Отечественная история

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

Работа содержит 1 файл

Часть 1.doc

— 498.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задания. Тесты.

Ответы.

1.  Как называлась дань, установленная  Золотой Ордой для русских земель:

а) выход;

б) полюдье;

в) ясак.

  1. Какого русского князя называют «первым собирателем Руси»:

а) Александр  Невский;

б) Иван Калита;

в) Дмитрий Донской.

  1. Когда митрополит Петр перенес центр Русской Православной церкви из Владимира в Москву:

а) в 1309г.;

б) в 1326г.;

в) в 1340г.

  1. Когда двуглавый орел стал русским гербом:

а) в 1447г. при Василии II;

б) в 1472г. при  Иване III;

в) в 1521г. при  Василии III.

  1. Как называлась столица Золотой Орды:

а) Каракорум;

б) Астрахань;

в) Сарай.

  1. Кто был автором теории «Москва – третий Рим»:

а) Иов;

б) Филофей;

в) Макарий.

  1. Кто из русских князей первым принял титул «Государь всея Руси»:

а) Семен Гордый;

б) Василий II Темный;

в) Иван III.

  1. Какой документ впервые запретил переход крестьян от одного владельца к другому:

а) Судебник 1497г.;

б) Судебник 1550г.;

в) Указ о «заповедных  летах».

  1. Выберите верные определения опричнины:

а) форма частного землевладения;

б) территория, выделенная из состава государства;

в) система новых  налогов на содержание армии;

г) особая группа царских подданных, отделенная от остального государства;

д) аппарат государственного террора.

  1. Кто из русских царей был последним пред- ставителем династии Рюриковичей:

а) Иван Грозный;

б) Борис  Годунов;

в) Федор  Иванович.

  1. Кто был первым русским патриархом:

а) Макарий;

б) Филарет;

в) Иов.

  1. В память о каком историческом событии в 1554-1561гг. в Москве был воздвигнут Покровс- кий собор (храм Василия Блаженного):

а) присоединение  Новгорода;

б) отмена опричнины;

в) взятие Казани.

  1. Кто из русских царей был изображен на стволе Царь-пушки Андрея Чохова:

а) Борис  Годунов;

б) Федор  Иванович;

в) Иван Грозный.

  1. Каких крестьян в XVI-XVII вв. называли черносошными:

А) государственными;

б) вотчинные;

в) монастырские.

  1. В царствовании какого монарха прекратилась деятельность Земских соборов:

А) Михаила  Федоровича;

б) Алексея  Михайловича;

в) Петра  Алексеевича.

 

       
 
 
 
 

IV. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА

(XVII-XVIII  ВВ.)

Реформы Петра I.
 

         Развитие России шло по своему  традиционному пути. Умеренно сказывалось влияние западных и восточных явлений общественного прогресса. Однако с начала ХVIII в. Петр I (1672-1725гг.; с 1682г. – царь, с 1721г. - император) взял резко курс на «европеизацию» России. На формирование его взглядов большое влияние оказали иностранные предприниматели, возглавлявшие Московскую «Немецкую слободу», швейцарец Лефорт и англичанин Гордон - приверженцы протестантизма. Жесткий характер Петра I закалился в борьбе за власть с царевной Софьей, личном участии в казнях ее сторонников, приверженцев устоев русской монархической государственности.

         Более всего Петр преуспел  в модернизации на европейский лад системы государственно-административного управления страной, осуществив ломку традиционных структур.

         Вместо Боярской думы был создан  правительствующий Сенат (1711г.) как  новый высший орган, комплектуемый  царем. Сенат разрабатывал нормативные  государственные акты, следил за финансами страны, контролировал деятельность администрации. Система централизованного управления через приказы (на шведский манер) коллегиальным принципом рассмотрения дел. Было создано 12 коллегий. Ведущую в них роль, особенно в руководстве производством и торговлей, заняли иностранные специалисты.

         Петр I - создатель «служилого» государства.  По указу «О единонаследии» (1714г.) земельные владения переходили  старшему сыну дворянина. Остальные  сыновья обязаны были нести  военную или государственную службу и продвигаться по службе как чиновники в соответствии с «Табелем о рангах». Он содержал 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку.

