Отечественная история

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

Работа содержит 1 файл

Часть 1.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

         Древний мир оставил великое  наследие античной цивилизации,  получившей наивысшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме (VIII в. до н.э. - Vв.). Античная цивилизация в условиях рабовладельческого строя выдвинула различные формы государственного устройства. Она показала образцы народовластия и демократии для свободных граждан, испытала республиканскую, олигархическую, имперскую формы правления. Римское право – образец системы норм, регулирующих имущественные, частнособственнические отношения. Латынь стала общим языком западно-христианского богослужения.

         В древнюю эпоху сложился и  восточный тип цивилизации (Индия,  Китай, Вавилон, Финикия, Ассирия), для которого характерны общие черты, формировавшиеся под воздействием сходных форм жизнеобеспечения, необходимости сооружения централизованных мощных систем ирригационного оросительного земледелия. Их отличала глубокая религиозная духовность и фатальная вера в сверхъестественные силы. Характерно почитание мудрости старших. Личность подчинена общим интересам: общине, касте, государству. Верховным собственником выступает государство, власть. Существовала строгая иерархия по вертикали: власть (правитель), бюрократия, община (она тяготеет к замкнутости). Везде отмечалась колоссальная роль государства в управлении, распоряжении собственностью. При ослаблении государства такое общество распадалось.

         В IV-VII вв. в Европе происходило так называемое Великое переселение народов. Оно началось с того, что на культурно развитые античные страны нагрянули массы варваров – восточногерманские племена готов, вандалов, бургундов. Переселенцы проходили огромные расстояния. Так, готы с берегов Балтийского моря перешли сначала в Черноморские степи, на берега Днепра и Дуная. Вандалы из области Прикарпатья дошли до Испании.

         Толчок к великому переселению  народов был дан с востока  появлением в IV в. в Европе монгольского племени гуннов. Они напали на сарматский народ аланов, занимавший низовье Волги, затем перешли Дон и обрушились на готов. Под ударами варваров античная Римская империя, увлекая их в движении на запад, раскололась в 339г. на две половины: западную и восточную. Западная империя просуществовала всего 80 лет. Восточно-Римская империя (Византия) просуществовала свыше 1000 лет (395-1453гг.) На формирование древнерусской государственности, общественное развитие оказало значительное влияние античное наследие Византии, особенно древнегреческая культура, ее христианская духовность, соборная церковная обрядность. В то же время надо отметить, что на развитие древнерусской государственности значительное влияние оказывали централизаторские факторы восточного типа цивилизаций.

         Россия как цивилизация и культура  уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ.

         Во-первых, неблагоприятные природно-климатические  условия. Краткий цикл сельскохозяйственных  работ в 125-130 дней во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.

         Во-вторых, в становлении и развитии  Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами.

         В-третьих, в сложных природно-климатических  и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории. 
 
 
 
 
 
 

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что означает история как наука?
  2. Сравните понятие «отечество», «отчизна», «родина», «патриотизм» и определите сущность предмета отечественной истории.
  3. Каковы формы исторического знания как части общественного сознания?
  4. Определите социально значимые функции исторической науки.
  5. В чем смысл понятия «исторический источник» и каковы методы исследования исторических источников?
  6. Раскройте смысл понятия «историография».
  7. Назовите имена выдающихся дореволюционных отечественных историков. С каких мировоззренческих позиций они объясняли развитие нашей страны?
  8. В чем особенности идеалистической и материалистической  методологии объяснения истории?
  9. Дайте характеристику принципов теории исторической науки: историзма, объективности, социального подхода, альтернативности.
  10. Каковы наиболее распространенные в науке суждения о периодизации исторического раз- вития?
 
  1. В чем  смысл формационного подхода  в познании и объяснении всемирно-исторического процесса?
  2. Каковы особенности цивилизационного подхода, сложившегося в современной мировой и отечественной историографии?
  3. В чем особенности восточного типа цивилиза- ции?
  4. Какова роль античного наследия в формирова- нии западного типа цивилизации?
  5. Какие наиболее характерные черты восточного и западного типов цивилизации наиболее повлияли на формирование российской государственности?
  6. Почему история России рассматривается как неотъемлемая часть всемирной истории?
  7. Охарактеризуйте особенности самобытного характера цивилизационного развития России (по природным, геополитическим, духовным факторам).
       
 
 
 
 
 
 
 
Задания. Тесты
Ответы.
  1. Слово «история» первым употребил и книгу с таким названием написал античный мыслитель:
а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Геродот;

д) Полибий.

  1. Что такое история:

а) мировоззрение;

б) наука;

в) методология  познания;

г) искусство.

  1. Какая форма исторического знания присуща  каждому человеку:

а) школьная;

б) обыденная;

в) научная.

  1. Какой наиболее устойчивый, объединяющий признак общности людей характеризует, прежде всего, понятие «отечество»:

а) общность социальной среды;

б) общности политической среды;

в) общность культуры;

г) общность языка;

д) общность территории. 

  1. Какая группа исторических источников лежит в основе науки историографии:

а) вещественных;

б) письменных;

в) изобразительных;

г) фонических.

  1. Отметьте, какие из перечисленных признаков относятся к формационному подходу в историческом познании (в отличие от цивили- зационного подхода):

а)  представление  об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

б) жесткая  привязка исторических явлений к  способу производства, системе экономических  отношений;

в)  ориентация на познание истории общества с  учетом специфики стран и регионов;

г)   однолинейных характер исторического  разви- тия;

д) история  страны, народа рассматривается в  сравнении с историей других стран, народов, цивилизаций;

е)   человечество в своем развитии проходит пять основных стадий через социальные революции.     

      

         

 

      II. СЛАВЯНЕ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

      ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

      Проблема  этногенеза восточных  славян.

 

         Большинство историков считает,  что славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. По археологическим данным прародиной ранних славян была территория к востоку от германцев – от реки Одры (Одера) до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I века до н.э. Античные авторы упоминают о славянах под именем венедов или антов.

         В эпоху великого переселения  народов, совпавшего с кризисом  рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

         В VI-VII вв. у славян сложился общий уклад жизни. В состав общины входило 50-60 домохозяйств, каждое из которых жило большой семьей (отец и мать, взрослые сыновья с женами и детьми). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, скот, приусадебная земля, инвентарь – личные, основной земельный массив, луга, леса – общие. Все дела решались на основе самоуправления, на сходах самостоятельного мужского населения, именуемых миром. Для ведения общих дел выбирали старейшин. Мир охранял благоденствие всей общины и требовал от каждого ее члена безоговорочного повиновения. Голосования не проводились. Разногласия должны были улаживаться единодушно. Веками воспитывалась круговая порука, преданность общинников своему миру, взаимопомощь в полевых работах, содействие больным, сиротам. Традиции общинности, соборности, мирского самоуправления глубоко вошли в жизнь и быт славянских народов, перенимались оседавшими на соседних землях кочевыми племенами. Со временем это явилось питательной почвой для идеи крестьянского социализма.

         Для организации обороны общины  объединялись в волости, на  стратегически выгодных местах, обычно на высоких берегах рек, строили города. В них помещались избираемые из родоплеменной знати князья с дружинами. Города обносились деревянными, каменными укреплениями. За их стенами (на посаде) обосновывались ремесленники. Уже в VI-VII вв. возникли большие города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Новгород – у ильменских славян. Постепенно города через власть князей и силу их дружин подчинили окружающие волости, стали центрами княжеств. Использовалось право сбора княжеской дани со свободных общинников (смердов) за их защиту и покровительство.

         Особое место в жизни славянского  этноса занимали отношения с  кочевыми народами степи, протянувшейся от Причерноморья до Центральной Азии. В конце IV в. сложившийся на юге современной Украины готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедших из Центральной Азии. В 375г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453г.) гуннская держава распалась, и гунны были отброшены на восток.

         В VI в. тюркоязычные авары создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625г.

         Крупнейшими политическими образованиями  VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюрский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай, где была ассимилирована проживавшими там южными славянами, взявшими себе имя болгар. Другая часть болгар – тюрок пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Булгария.

         С середины VII в. на территории Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крыма начала складываться сильная держава – Хазарский каганат. Он три века доминировал в Восточной Европе. В формировании этноса хазар участвовали разные этнические группы. Неразумные хазары, как их называл А.С. Пушкин, в действительности были опытными в торговых делах. Хазарская знать перешла от языческого поклонения разным богам к религии монотеистического характера – иудаизму. В экономической жизни Каганата главными действующими лицами стали крупные торговцы, в руках которых, как отмечают арабские источники, еще в IX в. находилась транзитная торговля между Азией и Европой. Русские летописи отмечают, что хазарам платила дань вся восточная часть русского славянства. В X в. Русь разгромила Хазарский каганат. 

Основные  этапы становления  древнерусской государственности. 

         В VI-IX вв. Восточные славяне занимали огромную территорию Восточно-европейской равнины. Они объединялись в общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический характер. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике). По среднему течению Днепра жили поляне, на правобережье Днепра – древляне. По рекам Ока и Москва располагались вятичи, на запад от них жили кривичи, по реке Сожь – радимичи, вокруг озера Ильмень – ильменские славяне. Соседями на северо-западе были балтийские летто-литовские и финно-угорские племена. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути «из варяг в греки», возникшего в конце IX в.

Информация о работе Отечественная история