Национальный вопрос в Белорусских губерниях Российской Империи (1864 – 1905 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Проблемы национальных отношений всегда были одной из болевых точек истории. Решение национального вопроса в XX веке предполагало много вариантов, вплоть до военного усмирения « непокорных народов». Однако, как показывает история, единственным путем, на котором было возможно действительно продуктивное решение этих проблем, был и остается демократический путь формирования законодательного пространства, в рамках которого только и реальна выработка альтернативы национальной розни.
Российская Империя является одним из ярких примеров многонационального государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. Особенности демографической ситуации в Беларуси во второй половине XIX века…………………..9
ГЛАВА 2. Национальный вопрос в Белорусских губерниях во второй половине XIX века – 1907 г……………………27
2.1. Национальная политика русского самодержавия в отношении Белорусских губерний после восстания 1863-1864гг………………30
2.2. Польский, белорусский, еврейский национальный вопрос в программах национальных политических партий Белорусских губерний (кон.XIX - 1907 г.)…………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 82

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 434.50 Кб (Скачать)

*Источник: Смоленчук А. Паміж краевасцю і нацыянальнай ідэяй…,с.40

 

Несложно увидеть, что при подобном подходе социальное размежевание общества Беларуси и Литвы в большой степени совпадает с национальным.

Получается, что большинство крестьян 6-ти губерний составляли белорусы и литовцы. Значительная часть городского населения принадлежала к еврейской национальности. Высшие социальные круги общества состояли местных польских помещиков, связанной с ними интеллигенции, а так же российского чиновничества и русифицированной части интеллигенции. Стоит обратить внимание на высокий процент белорусов среди потомственного и среди личного дворянства. Первая цифра, очевидно, свидетельствует о большом числе белорусскоязычной мелкой шляхты. Вторая цифра, вероятно, касается местных уроженцев, которые занимали низшие ступени чиновничьей иерархии [37, с. 38].

Обратим также внимание на занятия населения. Среди тех, кто представлял в крае власть (администрация, суд, полиция, общественная и сословная служба), русские составляли – 42,0% , белорусы – 30,7%, поляки – 12,0% [37, с.39]. На 85% торговля была за «еврейским элементом», по сравнению с 10,7% - кол – во русских купцов, и 1,7% - белорусских [10, с.21]. Среди духовенства процент поляков равнялся - 2,3%, русских – 60,7%, белорусов – 34,9% [37, с.39].

По конфессиональной принадлежности, население края делилось на следующие конфессии: православные, католики, иудеи, протестанты, магометане и др. [20-27]. Наиболее значительный процент принадлежал православным - 53,1%, католикам – 31,1%, в том  числе католикам, что назвали родным языком польский, составляли 17,7%, иудеям 14,2% [37, с.41].

Евреи, литовцы, русские, поляки имели, по существу, национальные церкви. Иудаизм исповедовало 99,9% еврейского населения, примерно столько же литовцев исповедовало католицизм, 98% поляков также являлись католиками, 94,7% русских были православными.

Белорусы подобного конфессионального единства не имели. Католики, родным языком которых был белорусский, насчитывали 1 026 600 чел. (18,0%), жили компактно. 2/3 из них населяли Виленскую и Гродненскую губернии  [37, с.41].

Следует также отметить тот факт, что национальный вопрос тесно переплетался с аграрным и рабочим вопросом.

Известно, что в Беларуси польским помещикам в 1864 году принадлежало земли в 4 раза больше, чем остальным крупным землевладельцам [10, с.20]. Даже в результате политики “русификации” и, прежде всего,  за счет конфискации имений помещиков, замеченных в восстании 1863 года, царизму не удалось добиться преобладания в Беларуси непольских землевладельцев. По данным на 1 сентября 1869 года здесь насчитывалось 9.499 польских землевладельцев с 10.074 имениями, против непольских 2457 имений. Площадь земель польских помещиков была в 2.1 раза больше, чем непольских. Несмотря на то, что сокращение польского землевладения продолжалось, еще в начале XX века здесь имелось значительное по размерам польское землевладение [47, с.11-12].

