Масонство в России начала XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:06, реферат

Описание работы

В своей работе я постарался осветить особенности русского масонства, как с внешней, так и с внутренней стороны. Масонство пришло в наше отечество как явление западной культуры, и, распространяясь в России, не могло не приобрести черты, отражающие своеобразие исторической обстановки Российского государства. Цель работы по возможности полнее осветить вопросы о том насколько влиятельно было это движение, имело ли какие-либо последствия, что оно представляет собой в нашей стране в конце ХХ века.

Содержание

Введение 3
1 Понятие масонства 5
2 Масонство России в ХХ веке 6
2.1 Подготовка в Париже и открытие первых в ХХ веке масонских лож в России 6
2.2 Масоны у власти: Верховный совет Великого Востока народов России и Временное правительство (март-октябрь 1917) 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

Массонство в России начала XX в.doc

— 71.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории русской культуры нет, кажется, более запутанного и  сложного вопроса, чем вопрос о происхождении  и развитии масонства в России. В особенности это справедливо относительно масонства XVIII века, т.е. как раз того времени, когда оно играло значительную роль в ходе нашего исторического развития. Главным затруднением при попытке исследователя составить себе, хотя сколько-нибудь отчётливое представление о последовательном развитии нашего масонского движения, является крайняя скудость архивного материала, касающегося “внешней истории ордена” в России: связанные предписанной орденскими законами тайной, наши масоны оставляли чрезвычайно мало следов своей организационной работы, да из этих следов большая часть была тщательно уничтожена при наступлении крутых времён “гонения” на братство. Наши архивы заключают в себе, поэтому множество ритуалов всевозможных масонских систем, уставов, сборников различного масонского содержания, среди которых лишь очень редко попадаются отрывочные и тёмные известия о судьбах русского масонства в XVIII веке. Самый ценный для историка материал, - официальная и частная переписка русских братьев, протоколы собраний и т.п., находится здесь сравнительно в ничтожном количестве. Нельзя и пожалеть и о том, что русскими исследователями совершенно не тронуты до сих пор иностранные масонские архивы, которые должны бы дать ценные сведения о русском масонстве в то время, когда оно ещё находилось в зависимости от иностранных лож. 

Поэтому в данном реферате описываются только основные моменты этого развития, не претендуя ни на полноту, ни на безошибочность приводимых в нём фактических данных, проверка которых в настоящее время представляется крайне затруднительной.

В своей работе я постарался осветить особенности русского масонства, как  с внешней, так и с внутренней стороны. Масонство пришло в наше отечество как явление западной культуры, и, распространяясь в России, не могло не приобрести черты, отражающие своеобразие исторической обстановки Российского государства.

Цель работы по возможности полнее осветить вопросы о том насколько  влиятельно было это движение, имело  ли какие-либо последствия, что оно  представляет собой в нашей стране в конце ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие масонства

 

"Целью масонства, - читаем мы  в статье о масонах в вышедшем  в 1999 году справочном издании  "Словарь религий народов современной  России" под редакцией М.П.Мчедлова, - является достижение всем человечеством,  независимо от расовой, национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, "царства истины и любви", земного рая. Цель достижима, по мнению масонов, путем нравственного, физического и умственного совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и национальные государства, которые должны быть уничтожены. Важное место в деятельности масонов занимает критика исторических религий и церкви. В то же время война с Богом, церковью и духовенством не означает еще отмену религий, веры вообще, поскольку масоны создают новую религию - религию гуманитаризма, где место Бога занимает человечество, а старую религию они заменяют новой - морального солидаризма.

Вторая задача масонства (наряду с  борьбой с религией, религиозной  моралью, церковью и духовенством) - это уничтожение национальной государственности.

Конечный идеал масонства - сверхгосударство, основными признаками которого являются свобода, равенство, братство и богом  которого является человечество, мораль которого не религиозна и в котором разум человеческий будет мерой всех вещей. Осуществление всех этих идей моделируется в рамках масонских лож и в многочисленных обрядах и сложных символах" [4, С. 214].

 

 

 

 

 

 

2 Масонство России в ХХ веке  

2.1 Подготовка в Париже и открытие первых в ХХ веке масонских лож в России

 

К началу 1900-х годов во французских  ложах уже насчитывалось около полутора десятков русских либералов. Их число увеличилось после открытия благодаря главным образом усилиям М.М. Ковалевского 14 ноября 1901 года, под контролем ложи "Космос" в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук, проработавшая до 1904 года [5, С.17-24]. Цель школы, помимо просветительской, состояла еще и в том, чтобы подготовить, в чисто масонском духе, разумеется, будущих участников борьбы за "освобождение России" без какой-либо оглядки на их партийные и идеологические пристрастия. В 1903 году число слушателей школы достигло 400 человек.

