Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:27, дипломная работа
Актуальность темы. Проблемы национальных отношений всегда были одной из болевых точек истории. Решение национального вопроса в XX веке предполагало много вариантов, вплоть до военного усмирения « непокорных народов». Однако, как показывает история, единственным путем, на котором было возможно действительно продуктивное решение этих проблем, был и остается демократический путь формирования законодательного пространства, в рамках которого только и реальна выработка альтернативы национальной розни.
Российская Империя является одним из ярких примеров многонационального государства.
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. Особенности демографической ситуации в Беларуси во второй половине XIX века…………………..9
ГЛАВА 2. Национальный вопрос в Белорусских губерниях во второй половине XIX века – 1907 г……………………27
2.1. Национальная политика русского самодержавия в отношении Белорусских губерний после восстания 1863-1864гг………………30
2.2. Польский, белорусский, еврейский национальный вопрос в программах национальных политических партий Белорусских губерний (кон.XIX - 1907 г.)…………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 82
*Источник: Смоленчук А. Паміж краевасцю і нацыянальнай ідэяй…,с.40
Несложно увидеть, что при подобном подходе социальное размежевание общества Беларуси и Литвы в большой степени совпадает с национальным.
Получается, что большинство крестьян 6-ти губерний составляли белорусы и литовцы. Значительная часть городского населения принадлежала к еврейской национальности. Высшие социальные круги общества состояли местных польских помещиков, связанной с ними интеллигенции, а так же российского чиновничества и русифицированной части интеллигенции. Стоит обратить внимание на высокий процент белорусов среди потомственного и среди личного дворянства. Первая цифра, очевидно, свидетельствует о большом числе белорусскоязычной мелкой шляхты. Вторая цифра, вероятно, касается местных уроженцев, которые занимали низшие ступени чиновничьей иерархии [37, с. 38].
Обратим также внимание на занятия населения. Среди тех, кто представлял в крае власть (администрация, суд, полиция, общественная и сословная служба), русские составляли – 42,0% , белорусы – 30,7%, поляки – 12,0% [37, с.39]. На 85% торговля была за «еврейским элементом», по сравнению с 10,7% - кол – во русских купцов, и 1,7% - белорусских [10, с.21]. Среди духовенства процент поляков равнялся - 2,3%, русских – 60,7%, белорусов – 34,9% [37, с.39].
По конфессиональной принадлежности, население края делилось на следующие конфессии: православные, католики, иудеи, протестанты, магометане и др. [20-27]. Наиболее значительный процент принадлежал православным - 53,1%, католикам – 31,1%, в том числе католикам, что назвали родным языком польский, составляли 17,7%, иудеям 14,2% [37, с.41].
Евреи, литовцы, русские, поляки имели, по существу, национальные церкви. Иудаизм исповедовало 99,9% еврейского населения, примерно столько же литовцев исповедовало католицизм, 98% поляков также являлись католиками, 94,7% русских были православными.
Белорусы подобного конфессионального единства не имели. Католики, родным языком которых был белорусский, насчитывали 1 026 600 чел. (18,0%), жили компактно. 2/3 из них населяли Виленскую и Гродненскую губернии [37, с.41].
Следует также отметить тот факт, что национальный вопрос тесно переплетался с аграрным и рабочим вопросом.
Известно, что в Беларуси польским помещикам в 1864 году принадлежало земли в 4 раза больше, чем остальным крупным землевладельцам [10, с.20]. Даже в результате политики “русификации” и, прежде всего, за счет конфискации имений помещиков, замеченных в восстании 1863 года, царизму не удалось добиться преобладания в Беларуси непольских землевладельцев. По данным на 1 сентября 1869 года здесь насчитывалось 9.499 польских землевладельцев с 10.074 имениями, против непольских 2457 имений. Площадь земель польских помещиков была в 2.1 раза больше, чем непольских. Несмотря на то, что сокращение польского землевладения продолжалось, еще в начале XX века здесь имелось значительное по размерам польское землевладение [47, с.11-12].
