Национальный вопрос в Белорусских губерниях Российской Империи (1864 – 1905 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Проблемы национальных отношений всегда были одной из болевых точек истории. Решение национального вопроса в XX веке предполагало много вариантов, вплоть до военного усмирения « непокорных народов». Однако, как показывает история, единственным путем, на котором было возможно действительно продуктивное решение этих проблем, был и остается демократический путь формирования законодательного пространства, в рамках которого только и реальна выработка альтернативы национальной розни.
Российская Империя является одним из ярких примеров многонационального государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. Особенности демографической ситуации в Беларуси во второй половине XIX века…………………..9
ГЛАВА 2. Национальный вопрос в Белорусских губерниях во второй половине XIX века – 1907 г……………………27
2.1. Национальная политика русского самодержавия в отношении Белорусских губерний после восстания 1863-1864гг………………30
2.2. Польский, белорусский, еврейский национальный вопрос в программах национальных политических партий Белорусских губерний (кон.XIX - 1907 г.)…………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 82

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 434.50 Кб (Скачать)

Мерой, призванной подорвать позиции католической церкви в белорусской деревне, была насильственный перевод части крестьян из католиков в православие [33, с.145]. По всей Беларуси после восстания 1863-1864 годов срочно ремонтировались и строились православные церкви, из внутренних губерний переводились священники. Православной церкви отводилась главная роль в деле воспитания белорусского крестьянства в духе “православия, самодержавия и народности [33, с.144].  Под контроль православного духовенства была поставлена сельская школа, преподавание в которой велось на русском языке. Печатание книг и преподавание на белорусском языке было запрещено уже в 1867 году, запрещение белорусской печати латинкой произошло еще раньше, постановлением Главного управления цензуры от 26 сентября 1859 года “О распространении запрещения использования польского шрифта для малороссийского языка и на язык белорусский” [37, с.90]. Красноречиво говорит о результатах самодержавной политики в сфере образования и культуры в целом, тот факт, что во второй половине XIX века не было издано ни одной книги на белорусском языке [33, с.147].

Такой политикой, направленной против культурного развития народа, а также против развития среднего и высшего образования в Беларуси, правительство тормозило процесс формирования кадров национальной интеллигенции [33, с.51].

В социальном отношении белорусы были на 70,5% крестьянским населением [37, с.40].

Естественно, что успех в привлечении их на сторону правительства напрямую зависел от проводимой аграрной политики. И здесь восстание 1863-1864 годов внесло свои коррективы.

К примеру, указом 1марта 1863 года вводился обязательный выкуп, обязательные отношения крестьян к помещикам прекращались с 1 мая 1863 года. Все крестьяне переводились на оброк, который сокращался на 20%. Указ касался только тех районов, где к этому времени существовала реальная угроза объединения национально-освободительного восстания с крестьянской борьбой за землю. Поэтому он распространялся только на Ковенскую, Виленскую, Гродненскую, Минскую губернии и на латгальские уезды Витебской губернии. Именно здесь уже действовали повстанческие отряды [33, с.123]. На Могилевскую губернию и белорусские уезды Витебской губернии обязательный выкуп не распространялся. Здесь среди крестьян преобладали православные, кроме того, считалось опасным идти на уступки крестьянам в районах, соседствовавших с великорусскими губерниями.

Великодержавная политика и возродившееся недоверие к польскому элементу в Беларуси  в годы второй реакции (1881- кон.XIX в.) привели к тому, что считалось вредным для обрусения края и укрепления здесь позиций самодержавия отъезд с западных окраин империи белорусских крестьян, которых они упорно называли русскими [33, с.169]. Ставя всевозможные преграды к переселению крестьян, царизм содействовал перенаселению в белорусской  деревне, что в условиях малоземелья не могло положительно сказаться на ее экономической жизни.

Издание «Временных положений о «черте еврейской оседлости» от 3 мая 1882 года также имело негативные последствия для экономического  и социального развития городов и местечек Беларуси.  Кроме перенаселения, от которого страдали города и местечки, имел место  еще один негативный фактор – основные средства производства были сконцентрированы в руках именно еврейского населения, что никоим образом не могло содействовать становлению и развитию белорусской национальной буржуазии.

Таким образом, правительственную политику в отношении  белорусского населения Западных губерний следует рассматривать в рамках политики, проводимой после разгрома восстания 1863-1864 годов в отношении к польскому населению, а также в рамках политики по ужесточению еврейского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Польский, белорусский, еврейский национальный вопрос в программах национальных политических партий Белорусских губерний ( кон.XIX - 1907 г.).

