Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:16, дипломная работа
Цель дипломной работы. Изучить пищу и проанализировать её место в системе жизнеобеспечения русского населения на примере Усть-Коксиского района. Рассмотреть правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи; способы обработки продуктов и приготовления повседневных и обрядовых блюд; утварь, постройки, помещения в которых происходит приготовление и прием пищи, ограничения и предпочтения; набор основных продуктов, употребляемых в пищу.
Задачи дипломной работы. Для достижения поставленной цели планируется решить ряд задач:
- установить этапы и пути миграций старообрядцев, расселение их по региону, а так же отметить ареалы компактного проживания;
- изучить комплекс питания в природно-экологическом аспекте, раскрыть зависимость традиционного пищевого комплекса от хозяйственно-культурных и этнических традиций.
- выявить основные локальные варианты питания уймонских старообрядцев для чего рассмотреть наличие продуктов в рационе и основные блюда;
- рассмотреть пищевые запреты и ограничения, связанные с религиозной практикой, символическое значение тех или иных продуктов и блюд и их роль в обрядовых трапезах;
Введение
Система жизнеобеспечения представляет собой частный и специфический случай общего понятия «система». Опираясь на толкования, которые дают словари, можно выделить признак системы (от греческого слова systema) – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.1 Одним из таких элементов является пища. Пища занимает важнейшее место в системе жизнеобеспечения любого этноса и является одним из источников изучения истории народов. Своеобразие ей придают многочисленные и стойко сохраняющиеся традиции. Питания отражает не только этническую и социальную историю, но и специфику историко-культурных связей и контактов.
Актуальность исследования. Исследование традиционных подсистем жизнеобеспечения этносов представляется особенно актуальным. В настоящее время, когда быстро исчезают традиционные системы хозяйствования особенно важно исследование системы питания в развитии, в динамике преобразований, связанных с радикальными изменениями в общественном и домашнем быте с одной стороны и этнокультурных взаимодействиях - с другой.
Пища, являясь одним из основных факторов, обеспечивающих функционирование живого организма как биологической единицы, занимает одно из центральных мест в структуре материальной базы существования общества. «Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одежду, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и так далее», - писал Ф Энгельс.2 Поэтому исследование пищи как одного из основных компонентов культуры жизнеобеспечения представляет, несомненно, познавательный и научный интерес.
Пища является важнейшей формой потребления во всяком обществе. В ее структуре находит свое отражение характер освоения ресурсов среды обитания. Традиционная модель питания и пищевой рацион существенным образом зависят от экологической среды обитания этноса и во многом определяются его хозяйственно-культурной деятельностью.
Как элемент материальной культуры пища отражает многообразный опыт по освоению Уймонской долины «территории их общения, отбору и использованию сельскохозяйственного сырья, а так же своеобразие переработки, хранения и употребление полученных из них продуктов».
В последнее время наметился повышенный интерес к национальным истокам современной культуры, в частности, к бытовой культуре. Изучения пищи актуально не в технологии ее изготовления или сравнительной питательной ценности (что тоже немаловажно), а в исследовании ее как явления бытовой культуры, находящейся во взаимосвязи с другими аспектами жизни, в том числе, отражающими взаимоотношения людей в обществе, формы и нормы их поведения, традиционные для данного общества.
Историография. В изучение пищи русских Сибири и, в особенности, русского населения Алтая в XX в. значительный вклад внесла В.А. Липинская. Используя разнообразный комплекс архивных, литературных и полевых источников, исследователь делает вывод, что в питании русского населения различных регионов Сибири вследствие приспособления к местным условиям произошли серьезные изменения. Русские начали активно осваивать местные продовольственные ресурсы и кулинарные навыки народов Сибири.3 В.А. Липинская рассматривает пищу русских сибиряков в исторической динамике: с отхода переселенцев от привычного питания до восстановления традиционной основы русской кулинарии с привычным соотношением растительных и животных продуктов, при заимствовании способов и хранения продуктов и приготовления блюд у аборигенных народов Сибири.
Шитова Н.И. в статье «Старообрядческие хозяйственные традиции жителей Уймонской долины в XX веке» предпринимает попытку изучения традиционного хозяйства уймонцев как одного из важнейших элементов системы жизнеобеспечения этой этноконфессиональной группы. Наряду с этим исследователь затрагивает вопрос заселения Уймонской долины: первые русские поселения здесь, на территории, которой сформировалась локальная этноконфессиональная группа уймонских старообрядцев, стали появляться на рубеже XVIII-XIX веков. В конце XIX-начале XX вв. население этих мест стало пополняться за счет православных переселенцев, при этом старожилы продолжали свои традиции4. Группа уймонских старообрядцев, проживающих в селах Усть-Коксинского района Республики Алтай в настоящее время начала активно исследоваться.
