Во главе восточнославянских племенных
союзов стояли князья из племенной знати
и бывшая родовая верхушка - «нарочитые
люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы
решали на народных собраниях – вечевых
сходах. Существовало ополчение («полк»,
«тысяча», разделенная на «сотни»). Во
главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой
военной организацией была дружина. Она
делилась на старшую, из которой выходили
послы и княжеские управители, имевшие
свою землю, и младшую, жившую при князе
и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Дружинники по поручению князя собирали
с покоренных дань («полюдье»).
Племенные княжения славян имели
признаки зарождающейся государственности.
Одним из таких объединений был союз племен
во главе с Кием (известен с конца V в.).
На территории в районе озера Ильмень
располагалась Славия. Ее центром был
Новгород. Известный историк Б.А. Рыбаков
утверждает, что в начале IX в. на базе полянского
союза племен сложилось крупное политическое
общество «Русь», включавшее в себя и часть
северян.
Таким образом, широкое распространение
земледелия с использованием орудий труда
из железа, распад родовой общины, рост
числа городов, возникновение дружины
– свидетельства формирующейся государственности.
Славяне освоили Восточно-европейскую
равнину, взаимодействуя с местным балтийским
и финно-угорским населением.
Но согласно так называемой
«норманской территории» государственность
Руси возникла в связи с
обращением славянских племен
к норманскому (скандинавскому) воину
Рюрику с братьями Синеусом и Трувором
(существует, однако мнение, что они были
прибалтийскими славянами) прийти и править
ими. Норманскую теорию критиковал еще
М.В. Ломоносов, раскрывая в своих исторических
трудах этнические различия славян и скандинавов.
Русские князья иногда использовали небольшие
варяжские дружины как наемное войско.
Но однако археологические источники
свидетельствуют о минимальном влиянии
скандинавов на славян. А запись в летописной
«Повести временных лет» о призвании Рюриковичей,
на которую опираются историки-норманисты,
оказалась поздней вставкой в ее первоначальный
текст, сделанной из политических соображений
киевского князя Владимира Мономаха. Появление
норманской теории в середине XVIII в. диктовалось
стремлением исторически оправдать засилие
иностранцев в управлении русским государством
во времена «бироновщины».
Историки обладают убедительными
доказательствами того, что у
восточных славян устойчивые традиции
государственности сложились задолго
до появления варягов. Государственные
институты возникают в результате развития
общества. Действия отдельных крупных
личностей, завоевания или другие внешние
обстоятельства выражают конкретные проявления
этого процесса.
Особенности
социального строя
Древней Руси. Этнокультурные
и социально-политические
процессы становления
русской государственности.
Принятие
христианства. Распространение
ислама.
Древнерусское государство можно
охарактеризовать как раннефеодальную
монархию. Во главе государства стоял
великий князь Киевский. Его братья, сыновья
и дружинники осуществляли управление
страной, суд, сбор дани и пошлин. Историю
Киевской Руси историки условно делят
на три периода. Первый (IX – середина Xв.)
– время первых киевских князей. Второй
(вторая половина X – первая половина XI
в. – время Владимира I и Ярослава Мудрого)
– эпоха расцвета Киевской державы. Третий
период (вторая половина XI – начало XII
в.) – переход к территориально-политической
раздробленности.
Иерархическая структура власти
государства Русь (IX – начало XII в.) такова:
Великий князь Киевский; Дружина (старшая
дружина – бояре, знать; младшая дружина
– гриди); Местные (удельные) князья. Посадники,
волостели; Местная дружина; Погосты, становища,
волости.
Первый период Руси, начало русской
государственности, согласно «Повести
временных лет», ведет отсчет с 862г., когда
Рюрик утвердился в Киеве, его братья Синеус
– на Белом озере, Трувор – в Изборске.
После смерти Рюрика в 879г. власть в Новгороде
захватил предводитель одного из отрядов
Олег (879-911гг.). Он предпринял поход на Киев,
который стал центром объединенного государства.
Во время княжения Олега шло развитие
византийско-древнерусских связей. Военные
походы к Константинополю (Царьграду)
в 907г., 911г. завершились договорами, обеспечивающими
возможность вывоза, собираемой на Руси
дани и продажи ее на рынках Византии.
