Отечественная история

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

Работа содержит 1 файл

Часть 1.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

         Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка -  «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решали на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Она делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных дань («полюдье»).

         Племенные княжения славян имели  признаки зарождающейся государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). На территории в районе озера Ильмень располагалась Славия. Ее центром был Новгород. Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое общество «Русь», включавшее в себя и часть северян.

         Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением.

         Но согласно так называемой  «норманской территории» государственность  Руси возникла в связи с  обращением славянских племен  к норманскому (скандинавскому) воину Рюрику с братьями Синеусом и Трувором (существует, однако мнение, что они были прибалтийскими славянами) прийти и править ими. Норманскую теорию критиковал еще М.В. Ломоносов, раскрывая в своих исторических трудах этнические различия славян и скандинавов. Русские князья иногда использовали небольшие варяжские дружины как наемное войско. Но однако археологические источники свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян. А запись в летописной «Повести временных лет» о призвании Рюриковичей, на которую опираются историки-норманисты, оказалась поздней вставкой в ее первоначальный текст, сделанной из политических соображений киевского князя Владимира Мономаха. Появление норманской теории в середине XVIII в. диктовалось стремлением исторически оправдать засилие иностранцев в управлении русским государством во времена «бироновщины».

         Историки обладают убедительными  доказательствами того, что у  восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до появления варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства выражают конкретные проявления этого процесса. 

Особенности социального строя  Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

Принятие  христианства. Распространение  ислама.

         Древнерусское государство можно  охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь Киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Историю Киевской Руси историки условно делят на три периода. Первый (IX – середина Xв.) – время первых киевских князей. Второй (вторая половина X – первая половина XI в.  – время Владимира I и Ярослава Мудрого) – эпоха расцвета Киевской державы. Третий период (вторая половина XI – начало XII в.) – переход к территориально-политической раздробленности.

         Иерархическая структура власти  государства Русь (IX – начало XII в.) такова: Великий князь Киевский; Дружина (старшая дружина – бояре, знать; младшая дружина – гриди); Местные (удельные) князья. Посадники, волостели; Местная дружина; Погосты, становища, волости.

         Первый период Руси, начало русской  государственности, согласно «Повести временных лет», ведет отсчет с 862г., когда Рюрик утвердился в Киеве, его братья Синеус – на Белом озере, Трувор – в Изборске. После смерти Рюрика в 879г. власть в Новгороде захватил предводитель одного из отрядов Олег (879-911гг.). Он предпринял поход на Киев, который стал центром объединенного государства.

         Во время княжения Олега шло развитие византийско-древнерусских связей. Военные походы к Константинополю (Царьграду) в 907г., 911г. завершились договорами, обеспечивающими возможность вывоза, собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945гг.). В его княжение был подтвержден договор с Византией. Игорь был убит древлянами во время сбора непомерно высокой дани. Его жена княгиня Ольга (945-964гг.) вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани, установила ее размер («уроки»), места сбора («погосты»). Сын Ольги и Игоря Святослав (964-972гг.) проявил себя как полководец, защищавший Русь от набегов кочевников – печенегов. Однако его борьба с Византией окончилась неудачно.

         Второй период истории Древнерусского государства – эпохи его расцвета – связан с именем третьего сына Святослава – Владимира I (980-1015гг.). При нем все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была обеспечена защита русских земель от набегов печенегов. На берегах ряда рек были сооружены крепости.

         В 988г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство, имевшее большое значение для дальнейшего развития Руси. Единая вера служила как укреплению государственной власти, так и территориальному единству Древней Руси. Крещение на Руси имело и международное значение. Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее – и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; в отдельных областях Руси были епископы, которым подчинялись священники. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину».

         Некоторые историки отмечают, что Владимир I долго раздумывал над тем, какую из монотеистических религий принять в качестве государственной – христианство, иудаизм или ислам. Иудаизм не привлекал, в частности, тем, что его исповедовал Хазарский каганат, стремившийся покорить Русь. Ислам был еще молодой формирующейся религией. Лишь христианство восточной византийской ветви с ее соборной древнегреческой обрядностью было ближе всего к общинно коллективистской духовности славян.

         Ислам возник в VII в. в Аравии. С 622г. начинается мусульманское летоисчисление. Идея наднациональной государственности лежала в основе новой религии, воплотившейся в огромной империи, которая объединила различные народы и религии. Арабский халифат в начале средних веков простирался от Атлантического океана до Средней Азии. Догматические основы ислама, составлявшие основу мусульманского закона – шариата, постепенно усваивались тюрко-язычными племенами, населявшими территории, примыкавшие к южным славянским землям. На формирование и развитие Древней Руси ислам заметного влияния не имел. И только при смешении тюрко-язычных племен с татаро-монгольскими, их культура стала исламизироваться. В 1312г. золотоордынский хан Узбек объявил ислам государственной религией.

