Отечественная история

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

Работа содержит 1 файл

Часть 1.doc

— 498.00 Кб (Скачать)
 
в) половцы.  
9. Как называлась денежная ссуда в «Русской  правде»:  
а) вира;  
б) рад;  
в) купа.  
10.Каких  русских князей Русская Православная  церковь первыми причислила к  лику святых:  
а) Владимира и Ярослава;  
б) Владимира и Александра;  
в) Бориса и Глеба.  
11.Когда  произошел разрыв между западной и восточной ветвями христианской церкви:  
а) в 988г.  
б) в 1054г.  
в) в 1204г.  
12. Кто заменил полюдье на уроки  и установил погосты:  
а) Игорь;  
б) Ольга;  
в) Владимир.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

  III. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

   (XII-XVI ВВ.). 

Социально-политические изменения 

в русских землях в  XII-XV вв. 

         Время с начала XII до конца XV в. называют удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось 15 княжеств и земель, к началу XIII в. – около 50, в XIV в. – 250. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Даже на самых отдаленных окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины, которые, как и крестьянские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер, стремились удовлетворять свои потребности за счет внутренних ресурсов. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра. Главной силой разъединительного процесса выступало боярство. Опираясь на ее экономическую мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Но единые религия, язык, церковная организация, правовые нормы «Русской правды» удерживали русские земли от полной раздробленности. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами.

         Рассмотрим историю наиболее  крупных земель. В конце XII в. – начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Северо-Восточной и Западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси – Галицко-Волынское; для Северо-Западной Руси – Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей.

         Владимиро-Суздальское княжество,  правители которого носили титул  великих князей, располагалось в междуречье Оки и Волги. Территория была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами – лесами, реками. Ее называли Залесским краем. Экономическому подъему Северо-Восточной Руси способствовал постоянный приток людей, уходивших с земель, подвергавшихся набегам кочевников. По территории княжества проходил выгодный Волжский торговый путь, через который можно было поддерживать связи со странами Востока, через системы больших и малых рек пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы.

         Княживший в Суздале сын Владимира Мономаха Юрий (1125-1157гг.), получивший прозвище «Долгорукий» за стремление расширить свою территорию, вел широкое строительство укрепленных городов на границах княжества. В 1147г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки. В последствии Юрий Долгорукий захватил Киев и стал Великим князем Киевским.

         Развитие Северо-Восточной Руси  больше связано с именем сына  Юрия – Андрея, получившего прозвище  «Боголюбский», за заботу о  православной церкви. Он обустроил город Владимир, возвел в нем величественный Успенский собор. В его политике находила отражение тенденция к объединению всех русских земель под властью одного князя. Политику Андрея продолжил его сводный брат – Всеволод Большое Гнездо (1176-1212гг.). Он основал Нижний Новгород и установил контроль над Великим Новгородом. Процесс дальнейшего подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием.

         Галицко-Волынское княжество было  центром Юго-западной Руси. Его  территория – от склонов Карпат и между реками Днест и Прут. Расцвет этого княжества был при Романе Мстиславовиче (1170-1205гг.), который захватил Киев и образовал одно из крупнейших государств Европы. Он успешно воевал с польскими феодалами, половцами, вел борьбу за главенство над русскими землями. Его сын Даниил (1221-1264гг.) сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю. Но княжество подверглось разорению монгольским нашествием, а в XIV в. оказалось в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

         В Новгородской земле сложился в XII в. особый политический строй, отличный от других русских княжеств, в форме феодальной республики. Высшим органом власти было вече – собрание мужского населения. Собираться на него имели право все свободные граждане от бояр до «черных людей». Все вопросы решались большинством голосов. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Главными представительными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий.

         Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время. Он был главой правительства, имел право судить и управлять. Вел переговоры с зарубежными государствами.

         Тысяцкий избирался из небоярского  населения. Он ведал городским  ополчением, судом по торговым делам, сбором налогов.

         Главой новгородской церкви был  епископ (впоследствии архиепископ), которого выбирало вече. Владыка  распоряжался казной. Даже имел  свой полк. Однако в действительности  вся реальная полнота власти  в Новгороде находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. Они умело направляли активность простых горожан в борьбе с княжеской властью, противостоянии другим русским землям.

         С XII в. славянские земли от Одера и Балтийского Поморья начали подвергаться захватническим походам со стороны германских завоевателей, руководствующихся доктриной «Grang nach Osten» (натиск на Восток). Немецкие рыцари, объединенные в Орден меченосцев, а затем в Тевтонский и Ливонский ордена, с благословения римского папы, вели захватническую политику во время средневековых крестовых походов. Местное население насильственно подвергалось обращению в католичество.

         В 1240г. тяжелым положением Руси  пытались воспользоваться шведские  феодалы. Они пытались отсечь  от Руси выходы к Балтийскому  морю. Молодой новгородский князь Александр Ярославич разгромил военный лагерь шведов. За победу на Неве русский народ прозвал его Невским. В 1242г. Александр Невский во главе русских полков одержал исторически важную победу на льду Чудского озера над рыцарями Ливонского ордена. Этим была пресечена политика подчинения Северо-Восточной Руси западным завоевателям, ликвидации русской православной духовности.

