В 70-80-х годах в Росси стало
стихийно развиваться рабочее
движение. Возникшие «Южно-Российский
союз» (1875г.) и «Северный союз
русских рабочих» (1878-1880гг.) не сумели возглавить
борьбу пролетариата. С ростом рабочего
класса и рабочего движения в России в
80-е годы началось распространение марксизма.
Видную роль в этом сыграла группа
«Освобождение труда», созданная под руководством
Г.В. Плеханова в 1883 г. в Женеве.
В 1895г. на арене идейно-политической
борьбы выдвинулся В.И. Ульянов-Ленин,
который объединил разрозненные
марксистские кружки Петербурга
в единый «Союз борьбы за
освобождение рабочего класса».
Имя Ленина, как исторической личности,
воплощение ленинизма в практике большевизма
– одна из острых тем отечественной истории.
Известно, что Маркс утверждал, что социалистическая
революция возможна лишь в промышленно
развитой стране с многочисленным рабочим
классом. Россия
пока оставалась преимущественно крестьянской
страной. Однако В.И. Ленин по-своему разрешил
эту дилемму. Он выдвинул предположение
о том, что социализм может быть осуществлен
в России, невзирая
на малочисленность рабочего класса. Его
модель марксизма строилась на идее союза
рабочего класса со всем крестьянством
в буржуазно-демократической, а с беднейшим
крестьянством - в социалистической революции.
Но, тем не менее, стратегический расчет
Ленина был ориентирован на зрелость западного
пролетариата, единение русской революции
с мировой. Можно сказать, что в ленинской
идеологии, принципах строения партии
смыкались традиции немецкой социал-демократии,
взглядов вождей русских революционных
демократов и организационного единения
народовольцев.
Реформы
и реформаторы
в России XIX в.
В отечественной истории XIX в.
(особенно вторая его половина) характерно
чередование реформ и контрреформ. Главная
причина такого процесса в том, что правящие
круги, сознавая необходимость определенных
реформ, при их проведении стремились
не допускать ломки традиционных для России
общественно-политических устоев, то есть
отстаивали консервативно охранительные
принципы. Но когда правящие круги приходили
к выводу о том, что либеральное или
революционное проявление может угрожать
государственным устоям, наступал черед
властных контрреформ. Поэтому реформаторами
в России выступали самодержцы и приближенные
к ним общественные деятели.
После Екатерины II правил ее сын
Павел I (1796-1801гг.). Он стремился исключить
все проявления либерализма и свободомыслия
в России путем усиления дисциплины и
власти. В 1797г. Павел издал «Учреждение
об императорской фамилии», по которому
отменялся петровский указ о престолонаследии.
Это означало возвращение к традиционному
для России наследованию престола, переходу
его по мужской линии от отца к сыну, а
при отсутствии сыновей - к старшему из
братьев. Павел ограничил действие жалованной
грамоты дворянству, ужесточил порядок
их службы. В результате последнего в истории
России дворцового переворота Павел I
был убит. Императором стал Александр
I (1801-1825гг.).
Для начального периода его
царствования характерным было
желание реализовать различные
либеральные проекты. Их подсказывали
члены созданного при императоре
«Негласного комитета» - сторонники
английской системы общественного
устройства и экономики. В комитете обсуждались
вопросы государственных преобразований,
крепостничества, распространения просвещения,
веротерпимости. В 1803 г. Александр I издал
указ «О вольных хлебопашцах». Помещики
получили право освобождать крестьян
с землей. Но эту инициативу властей дворянство
проигнорировало. Новым положением об
устройстве учебных заведений вводилась
преемственность между школами различных
ступеней. В 1804 г. университеты получили
значительную автономию. Был издан либеральный
по характеру цензурный устав.
По поручению императора был
разработан проект конституции.
В основу устройства государства
предлагалось положить принцип
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, предоставить
российским подданным (кроме крепостных
крестьян) избирательное право по выборам
в Государственную и местные думы. Но после
Отечественной войны 1812 г., под впечатлением
своей особой роли в
созданном в 1815 г. «Священном союзе» императоров,
направленном на ограждение Европы от
революционных потрясений, царь круто
повернул от либеральной к консервативной
государственной политике.
Александр I стал учитывать рекомендации
Н.М Карамзина, высказанные ему
в «Записке о Древней и Новой
России», советы о необходимости
укрепления традиционных устоев самодержавия,
предупреждения об опасности повторения
курса Петра I на ускоренную европеизацию
России, пренебрежения к православной
духовности народа. Были проведены изменения
в системе государственного управления.
