Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:16, дипломная работа
Цель дипломной работы. Изучить пищу и проанализировать её место в системе жизнеобеспечения русского населения на примере Усть-Коксиского района. Рассмотреть правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи; способы обработки продуктов и приготовления повседневных и обрядовых блюд; утварь, постройки, помещения в которых происходит приготовление и прием пищи, ограничения и предпочтения; набор основных продуктов, употребляемых в пищу.
Задачи дипломной работы. Для достижения поставленной цели планируется решить ряд задач:
- установить этапы и пути миграций старообрядцев, расселение их по региону, а так же отметить ареалы компактного проживания;
- изучить комплекс питания в природно-экологическом аспекте, раскрыть зависимость традиционного пищевого комплекса от хозяйственно-культурных и этнических традиций.
- выявить основные локальные варианты питания уймонских старообрядцев для чего рассмотреть наличие продуктов в рационе и основные блюда;
- рассмотреть пищевые запреты и ограничения, связанные с религиозной практикой, символическое значение тех или иных продуктов и блюд и их роль в обрядовых трапезах;
Несмотря на процессы культурной
унификации, характерные для
Заключение
Установив этапы и пути миграций старообрядцев, расселение их по региону важно отметить русские староверы внесли заметную лепту в процесс хозяйственного освоения земель Уймонской долины. Одни пришли сюда за тысячи километров в поисках легендарного Беловодья, пришли, спасаясь от никонианской новизны, от царских гонений. Других же в белее позднее время прогнали по этапу с целью заселения новых земель, развития в этих краях надёжного хлебопашества. Одни добирались тайными тропами, минуя пикеты, заставы, на которых велено было хватать всех беглых и возвращать своим владельцам. На новых местах, эти дюжие люди, обладая крепкой общинной и религиозной спаянностью, взаимопомощью, уверенностью в себе и в товарищах, трезвым и здоровым образом жизни, приверженностью и любовью к земле-матушке, неистощимым трудолюбием, наблюдательностью и смекалкой, выносливостью в борьбе с суровой природой, стойкостью перед невзгодами, проявили себя как истинные пионеры освоения новых мест.
Пищевые ресурсы в изучаемое время находились в прямой зависимости от среды обитания народа, от ведущей отрасли хозяйства; система питания формировалась в процессе адаптации населения к окружающей реальности. Сложению различных структур хозяйства, в основе которого скотоводство сочеталось с земледелием, охотой, рыболовством, пчеловодством, способствовало природно-географическое разнообразие региона. Одной из характерных особенностей пищевого комплекса, связанного с натуральным хозяйством, была сезонность. Она проявлялась в преобладании тех или иных продуктах пищевого рациона в течение года.
Анализ традиционной кухни показал, что, несмотря на кажущееся однообразие используемых продуктов (мясо, молоко, культурные злаки, травы, мед), старообрядцы знали и применяли множество способов их переработки, вследствие этого их меню было разнообразно, особенно в летне-осеннее время.
Локальный вариант питания
старообрядцев Уймонской долины
в конце XIX - начале XX в. можно назвать
смешанным, он содержит в себе приблизительно
равное соотношение продуктов
Рассмотрев пищевые запреты и ограничения, связанные с религиозной практикой, символическое значение тех или иных продуктов и блюд и их роль в обрядовых трапезах можно сделать вывод: похоронно-поминальная обрядность считается наиболее сакральной, поэтому менее подвержена всяческого рода изменениям и инновациям. Традиционный набор обрядовых блюд (кутья, кисель, блины) более всего сохраняется в поминальной обрядности. Из традиций приготовления обрядовой выпечки повсеместно сохранялась выпечка пасхи и пасхальных куличей, блинов на Масленицу. У верующих возрождается традиция соблюдения постов и постных дней.
В настоящее время из-за неблагоприятного состояния природных ресурсов в рационе русского населения стало значительно меньше продуктов собирательства, рыболовства, охоты. Также существенно сократилось потребление крупяных блюд, рыбных продуктов, блюд из грибов. Большое значение в питании русских имеют покупаемые мясные, молочные и хлебные продукты. Почти полностью вышли из употребления пареные овощи и ягоды.