         В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось Монгольское государство – по названию одного из кочевых племен. Главным занятием монголов было экстенсивное кочевое животноводство.

         Вождем монгольских племен стал  Чингисхан – «великий хан» (1206-1227гг.), избранный Хуралом из нойонов  (князей, знати). Имевшие хорошо организованное войско из конницы, способной за сутки проходить до 80 километров, а с обозом – до 10 километров, монголы разгромили Китай, завоевали Среднюю Азию, вторглись в Иран и Закавказье.

         В мае 1223г. монголы разбили  союзные силы половецких и  русских князей в приазовских степях на реке Калке. Так началось завоевание Руси войсками хана Батыя, основавшего государство Золотая Орда на обширной территории от Дуная до Иртыша. Оказавшись в окружении тюрко-язычного населения, монголы переняли тюркский язык, постепенно ассимилировались. Образовался новый народ – татары. На Руси стало устанавливаться Золотоордынское иго.

         Духовный религиозный фактор  имеет большое значение в формировании  и развитии любого народа. Первые  десятилетия существования Золотой  Орды ее религией было язычество,  которое перешло от монголов – кочевников. Но задачи укрепления общественной жизни, государственности требовали духовной опоры на сложившуюся религиозную систему. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342гг.). В эту эпоху (1312г.) государственной религией Золотой Орды стал ислам.

         К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским, которое основал князь Миндовг, объединив литовские племена Прибалтики в 1219г. в единое ранне-феодальное государство. В его состав входили земли в бассейне реки Неман, так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домонгольской Руси, стала обособляться белорусская народность. Галицкое княжество вошло в состав Польши. В XIV в. многие земли западной Руси в связи с усилением Литовского государства вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1385г. Польша и Литва объединились в одно государство (Кревская уния). Но при князе Витовте (1392-1430гг.) было восстановлено Литовское государство. В 1410г. объединенные полки литовцев, поляков, русских в Грюнвальдской битве разгромили армию немецких рыцарей Тевтонского ордена. Это свидетельствовало о том, что славянские и прибалтийские народы могли совместно противостоять территориальным притязаниям западноевропейских государств.

         Апогей раздробленности северо-восточной  Руси приходится на рубеж XIII-XIV вв. Тогда на землях  Владимиро-Суздальского княжества сложилось 14 удельных княжеств (Суздальское, Ростовское, Ярославское, Тверское, Московское и др.). Удельные князья вступили в борьбу за Великое княжение Владимирское, которое правители Золотой Орды считали главой Северо-восточной Руси. На лидерство, прежде всего, претендовали Тверь и Москва.

         Каковы были причины возвышения  Москвы? Многие историки относят  к ним выгодное географическое положение, развитие земледелия, ремесел, торговли. Историки Православной церкви говорят, что эти причины приложимы и к другим городам Северной Руси. Они считают, что начало будущему величию Москвы положил митрополит, перенеся туда первосвятительный престол из Владимира. Его привлекал своим миролюбием, набожностью, щедростью к бедным Московский князь Иван Калита (1328-1340гг.), («калита» - кошель для подаяния милостыни). Превращение Москвы в центр русской православной церкви определило ее судьбу. Москва бурно развивалась и благодаря разумной, осторожной политике по отношению к золотоордынским ханам Ивана Калиты. После Куликовской битвы (1380г.) Московский князь Дмитрий Донской стал носить титул «великого князя».

      Специфика формирования единого российского государства.

 

         Некоторые историки, особенно зарубежные, считают, что Русь периода монгольского  нашествия являлась частью Золотой  Орды, а с разложением ее Москва постепенно взяла управление ее территориями. Проводится мысль, что московская государственность по своей природе восточно-деспотического типа (Р. Пайпс. Россия при старом режиме).

         Вряд ли можно согласиться  с этой позицией. Яса Чингисхана (правовой кодекс монголов) на  территории Руси не действовал. Не создали они и специальных законов для нее. На Руси действовали собственные правовые нормы (они нашли отражение в судебниках). Монголы не устранили русских князей, не создали собственной династии на Руси, как это было в завоеванной ими Персии. Ханские «баскаки» назначались периодически в отдельные места, не имели функций управления, а наблюдали за сбором дани. Русь сохраняла свою духовную основу – православие. Сначала языческая, а с XIV в. мусульманская Золотая Орда не настаивала на смене веры. Следовательно, можно говорить, что Северо-восточная Русь не стала составной частью Золотой Орды, но определенные формы ее общественной организации влияли на формирование централизованного Московского государства.

         В период золотоордынского ига  трудности Северо-восточной Руси  по-своему пыталась использовать римско-католическая церковь, которой удалось распространить свое влияние на юго-западные земли Руси, Галицко-Волынское княжество. В 1439г. на соборе во Флоренции была принята «уния» между католической и православной церквями. Этот союз римский папа навязал Руси под предлогом спасения Византийской империи от завоевания османами (турками). Митрополит Руси грек Исидор, поддержавший унию, по возвращении в Москву был низложен. На его место был избран рязанский епископ Иона. Этим было положено начало независимости русской православной церкви от Константинопольского патриарха. Провалился и замысел папы Римского путем «унии», политики экуменизма, содружества христианских религий (конфессий) постепенно заменить православную духовность на Руси на западно-католическую.

Информация о работе Отечественная история