Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:16, дипломная работа
Цель дипломной работы. Изучить пищу и проанализировать её место в системе жизнеобеспечения русского населения на примере Усть-Коксиского района. Рассмотреть правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи; способы обработки продуктов и приготовления повседневных и обрядовых блюд; утварь, постройки, помещения в которых происходит приготовление и прием пищи, ограничения и предпочтения; набор основных продуктов, употребляемых в пищу.
Задачи дипломной работы. Для достижения поставленной цели планируется решить ряд задач:
- установить этапы и пути миграций старообрядцев, расселение их по региону, а так же отметить ареалы компактного проживания;
- изучить комплекс питания в природно-экологическом аспекте, раскрыть зависимость традиционного пищевого комплекса от хозяйственно-культурных и этнических традиций.
- выявить основные локальные варианты питания уймонских старообрядцев для чего рассмотреть наличие продуктов в рационе и основные блюда;
- рассмотреть пищевые запреты и ограничения, связанные с религиозной практикой, символическое значение тех или иных продуктов и блюд и их роль в обрядовых трапезах;
Наиболее подходят для русской печи способы кулинарной обработки, как варка, тушение, запекание, припускание. В ней прекрасно пекутся пироги, варятся и томятся щи, борщи, тушатся овощи, мясо и рыба. Безусловно, это мягкий способ обработки продуктов, щадящий их и наши с вами желудки. Недаром многие блюда старинной русской кухни не производят должного впечатления, когда их готовят в иных температурных условиях.
Угол, расположенный по диагонали от печи, считался "чистым", как у всех восточнославянских народов. Здесь висели или стояли на полках иконы, под ними ставили стол. Вдоль стен крепились полки лавки. Над входом настилали полати. От печи к передней избе шел брус, служивший полкой. Он же разделял площадь избы на две части: "куть" - место хозяйки и чистую половину, в которой особенно почетным местом считался передний угол. Таким образом, жилище русского населения развивалось в соответствии с северно-русскими традициями.
Строили и двухэтажные дома. В таком срубе было более 20 венцов среднего леса. Нижний этаж углубляли в землю. Обширное пространство под полом использовалось, как и всюду у русских в северной полосе расселения, в хозяйственных целях. Летом там удерживалась прохлада, и было удобно хранить молоко и другие продукты. Зимой тепло избы прогревало воздух в цокольном помещении, создавая температуру, благоприятную для хранения овощей, и других зимние припасов. В центральной части подполья делали углубление и ставили сруб - погреб, в котором человек мог стоять во весь рост.
В XI–XII веках сложился тип восточно-славянского трёхчленного жилья, состоящего из тёплой избы, холодной клети и связывающих их сеней, которые так и назывались — «связь». Со временем в холодную клеть стали ставить печи, и она тоже превратилась в тёплую избу, но название «дом-связь» так и осталось. Староверы и в условиях Сибири строили такие же дома.
Изба «со связью» была распространённой постройкой жилого дома в Верхнем Уймоне. Вахрамей Семёнович Атаманов создал уникальный по тем временам в Горном Алтае хозяйственно-бытовой комплекс двухэтажный дом-связь (ныне музей). Огромная усадьба была обнесена изгородью, или, как говорили в старину, пряслами. Кроме двухэтажного деревянного дома, стояла избушка, где готовили лекарства из трав, и изба-флигель, в которой была русская печь, запечек, глубокое подполье. На территории были размещены: пасека, кузница, колодец-журавль; два амбара, где хранили зерно, муку и другие продукты; клетки с кроликами; сарай-гараж для сельскохозяйственных машин, на крыше которого, покрытой тёсом, летом сушили промытое зерно для помола муки. На усадьбе также располагалась баня «по-чёрному», крыша которой была засыпана землёй и глиной; на бане и вокруг неё всегда росла трава. Был овин для сушки зерновых перед молотьбой, навесы, где молотили снопы и веяли зерно. Отдельно стоял огороженный хозяйственный двор, на котором располагался коровник, хлева для телят, ягнят и домашних птиц; навесы для сена; пригон для овец и лошадей. Летом овцы, нерабочие лошади и молодняк рабочего скота паслись на пастбищах, в это время часть пригона отгораживалась, там делались грядки для огурцов, арбузов и дынь. С юга усадьба была ограничена проезжей дорогой (ныне улица Набережная), с востока и запада — переулками, с севера — протокой реки Катунь.49 «Дома купцов» - двухэтажные связи стоят по сей день в Теректе, Чендеке, Усть-Коксе, недавно была разобрана по бревнышку купеческая связь в Кучерле.
