Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:55, курс лекций
Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.
Конец XV в. историки определяют как переход от Средневековья к Новому времени, эпохе Возрождения, завершению образования единых национальных государств. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси (южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии). Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казахским, Крымским, Астраханским, Сибирским ханствами, Литвой и Польшей.
Завершение процесса
Это был выдающийся исторический акт. Обеспечивалась безопасность страны от внешних захватчиков, прекращались разорительные междоусобные войны, давался в условиях тогдашнего уровня производительных сил простор для развития хозяйства, торговли, культуры, происходило сближение на этой основе народов равнинного евразийского региона.
В XIV-XV вв. формируется великорусская народность со своим языком и культурой. Этот процесс стимулировал тягу людей одной православной веры, исторической судьбы к централизации, признанию воли сильного монарха. Москва становится признанной столицей нового государства. Происходят изменения в ее политической организации. Создается государственный аппарат, состоящий из верховной власти великого князя, боярской думы, приказов и наместников.
Боярская дума являлась важным политическим институтом, ограничивающим монархическую власть. Приказы – это государственные учреждения, ведающие определенными функциями управления. Формировались они Великим князем из бояр. Наместники – представители княжеской администрации в городах и уездах. Выдвигались они из родовитых бояр через своих слуг (по должности «тиунов») занимались сбором подати и пошлин, вершили судебную власть. За службу наместники получали «корм» - часть денежных доходов, собираемых для князя (отсюда: наместники – «кормленщики»).
Принятый при Иване III «Великокняжеский
судебник» 1497г. стал первым кодексом Русского
централизованного государства. Он усиливал
верховную власть введением понятия «государственное
преступление» (крамола), караемое смертной
казнью, ограничивал произвол кормленщиков,
устанавливал единообразие суда на территории
всего государства, удовлетворял требования
новых социальных групп: служилого дворянства
и купечества. Судебник был направлен
на закрепощение крестьянства установлением
срока перехода – выхода к другому землевладельцу
(обычно от дворян-помещиков к боярам-вотчинникам)
только в «Юрьев день» и после уплаты «пожилого»
– за пользование двором.
Формирование сословной организации общества.
Предпосылки и
особенности складывания
российского абсолютизма.
Время с конца XV в. по XVII в. характеризуется в отечественной истории как период сословной феодально-крепостнической монархии (период между окончанием феодальной раздробленности и абсолютизмом). Укрепляя централизованное государство, монархи – великие князья Иван III, Василий III, царь Иван IV стремились найти опору в сословном строе. Сословия – общественные группы людей феодального общества, различное положение которых в государстве определяется юридическими актами. В рассматриваемый период в силу экономических и политических причин одни сословия сформировались и законодательно закрепились как привилегированные, другие были отнесены к категории податного населения.
Государственной формой
С XIV в. начался рост монастырского землевладения. Богатство монастырей росло потому, что их земли не делились между наследниками, как было после смерти светских землевладельцев. Русские князья, заинтересованные в поддержке церкви, заменили налог в ее пользу – десятину – раздачей земель. Ордынские завоеватели не посягали на захват земель православной церкви. Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (около 1321-1391гг.) в 70 км от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи Сергия построили в XIV-XV вв. около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.
В XIV в. появился новый термин «крестьяне», означавший складывание нового социального слоя, ставшего самым крупным в русском обществе угнетаемым классом. Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. В ходе этого процесса исчезали формы социальной зависимости «смердов», «закупов», «изгоев», а к началу XVIII в. и холопов.
Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин – «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к «черноземельцам» выступало государство.
С ростом городов, которые в России сохраняли зависимость от феодального государства, увеличивалось число ремесленников, купцов, занимавшихся в основном торговлей сельскохозяйственной продукцией. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» – комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежащих боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла.
С XVI в. берет начало формирование особого социального слоя – казачества. На Дону появились поселения ушедших из центра вольных людей. Необходимость постоянной борьбы с нападениями внешних врагов вызвала создание у казаков прочной военной организации, построенной на демократической по тем временам основе. Все внутренние проблемы (выбор атаманов, хозяйственные дела), судебные вопросы решались на общем сходе – круге. Российские власти оказывали помощь казачеству, стремясь опереться на него в обороне границ государства.
Сословную организацию
Иван IV (1530-1584гг.), провозглашенный в 1547г. первым русским царем, в борьбе за укрепление государственной власти стремился опереться на Земский собор («Великую земскую думу») как высшее законосовещательное сословно-представительное учреждение. Собор состоял из Боярской думы (полного состава бояр), Освященного собора (совета церковных иерархов во главе с митрополитом), собрания представителей «от всякого чина людей» (поместного дворянства, купцов, ремесленников, свободного крестьянства) – то есть практически выражал в той или иной степени мнение народа (поэтому некоторые историки говорят о «Народной монархии» в тот период).
Первый Земский собор (1549г.) называют «Собором примирения». На нем Иван IV призвал представителей всех сословий оставить вражду между собой и объединиться вокруг него как Православного государя. Созыв Земского собора – свидетельство превращения России в сословно-представительную монархию. Соборы не ограничивали самодержавную власть царя. Но совет его с представителями «земли» укреплял традицию общинного и вечевого самоуправления, развивал особую московскую народную форму государственной монархии.
Царский Судебник Ивана IV (1550г.) усиливал централизованную власть и ответственность за государственные преступления. Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, но вдвое была увеличена плата за пожилое. Это означало дальнейшее закрепощение крестьян. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649г.) окончательно закрепило крестьян за землей и ее владельцем.
Каковы же предпосылки и
Усиление самодержавия во многом было узаконено в Соборном уложении 1649г. и нашло выражение в структуре центрального и местного государственного аппарата России. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово «самодержец». После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Великий государь, царь и Великий князь всея Велики и Малыя и Белая России самодержец…».
С 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении России с Украиной в 1653г. Окрепшее самодержавие больше не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями – приказами. Изменения в организации местного самоуправления также отражали тенденцию к централизации и утрате выборного начала. Власть в уездах (их насчитывалось свыше 250) сосредотачивалась в руках воевод, заменявших всех должностных лиц и земские выборные органы.
Православная церковь,
Переход к абсолютизму
|