О количестве землевладельцев-поляков (на 1897 г.) и размерах среднего и крупного польского землевладения в Беларуси (1905 г.), можно судить по следующей таблице:
Таблица 5*
Губернии | Кол-во землевладельцев | % от общего числа средних и крупных землевлад. | Размеры среднего и крупного землевлад. 1905г.(тыс.дес.) | % от частновладельческих земель |
Витебская | 1121 | 79.0 | 908.0 | 66.4 |
Виленская | 514 | 56.5 | 692.3 | 53.3 |
Гродненская | 466 | 65.6 | 486.9 | 59.3 |
Минская | 1022 | 70.0 | 1.568.0 | 52.4 |
Могилевская | 576 | 52.9 | 613.4 | 43.8 |
итого | 3699 | 64.8 | 4. 181.6 | 55.04 |
*Источник: Смоленчук А. Паміж краевасцю і нацыянальнай ідэяй…,с.46
Что же касается промышленного производства, то собственником более половины фабрик и заводов в Беларуси являлась еврейская буржуазия. 84.5% купцов пяти Западных губерний относились к еврейской национальности по переписи 1897 года, 10.7% купцов – к русским, и лишь 1.7% были белорусами [10, с.21].
Еврейские рабочие были заняты в сфере мелкой, ремесленной промышленности, торговли и неквалифицированного труда, связанного с обслуживанием населения. Занятые в ремесленном деле евреи, как правило, являлись собственниками средств производства и рабочими одновременно [10, с.22]. Из 85 тыс. фабрично-заводских и железнодорожных рабочих, 75% были белорусами, русскими, поляками.
Таким образом, грань между населением региона можно провести не только по конфессиональному признаку, но и по роду занятий. Это особенно касается сферы торговли, где преимущество было за евреями, промышленности - русские, белорусы, поляки, и администрации, где большинство принадлежало исключительно русским.
Подводя итоги, приходим к следующим выводам:
Белорусские губернии (Витебская, Виленская, Гродненская, Минская, Могилевская) являются сложным в национальном и конфессиональном отношении регионом. В общей сложности здесь проживало более 18 народностей, что приблизительно составляло 8.518.247 человек.
В статистических материалах о населении Российской Империи, и, в частности, Белорусских губерний, встречаются значительные расхождения в численных показателях, что делает невозможным точное определение числа населения, проживавшего в регионе во второй половине XIX – начале XX века.
Перепись 1897 года не может являться бесспорным источником для определения не только численности населения, но и для определения его национального состава. Вся сложность заключается в отсутствии специальной графы “национальность”, в которой бы фиксировалась национальная принадлежность населения во время проведения переписи. Вопрос о национальности ставился только во время переписи 1919 года [37, с.37].
При приведении численных данных, характеризующих конфессиональную принадлежность населения, его национальный состав, следует говорить об их относительности. Необходимо учитывать: во-первых, политическую ситуацию, сложившуюся в Белорусских губерниях после присоединения их к Российской Империи, политику Российского самодержавия в отношении вышеназванных губерний и цели, которые эта политика преследовала; во-вторых, заинтересованность польской и русской стороны в исключительной “польскости” или “русскости” этого края; в-третьих, стремление старшин еврейских кагалов умышленно скрывать точное число людей в них входящих, с целью уменьшения налогообложения; в-четвертых, учитывать предпочтения исследователей. Так, белорусские, (а также большинство литовских, российских, немецких) исследователи при определении национальной принадлежности акцентируют внимание на данных по родному языку, польские ученые – на показателях конфессиональной принадлежности. Тем самым происходит игнорирование одного из признаков национальности (например, языка) и абсолютизация другого (конфессиональной принадлежности). В связи с этим, в отношении населения Беларуси видится более правильным употребление понятий “белорус-католик” и “белорус-православный”, что в равной степени учитывает как языковую, так и конфессиональную принадлежность белоруса.
Глава 2. Национальный вопрос в Белорусских губерниях во второй половине XIX века – 1907 г.
К началу XX века российское правительство, кроме социально-экономических и политических проблем, столкнулось с проблемой урегулирования национальных отношений. Ситуация в стране свидетельствовала, что политика централизации и русификации угрожает целостности самой Империи.
Белорусские губернии в национальном отношении были одним из самых неспокойных регионов, где уже давно обострился как «польский вопрос», так и проблемы, связанные с «чертой еврейской оседлости». Нерешенный аграрный вопрос также давал о себе знать.