И все же в кладовых русской старообрядческой кухни хранятся настоящие сокровища, и бездумно отказаться от них было бы огромной ошибкой. Многие, очень многие кушанья прошлого могут стать украшением нашего стола, сделать современное меню более разнообразным и здоровым. Тем более что не зря говорят: новое - это хорошо забытое старое.
Список использованных источников и литературы
I. Источники
1.Труды путешественников:
1.Ледебур, К.Ф. Путешествие по алтайским горам и джунгарской киргизской степи / К.Ф. Ледебур, А.А.Бунге, К.А.Мейер. – Новосибирск, 1993. – 415с.
2.Паллас, П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по велению Санкт-Петербургской императорской Академии наук. Ч. 2. Кн. 2. / П.С. Паллас. – СПб., 1786. – 298 с.
3.Риттер, К. Землевладение Азии Т. 3. / К. Риттер. – СПб., 1860. – 298 с.
4.Сапожников, В.В. По русскому и монгольскому Алтаю. Государственное издательство географической литературы / В.В.Сапожников. – М.,1949. – 579 с.
2.Путеводитель и справочные материалы:
1.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. I / В. И. Даль. – М., 2002.
3.Краеведческие материалы:
1.Кучуганова, Р.П. Мудрость уймонских старцев / Р.П. Кучуганова. –Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008. – 136 с.
2.Кучуганова, Р.П. Уймонские староверы/ Р.П. Кучуганова. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 161 с.
3.Кучуганова, Р.П. Притчи, бывальщина Уймонских староверов / Р.П. Кучуганова. – Новосибирск: РОССАЗИЯ, 2009. – 43 с.
4.Кучуганова, Р.П. Много бог детей дает, да лишних не посылает / Р.П. Кучуганова. – Новосибирск: РОССАЗИЯ, 2009. – 45 с.
5.Кучуганова, Р.П. Не евши легше, а поевши крепше / Р.П. Кучуганова. –Новосибирск: РОССАЗИЯ, 2010. – 29 с.
6. Альбом Пища старожилов Уймонской долины. Рукопись.
4.Периодическая печать:
1.Арутюнов, С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России/ С.А. Арутюнов // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. – М.: Наука, 2001. – С. 89.
2.Дементьева, Л.
Старообрядчество как явление
культуры и христианской
3. Наследие народов Российской Федерации // Алтай сокровище культуры. вып. 4. – М., 2004. – 384 с.
4.Пища и утварь // Русский Север: Этническая история и народная культура. XII-XX века. - М.: Наука, 2001.
5.Рабинович, М.Г. Стол горожанина // Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988. – С. 56.
6.Худяков, Ю.С. Торговые пути, связывающие Южную Сибирь и «великий шелковый путь» / Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. вып. 3. – Абакан, 1997. – С. 72.
7.Ядринцев, Н.М. Алтай и его инородническое царство (Очерк путешествия по Алтаю) // Исторический вестник. Т. 20. – СПб., 1885. – С. 644..
8.Смирнова, Е. Плоть от плоти Алтая // Листок. 5 дек. – 2001.
9.Упхонов, В.Г. Акающие говоры Уймонской долины Горно-Алтайской автономной области Алтайского края. // Уч. зап. Бурятского гос. пед. ин-та. –вып. XXVIII. – Улан-Уде, 1967. – С. 270.
10.Мукаева, Л.Н. Хозяйственная культура и менталитет старообрядцев Южного Алтая в XVIII–XX вв. / Л.Н. Мукаева // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Четвертых Сибирских чтений, 12–14 окт. 1998 г., Санкт-Петербург. – СПб., 2000.
5.Неопубликованные материалы:
1.Архив музея старообрядчества с. Верх.-Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай
6.Список информаторов:
1.Кудрявцев П.В. Усть-Коксинский район с. Тихонькая. Интервью от 29.03. 2012г.