О количестве землевладельцев-поляков (на 1897 г.) и размерах среднего и крупного польского землевладения в Беларуси (1905 г.), можно судить по следующей таблице:                      

                                                                                                                

                                                                                                                 

 

 

 

 

Таблица 5*

 

 

Губернии

Кол-во землевладельцев

% от общего числа средних и крупных землевлад.

Размеры среднего и крупного землевлад. 1905г.(тыс.дес.)

% от частновладельческих земель

Витебская

1121

79.0

908.0

66.4

Виленская

514

56.5

692.3

53.3

Гродненская

466

65.6

486.9

59.3

Минская

1022

70.0

1.568.0

52.4

Могилевская

576

52.9

613.4

43.8

итого

3699

64.8

4. 181.6

55.04

*Источник: Смоленчук А. Паміж краевасцю і нацыянальнай ідэяй…,с.46

 

Что же касается промышленного производства, то собственником более половины фабрик и заводов в Беларуси являлась еврейская буржуазия. 84.5% купцов пяти Западных губерний относились к еврейской национальности по переписи 1897 года, 10.7% купцов – к русским, и лишь 1.7% были белорусами [10, с.21].

Еврейские рабочие были заняты в сфере мелкой, ремесленной промышленности, торговли и неквалифицированного труда, связанного с обслуживанием населения. Занятые в ремесленном деле евреи, как правило, являлись собственниками средств производства и рабочими одновременно [10, с.22]. Из 85 тыс. фабрично-заводских и железнодорожных рабочих, 75% были белорусами, русскими, поляками.

Таким образом, грань между населением региона можно провести не только по конфессиональному признаку, но и по роду занятий. Это особенно касается сферы торговли, где преимущество было за евреями, промышленности - русские, белорусы, поляки, и администрации, где большинство принадлежало исключительно русским.

Подводя итоги, приходим к следующим выводам:

      Белорусские губернии (Витебская, Виленская, Гродненская, Минская, Могилевская) являются сложным в национальном и  конфессиональном отношении регионом. В общей сложности здесь проживало более 18 народностей, что приблизительно составляло 8.518.247 человек.

      В статистических материалах о населении Российской Империи, и, в частности, Белорусских губерний, встречаются значительные расхождения в численных показателях, что делает невозможным точное определение числа населения, проживавшего в регионе во второй половине XIX – начале XX века.

      Перепись 1897 года не может являться бесспорным источником для определения не только численности населения, но и для определения его национального состава. Вся сложность заключается в отсутствии специальной графы “национальность”, в которой бы фиксировалась национальная принадлежность населения во время проведения переписи. Вопрос о национальности ставился только во время переписи 1919 года [37, с.37].

      При приведении численных данных, характеризующих конфессиональную принадлежность населения, его национальный состав, следует говорить об их относительности. Необходимо учитывать: во-первых, политическую ситуацию, сложившуюся в Белорусских губерниях после присоединения их к Российской Империи, политику Российского самодержавия в отношении вышеназванных губерний и цели, которые эта политика преследовала; во-вторых, заинтересованность польской и русской стороны в исключительной “польскости” или “русскости” этого края; в-третьих, стремление старшин еврейских кагалов умышленно скрывать точное число людей в них входящих, с целью уменьшения налогообложения; в-четвертых, учитывать предпочтения исследователей. Так, белорусские, (а также большинство литовских, российских, немецких) исследователи при определении национальной принадлежности акцентируют внимание на данных по родному языку, польские ученые – на показателях конфессиональной принадлежности. Тем самым происходит игнорирование одного из признаков национальности (например, языка) и абсолютизация другого (конфессиональной принадлежности). В связи с этим, в отношении населения Беларуси видится более правильным употребление понятий “белорус-католик” и “белорус-православный”, что в равной степени учитывает как языковую, так и конфессиональную принадлежность белоруса.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Национальный вопрос в Белорусских губерниях во второй половине XIX века – 1907 г.

К началу XX века российское правительство, кроме социально-экономических и политических проблем, столкнулось с проблемой урегулирования национальных отношений. Ситуация в стране свидетельствовала, что политика централизации и русификации угрожает целостности самой Империи.

Белорусские губернии в национальном отношении были одним из самых неспокойных регионов, где уже давно обострился как «польский вопрос», так и проблемы, связанные с «чертой еврейской оседлости». Нерешенный аграрный вопрос также давал о себе знать.

