Отечественная история

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

Работа содержит 1 файл

Часть 1.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

         В новую фазу вступал театр.  Талантливые артисты М.С. Щепкин, В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семенова закладывали основы русской театральной школы. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьес Н.В. Гоголя «Ревизор», А.С. Грибоедова «Горе от ума».

         Характеризуя в целом развитие  национальной культуры в первой половине XIX в., можно утверждать, что главным достижением в этом процессе явилось становление русского литературного и разговорного языка. Большая заслуга в этом известных выдающихся поэтов и писателей, а также Общества любителей российской словесности, объединившего тех деятелей отечественной культуры, которые активно выступали против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов в русском литературном языке.

         Во второй половине XIX в. сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стало характерно стремление служению обществу и на благо народа. Правительство стремилось предотвратить расширение влияния на интеллигенцию либерально-буржуазной и революционной идеологии. Около 10 процентов государственного бюджета тратилось на удовлетворение социокультурных потребностей. Церковное, школьное воспитание строилось в духе обновленной теории народности С.С. Уварова. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «Серебряным веком» русской культуры.

         Отечественная наука, особенно  область естествознания, утвердилась  на мировом уровне. Крупнейшее  значение имело открытие Д.И.  Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской, открытия в физике и механике А.Г. Столетова, П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, изобретение радио А.С. Поповым.

         Художественная литература сохраняла  традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность.  Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого.

         Театральное искусство формировалось  в основном на национальной  драматургии А.Н. Островского, А.П. Чехова. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Е. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали художественный театр.

         Окончательно оформилась национальная  музыкальная русская школа. В  России сложилась творческая  группа композиторов, которую критик  В.В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков.

         В живописи утвердился реализм.  Основавшие в 1870г. «Товарищество  передвижных художественных выставок» И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге стремились развивать национальные традиции и приблизить искусство к народу. Яркими фигурами среди передвижников были И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов. В скульптуре реалистические традиции отразились в творчестве А.М. Опекушина, М.О. Микешина, М.М. Антокольского.

         В целом достижения русской  культуры XIX в. получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Не ослабевает и в современных условиях всемирно историческое влияние творчества А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, художников-передвижников, музыкальной школы композиторов «Могучей кучки», режиссерской школы К.С. Станиславского на культурное развитие человечества.  

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. В каких отраслях производства к началу XIX в. было больше всего мануфактур? Как Вы думаете – почему?
  2. Что такое промышленный переворот? Когда он происходил в России? Какие социальные изменения он повлек за собой?
  3. Назовите основные промышленные районы пореформенной России.
  4. Почему Александр I и Николай I хотели отменить, но не отменили крепостное право?
  5. Какие причины делали необходимым отмену крепостного права?
  6. Какие общественные движения и организации второй половины XIX в. Вы можете назвать? Чьи интересы они выражали?
  7. Какие архитектурные памятники и монументы были возведены в честь победы в войне 1812г.? 
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задания. Тесты.

Ответы.

1. Отметьте особенности развития  в России капиталистических отношений  в первой половине XIX в.:

а) не буржуазия, а прежде всего дворянство стремилось к капиталистическим отношениям;

б) капиталистические  отношения насаждались в известной степени сверху;

в) буржуазия  находилась в зависимости от государства;

г) государство  целенаправленно препятствовало развитию любых форм буржуазных отношений.

       
2. Когда  в России начался промышленный  переворот:

а) уже  в последние годы царствования Петра  I;

б) во второй трети XIX в.;

в) только с отменой крепостного права.

       
3. Что  составляло более 80% российского  экспорта в XIX в.:

а) изделия текстильной промышленности;

б) предметы роскоши;

в) сырье  и продовольственные товары.

       
4. Развитие  промышленности в пореформенной России характеризовалось следующим:

а) расцвет  металлургической промышленности Урала; 

б) формирование новой металлургической базы в Донбассе;

в) сокращение роста производства в пищевой и особенно в сахарной промышленности;

г) значительный рост производства в пищевой и особенно в сахарной промышленности;

д) активное строительство железных дорог;

е) окончательное  формирование основных промышленных районов;

ж) исчезновение кустарного производства;

з) сохранение кустарной промышленности, связанной  с промышленным производством.