         Наивысшего могущества Древняя  Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054гг.). При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе был возведен величественный Софийский собор. Широко велись работы по переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Впервые митрополитом был назначен русский по происхождению Илларион, написавший «Слово о законе и благодати» – выдающееся литературное философское произведение. Первым юридическим документом явилась «Правда Ярослава», первые статьи и разделы которой вошли в последующем в «Русскую правду», закреплявшую ранее – феодальные отношения в Киевской Руси. 

Эволюция  восточнославянской государственности  в XI-XII вв. 

         Это третий период истории  Киевской Руси, начало перехода  к территориально-политической раздробленности.

         Умирая, Ярослав Мудрый разделил  территорию державы между пятью 

своими  сыновьями, хотя существовал порядок  передачи престола к старшему в роду, получивший название «лестничного» (от слова «лестница»). Сложность династических отношений, рост могущества каждого отдельного княжества, личные амбиции неминуемо вели к княжеским междоусобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось, прежде всего, на богатстве местных землевладельцев – бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

         Наиболее популярным на Руси  в это время был Владимир  Всеволодович Мономах (внук византийского  императора Константина Мономаха). По его инициативе в 1097г. на Любеческом съезде князей было принято решение прекратить междоусобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Но усобицы продолжались. Усилились половецкие вторжения. В 1113г. в Киеве вспыхнуло восстание против крупных феодалов и ростовщиков. Владимир Мономах был призван на великокняжеский престол (1113-1125гг.). «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской правды» упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство, определил состояние закупничества, ставшего распространенным способом закабаления смердов (купа – долг под процент, отработку).

         Владимиру Мономаху удалось удержать  под своей властью всю Русскую  землю. При нем была составлена  начальная русская летопись «Повесть  временных лет». Он вошел в отечественную историю как крупный политический деятель, полководец и писатель. Сыну Владимира Мономаха Мстиславу (1125-1132гг.) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств–государств. Наступил период, получивший в истории название раздробленности или удельного периода.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Перечислите известные по летописи «Повесть временных лет» племенные союзы восточных славян.
  2. Насколько было развито земледелие у восточных славян в VII-VIII вв.? Какова была система землепользования?
  3. Какие занятия славян можно назвать основными, а какие – подсобным промыслом?
  4. Какие функции выполняли города у восточных славян?
  5. Какие боги славянского языческого пантеона Вам известны?
  6. Дайте определения понятий «род», «родовая община», «соседская община», «вече».
  7. Кто и каким образом сделал Киев столицей Русского государства? Почему именно Киев, а не Новгород стал столичным городом?
  8. Какие города возникли на пути «из варяг в греки»?
  9. Когда у славян образовалось государство?
  10. Кто авторы «норманской теории»? Подберите доказательства в пользу и против этой теории.
  11. Перечислите социальные категории Киевской Руси.
  12. С чем было связано восстание древлян против Игоря?
 
  1. Каков был  порядок наследования велико- княжеской власти в Киевской Руси?
  2. Кого на Руси впервые назвали царем?
  3. Что такое феодальная вотчина?
  4. В чем причины перехода Древней Руси при князе Владимире Святославовиче от язычества к христианству?
  5. Почему князь Владимир выбрал христианство, а не иудаизм или ислам?
  6. Что такое летопись? Перечислите известные Вам летописи. 
       
 
 
 
 
 
 
 

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Какое историческое событие произошло  на       Руси в 862г., согласно летописи «Временных  лет»:  
а) поляне отказались платить дань хазарам;  
б) призвание Рюрика с варягами в  Новгород;  
в) Олег стал править в Киеве.  
2. При каком князе русские купцы получили право беспошлинной торговли на византийском рынке:  
а) Олег;  
б) Святослав;  
в) Игорь.  
 
3. Именем какого бога клялись  русские князья и дружинники при заключении мирных договоров с византийскими императорами в X в.:  
а) Херс;  
б) Даждьбог;  
в) Велес.  
4.  Как называлась община в Древней Руси:  
а) мир;  
б) вервь;  
в) круг.  
5.  Как в Древней Руси называлось место сбора дани:  
а) детинец;  
б) торг;  
в) погост.  
6. Какое происхождение имеют в  русском языке слова «бог»,  «топор», «хата», «собака»:  
а) древнеиранское;  
б) древнескандинавское;  
в) древнетюркское.  
7. Как назывался первый свод законов Древней Руси:  
а) «Правда Ярославичей»;  
б) «Русская правда»;  
в) «Закон русский».  
8. О борьбе с каким внешним противником рассказывает «Слово о полку Игореве»:  
а) печенеги;  
б) монголы;  

Информация о работе Отечественная история