В архивных документах упоминаются
амбары, дворы и пригоны, гумна
с овинами, бани; на некоторых усадьбах
было по нескольку жилых и
Выращивали лен и коноплю. Лен сеяли, пололи, затем его рвали и раскладывали сушить. Плохо, если год удался сильно дождливым: лен долго не сохнет, его необходимо досушивать. Самая лучшая погода в этом случае - "когда дождик идет да солнышко". Лен, высушенный при таких условиях, чернеет и хорошо отстает от кострики. Когда год сухой, лен желтеет, засыхает и не отделяется. В этом случае вязали снопы и вымачивали лен в специальных ямах с водой. При этом лен укладывали рядами, придавливали и прихватывали, чтобы он не поднимался. После вымачивания лен сушили. Еще в начале века это делали на берегу реки, в овинах. У "единоличников" такой возможности уже не было, и лен сушили в банях. После уборки хлеба и другого урожая высохший лен мяли на мялках затем трепали с помощью трепала и получали "отрепи", спряденные из них нитки шли на изготовление мешков и половиков - "дерюжек". Остальной лен - "горсть" прочесывали на "щетке" и получали "изгреби", используемые для пошива повседневной одежды. Дальше "горсть" прочесывали на щетке поменьше - волосяной и получали "пащеси", которые шли на изготовление праздничных рубах, сарафанов. Из оставшегося льна высшего качества изготавливали полотенца, скатерти, праздничную одежду.51
Коноплю выращивали для изготовления из нее ниток, например, конопляной дратвой обшивали валенки, веревок - "на тяжи веревочны - возы возить - веревку-передовку из конопли", канатов. Коноплю рвали с корнем, укладывали в снопы, кучи, когда просохнет, обтрясали в палатках "палкой", провеивали ведром на ветру. После отделения семян коноплю вымачивали в реке две-четыре недели, затем вымораживали и сушили в бане, мяли на мялке и отбирали костику, трепали и чесали.52
Таким образом, путем нахождения равновесия между этническими традициями и особенностями окружающей природной среды Уймонские старообрядцы адаптировались в Уймонской долине. Основное направление в хозяйстве - земледельческо-промысловое. Добывающими промыслами были охота и рыболовство.
С повышением ценностных ориентаций на сохранение лучших национальных достояний, межпоколенная передача обычаев и обрядов представляется очень значимой функцией семьи. Старообрядчество имело крепкие семейные устои, поддерживаемые и укрепляемые всей сутью общинной жизни крестьянина. В большой семье, где иногда насчитывалось по 18 – 20 человек, всё строилось по принципу старшинства.53 Во главе большой семьи стоял мужчина — большак. Авторитет отца в семье был непререкаем. Отец за столом сидел под образами, и чтили его в семье как Бога. Как Бог до людей, так отец до детей. Авторитет главы семейства держался не на страхе, а на совести членов семьи. Для поддержания такого авторитета нужно было уважение всех членов семьи. А уважение заслуживалось личным примером, трудолюбием, добротой.
Отцу помогала хозяйка — большуха. Большое количество человек, живущих в одном доме, предполагало иметь много посуды. Это вёдра, корчаги, квашонки, деревянные сбоички, железные кувшины, лукошки, плетёные короба, корзины, для сбора ягод и грибов. Рядом с печкой стояли ухваты, кочерга, чапельник. На полках и шкапчиках хранилась посуда из глины, дерева, меди, а в богатых, зажиточных семьях можно было найти и красивую китайскую фарфоровую посуду. Свидетельством вовлеченности уймонцев в торговлю с Китаем служат множественные сообщения информаторов - потомков старожилов сел Теректа, Баштала, Чендек, Кучер-ла, Тюнгур, Катанда, Мульта, Верх-Уймон. Так Васса Евстигнеевна Алькова (в девичьи Рехтина) 1914 г.р. рассказывала, что ее отец выезжал для торговли в Китай, зная китайский, алтайский, монгольский языки, и привозил оттуда деньги, шелковые ленты и конфеты «монпазетки» (записано со слов внучки - Захаровой Л.Е.). О наличии торговых связей с Китаем свидетельствует так же коллекция предметов традиционного старообрядческого костюма из собрания Государственного музея-заповедника Н.К. и Е.И. Рерихов в с. Верх-Уймон. Из 49 единиц хранения - 9 предметов костюма изготовлены из китайских тканей (шелка, кашемира) и 19 предметов с использованием китайских фабричных нитей (гаруса). Это значит, что предметы традиционного костюма, при изготовлении которых использовался китайский импорт, составляют 80% коллекции.54
Столовая посуда была в основном глиняная и деревянная. Деревянная посуда преимущественно была долблёная и бондарная. Долбленая посуда использовалась в качестве столовой: чашки, ложки, солонки и пр. Старожилы вырезали чашки из капо - корня (нароста березы) или комля (корневой части) дерева, древесина которых имела красивый рисунок переплетающихся волокон. Изготовление различных поделок из капо - корня являлось важным промыслом в Приуральи и, возможно, было перенесено оттуда.
Бондарную посуду делали из пихты или кедра, так как это дерево выделяет фитонциды, препятствующие развитию гнилостных бактерий, да и хлеб в квашенке тогда будет запашистей. В степных же районах, как и в европейской части страны, перед зимней заготовкой овощей бондарную посуду запаривали с ветками можжевельника, также имеющего дезинфицирующие свойства.