 

Подавление восстания 1863-1864 годов, политика правительства в отношении к польскому элементу края, привела к упадку польского национально-освободительного движения. Однако, несмотря на то, что в последующем польское освободительное движение не могло подняться до уровня 1863 года, тем не менее, попытки серьезного оживления его  имели место. Польская пропаганда не умерла, особенно в лице представителей духовенства, панов и шляхты, укрылась в недосягаемых и неуловимых ни для какой администрации самых скрытых тайниках нравственного и духовного влияния [47, с.5].

«Польский вопрос», под которым в белорусской истории конца XVIII-XIX веков следует понимать борьбу политической и культурной элиты исторической Литвы за сохранение традиций собственного политического, социально-экономического культурного религиозного образа жизни, стал одним из главных вопросов Белорусских губерний в конце XVIII-XIX вв. [37, с.52]

Ниже приведенное высказывание В.В.Розанова довольно ярко иллюстрирует отношение русских националистов начала ХХ века к Польше и полякам в частности, которые хоть и с не особым желанием, но признавали существование «Польского вопроса», как одного из главных возмутителей спокойствия в империи.

«В противоположность демократизму всех славянских племен, Польша и поляки всегда были «ясновельможные»; и «ясновельможество» всегда было для них каким-то «царством небесным», за которое они променивали самостоятельность, независимость, труд, благосостояние. Хотя … было ясно всегда, что «ясновельможные» поляки с такими изумительными усами и в ослепительных «кунтушах» сидят вовсе не в карете западноевропейской цивилизации, а только стоят у нее не запятках и катаются туда-сюда по чужой воле» [32, с.100].

«Ясновельможные» поляки довольно упорно отстаивали свои национальные интересы, о чем свидетельствует и тот факт, что польский вопрос обсуждался в I Государственной Думе наиболее детально [5, с.78]. И хотя поляков и не считали способными к проведению далеких исторических перспектив, они создавали свои партии, группы, одной из главных целей которых было добиться решения польского национального вопроса.

В.Н.Черепица на основе архивных материалов выделил три этапа активизации польского национального движения в Белоруссии:

1.      1866-1868 гг.- связан с антиправительственными выступлениями в Галиции и Королевстве.

2.      1870-1871гг.- связан с началом франко-прусской войны и деятельностью Парижской коммуны.

3.      1875-1878 гг.- вызван восточным кризисом и русско-турецкой войной.

Как видно, появление каждого последующего этапа напрямую зависело от внешне политической ситуации.

Начиная с 1866 года в адрес виленского генерал-губернатора, начали поступать сведения об ожидаемых революционных агентах из Львова, Парижа и Лондона. Особенно были обеспокоены жандармы появлением в Белоруссии воззваний на польском языке, призывающих к сбору пожертвований на революционные цели. Увеличилось число доносов о готовящихся приготовлениях к восстанию. Особенно широко они были распространены в Гродненской губернии.

Подъем движения проявлялся в составлении и распространении печатных рукописных листовок, ведением устной пропаганды в трактирах, на фабриках и селах; распространение идей польского национального движения возглавил чиновник С.Шимкевич [47, с.41].

В последующие годы настроение польской части Белоруссии существенно не изменилось, возбуждение даже усилилось в связи с началом войны между Пруссией и Францией.

В 1870 году начальник Виленского ГЖУ свидетельствовал о новом оживлении польского движения в Виленском, Брестском, Лидском и Дисненском уездах, выражающемся в съездах и собраниях дворян под различными предлогами.

Дело в том, что большинство поляков твердо рассчитывало на Францию и ее вмешательство в дело Польши и создание Новой Польши. После поражения армии МакМагона и пленения Наполеона III мечты поляков оказались разрушенными, патриотическое движение пошло на убыль [47, с.61].

События на Балканах 1875-1878 гг. также способствовали оживлению польского национально-освободительного движения в Белоруссии. Свое выражение оно находило в тех же формах, что и в предыдущие годы. Нередко оно носило религиозную окраску. В Минске в ноябре 1876 года распространялись прокламации в виде молитвы с указанием 1877 года, как времени, когда «решится судьба Польши» [47, с.90].

Подъем польского национально-освободительного движения в связи с русско-турецкой войной нашел свое проявление в некоторых областях Белоруссии. В ряде белорусских уездов появились агитаторы, уверявшие крестьян в «выгодности победы турок» и призывавшие к организации вооруженных отрядов. Такие попытки имели место в Гродненской и Витебской губерниях.

Могилевский губернатор также доносил, что «польские патриоты и русские нигилисты готовят восстание в губернии, рассчитывая на 500 турецких пленных, среди которых есть и поляки, воевавшие на стороне турок» [47, с.91].