         В стране была проведена административная  реформа. Вся территория разделялась на 8 губерний, которые делились на провинции и уезды. Во главе губерний стоял губернатор, в руках которого находилась судебная, полицейская, финансовая власть. Во главе провинций и уездов были воеводы. Городским управлением стали ведать городовые магистраты.

         Петр I осуществил военную реформу:  переход к регулярной армии,  формируемой рекрутскими наборами из крестьян (по одному рекруту с 20 дворов и с учетом душ мужского пола в семьях).

         Как и монархи европейских  стран, Петр I направлял свою реформаторскую деятельность на установление неограниченной, самодержавной власти. Препятствием к этому царь усмотрел в традициях Православной Церкви. «Симфония властей» в Московской Руси основывалась не только на подчинении царя догматам церкви, но и светском подчинении ему служителей церкви как подданных

         В католической Европе Римское  папство стремилось главенствовать  над монархами. Русское Православие  этим Петру I не угрожало. Однако  в стремлении к абсолютной  власти он нанес серьезный  удар по устоям Православия в России. После смерти в 1700 г. Патриарха нового по указанию царя не избрали. В 1721 г. Петр I создал государственную коллегию по управлению церковными делами  - Святейший синод во главе с обер-прокурором. Так Русская Православная Церковь лишилась  Патриаршества. Более того, царь издал негласный указ «О подчинении таинства исповеди полицейскому сыску», чем обязал священников шпионить за своей паствой под страхом каторги и лишения сана. Подчинение церкви государству вело к разрушению Московской православной державности, подрыву духовных ее основ.

         В руках царя сосредоточилась  вся полнота законодательной,  исполнительной, судебной и духовной власти. Россия получила большой разветвленный аппарат управления. Деятельность чиновников детально регулировалась разного рода регламентами и установлениями. В силу этого государство времен Петра I называют регулярным.

         После победоносного завершения  Северной войны (1700-1721гг.) со Швецией и ее европейскими союзниками, прославившей русские знамена под Полтавой, в морских сражениях, в борьбе с изменниками типа гетмана Мазепы, Сенат удостоил Петра I чина адмирала, титулом «Отца Отечества», «Великого» и Императора Всероссийского.

         «Под стук топора и гром  орудий» (А.С. Пушкин) Россия вошла  в число мировых держав.

         Титул императора стал символом  абсолютной единоличной власти  монарха, опирающегося на государственно-бюрократический аппарат. Указом Петра I (1722г.) «О престолонаследии» разрушалась традиция, по которой престол переходил по мужской линии от отца к сыну. Теперь же преемник назначался по желанию монарха, что после смерти Петра I стало основой дворцовых переворотов.

         Создание Петром I аппарата «фискалов», призванных тайно    наблюдать  за исполнением правительственных  распоряжений, положило начало формированию полицейской государственности. Для петровской бюрократии характерны такие черты: зависимость чиновников всех рангов от воли монарха; строгая иерархия государственных учреждений и должностных лиц; детальная регламентация деятельности чиновников, начиная со служебной присяги. Зависимость чиновника от государства стала больше, чем в Московской Руси, где думные чины (бояре, окольничие) обеспечивались землей и крестьянами и имели определенную экономическую независимость. В петровской России сенаторы и прочие чиновники получали должностное жалование, что усиливало карьеризм, зависимость бюрократии от вышестоящих инстанций и императора как вершины власти.

         Многие исследователи отмечают, что в проведении экономической,  внешнеторговой политики Петр I в основном следовал опыту своего отца, царя Алексея Михайловича. Петр также умело использовал западные принципы меркантилизма и протекционизма. Он оказался прозорливым монетаристом в финансовом деле, рассчитавшим, что для России с ее богатством недр лучший способ накопления валюты для внешней торговли - это поощрение старательского (горного) дела по добыче золота, серебра при строгом государственном контроле за использованием драгоценных металлов. Для ограждения отечественной промышленности от иностранной конкуренции Петр I ввел монополию на внутреннюю и внешнюю торговлю, установил дифференцированные тарифы на ввозимую из-за рубежа продукцию, дал российским купцам льготные протекционистские тарифы на вывоз в европейские страны широко производимых своих товаров. Развивая промышленность, царь поощрял организацию разного вида мануфактур: казенных (государственных),  вотчинных (помещичьих), посессионных (частных, в основном купеческих, с прикрепляемыми крестьянами к производству, контролируемому правительством).