Кадры будущих масонов ковались, однако, не только в Париже, но и непосредственно  в самой России. Неисчерпаемым резервуаром, из которого черпали масоны своих адептов, были оппозиционные правительству кружки либеральной интеллигенции. Другим резервуаром масонских лож в России начала века стал союз "Освобождение" во главе с И.И. Петрункевичем, основанный в январе 1904 года на учредительном съезде в Санкт-Петербурге. В инициативную группу союза вошли люди, составившие впоследствии "цвет" русского политического масонства начала века: Л.И. Лутугин, В.Я. Богучарский, Н.Д. Соколов, Е.Д. Кускова, В.М. Гессен, В.А. Оболенский [6, С. 236-237].

15/28 ноября 1906 года в Москве состоялось и открытие первой в XX веке русской масонской ложи - "Возрождение". Открыта она была, и это стоит подчеркнуть, все-таки как временная ложа - обычный путь становления первых масонских лож в той или иной стране. В качестве членов-основателей "Возрождения" выступили "братья" Максим Ковалевский, Николай Баженов, Василий Маклаков, Сергей Котляревский, Василий Немирович-Данченко, Евгений Аничков, Иван Лорис-Меликов, Евгений де Роберти и Юрий Гамбаров - всего 9 человек.

Через несколько дней, пишет А.И. Серков, в Петербурге была открыта  еще одна ложа - "Полярная звезда" [7, С. 92]. Однако В.И. Старцев полагает, что произошло это все же не через несколько дней, а по крайней мере через месяц, не раньше декабря 1906 года. Как бы то ни было, уже в конце 1906 года на территории России существовало, помимо переехавшей из Парижа ложи "Космос" во главе с М.М. Ковалевским, еще две масонские ложи: "Полярная звезда" и "Возрождение".

В общей сложности с конца 1906 по февраль 1908 годов в обе масонские ложи ("Полярная звезда" и "Возрождение") было принято 35 человек. Всего же, с учетом отцов-основателей или, проще говоря, первоначального состава этих лож, цифра эта возрастает до 45 человек.

Принципиальным отличием русского масонства начала XX века был, его ярко выраженный политический характер, поскольку, в отличие от традиционного масонства, на первый план русские "братья" выдвигали не моральное усовершенствование, а борьбу за освобождение России от царского самодержавия. Правда, польский историк Людвик Хасс (см. его статью в сборнике: Историки отвечают на вопросы. Вып.2. М., 1990) не совсем согласен с выделением из масонства его политического крыла, поскольку масонство, по его мнению, едино и без общего для всех масонов масонского мировоззрения нет и не может быть никакой особой "масонской политики". Но это уже, как говорится, чисто формальная сторона дела. Более существенно здесь другое. Оказывается, что сам термин "политическое масонство" давнего происхождения и был запущен в научный оборот еще в дореволюционные годы критиками масонства.

Очевидно, что уже с первых шагов в России масонство оказалось отягчено целями весьма и весьма далекими от целей "истинного" масонства. Проблема нравственного самоусовершенствования "братьев" интересовала мало. "Большинство русских масонов было либералами, выступающими как против самодержавия, так и против революции. Политические успехи французского масонства, особенно Великого Востока Франции, его роль в консолидации общества, вес и авторитет в общественной и культурной жизни страны не могли не вдохновлять русских братьев, не соблазнять их на использование масонства в политических целях.

 

  2.2 Масоны у власти: Верховный совет Великого Востока народов России и Временное правительство (март-октябрь 1917)

 

"Русские политические масоны, - пишет проф. В.И. Старцев, - сыграли большую роль в усилении революционной ситуации в конце 1916 - начале 1917 гг.; первыми воспользовались результатом стихийного восстания 27 февраля 1917 года. Восемь месяцев после Февральской революции - это период наибольшего влияния в России тайного политического союза. Во Временном правительстве численность политических масонов непрерывно возрастала" [8, С. 41]. Что касается Временного правительства, то его формирование не заняло у них много времени. Ведь предварительный состав его был обговорен еще в 1916 году на совещании представителей оппозиционных думских фракций в номере Г.Е. Львова в петербургской гостинице "Астория" [1, С.25] и опубликовался в московской газете "Утро России" П.П. Рябушинского 13 августа 1915 года.

