Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:55, курс лекций
Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (образован в 1953 году) и
социально-экономических
наук
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Часть I Учебно-практическое пособие для студентов I курса всех специальностей и
всех форм обучения www.msta.ru Москва – 2007 |
Отечественная
история. Часть I. Учебно-практическое
пособие. Под научной редакцией профессора
Еремина Ю.В. Авторы - составители: Неверов
В.Н., Вьюнов И.А. – М., МГУТУ, 2007 - 119 стр.
В
учебно-практическом пособии «Отечественная
история. Часть I» изложены в кратком
и систематизированном виде важнейшие
вопросы исторического развития России
с древнейших времен до начала XX века.
Дан анализ основных исторических событий
данного периода, показаны тенденции и
направленность исторического процесса.
После каждого раздела даны вопросы и
тесты.
Рецензент
Ó Московский государственный университет технологий и управления,
кафедра гуманитарных и
109004, Москва, Земляной вал, 73
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
I. Предмет отечественной истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. | 4 |
II. Славяне. Особенности становления древнерусской государственности. | 23 |
III.Формирование
единого российского государства (XII-
XVI вв.) |
36 |
IV.Становление российского абсолютизма (XVII-XVIII вв.) | 55 |
V. Россия в XIX веке. Становление индустриального общества. Общественное движение. Реформы и реформаторы. | 68 |
VI.Роль XX столетия в мировой истории. Россия в начале XX века. | 94 |
I.
ПРЕДМЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ РОССИИ
– НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.
Сущность,
формы, функции исторического
знания.
Изучение гуманитарных и
История
- это наука о прошлом
Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.
В результате изучения предмета отечественной истории студент должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части всемирной истории человечества, но со своими особенностями.
В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Сложная современная российская действительность ярко показывает, что все общественные движения России стремятся обосновывать свои действия ссылками на историю. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.
История
- наука конкретная, требующая точного
знания хронологии (дат) фактов, событий.
По сравнению с другими
На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение".
Каковы же формы исторического знания как части общественного сознания? Историческое знание складывалось постепенно, по ступеням развития человечества. Для появления исторических представлений необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. В древности было архаическое сознание - объяснение явлений природы и общественной жизни действиями сверхъестественных сил. Это отражалось в мифологии. Важным условием созревания истории как отрасли знаний явилось утверждение представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни.
Поэтому формы исторического
знания различают по их
История выполняет несколько
социально значимых функций.
Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Третья функция - мировоззренческая.
История даёт документально
Четвёртая функция - воспитательная.
Изучение отечественной
Методы и источники изучения истории;
понятие
и классификация
исторического источника.
Поиски объективной истины в истории, историческое познание - сложный и трудоёмкий процесс. Задача научного знания - изучать прошлое, объяснять его, а не обвинять. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Каждый историк не беспристрастен, но он не имеет права на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов, совершенствуются теория с учётом других отраслей знания (культурологии, психологии, социологии), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов).
Существуют также специально-
Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные, фонические.
Многие факты, события и
Отечественная историография о прошлом и настоящем:
общее
и особенное.
Слово "историография"
Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде "История" (VI в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени.