавказе.

Главной задачей русских  лож французского обряда была борьба за ограничение самодержавия и превращение  России в современное правовое, демократическое  государство по образцу Франции того времени. Однако поскольку численность лож в стране была еще незначительной, реально на первый план выходила более узкая и скромная цель: «обволакивание, - по словам М.С.Маргулиеса, - власти людьми, сочувствующими масонству». О том же по существу говорит в своих воспоминаниях и князь Д.О.Бебутов. «Мне казалось, при создании масонства можно было бы во всех центрах иметь группы, которые, разрастаясь, могли бы проникать во все отрасли государственной жизни», - отмечал он.

Важное значение придавалось  также руководителями русского масонства  налаживанию и укреплению международных  связей русских лож. С этой целью  в начале 1909 года по поручению Верховного совета М.С.Маргулиес и С.Д.Урусов посетили ряд масонских лож Италии, Швейцарии и Австро-Венгрии, а князь Д.О.Бебутов - Константинополь, где русские «братья» были подробнейшим образом ознакомлены с организацией турецкого масонства и распространением масонских идей среди младотурок.

Информация о работе Появление масонства в России