2.Кияшко Л.В. Целинный район с. Бочкари. Интервью от 05.04.2012г.
3.Клепикова Светлана Сергеевна Усть-Коксинский район с. Верх Уймон. Интервью от 20.01.2011г.
4.Черепанова Нина Матвеевна с. Усть-Коксы. Интервью от 12.05.2011г.
5.Клепикова Вера Макаровна с. Усть-Коксы. Интервью от 08.02.2012 г.
6. Котегова Елена Леонтьевна с. Горбуново Интервью от 03.02.2011 г.
II. Литература
1.Арутюнов, С.А. Традиционная пища как выражение этнического самосознания / С.А. Арутюнов, Т. А. Воронина. – М., 2001. – 293 с.
2.Бломквист, Е. Э. Бухтарминские старообрядцы. Хозяйственный быт бухтарминских старообрядцев / Е. Э. Бломквист, Гринкова Н. П. Барнаул: Азбука, 2006. – 360 с.
3.олонев, Ф. Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики / под. ред. В. Е. Третьякова. – Барнаул: Изд-во БЮИ, 2000. –203 с.
4.Булыгин, Ю.С. Первые крестьяне на Алтае / Ю.С. Булыгин. – Барнаул, 1974. – 144 с.
5.Домострой. – СПб.: Наука, 1994. – 399 с.
6.Зуев, А.С. Сибирь: вехи истории 2-е изд. / А.С. Зуев. – Новосибирск: ИНФОЛИО, 2003. – 295 с.
7. овалёв, Н.И. Рассказы о русской кухне / Н.И. Ковалёв. – М., 1984. – 196 с.
8.Липинская, В. А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (XVIII-XX вв.) / В. А. Липинская. – М.: Наука,1987. – 224 с.
9.Лясковская, Н.В.Православная кухня / Н.В. Лясковская. – М.: Вече, 2007. –
256 с.
10.Мамсик, Т. С. Хозяйственное освоение Южной Сибири: механизмы формирования и функционирования агропромысловой структуры / Т. С. Мамсик. – Новосибирск, 1989. – 240 с.
11.Милов, Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса / Л. В. Милов. – М.: РОССПЭН, 2001. – 576 с.
12.Могильный, Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи / Н.П. Могильный. –М.: Сов. Россия, 1990. – 256 с.
13.Рерих, Н.К. Сердце Азии / под. ред. Г. А. Безотосной. СПб.: Эксмо, 2009. – 736 с.
14.Русские / под. ред. В.А. Тишкова – М.: Наука, 1999. – 828 с.
15.Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре(XVIII-ХХвв.) / отв. редактор д. и. н. В. А. Александров. – М.: Наука, 1987. – 224 с.
16.Шитова, Н. И. Традиционная одежда уймонских старообрядцев / науч. ред. Е. Ф. Фурсова. – Горно-Алтайск, 2005. – 109 с.
17.Шитова, Н.И. Традиционная одежда уймонских старообрядцев / Н.И. Шитова. – Горно-Алтайск: РИО, 2005. – 112 с.
18.Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / гл. ред. Бромлей Ю.В. – М.: Наука, 1987. – 559с.
Ресурсы интернет
1.В поисках Беловодья: электронный ресурс // режим доступа: http:// uimonvesti.ru/?p=37.
2.Верх-Уймон - музей Н.К. Рериха:
электронный ресурс // режим доступа: http://galt-auto.ru/publ/266-
3.Деревенская
пища: электронный ресурс // режим
доступа: http://vadim-blin.narod.ru/
4.История заселения
Усть-Коксинского района: электронный ресурс // режим
доступа: http://www.multozera.ru/
5.Маркс, К., Энгельс, Ф. Собрание сочинений. Т. 2. электронный ресурс // режим доступа: http://libelli.ru.
6.Рабинович, М.Г. Стол горожанина // Очерки материальной культуры русского феодального города. - М., 1998. электронный ресурс // режим доступа: http: //www. hrono. info/dokum/ domostroi.html.