       
5. Какое  место занимала Россия среди  европейских стран по потреблению хлеба на душу населения в конце XIX в.:

б) первое место;

в) находилось на четвертом месте, после Англии, Франции, Германии;

г) последнее  место.

       
6. Когда  и за какую сумму Россия  продала Аляску и Алеутские  острова США:

а) в 1856г. за 9,6 млн. долларов;

б) в 1867г. за 7,2 млн. долларов;

в) в 1881г. за 10,5 млн. долларов.

       
7. Какая  из реформ 1861-1875гг. имела наиболее выраженный буржуазный характер:

а) земельная; 

б) земская;

в) судебная;

г) городская.

       
8. Как  называлась первая декабристская  организация:

а) «Союз  благоденствия»;

б) «Союз  спасения»;

в) «Общество  соединенных славян».

       
9. Кто  был главным идеологом «Теории  официальной народности»:

а) Николай I;

б) М.М. Сперанский;

в) А.А. Аракчеев;

г) С.С. Уваров.

       
10. Какая  идея объединяла представителей  всех течений – революционного народничества:

а) крестьянский социализм;

б) цареубийство;

в) революционный  террор.

       
11. Какой  известный русский журнал был  основан А.С. Пушкиным:

а) «Северная  пчела»;

б) «Современник»;

в) «Вестник Европы»;

г) «Московский  телеграф»;

д) «Отечественные записки».

       
12. В  каком году в Москве был  заложен храм Христа Спасителя  в память победы России над  Наполеоном:

а) в 1855г.;

б) в 1812г.;

в) в 1839г.

       
13. Какую  меру наказания за дисциплинарные проступки применяли в университетах к студентам при Николае I:

а) карцер;

б) запись в солдаты;

в) исключение из университета;

г) все  вышеперечисленные.

       
14. Как  называется картина А.А. Иванова,  которую он писал всю свою  жизнь:

а) «Явление Христа народу»;

б) «Последний день Помпеи»;

в) «Неравный  брак».

       
15. Какой русский царь дал всем священникам государственный оклад:

а) Павел  I;

б) Александр  I;

в) Николай  I;

г) Александр  II.

       
 
 
 
 
 

      VI. РОЛЬ XX СТОЛЕТИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ.

      РОССИЯ  В НАЧАЛЕ XX ВЕКА. 

      Роль  XX столетия в мировой истории. 

         В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. При определении роли и места XX столетия во всемирно-историческом процессе принято выделять наиболее характерные особенности и тенденции цивилизационного развития. Это – переход капитализма на качественно новый уровень – стадию монополистического капитализма; распад колониальной системы; глобализация мировых процессов.

         Ныне большинство историков считает,  что эпохальным событием XX в., изменившим образ мира, является первая мировая война. С нее ведется отсчет времени новой исторической эпохи.

         Экономической основой важнейших  событий Новейшей истории выступает утверждение монополистического капитализма, признаки которого проявились на рубеже XIX и XX вв. Производительные силы стали определяюще влиять на все сферы общественной жизни. Формирование в передовых странах Запада таких организационных экономических объединений, как картели, синдикаты, тресты и концерны привело к монополизации производства и сбыта выпускаемой продукции по диктуемым ими ценам. Одновременно происходило укрупнение и монополизация банковского капитала, слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии. Капитал стал экспортироваться в страны, где за счет эксплуатации природных ресурсов и дешевой рабочей силы прибыль будет больше, чем в митрополии. Экономическая экспансия стимулировала борьбу за передел мира между крупными колониальными странами. Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых территорий были в основе первой и второй мировых войн.

         Первая мировая война (1914-1918гг.) потрясла основы западноевропейской  цивилизации, привела к распаду  прежних государственных образований  и, прежде всего, - империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской. Возник ряд новых самостоятельных государств. Были поставлены под сомнение ценности XVIII-XIX вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные силы человека.

