Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:23, реферат
Данная работа посвящена изучению масонства. Мы выбрали эту тему случайно, но, чем дальше мы в нее углублялись, тем более интересной она нам казалась.
Масонство – одна из наиболее загадочных и интересных страниц истории. Масоны влияли на жизнь отдельных людей и целых государств. В разные периоды истории это влияние имело разные направления. Масоны могли выступать и как революционная сила (в частности, многие декабристы были членами масонских лож) и как реакционная. Вместе с тем, поскольку деятельность масонов всегда была покрыта тайной, не всегда можно сказать, принимали ли масоны участие в каком-либо событии или нет.
Введение. 3
Глава 1.Что такое масонство? 5
Глава 2.История масонства. 6
Глава 3.Масонство в России. 12
Первое упоминания. 12
При Екатерине II. 12
При Павле I. 14
XIX век. 15
XX век. 18
Заключение. 24
Список использованной литературы 25
Главой заговорщиков из Южного
общества стал Пестель, стоявший за цареубийство,
«революционный способ действия» и
«решительный удар посредством войск».
Пестель написал
«Русская Правда» была
как бы наказом диктатору русской
земли. По мнению Пестеля, «Русская Правда»
позволит обеспечить нужный ход событий
в самое опасное для революции
время — с момента
Впрочем, приоритет в создании
первой космополитическо-
Не менее революционный
характер носила и конституция, созданная
другим руководителем заговорщиков,
Н. Муравьевым. Как и у Пестеля,
она предусматривала
Разгром масонского заговора декабристов, казнь политических преступников, строгий запрет тайных обществ не остановили деятельности «вольных каменщиков». Они лишь уходят в глубокое подполье. Поэтому на какое-то время данных о работе масонских лож в России нет.
Положение масонов изменяется к
лучшему с воцарением Александра
II, одним из главных актов которого
по случаю коронации была амнистия
масонским заговорщикам-
Сохранились интересные воспоминания князя П.В. Долгорукова, который дает емкую оценку (хотя и не бесспорную — он, например, считает, что масоны перестали заниматься политикой) деятельности масонов в годы правления Александра II. «Масонство, — пишет Долгоруков, преобразилось в общество взаимного вспомоществования и поддержки взаимной; богатые масоны щедро помогали бедным; люди влиятельные, сильные, имеющие связи, усердно покровительствовали своим собратьям: хотел ли масон получить какое-либо место, искал ли выиграть процесс, все масоны помогали ему своим влиянием, и эта поддержка, тем более сильная, что оставалась тайной и невидимой».
Все выдающиеся российские революционеры либо сами принадлежали к масонству, либо были тесно связаны с ним. Так, два главных «классика» российской революционности, Бакунин и Кропоткин, состояли в масонских ложах. «Русскому революционному движению, — утверждал князь П. Кропоткин, — хорошо и полезно быть связанному с масонством». И как свидетельствуют факты, российское революционное движение инициировалось и формировалось на основе космополитической антирусской идеологии.
Середина XIX века — это
эпоха революций, разрушавших духовно-
В рамках этой масонской
лиги М. Бакунин создает тайную организацию
«Альянс интернациональных
ХХ век
К началу 1900-х годов во
французских ложах
Цель школы, помимо просветительской, состояла еще и в том, чтобы подготовить будущих участников борьбы за «освобождение России» без какой-либо оглядки на их партийные и идеологические пристрастия.
В 1903 году число слушателей школы достигло 400 человек, среди которых можно, в частности, отметить молодого А.В.Луначарского.
Многие из преподавателей школы, как французы (писатель Эмиль Золя, бывший председатель французского правительства Леон Буржуа, так и русские (И.И.Мечников, М.М.Ковалевский, Е.В. де Роберти, Е.В.Аничков) были масонами Великого Востока Франции. Характерно, что одним из посторонних лекторов, выступивших в Русской высшей школе общественных наук, был и В.И.Ленин.
С 90-х годов XIX века по 1917 год
в России было создано не менее 50
масонских лож. Особо хочется
подчеркнуть, что активизация российского
масонства непосредственно
Масонский характер «Союза освобождения» признается даже П. Милюковым, в дальнейшем – председателем Думы, Парламента России, который писал, что именно от его руководителей он получал многократные и настойчивые предложения «войти в некий тайный союз». Милюков говорит также о тайных решениях не известного ему коллектива, стоявшего за «Союзом освобождения», которые управляли его общественной деятельностью. «Впоследствии мне, писал Милюков, — однако, пришлось считаться с готовыми решениями, принятыми без моего участия, и довольствоваться тем, что я не нес за них личной ответственности… Против целого течения я все равно идти бы не смог».