Керамическая посуда тоже стала разнообразнее. Посуда из глины изготавливалась не из одного кома на гончарном круге, а путем наложения валиков (на Уймоне их называли караличками) друг на друга. Такая техника изготовления глиняной посуды называется налепом. Процесс состоял из нескольких стадий. Начиналось все с добычи глины. К глине добавляли чистый мелкий Катунский песок и мяли на грубой холстине, пока не оставалось комочков. Из получившегося глиняного теста лепили валики, которые в 3-5 рядов выкладывались на подготовленное плоское дно. Валики затирались и заглаживались водой для выравнивания боковых поверхностей. Подготовленные изделия подвергали обжигу в русских печах на горящих березовых дровах. Для прочности и красоты использовалась технология обварки: вынутые из печи изделия погружали в теплые отвары пахты, сыворотки, чтобы они кипели. После обварки посуда приобретала красивый черный цвет. Необваренные изделия оставались цвета красной терракоты.55
В каждом доме были наборы посуды для «добрых» и «мирских». Человека, пришедшего в дом, хозяйка тихонько спросит, из «добрых» он или из «мирских», и будет кормить из определенной посуды. Если посуда обмирщена, то её долго и тщательно моют с молитвой в речке, а потом освящают в молебном доме.
Таким образом, быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Было развито мелкое кустарное производство, которое представлено прядением и ткачеством, кожевенным и гончарным производством. Некоторые виды ремесел сохранились до наших дней, в том или ином виде.
Глава III Место и значение повседневного ритуального питания в жизни русского населения Уймонской долины
В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям.56
Питание – одна из важнейших проблем для любого народа. В этой сфере отражаются многие черты народной жизни в целом: охотники питаются не так, как скотоводы или земледельцы. «Человек есть то, что он ест», – говорили когда-то.
Что ели уймонские старообрядцы? Что готовилось в печи в мясоед и в пост, в будни и в праздники? Как обставлялся стол? Какую утварь можно было увидеть? В данной главе пойдёт речь о пище и напитках уймонских старообрядцев, о традициях, связанных с приёмом пищи.
Состав продуктов, употребляемых для приготовления пищи определялся ярко выраженным зерновым характером земледелия. Зерновое направление сельского хозяйства обусловило решительное преобладание в питании разного рода мучных и крупяных продуктов. Прежде всего, нужно назвать зерновой хлеб, жито – рожь, пшеницу, употреблявшиеся преимущественно после размола, в виде муки.57 Пшеничная мука использовалась для стряпни, "на праздник". Помимо изготовления муки, зерно пшеницы употреблялось иногда и в вареном виде, а зерна ячменя, овса толкли на крупы: "Ступы были. Толкешь, обтолкешь ость, провеешь - и в эту ступу, с водой толкешь, шкурка снимется". Ячменная, овсяная крупа составляли основу питания уймонцев. Гречиху, пшено в Уймонской долине не сеяли.58
Огородные культуры репу, брюкву, свеклу ели сырыми, готовили разнообразные кушанья. Каждый вид овощей обычно готовили отдельно. Овощи с резким, острым вкусом - редька, лук, чеснок и хрен - хорошо сохранялись в течение зимы в свежем виде. Редьку, порезав ломтиками, ели сырую с маслом, сметаной, квасом. Хрен натирали и сушили, добавляя в щи и квас. Репа на протяжении почти всего периода играла в питании огромную роль, уменьшившаяся лишь с распространением картофеля. Картофель появился в России в середине XVIII в., но его потребление в уймонской долине распространилось только во время ВОВ. Из огородных продуктов наибольшую роль играла капуста. Капусту варили и жарили, квасили впрок. Огурцы ели свежими и солили на зиму.
Немаловажное место в пище уймонцев занимали и продукты, собранные в лесу: грибы, ягоды, орехи. Уймон славился ягодными местами, много клубники (или, по-кержацки, глубиники), а также малины, смородины, жимолости, кислицы, брусники. В лесах было много грибов, в хорошие годы их возили домой на телегах, солили и замораживали.59
Успехи в животноводстве позволяли часто включать в рацион мясные продукты. Эти особенности в питании проявившиеся уже в начальный период расселения русских. Кроме мяса домашних животных, в пищу шли продукты охоты - "зверина" и дичь, но у старообрядцев и на них существовали некоторые запреты. Например, они не ели медвежатину, выбрасывали потроха кабанов. Не ели мяса по средам, пятницам и в дни постов.60
Заготовки мяса производили осенью, после наступления холодов. Туши замораживали, часть засаливали в бочках. Оставшееся к весне мясо вялили. Мясо ели преимущественно в начале зимы. Помимо этого, существенные регламентации в потребление мясных продуктов вносили догматы христианского вероучения, которого старообрядцы придерживались со всей строгостью.61 Все мы хорошо знаем о пользе коровьего молока, но многие ли знают, что еще задолго до нашей эры Гиппократу были известны способы лечения болезней различными видами молока.62
Информация о работе Пища в системе жизнеобеспечения на примере Усть-Коксинского района