7.Милов, Л.В. Великорусский пахарь
и особенности российского процесса Часть
первая. Великорусский пахарь в XVIII столетии.
Очерк одиннадцатый: электронный ресурс
// режим доступа: http://vadim-blin.narod.ru/
9. Каншин, Д.В. "О нормальных столовых": электронный ресурс // режим доступа: http://hlebopechka. ru/index.php?option=com _smf&Itemid=126 & topic=137554.0.
10.Экологически чистая пища: электронный
ресурс // режим доступа: http://rosark.ru/2011-04-21-
11.Рецепты православной кухни:
электронный ресурс // режим доступа: http://www.zavet.ru/a/post_
12.Система жизнеобеспечение населения: сущность, критерии оценки, пути развития – часть 2. электронный ресурс // режим доступа: http://ido-rags.ru/?p=873.
13.Традиционная пища народов мира: электронный ресурс // режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
14. VII Конгресс этнографов и антропологов
России – 2007. Секция 3.Традиционные системы
питания: электронный ресурс // Режим доступа: http://www.fondaltai21.ru/
15.Электронная
библиотека по истории Алтая: электронный ресурс // режим
доступа: http://new.hist.asu.ru/
16.Фонд Главного управления Алтайского округа Бухтарминские старообрядцы: электронный ресурс // режим доступа: http:// www .culture 22.ru.
17.Торговля и пути сообщения России с государствами Центральной Азии в истории заселения русскими Юго-Восточного Алтая. В. Королева: электронный ресурс // режим доступа: http:// www. Fondaltai 21.ru/ publish /another/480.
Приложение
1 http://ru.wikipedia.org
2 Маркс К. Собрание сочинений. – Изд. 2. Т. 2 – С. 579.
3 Липинская В. А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (XVIII–XX вв.). – М.: Наука, 1987. – С. 24.
4 Шитова Н.И. Традиционная одежда уймонских старообрядцев. – Горно-Алтайск, 2005. – С. 37.
5Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – С. 5.
6Шитова Н.И. Традиционная одежда уймонских старообрядцев. – Горно-Алтайск: РИО, 2005. – С. 98.
7 VII Конгресс этнографов и антропологов
России 2007. Секция 3. Традиционные системы
питания: электронный ресурс // Режим
доступа: http:// www.fondaltai21.ru/publish/
8 Зуев, А.С. Сибирь: вехи истории 2-е изд. – Новосибирск: ИНФОЛИО, 2003. – С. 280.
9 Ядринцев Н.М. Алтай и его инородническое царство (Очерк путешествия по Алтаю) // Исторический вестник. – СПб. 1885. Т. 20. – С. 607-644.
10 Риттер К. Землевладение Азии. – СПб., – 1860. – Т. 3. – С. 86.
11 Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае. – Барнаул, 1974. – С. 39.
12 Беликов Д.Н. Старинный раскол в пределах Томского края. — Томск, 1905. – С. 24.
13 Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае. – Барнаул, 1974. – С. 24.
14Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по велению Санкт-Петербургской императорской Академии наук. Ч. 2. Кн. 2. – Спб., 1786. – С. 298.
15 Кучуганова Р.П. Мудрость уймонских старцев. – Новосибирск, 2008. – С. 14.
16 Рерих Н.К. Сердце Азии / под. ред. Г. А. Безотосной. – СПб.: Эксмо, 2009. – С. 603.
17 Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по велению Санкт-Петербургской императорской Академии наук. Ч. 2. Кн. 2. – Спб., 1786. – С. 298.
18 Ледебур К.Ф Путешествие по алтайским горам и джунгарской киргизской степи – Новосибирск, 1993. – С. 89.
19 Риттер К. Землевладение Азии. – СПб., 1860. Т. 3. – С. 48.
20 Сапожников В.В. По русскому и монгольскому Алтаю. Государственное издательство географической литературы. – М., 1949. – С. 39.
Информация о работе Пища в системе жизнеобеспечения на примере Усть-Коксинского района