В январе 1904 года деятельность «Союза освобождения» переносится непосредственно в Россию. Деятели «Союза освобождения» в этом же году начинают активно вербовать в масонские ложи близких ему по духу лиц.
Со своей стороны, профессура
школы задумала издание литературно-
Кадры будущих масонов ковались, однако, не только в Париже, но и непосредственно в самой России. Неисчерпаемым резервуаром, из которого черпали масоны своих адептов, были оппозиционные правительству кружки либеральной интеллигенции.
Другим резервуаром масонских лож в России начала века стал союз «Освобождение» во главе с И.И.Петрункевичем, основанный в январе 1904 года на учредительном съезде в Санкт-Петербурге.
В мае 1905 года союз «Освобождение»
вместе с «Союзом земцев-
Оживление либерального движения
в начале века происходило на фоне
резко возросшей активности кружков
и групп радикально-
В 1897 году начинает свою деятельность
«Бунд» - Еврейский социал-
Тем временем события 9 января 1905 года и неудачи русско-японской войны привели к тому, что общественно-политический кризис в стране стал перерастать в революцию. 18 января 1905 года Николай II вынужден был принять принципиальное решение о созыве «законосовещательного учреждения». Конечно, среди революционеров и забастовщиков масонов не было, но в стороне от происходивших событий они не остались. Еще в мае 1905 года Совет Закона Великого Востока Франции принял решение объединить всех русских братьев в одну общую для них ложу - «Космос». Принятию новых членов в ложу предшествовал своеобразный масонский экзамен на парижской квартире М.М.Ковалевского 9 мая 1905 года. В качестве гостя на нем присутствовал и уже упоминавшийся нами поэт Максимилиан Волошин. Сам он масоном, правда, еще не был (принят только 22 мая 1905 года), но доверие французских «братьев» к нему было полное.
«Я видел, - писал М.Волошин, - людей почтенных, старых профессоров, которых расспрашивали об их жизни, верованиях, и они мешались и краснели, как школьники. Расспрашивал толстый еврей с бакенбардами, австрийской физиономией и острыми умными глазами. Он ловко играл душой старых русских профессоров и был по профессии каучуковых дел мастером… Я сижу в стороне, так как меня должны принять в другую ложу».
Принципиальным отличием русского масонства начала XX века был, как уже отмечалось, его ярко выраженный политический характер, поскольку, в отличие от традиционного масонства, на первый план русские «братья» выдвигали не моральное усовершенствование, а борьбу за освобождение России от царского самодержавия.
Очевидно, что уже с первых шагов в России масонство оказалось отягчено целями весьма и весьма далекими от целей «истинного» масонства. Проблема нравственного самоусовершенствования «братьев» интересовала мало. «Большинство русских масонов было либералами, выступающими как против самодержавия, так и против революции. Политические успехи французского масонства, особенно Великого Востока Франции, его роль в консолидации общества, вес и авторитет в общественной и культурной жизни страны не могли не вдохновлять русских братьев, не соблазнять их на использование масонства в политических целях.
Всего за период 1906-1909 гг. русскими «братьями» было создано 9 масонских лож, из которых четыре («Полярная звезда», «Северное сияние», «Заря Петербурга» и Военная ложа) работали в Петербурге. Две ложи, как уже отмечалось, располагались в Киеве. По одной мастерской функционировало в 1909 году в Москве («Возрождение), Нижнем Новгороде («Звено одной цепи») и Одессе («Истина»). Существовали планы открытия масонских лож в Саратове, Курске и на Кавказе.
Главной задачей русских лож французского обряда была борьба за ограничение самодержавия и превращение России в современное правовое, демократическое государство по образцу Франции того времени. Однако поскольку численность лож в стране была еще незначительной, реально на первый план выходила более узкая и скромная цель: «обволакивание, - по словам М.С.Маргулиеса, - власти людьми, сочувствующими масонству». О том же по существу говорит в своих воспоминаниях и князь Д.О.Бебутов. «Мне казалось, при создании масонства можно было бы во всех центрах иметь группы, которые, разрастаясь, могли бы проникать во все отрасли государственной жизни», - отмечал он.
Важное значение придавалось также руководителями русского масонства налаживанию и укреплению международных связей русских лож. С этой целью в начале 1909 года по поручению Верховного совета М.С.Маргулиес и С.Д.Урусов посетили ряд масонских лож Италии, Швейцарии и Австро-Венгрии, а князь Д.О.Бебутов - Константинополь, где русские «братья» были подробнейшим образом ознакомлены с организацией турецкого масонства и распространением масонских идей среди младотурок.