Как оказалось в последствии, национальные силы региона были способны к созданию сначала движений национального характера, а затем и национальных партий, которые вырабатывали программы с содержащимися в них предложениями по решению национального вопроса каждой стороны.
Одним из приоритетных направлений развития белорусской исторической науки во второй половине 80-х гг. XX века стало исследование самодержавной политики на белорусских землях. Много внимания уделялось анализу политики российского правительства на белорусских землях в конце XVIII- нач.XX века. Определенным итогом этих исследований стала оценка, данная историком М. Бичом в 1993 году. В проекте национальной концепции истории и исторического образования в Республике Беларусь он охарактеризовал российскую политику как «режим исключительных законов, направленных на тотальную русификацию края» [37, с. 53].
Большинство белорусских исследователей считают, что Россия проводила на белорусских и литовских землях политику, которая ограничивала возможности национально-культурного развития нерусских народов и гарантировала преимущество русской нации.
В отношении к политике в Северо-Западном крае Д.В. Скрыченко высказался таким образом: «Муравьев никакого насилия не делал: он только восстановил здесь то, что всегда было» [36, с.10].
Российский автор А.И. Никулин в свою очередь подчеркнул, что «белорусы и малороссы подвергались гораздо большей русификации, чем другие национальности, живущие в России» [17, с.13].
Вопросами о положении евреев в Западном крае занимались Г.Сафран, С.М. Дубнов, Д.З. Фельдман. К вопросу о еврейских погромах в Северо-Западных губерниях Российской Империи обратился В.М. Томашевич. Автор, использовав архивные материалы, доказывает существование еврейских погромов и на территории данного региона, причем «в Северо-Западных губерниях еврейские погромы имели место раньше, чем на юге,- во второй половине 60-х годов XIX века» [43, с.204].
Что же касается польского вопроса, то внимание заслуживает монография А. Смоленчука «Паміж краевасцю і нацыянальнай ідэяй. Польскі рух на беларускіх і літоускіх землях. 1864-1917 гг.», в которой раскрываются причины сложности проблемы национальной идентификации населения Беларуси и Литвы в конце XIX- начале XX в., деятельность лидеров польского движения на белорусских и литовских землях в период революции 1905-1907 гг.- краевцев. Смоленчук затрагивает и вопрос антипольской и антикатолической политики Российского самодержавия.
Антипольские и антикатолические мероприятия властей нашли свое освещение в работе С.Самбук.
Этапы активизации польского движения в Беларуси были выделены В.Н. Черепицей.
К проблеме происхождения белорусского национального движения и причинам, которые сдерживали национальное развитие белорусов в период 1794-1863 гг. обратился Швед В.В.
Ценным материалом по развитию белорусского национального движения служат статьи Антона Луцкевича. Процессы зарождения и распространения белорусской национальной идеи освещаются Л. Лычом в его брошюре «Беларуская ідэя у постацях і здзейсненнях». Данная работа обращает внимание своей эмоциональностью.
Все авторы, писавшие о белорусском национальном движении сходятся в одном - восстание 1863-1864 гг. вызвало исключительно жесткие меры по искоренению идеи национального возрождения белорусов.
Что же касается вопроса о национальных программах политических партий белорусских губерний, то здесь основным источником служит книга «Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX в. ».
Анализ приведенных здесь документов позволяет прийти к новым выводам, более полно вникнуть в практическую деятельность партий.
Становление белорусского национального движения рассматривается Ф.Туруком в его работе «Белорусское движение. Очерк истории национального и революционного движения белорусов». Особенности общественно- политической борьбы в Беларуси в период август 1905 – июль 1906 гг. раскрываются в монографии М.А. Мортюховой. Интерес представляет работа Козлякова В.Е. «Национальный вопрос и неонароднические партии. Начало XX в. – конец 20-х гг.». В ней автором проводится анализ политической линии приверженцев крестьянской демократии на разных этапах политической борьбы в условиях национального региона.
В данной главе стоит задача раскрыть положение польского, еврейского, белорусского народа в условиях национальной политики царской России, а также рассмотреть программные положения, разработанные национальными партиями для решения национальных вопросов польского, белорусского и еврейского народов.
Информация о работе Национальный вопрос в Белорусских губерниях Российской Империи (1864 – 1905 гг.)