В 2000 году вышла в свет первая книга, посвященная уймонским старообрядцам - « Уймонские староверы». Автор книги - краевед Р.П. Кучуганова представила в работе свои материалы, касающиеся самых разных аспектов народной культуры, собиравшиеся в течение более двадцати пяти лет. Затрагивая многие стороны жизни, Р.П. Кучуганова дает и общую характеристику питания.5 Один из разделов книги посвящен застольному этикету, приметам и поверьям, связанным с приготовлением и употреблением пищи. В работе также собрано множество разнообразных рецептов традиционной и обрядовой кухни.
Источниковедческая база. Краеведческий альбом «Пища старожилов Уймонской долины», который ныне хранится в музее старообрядчества в с. Верх.-Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай, содержит собранные школьниками рецепты приготовления блюд повседневной и обрядовой кухни. Данные рецепты записаны школьниками от своих старших родственников (бабушек и дедушек), поэтому являются достаточно информативным и достоверным источником.
В старообрядческом селе Мульта находится Центр народных промыслов. По старинным традициям создаются предметы быта, украшения, сувениры, художественные изделия из соломки. Работники центра возродили традиции ручного ткачества. А так же можно попробовать и оценить блюда старообрядческой кухни.
Одним из важных источников исследования, явились интервью собранные с жителей села Верх Уймон Усть-Коксинского района студенткой ДО ГАГУ А.А. Пеньковой с 15 января 2008 по 20 мая 2010 года.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система жизнеобеспечения русского населения в конце XIX - XX вв при адаптации к специфическим природным условиям Сибири, а её предметом – пища старообрядцев.
Цель дипломной работы. Изучить пищу и проанализировать её место в системе жизнеобеспечения русского населения на примере Усть-Коксиского района. Рассмотреть правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи; способы обработки продуктов и приготовления повседневных и обрядовых блюд; утварь, постройки, помещения в которых происходит приготовление и прием пищи, ограничения и предпочтения; набор основных продуктов, употребляемых в пищу.
Задачи дипломной работы. Для достижения поставленной цели планируется решить ряд задач:
- установить этапы и пути миграций старообрядцев, расселение их по региону, а так же отметить ареалы компактного проживания;
- изучить комплекс
питания в природно-
- выявить основные
локальные варианты питания
- рассмотреть
пищевые запреты и ограничения,
Территориальные рамки. Первые русские поселения в Уймонской долине, на территории которой сформировалась локальная этноконфессиональная группа уймонских старообрядцев, стали появляться на рубеже ХVIII-XIX в. В настоящее время группа уймонских старообрядцев, проживающих в селах Усть-Коксинского района Республики Алтай образует особую культурную общность в силу устойчивости религиозного мировоззрения и удаленности районов своего проживания.6
Хронологические рамки. Исследования охватывают период с конца XIX по начало XX века, связанный со значительным сохранением традиционной культуры уймонских старообрядцев, накоплением этнографических сведений о нем, в том числе и о его традиционно-бытовой культуре. Именно этот период истории упоминается в официальных источниках. Исследования обусловлены, прежде всего, составом информаторов. Но, к сожалению, мы уже практически не имеем возможности общаться со старожилами, родившимися в последнее десятилетие ХIХ - первое десятилетие ХХ вв. Но с помощью более молодых информаторов ещё можно получить отчетливую картину жизни уймонцев, вплоть до современности. Благодаря ряду обстоятельств можно составить представление о питании уймонских старообрядцев как представителей локальной этноконфессиональной группы русских. В частности, это ещё возможно вследствие особой устойчивости старообрядческих традиций.
Методология исследования. В данной работе применялись общенаучные методы (историко-системный, картографический, историко-генетический), методические приемы полевой этнографии. Историко-системный метод позволил обобщить сведения о формировании конфессиональной этнографической группы в Уймонской долине и ее некоторых особенностях. Картографический метод помог выявить ареалы и типы расселения переселенческого населения Усть-Коксинского района. Историко-генетический метод раскрыл функции питания и набор основных продуктов, употребляемых в пищу. Позволил выявить порядок организации повседневных, праздничных и обрядовых трапез уймонских старообрядцев. В рамках исследования полевой этнографии метод непосредственного наблюдения позволил увидеть ограничения и предпочтения в питании уймонских старообрядцев, рассмотреть способы приготовления и хранения пищи, рассмотреть утварь и посуду, которую использовали во время приготовления и её принятия.