После смерти Олега в Киеве стал княжить
Игорь (912-945гг.). В его княжение был подтвержден
договор с Византией. Игорь был убит древлянами
во время сбора непомерно высокой дани.
Его жена княгиня Ольга (945-964гг.) вынуждена
была пойти на упорядочение сбора дани,
установила ее размер («уроки»), места
сбора («погосты»). Сын Ольги и Игоря Святослав
(964-972гг.) проявил себя как полководец,
защищавший Русь от набегов кочевников
– печенегов. Однако его борьба с Византией
окончилась неудачно.
Второй период истории Древнерусского
государства – эпохи его расцвета – связан
с именем третьего сына Святослава – Владимира
I (980-1015гг.). При нем все земли восточных
славян объединились в составе Киевской
Руси. Происходило дальнейшее укрепление
государственного аппарата. Княжеские
сыновья и старшие дружинники получили
в управление крупнейшие центры. Была
обеспечена защита русских земель от набегов
печенегов. На берегах ряда рек были сооружены
крепости.
В 988г. при Владимире I в качестве
государственной религии было принято
христианство, имевшее большое значение
для дальнейшего развития Руси. Единая
вера служила как укреплению государственной
власти, так и территориальному единству
Древней Руси. Крещение на Руси имело и
международное значение. Русь, отвергнув
примитивное язычество, становилась теперь
равной другим христианским странам, связи
с которыми значительно расширились. Принятие
христианства сыграло большую роль в развитии
русской культуры, испытавшей на себе
влияние византийской, а через нее – и
античной культуры. Во главе русской православной
церкви был поставлен митрополит, назначаемый
константинопольским патриархом; в отдельных
областях Руси были епископы, которым
подчинялись священники. Все население
было обязано платить налог в пользу церкви
– «десятину».
Некоторые историки отмечают, что Владимир
I долго раздумывал над тем, какую из монотеистических
религий принять в качестве государственной
– христианство, иудаизм или ислам. Иудаизм
не привлекал, в частности, тем, что его
исповедовал Хазарский каганат, стремившийся
покорить Русь. Ислам был еще молодой формирующейся
религией. Лишь христианство восточной
византийской ветви с ее соборной древнегреческой
обрядностью было ближе всего к общинно
коллективистской духовности славян.
Ислам возник в VII в. в Аравии. С
622г. начинается мусульманское летоисчисление.
Идея наднациональной государственности
лежала в основе новой религии, воплотившейся
в огромной империи, которая объединила
различные народы и религии. Арабский
халифат в начале средних веков простирался
от Атлантического океана до Средней Азии.
Догматические основы ислама, составлявшие
основу мусульманского закона – шариата,
постепенно усваивались тюрко-язычными
племенами, населявшими территории, примыкавшие
к южным славянским землям. На формирование
и развитие Древней Руси ислам заметного
влияния не имел. И только при смешении
тюрко-язычных племен с татаро-монгольскими,
их культура стала исламизироваться. В
1312г. золотоордынский хан Узбек объявил
ислам государственной религией.
Наивысшего могущества Древняя
Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054гг.).
При нем Киев превратился в один из крупнейших
городов Европы, соперничавший с Константинополем.
В городе был возведен величественный
Софийский собор. Широко велись работы
по переводу книг на русский язык, обучению
грамоте. Впервые митрополитом был назначен
русский по происхождению Илларион, написавший
«Слово о законе и благодати» – выдающееся
литературное философское произведение.
Первым юридическим документом явилась
«Правда Ярослава», первые статьи и разделы
которой вошли в последующем в «Русскую
правду», закреплявшую ранее – феодальные
отношения в Киевской Руси.
Эволюция
восточнославянской
государственности
в XI-XII вв.
Это третий период истории
Киевской Руси, начало перехода
к территориально-политической раздробленности.
Умирая, Ярослав Мудрый разделил
территорию державы между пятью
своими
сыновьями, хотя существовал порядок
передачи престола к старшему в роду,
получивший название «лестничного» (от
слова «лестница»). Сложность династических
отношений, рост могущества каждого отдельного
княжества, личные амбиции неминуемо вели
к княжеским междоусобицам. Богатство
же отдельных княжеств основывалось, прежде
всего, на богатстве местных землевладельцев
– бояр, а также доходов, собираемых князем
с подчиненных ему крестьянских общин.