         Кризис Западной цивилизации  – это обобщенная характеристика  времени между двумя мировыми войнами. В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. Провозглашенный в 1933г. «Новый курс» президента Рузвельта предполагал участие государства в регулировании экономических проблем, проведение государством активной социальной политики. «Новый курс» реализовался в системе конкретных экономических мероприятий, направленных на ограничение власти монополий, закрепление контроля со стороны государства за финансовой сферой, легализацию деятельности профсоюзов и установление продолжительности трудового дня, симулирование развития фермерских хозяйств.

         Принципиально иным путем происходило  преодоление кризиса в Германии, поражение которой в первой мировой войне и унизительные условия Версальского мира создали благоприятную почву для победы в стране фашизма (от латинского – пучок, связка – символ мощи и порядка в Римской империи). В отличие от итальянских германские фашисты называли себя «нацистами», поскольку их партия именовалась «Национал - социалистическая немецкая рабочая партия».

         Фашизм – европейское, по преимуществу, политическое движение XX в. и особая специфическая форма государственного правления. Фашизм явился отражением и порождением главных противоречий западного пути, для которого в качестве альтернативы выдвигались: жесткий государственный контроль за экономической жизнью; создание социально справедливого «народного общества» за счет эксплуатации или физического уничтожения (геноцида) других народов, объявленных неполноценными; отказ от демократии, тотальное огосударствление общества и объединение вокруг вождя (фюрера); контроль за всеми сторонами жизни, включая, личную и духовную.

         Пришедший в 1933г. к власти  в Германии фашизм во главе  с Гитлером, ликвидировав социал-демократическую и коммунистическую оппозицию, сумел сплотить разные слои общества вокруг идеи мирового господства немецкой нации (арийской расы). Фашизм развязал в 1939г. вторую мировую войну и был разгромлен странами антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза.

         После второй мировой войны  в мире установился новый экономический  и политический порядок. Изменились  отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владения собственностью (акционерной, кооперативной). При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями.

         Широкое акционирование предприятий  за счет продажи акций мелким  вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий, привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества. Доминирующее положение занял «средний класс», заинтересованный в стабильности общества, в демократии и охране прав личности. На базе национальных программ осуществлялось строительство моделей «шведского», «германского» социализма, базирующихся на социал-демократической идеологии. Интернационализация экономических связей, распространение транснациональных корпораций (ТНК), возрастание интеграционных процессов во всех сферах жизнедеятельности общества сопровождалось созданием многонациональных политических, экономических, религиозных и иных объединений и организаций. Появились концепции глобализации мировых процессов.

         XX в. характеризуется распадом колониальной системы, модернизацией стран традиционалистских цивилизаций. К XX в. была завершена колонизация огромных пространств Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании.

         Первая мировая война и последовавшие  вслед за ней экономические  и политические кризисы в ведущих колониальных державах способствовали подъему национально-освободительного движения. Но интенсивный распад колониальной системы начался после второй мировой войны. В 1943-1959 гг. независимость обрели 20 стран, в 1960-1970 гг. – около 50 стран. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств. Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало возможность процветания. В экономическом отношении освободившиеся страны оставались в полной зависимости от своих метрополий, были «мировой деревней» капиталистической системы хозяйства.

         На смену колониализму пришел  неоколониализм – система разнообразных  форм и методов, используемых  развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном, зависимом положении. Эта система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям различные привилегии – от военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Одним из важнейших инструментов неоколониалистской политики является так называемая «финансовая помощь», в результате которой освободившиеся государства попадают в долговую кабалу.

         Имея опыт национально-освободительной  борьбы с колонизаторами, народы так называемого третьего мира, развивающихся стран решительно выступают за коренную перестройку всей системы своих отношений с капиталистическим миром. В центре этой борьбы – вопрос о пересмотре международного разделения труда, сложившегося в период колониальной системы, за равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. В афро-азиатских, латино - американских странах развивается модернизация всех сфер их жизнедеятельности. Эта модернизация ставит целью индустриализацию, освоение культуры западного типа и вместе с тем сохранение собственной культурной традиции.

         Историки выделяют три характерных  типа модернизации. Первый – это  внедрение в полном объеме  и приспособление элементов западной цивилизации к собственным условиям. Речь идет о полномасштабном переходе на систему рыночных отношений. По такому пути модернизации пошла Индия, исторически тесно связанная с британской экономикой.

Информация о работе Отечественная история