         Изыскивая средства для ведения войны со Швецией, промышленного производства, Петр I усилил налоговое бремя на крепостных крестьян, ремесленников. Кабальная ежегодная денежная подушная подать была введена для всего мужского населения (кроме дворян и духовенства). На местах был организован его учет (записи – «ревизские сказки»).

         Реформаторская деятельность обусловила  культурные перемены в российском обществе. В стране вводилось светское образование. Появились инженерные, медицинские, военные, ремесленные школы. Осуществлен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт. В 1724г. была основана Петербургская академия наук, в которой работал (1745-1765гг.) гениальный русский ученый М.В. Ломоносов. Однако просвещение и культура  светского характера при Петре I охватывала лишь 0,5 процента населения.

         В оценке деятельности Петра  I даже крупнейшие историки придерживаются противоположных взглядов. Оправдывающий европеизацию России С.М. Соловьев сравнивал деятельность Петра I с «бурей, очищающей воздух». В.О. Ключевский говорил, что Петр I «правитель без правил, одухотворяющих и оправдывающих власть, без элементарных политических понятий и общественных сдержек». Безусловно, однако, что правление Петра I - важная веха в истории России. 

      Век Екатерины II. 

         Ломка национальных устоев и  традиций привела после смерти  Петра I к периоду острого политического кризиса, вошедшего в историю как «эпоха дворцовых переворотов», в результате которых за 37 лет (1725-1762гг.) сменилось 6 монархов. Ряд историков называет вторую четверть – середину XVIII в. как эпоху «временщиков», при которой огромную роль играли фавориты. Некоторые историки определяют суть периода – это борьба русского дворянства с засилием иноземцев.

         Дискуссии о генезисе самодержавия  свидетельствуют, что приближение Петром I России к европейскому укладу жизни, усугубленное дворцовыми переворотами, раскололо русское общество. В стране складывались два уклада общественной жизни (по терминологии В.О. Ключевского – «почва» и «цивилизация»).

         Основные черты первого уклада сложились в условиях московского царства. В нем господствовало общинное устройство, вертикальные связи, отношения подданства. С этим укладом была связана подавляющая масса населения - прежде всего общинное крестьянство, находившееся в зависимости от помещика или государства. Здесь господствовали коллективизм, православные идеалы, общинная демократия, уравнительные принципы социальной справедливости, антисобственнические настроения.

         Была насыщенная духовная жизнь.  Развивалась богатейшая культура, своя живопись: лубок, икона; своя литература: жития святых» праведников и подвижников Сергия Радонежского, Нила Сорского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского. Развивались богатейшие традиции народной культуры: песни, сказания, былины, народные обряды.

         Существовала своя система образования,  которая обеспечивала непрерывность и жизнь традиции. Важнейшую роль играла славяно-греко-латинская Академия, созданная в XVII в. Академическое богословие поддерживало в неприкосновенности основы русского Православия.

         Второй уклад зарождался на основе некритического и неумеренного заимствования иноземных ценностей. Он включал лишь малую часть населения России, в основном грамотные привилегированные слои общества, складывающейся интеллигенции, некоторых категорий предпринимателей, государственных чиновников. Складывающаяся с начала XVIII в. культура этого уклада была светской: театр, литература, живопись - все развивалось на рациональной основе. Правящая «элита» России не знала «почвы», представляла ее культуру серой, негативно относилась к традиционным ценностям допетровского времени. Этот слой, призванный вести общество вперед, не знал и не понимал своего народа. Они даже говорили на разных языках. Народ - на русском, «элита» - в основном на французском. Практически с петровских времен в рамках одной страны складывались два общества, обладавших разными ценностями и идеалами, тяготевших к разным путям развития.

Информация о работе Отечественная история