Как оказалось в последствии, национальные силы региона были способны к созданию сначала движений национального характера, а затем и национальных партий, которые вырабатывали программы с содержащимися в них предложениями по решению национального вопроса каждой стороны.

Одним из приоритетных направлений развития белорусской исторической науки во второй половине 80-х гг. XX века стало исследование  самодержавной политики на белорусских землях. Много внимания уделялось анализу политики российского правительства на белорусских землях в конце XVIII- нач.XX века. Определенным итогом этих исследований стала оценка, данная историком М. Бичом в 1993 году. В проекте национальной концепции истории и исторического образования в Республике Беларусь он охарактеризовал  российскую политику как «режим исключительных законов, направленных на тотальную русификацию края» [37, с. 53].

Большинство белорусских исследователей считают, что Россия проводила на белорусских и литовских землях политику, которая ограничивала возможности национально-культурного развития нерусских народов и гарантировала преимущество русской нации.

В отношении к политике в Северо-Западном крае Д.В. Скрыченко высказался таким образом: «Муравьев никакого насилия не делал: он только восстановил здесь то, что всегда было» [36, с.10].

Российский автор А.И. Никулин в свою очередь подчеркнул, что «белорусы и малороссы подвергались гораздо большей русификации, чем другие национальности, живущие в России» [17, с.13].

Вопросами о положении евреев в Западном крае занимались Г.Сафран, С.М. Дубнов, Д.З. Фельдман. К вопросу о еврейских погромах в Северо-Западных губерниях Российской Империи обратился В.М. Томашевич. Автор, использовав архивные материалы, доказывает существование еврейских погромов и на территории данного региона, причем «в Северо-Западных губерниях еврейские погромы имели место раньше, чем на юге,- во второй половине 60-х годов XIX века» [43, с.204].

Что же касается польского вопроса, то внимание заслуживает монография А. Смоленчука «Паміж краевасцю і нацыянальнай ідэяй. Польскі рух на беларускіх і літоускіх землях. 1864-1917 гг.», в которой раскрываются причины сложности проблемы национальной идентификации населения Беларуси и Литвы в конце XIX- начале XX в., деятельность лидеров польского движения на белорусских и литовских землях в период революции 1905-1907 гг.- краевцев. Смоленчук затрагивает и вопрос антипольской и антикатолической политики Российского самодержавия.

Антипольские и антикатолические мероприятия властей нашли свое освещение в работе С.Самбук.

Этапы активизации польского движения в Беларуси были выделены В.Н. Черепицей.

К проблеме происхождения белорусского национального движения и причинам, которые сдерживали национальное развитие белорусов в период 1794-1863 гг. обратился Швед В.В.

Ценным материалом по развитию белорусского национального движения служат статьи Антона Луцкевича. Процессы зарождения и распространения  белорусской  национальной идеи освещаются Л. Лычом в его брошюре «Беларуская ідэя у постацях і здзейсненнях». Данная работа обращает внимание своей эмоциональностью.

Все авторы, писавшие о белорусском национальном движении сходятся в одном - восстание 1863-1864 гг. вызвало исключительно жесткие меры по искоренению идеи национального возрождения белорусов.

Что же касается вопроса о национальных программах политических партий белорусских губерний, то здесь основным источником служит книга «Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX в. ».

Анализ приведенных здесь документов позволяет прийти к новым выводам, более полно вникнуть в практическую деятельность партий.

Становление белорусского национального движения рассматривается Ф.Туруком в его работе «Белорусское движение. Очерк истории национального и революционного движения белорусов». Особенности общественно- политической борьбы в Беларуси в период август 1905 – июль 1906 гг. раскрываются в монографии М.А. Мортюховой. Интерес представляет работа Козлякова В.Е. «Национальный вопрос и неонароднические партии. Начало XX в. – конец 20-х гг.». В ней автором проводится анализ политической линии  приверженцев крестьянской демократии на разных этапах политической борьбы в условиях национального региона.

В данной главе стоит задача раскрыть  положение польского, еврейского, белорусского народа в условиях национальной политики царской России, а также  рассмотреть программные положения, разработанные национальными партиями для решения национальных вопросов польского, белорусского и еврейского народов.

Информация о работе Национальный вопрос в Белорусских губерниях Российской Империи (1864 – 1905 гг.)