Наиболее популярным на Руси
в это время был Владимир
Всеволодович Мономах (внук византийского
императора Константина Мономаха).
По его инициативе в 1097г. на Любеческом
съезде князей было принято решение прекратить
междоусобицы и провозглашен принцип
«Каждо да держит отчину свою». Но усобицы
продолжались. Усилились половецкие вторжения.
В 1113г. в Киеве вспыхнуло восстание против
крупных феодалов и ростовщиков. Владимир
Мономах был призван на великокняжеский
престол (1113-1125гг.). «Устав Владимира Мономаха»,
ставший еще одной частью «Русской правды»
упорядочил взимание процентов ростовщиками,
улучшил правовое положение купечества,
регламентировал переход в холопство,
определил состояние закупничества, ставшего
распространенным способом закабаления
смердов (купа – долг под процент, отработку).
Владимиру Мономаху удалось удержать
под своей властью всю Русскую
землю. При нем была составлена
начальная русская летопись «Повесть
временных лет». Он вошел в отечественную
историю как крупный политический деятель,
полководец и писатель. Сыну Владимира
Мономаха Мстиславу (1125-1132гг.) удавалось
еще некоторое время удерживать единство
русских земель. После смерти Мстислава
Киевская Русь окончательно распалась
на полтора десятка княжеств–государств.
Наступил период, получивший в истории
название раздробленности или удельного
периода.
Задания.
Вопросы. |
Ответы. |
- Перечислите
известные по летописи «Повесть временных
лет» племенные союзы восточных славян.
- Насколько
было развито земледелие у восточных славян
в VII-VIII вв.? Какова была система землепользования?
- Какие занятия
славян можно назвать основными, а какие
– подсобным промыслом?
- Какие функции
выполняли города у восточных славян?
- Какие боги
славянского языческого пантеона Вам
известны?
- Дайте определения
понятий «род», «родовая община», «соседская
община», «вече».
- Кто и каким
образом сделал Киев столицей Русского
государства? Почему именно Киев, а не
Новгород стал столичным городом?
- Какие города
возникли на пути «из варяг в греки»?
- Когда у славян
образовалось государство?
- Кто авторы
«норманской теории»? Подберите доказательства
в пользу и против этой теории.
- Перечислите
социальные категории Киевской Руси.
- С чем было
связано восстание древлян против Игоря?
- Каков был
порядок наследования велико- княжеской
власти в Киевской Руси?
- Кого на Руси
впервые назвали царем?
- Что такое
феодальная вотчина?
- В чем причины
перехода Древней Руси при князе Владимире
Святославовиче от язычества к христианству?
- Почему князь
Владимир выбрал христианство, а не иудаизм
или ислам?
- Что такое
летопись? Перечислите известные Вам летописи.
|
|
Задания.
Тесты. |
Ответы. |
1.
Какое историческое событие произошло
на Руси в 862г.,
согласно летописи «Временных
лет»: |
|
а)
поляне отказались платить дань хазарам; |
|
б)
призвание Рюрика с варягами в
Новгород; |
|
в)
Олег стал править в Киеве. |
|
2. При
каком князе русские купцы получили право
беспошлинной торговли на византийском
рынке: |
|
а)
Олег; |
|
б)
Святослав; |
|
в)
Игорь. |
|
3.
Именем какого бога клялись
русские князья и дружинники при заключении
мирных договоров с византийскими императорами
в X в.: |
|
а)
Херс; |
|
б)
Даждьбог; |
|
в)
Велес. |
|
4. Как
называлась община в Древней Руси: |
|
а)
мир; |
|
б)
вервь; |
|
в)
круг. |
|
5. Как
в Древней Руси называлось место сбора
дани: |
|
а)
детинец; |
|
б)
торг; |
|
в)
погост. |
|
6.
Какое происхождение имеют в
русском языке слова «бог»,
«топор», «хата», «собака»: |
|
а)
древнеиранское; |
|
б)
древнескандинавское; |
|
в)
древнетюркское. |
|
7. Как
назывался первый свод законов Древней
Руси: |
|
а)
«Правда Ярославичей»; |
|
б)
«Русская правда»; |
|
в)
«Закон русский». |
|
8. О
борьбе с каким внешним противником рассказывает
«Слово о полку Игореве»: |
|
а)
печенеги; |
|
б)
монголы; |
|
|