Последней патриотической организацией этого периода был « Клуб сынов отчизны». Эта организация, возникшая в 1879 году, состояла из участников восстания 1863 года, на которых оказали влияние новые социальные теории [47, с.92].

Тем не менее, польское национально-освободительное движение во второй половине 60-70-х годов, несмотря на отдельные периоды подъема, не принесло ожидаемых результатов.

Польское общественное движение претерпевало изменения в конце 80-х – начале 90-х годов XIX века. Суть этих изменений заключалась в политической активизации все более широких слоев и групп населения. К этому времени в нем в основном завершился процесс формирования новых политических концепций, начавшийся после поражения последнего национального восстания.

Одной из пассивных форм польского национального движения являлась организация тайных польских школ. Преподавателями в школах зачастую становилась патриотически-настроенная молодежь, исключенная из высших учебных заведений за свои взгляды [47, с.125]. К концу XIX века тайное польское обучение было поставлено на достаточно высокий уровень, что значительно снижало возможность их обнаружения.

В конце XIX - нач. XX в. в польском общественно-политическом движении в Белорусско-Литовском крае произошло выделение отдельных течений.

На этот процесс повлияла дифференциация собственно польского национального движения. В 1892 году возникла ППС, через год - « Польская лига», превратившаяся в «Национальную лигу» во главе с Р. Дмовским. На протяжении 90-х эта организация постепенно трансформировалась в Польскую демократически-национальную партию (ПДНП). Именно национальные демократы и социалисты доминировали в польском национальном движении в конце XIX- нач. XXвека. Но на белорусских землях сложилась целиком другая ситуация.

Накануне и в период революции 1905-1907 годов лидерами польского движения на белорусских и литовских землях являлись «краевцы».

Стержнем краевой идеологии была идея политической нации: все, кто считает себя гражданином края, принадлежит к единственной одной нации независимо от этнического происхождения и культурной принадлежности. «Край» воспринимался в качестве территориальной единицы с своеобразными культурными и хозяйственными традициями, специфической этнической структурой. Удовлетворение интересов края соответствовало наиболее глубоким требованиям всех народов края [37, с.105]. Фундаментом краевой идеологии было историческая память, что передавалась из поколения в поколение.

«Краевцы» ощущали белорусские и литовские корни, вышли из той части общества, самосознание которой выражала формула: «Литвин по происхождению, поляк по национальности» (gente Lithuanus (vel Ruthenus) natione Polonus) [37, с.105]. Они  выступали за автономию белорусско-литовского края, и, исходя из своих позиций по этому вопросу, они разделялись на два течения – консервативно-либеральное и либерально-демократическое.

Во главе либерально-демократического течения находились М.Роммер, Т.Урублевский, Б. Крыжановский, А. Ледницкий.

Это течение поддерживало связь с кадетами, и выступала против шовинизма, в том числе и польского. Исходным пунктом политической, общественной и культурной деятельности являлась патриотичность краевых интересов.  «…Мы грамадзяне Беларусі і Літвы, і наш грамадзянскі абавязак - служыць роднаму краю». Краевость понималась ими как образование новой политической нации на основе «краевого согласия» [37, с.118].

Консервативное течение представляли крупные землевладельцы – Э. Войнилович, Р.Скирмунт, И. Корвин-Милевский.

Краевцы-консерваторы находились на позициях российского либерализма. Они отстаивали право населения на всю полноту гражданских и политических свобод и выступали как сторонники эволюционного пути развития общества, допускали компромисс между властью и обществом. Выступали за бережное отношение к историческим и культурным традициям, стремление развивать край исключительно на их основе [37, с.116].

На страницах «Курьера Литовского» в 1905 году Р.Скирмунтом была опубликована программа социально-экономических, политических и культурных преобразований. Выступление Р.Скирмунта с проектом программы Краевой партии свидетельствовало про решение среди краевцев понимания необходимости собственной политической организации. Лозунгом краевой партии были выбраны слова «Справедливость для всех», а партия «будет сражаться за гражданские и политические свободы и в первую очередь свободы национальной жизни и политического равенства для всех наций» консервативно-либерального направления.

Благодаря своей программе польские комитеты на состоявшихся выборах достигли наибольшего успеха в Виленской и Минской губерниях.

В период революции 1905-1907 годов доминировали краевцы консервативно-либерального направления. Фракции представителей литовских поляков в I-ой и во II-ой Думах строили свою деятельность в основном на краевой идеологии консервативно-либерального направления [37, с.121].

«Союз 17 октября» «наизнанку» – так называла газета «Северо-Западный голос» контитуционно-католическую партию, которая действовала на территории Белоруссии в начале 1906 г.

Информация о работе Национальный вопрос в Белорусских губерниях Российской Империи (1864 – 1905 гг.)