Если исходить из данных Биографического словаря русских масонов XX столетия Н.Н. Берберовой [2, С. 126-216], то получается, что практически все министры - члены Временного правительства во главе с близким к кадетам князем Г.Е. Львовым (10 человек из 11) были масонами: А.И. Гучков (октябрист), Н.В. Некрасов (кадет), А.И. Коновалов (прогрессист), М.И. Терещенко (беспартийный), А.И. Мануйлов (кадет), А.И. Шингарев (кадет), А.Ф. Керенский (трудовик), В.Н. Львов (центр.), И.В. Годнев (октябрист). По минимальным данным (до 6 "братьев") картина получается, все-таки, впечатляющей. В целом же, даже по самой осторожной оценке проф. В.И. Старцева за весь период существования Временного правительства (март-октябрь 1917 года) в его составе перебывало не менее 15 "братьев": А.Д. Авксентьев, П.А. Бурышкин, И.Н. Ефремов, А.В. Карташов, А.Ф. Керенский, Ф.Ф. Кокошкин, А.И. Коновалов, А.В. Ливеровский, Н.В. Некрасов, П.Н. Переверзев, С.Н. Прокопович, Б.В. Савинков, М.И. Скобелев, В.А. Степанов, М.И. Терещенко, А.И. Шингарев [9, С. 162-163].

Одним из первых реальных результатов Временного правительства, стал его отказ, признать власть Михаила Александровича против чего протестовали только А.И. Гучков и П.Н. Милюков. Текст отречения Михаила был составлен масоном Н.В. Некрасовым 3 марта под давлением масонов Михаил вынужден был отречся от престола.

Центральной фигурой в русском  политическом масонстве конца 1916-1917 гг. был А.Ф. Керенский, занимавший в  нем с лета от 1917 года ключевую должность  Генерального секретаря Верховного Совета Великого Востока народов России. Этим собственно, и объясняется не вполне обычный для непосвященных взлет карьеры А.Ф. Керенского и завидная активность его в февральско-мартовские дни 1916 года. Да и первое послереволюционное заседание Верховного Совета Великого Востока Народов России состоялось 2 марта 1917 года не где-нибудь, а у него на квартире. Безусловно, прав поэтому, был старый и мудрый большевик В. Д.Бонч-Бруевич, когда писал в 1930 году об А.Ф.Керенском, что он был "вспоен и вскормлен масонами еще когда он был членом Государственной Думы и был специально воспитываем ими" в качестве наиболее подходящего кандидата на роль политического руководителя во время предстоящего движения за свержение самодержавия [3, С.183].

Окончание деятельности Временного правительства и Великого Востока Народов России положил Октябрьский переворот 1917 года. Отдельные члены его продолжали свою работу на территории России вплоть до конца 1918 года. С отъездом в декабре этого года за границу Генерального секретаря Верховного Совета Великого Востока Народов России А.Я. Гальперна, исполнение его обязанностей взял на себя С.А. Балавинский. Но продолжалось его секретарство недолго и в конце 1918 года Великий Восток народов России, как организация, фактически, прекратил свое существование.

В годы Гражданской войны остававшиеся еще в стране деятели Великого Востока Народов России заняли открыто антисоветские позиции. Так, во главе Комитета Учредительного собрания, захватившего в мае 1918 года при содействии бывших союзников России власть в Поволжье, подвизался лидер эсеров, видный масон одной из парижских лож А.Д. Авксентьев. Другой видный масон - народный социалист Н.В.Чайковский встал во главе Временного правительства в Архангельске. Еще один "брат" эсер Б.В. Савинков возглавил антисоветские мятежи в Рыбинске и Ярославле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В преддверии революционных потрясений в стране масонство было востребовано из-за рубежа либеральной российской интеллигенцией. То, что и политическая, и мистическая ветви его были импортированы ею именно из Франции ввиду особых отношений между двумя странами в начале XX века.

В отличие от лож екатерининского  и александровского времени, действовавших  с негласного разрешения правительства, политическое или думское масонство  начала XX века было уже подпольным и имело откровенно антиправительственный характер. Оно уже изначально было ориентировано не на духовную работу "братьев" в ложах, а на захват власти, разрушение империи и изменение основ тогдашнего государственного строя в России.

Огромное значение в  этой связи сыграло установление масонами в 1916 - начале 1917 гг. тесных контактов с представителями русского генералитета (М.В. Алексеев, Н.В. Рузский и др.), что, в сущности, и позволило в февральско-мартовские дни 1917 года обеспечить бескровный характер отречения Николая II и осуществление по всем правилам "королевского искусства" плавного масонского вхождения во власть (Временное правительство) с последующим закреплением в ней. Однако удержать эту власть в условиях продолжавшейся войны и начавшегося распада государства и его структур масоны не смогли. Октябрь 1917 года положил конец политическому масонству в нашей стране.

Информация о работе Масонство в России начала XX в