Созданные Петром I коллегии, обеспечивавшие
особое влияние в них иностранных советников,
заменялись министерствами военных, морских,
внутренних дел, финансов, юстиции, народного
просвещения. В них вводилось строгое
единовластие, как в приказах Ивана IV.
Создавался Государственный Совет - законосовещательный
орган при императоре.
Николай I (1825-1855гг.) начал царствование
с подавления восстания декабристов.
Правил он в эпоху революционных потрясений
на Западе, поэтому стремился укрепить
самодержавие путем усиления регламентации
всей общественной жизни в стране. Государственное
управление царь осуществлял через «Собственную
Его Императорского Величества канцелярию».
Во втором отделении этого важнейшего
органа власти была сосредоточена кодификация
законодательства, проведенная под руководством
М.М. Сперанского. Им были подготовлены
«Полное собрание законов Российской
империи», начиная с Соборного Уложения
1649 г. и «Свод законов», в котором были
собраны действующие законы. Документы
в 46 томах юридически всесторонне закрепили
положение России как уникального державного
образования, объединяющее десятки народов.
Их подданство самодержавному монарху
позволяло проводить централизованно
реформы, обеспечивать геополитические
интересы страны.
Россия имела герб в виде
двуглавого орла с царскими регалиями,
государственный гимн, начинавшийся со
слов «Боже, царя храни». Царская особа
была обязана соблюдать закон о престолонаследии.
Российский царь должен был исповедовать
православие. Его главной заботой было
сохранение целостности многонационального
государства. Поскольку в среде разночинной
интеллигенции все шире звучали навеянные
с Запада радикально оппозиционные настроения,
Николай I сосредоточил дела полицейского
контроля за всеми сторонами общественной
жизни в Третьем отделении своей Канцелярии,
придал ему мощный корпус жандармов.
В 1855-1881гг. Российским императором
был Александр II. В начале его правления
страна переживала общественно-политический
и экономический кризис, который удалось
преодолеть благодаря отмене в 1861г. крепостного
права (этот вопрос рассмотрен ранее) и
проведению ряда буржуазно-либеральных
реформ в 60-70-е годы.
Земская реформа вводила начало
всесословного выборного представительства
в масштабах уезда, губернии. Избранные
органы местного самоуправления – земства
или земские собрания формировали свои
исполнительные органы – земские управы.
Земства ведали вопросами хозяйственной
жизни, местной торговли и промышленности,
а также просвещением, медициной, статистикой,
занимались благотворительностью; имели
право собирать налоги для местных нужд.
Городская реформа вводила в
509 городах России городские думы,
которые выбирали исполнительные органы
- городские управы. Выборы в думы «гласных»
проводились равными долями от трех групп
населения, определяемых имущественным
цензом. Во главе городской думы - выборный
городской голова, утверждаемый губернатором,
а в Петербурге и Москве - царем.
Судебная реформа отражала юридическую
мысль и европейскую практику
судопроизводства. Россия получила
новый суд: всесословный, гласный,
состязательный (обвинение – защита),
с общими для всех сословий судебными
учреждениями (окружным судом и судебной
палатой). Вводился суд присяжных из 12
человек выборных по сословиям, который
определял виновность обвиняемого. Прежние
сословные суды упразднялись. Их место
занимал мировой суд, рассматривавший
дела о мелких правонарушениях. Сохранялись
и крестьянские, духовные, «инородческие»
суды.
Военная реформа ликвидировала
введенные Петром I рекрутские наборы
из крестьян. Армия из
них не смогла противостоять войскам буржуазных
государств Европы. Вводилась всесословная
воинская повинность мужчин. Срок службы
был сокращен с 25 лет до 6 (на флоте - до
7). Офицерский состав формировался из
дворян, окончивших военные учебные заведения.
Реформы коснулись также образования
и печати. Были изданы «Устав
гимназии» и «Положение о народных
училищах», регламентировавшие начальное
образование. Фактически было введено
доступное всесословное образование.
Наряду с государственными возникли земские,
церковно-приходские, воскресные и частные
школы. Гимназии были разделены на классические
(в основе –гуманитарные дисциплины) и
реальные (преобладали «естественные»
предметы). В них принимались дети всех
сословий, способных внести плату за обучение.