Питание является частью культуры жизнеобеспечения. Оно одновременно и элемент природы и продукт социальной деятельности. В ходе работы над дипломным исследованием были использованы краеведческие методы исследования, с помощью которых использовался и анализировался краеведческий материал: альбом, который содержит рецепты приготовления блюд повседневной и обрядовой кухни, посещение музея старообрядческой культуры.
Практическая значимость исследования. Изучение кулинарных традиций русских имеет не только научное, но и практическое значение, что может способствовать улучшению современной модели питания, ее обогащению элементами традиционной национальной кухни, которые в силу тех или иных причин оказались сегодня не востребованными. Рациональное питание является одним из ведущих критериев качества жизни, фактором, определяющим здоровье нации. В последнее время в условиях техногенной нагрузки большое внимание уделяется гигиеническим аспектам питания, качеству, употребляемых продуктов питания. Большое внимание в современной России уделяется пропаганде народной кухни - одного из знаковых этнических элементов, воспринимаемых как национальное достояние. Привлекательность традиционной пищи в глазах современного населения связана с представлениями о здоровом образе жизни, доступности основных продуктов, рациональности способов их хранения и переработки. Не случайно, изучение традиций питания вызывает все больший интерес. Эта тема находится в центре внимания современной отечественной науки. Она присутствует в программах ведущих научных форумов России, в том числе Конгресса этнографов и антропологов России.7
Результаты работы имеют значение оценки качества жизни уймонских старообрядцев в исторической динамике, региональной дифференциации. Для научно-практической оценки человеческого потенциала Сибири, данная работа имеет перспективы в разработке курсов по этнографии, культурологи отечественной истории для средних и высших учебных заведений. Исследование вариантов питания способствует корректированию характеристики этнографических групп изучаемого региона.
Апробация работы. Основные положения и материал дипломной работы излагались автором в научных докладах и сообщениях, а так же на Апрельской конференции студентов, аспирантов и преподавателей ГАГУ. Секция: социально-экономическое и общественно-политическое развитие РА (к 30-летию Горно-Алтайской автономной области).
Структура. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечания, приложения, списка использованных источников и литературы.
Глава I Особенности освоения Уймонской долины русскими переселенцами
В последнее время заметно усилился интерес ученых и широкой общественности к традиционной культуре различных народов, в том числе русских, проживающих в местах их первоначального заселения и в позднее осваиваемых регионах России, к которым относится и территория Горного Алтая. Присоединение Сибири к России восходит к концу XVI в. Этот процесс связан с походом Ермака.8 Регионом первичного освоения сибирских земель была Тобольская губерния. К середине XVII в. русские переселенцы заняли земли от Верхотурья до Тобольска. Поскольку основным, едва ли не единственно возможным путем продвижения вглубь были реки, то освоение Сибири поначалу происходило по течениям Оби и Иртыша. Переселенцы стали обживать более удобные места — вдоль южных притоков сибирских рек.9 Н.М. Ядринцев определил общую закономерность процессов переселения, как перемещение речным путем от мест менее плодородных к более. Так шло образование наиболее густонаселенных районов Сибири.
В начале XVIII в. в результате оттеснения кочевых сибирских племен к китайской границе происходит расширение земельных владений Российского государства. Мощные переселенческие потоки хлынули на юг Сибири — к предгорьям Алтая и далее через Семиречье к Амуру. Алтай же представляет собой район довольно позднего освоения сибирских земель русскими людьми.10
Процесс колонизации Сибири, в том числе и Алтая, шел двумя путями: правительственным, включавшим военные, промышленные и так называемые казенные переселения, т.е. отправку в Сибирь в связи с каким-либо царским указом, и вольно-народным, связанным с тайными побегами людей от притеснений и повинностей. В состав русских переселенцев входили ратные люди, казаки, ехавшие для укрепления и расширения пограничных линий, защиты крепостей, форпостов и острогов; рудознатцы и промышленники, осваивавшие сибирские природные ресурсы; присылаемые царской администрацией в новые промышленные зоны крестьяне-земледельцы; беглые ссыльные, каторжане, наконец, просто "гулящие люди", ищущие вольных земель. Большинство переселенцев происходило из центрально-черноземных областей (Тамбовской, Воронежской, Курской губерний), с Украины (Полтавская, Черниговская губернии) и Приуралья. Кроме русских, на Алтай прибывали украинцы, белорусы, мордва и др. Старообрядцы пришли на Алтай с ранее освоенных северных сибирских территорий. Некоторые из них оказались среди прочих русских переселенцев, подпавших под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов. Другие были беглецами,
Информация о работе Пища в системе жизнеобеспечения на примере Усть-Коксинского района