Появились новые университетские уставы,
вернувшие автономию университетам, ликвидированную
Николаем I.
«Временные правила» о печати
отменили предварительную цензуру
для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных
на состоятельную и образованную часть
общества, а также центральных периодических
изданий.
Эти реформы, по сути, приближали
Россию к европейской социально-политической
модели буржуазной монархии. Инициаторами
реформ были некоторые государственные
чиновники, «либеральная бюрократия».
Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов
даже разработал конституционные предложения.
Но убийство народовольцами императора
Александра II развенчало либеральные
иллюзии в обществе и изменило общее направление
правительственного курса.
В новых политических условиях
Александр III (1881-1894гг.) проводил так
называемые «контрреформы», чтобы
оградить российское общество
от влияния прозападного либерализма
и революционных катаклизмов. Новые
«временные правила» о печати восстанавливали
цензуру и административный контроль
за прессой. Был закрыт ряд газет и журналов.
Новый университетский устав ликвидировал
выборность ректоров, деканов, профессоров.
Положение о земских учреждениях, городовое
положение значительно ограничили местное
самоуправление. Из ведения суда изымались
дела о «сопротивлении властям».
Их стало рассматривать «Особое совещание»,
созданное при министерстве внутренних
дел. Полиция получила право ставить граждан
под гласный надзор, высылать «поднадзорных»
на определенный срок в отдаленные губернии.
Александр III, под влиянием своего духовного
наставника обер-прокурора Священного
Синода К.П. Побеносцева, придерживался
патриархальных традиционных устоев национально-самобытного
развития России. Монархия Александра
III не была полицейским государством в
современном понимании. Поднадзорные
свободно устраивались на работу в частные
фирмы. Всего 17 человек было казнено за
политические преступления, террористические
покушения. Александр III вошел в историю
как царь-миротворец. При нем у России
не было войн.
Русская
культура XIX в. и ее вклад
в мировую культуру.
Необычный взлет отечественной
культуры в первой половине
XIX в. позволил назвать это время «золотым
веком». Культура развивалась на фоне
все возрастающего самосознания русского
народа и в связи с этим имела ярко выраженный
национальный характер.
В стране продолжало распространяться
просвещение. Образцовым учебным
заведением стал Царскосельский лицей.
Программа преподавания в нем почти соответствовала
университетской. В лицее получили образование
А.С. Пушкин, дипломат А.М. Горчаков, ученый
Н.Я. Данилевский. Был основан ряд университетов,
специальных вузов.
Русская наука вышла на уровень
мирового признания. Н.И. Лобачевский
создал учение о неевклидовой геометрии.
В.В. Петров заложил основы электрохимии
и электрометаллургии. Химик Н.Н. Зинин
положил начало анилинокрасочной промышленности.
Н.И. Пирогов явился основоположником
анатомо-экспериментального направления
в хирургии. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы
на Урале построили первый двигатель и
первую железную дорогу на паровой тяге.
В литературе происходила смена
литературных направлений и стилей.
На смену классицизму М.М. Хераскова,
Г.Р. Державина пришел сентиментализм Н.М.
Карамзина, В.А. Жуковского. Во второй четверти
XIX в. в европейской литературе начал утверждаться
реализм. В России его основоположником
стал А.С. Пушкин. Характерные черты реализма,
внимание к простому человеку, глубокие
раздумья о судьбах Родины отчетливо проявились
в творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,
Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова.
Большое значение для развития литературы
имела деятельность журналов «Современник»
и «Отечественные записки».
Для русского изобразительного
искусства были характерны романтизм
и реализм, что ярко проявилось
в портретах А.С. Пушкина, выполненных
О.А. Кипренским, В.А. Тропининым. Художественные
и идейные искания русской общественной
жизни отразились в картинах К.П. Брюлова
«Последний день Помпеи» и А.А. Иванова
«Явление Христа народу». В русскую живопись
стал входить бытовой сюжет. К нему обратился
А.Г. Веницианов. Его картины «На пашне»,
«Захарка», «Утро помещицы» посвящены
изображению крестьян. Сатирическим содержанием,
разоблачающим нравы верхушки общества,
наполнены полотна П.А. Федотова.
В архитектуре господствовал
поздний классицизм (монументальность,
строгость, простота). Наиболее яркими
творениями этого периода стали Адмиралтейство
в Петербурге (А.Д. Захаров), Большой
театр в Москве (О. Бове, А.А. Михайлов).