Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Главной задачей России во внешней  политике было возвращение потерянных в годы Смуты земель. В 1632 г. вспыхнула  новая русско-польская война. В 1634г. был подписан договор о мире. За Польшей остались Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Но Владислав, наконец, отказался от притязаний на русский престол и признал Михаила законным царем.

Но на этом противоречия между Польшей  и Россией не были исчерпаны. Обострялся вопрос о западнорусских землях. В результате Люблинской унии 1569 г. Польша и Литва объединились в Речь Посполитую; в нее также были включены большая часть Украины и Белоруссия. Украинцы и белорусы испытывали национальный и религиозный гнет. Католическая церковь начала массированное давление на православных. В 1596 г. им была навязана Брестская уния. Православные по ней должны были признать католические догматы и власть Папы Римского. Наряду с униатской церковью была создана православная митрополия. Уния расколола западнорусскую православную церковь. Владислав издал манифест, объявлявший православие вне закона. Начались преследования православных, закрытия их храмов.

Борцами за отеческую традицию стали  православные братства в Киеве, Львове, Лупке и других городах. При братствах строили больницы, типографии, школы, развивалась благотворительность. Идейными центрами западнорусского православия стали Киево-Могилянская академия и Киево-Печерский монастырь.

Религиозный гнет сопровождался усилением крепостничества. Во многих районах крестьяне лишались земли. Тяжелейшие условия создавались для западнорусских купцов и ремесленников, задавленных бесчисленными пошлинами.

Сопротивление католичеству и шляхетскому  угнетению вылилось в войну. Центром ее становится Запорожская Сечь, своего рода казацкая республика во главе с выборными атаманами. Во главе запорожцев стоял гетман. В 1648г. гетманом избирают Богдана Хмельницкого, умного, талантливого руководителя, непримиримого противника Речи Посполитой.

В 1648 г. запорожским казакам удалось  дважды разбить поляков. В 1651 г. поляки нанесли ответный удар, поставивший  под вопрос судьбу западно-русского населения. Хмельницкий обратился  к Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину «под …царскую руку». После колебаний Москва дала положительный ответ. Осенью 1653 г. была объявлена война Польше. В январе 1654 г. было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Оно имело огромное значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, способствовало формированию украинской нации. Этот шаг также повысил авторитет России среди славянских народов и государств Запада.

Начавшаяся в 1654 г. война поначалу была успешной для России. Русские  войска заняли Белоруссию и Литву. Затем  ситуация изменилась в силу вмешательства Швеции, эпидемий, серии измен казацкой верхушки. Истощив силы тяжелой войной, Россия и Польша в 1667 г. заключили перемирие. К Московии отошли Смоленск, Киев и Левобережная Украина, получившая в составе единого государства автономию в виде гетманства.

Успехи России во внешней политике позволили правителям православных Грузии и Молдавии просить ее помощи в борьбе с Турцией. Оказывая им моральную  и дипломатическую поддержку, Москва тогда еще не была готова к прямому  военному вмешательству.

На протяжении всего XVII в. острой была проблема юга. Последним осколком Золотой  Орды оставалось Крымское ханство. Продолжались набеги на русские земли. Покончив с  польско-шведской интервенцией, Россия занялась своей южной границей. Увеличили гарнизоны на Тульской засечной черте, с 1635г. начали строить новую Белгородскую черту. Появились города-укрепления: Козлов, Тамбов и др.; был восстановлен Орел, заново построен Ефремов. Основная часть пограничной службы ложилась на казачество. Назревало военное столкновение с крымцами. Москва удержалась от войны после взятия казаками Азова. Но столкновение произошло: крымские татары в союзе с турками вторглись на Украину. В 1677-1681 гг. шли боевые действия, где русские имели перевес, но решающего поражения турецко-крымской армии нанесено не было.

В XVII в. царское правительство разрешило  заселить низовья Волги калмыкам, перекочевавшим из Центральной Азии.

Сибирь в XVII в. Московское правительство  закончило дело, начатое Ермаком  в XVI в. - освоение Сибири. Удобное расположение сибирских рек облегчало задачу. Важнейшим пунктом в торговле мехами стал заполярный город Мангазея (1601). На плоскодонных однопалубных судах («кочах») ездили торговые люди из Архангельска и Тобольска. Процветание Мангазеи относится к первой половине XVII в., затем город запустел.

Из Мангазеи промышленные люди добрались  к низовьям Енисея, где построили  г. Туруханск. Важным стал южный путь на Енисей по р. Кети. Здесь был поставлен  г. Енисейск (1619). Спустя несколько лет  на верхнем течении Енисея возник г. Красноярск.

Русские промышленники рано проникли в бассейн Лены. Там был построен Ленский острог, позже г. Якутск (1632). Он стал центром управления Восточной  Сибирью. Экспедиция С.Дежнева (1648) вышла  к Северному Ледовитому океану. Дежнев открыл пролив, соединявший Северный Ледовитый океан с Тихим. Пролив назвали Беринговым. За промышленниками шли войска, всюду строившие укрепленные остроги.

К середине XVII в. русские отряды проникли в Забайкалье и в Приамурье. Экспедиция В.Пояркова по Зее и Амуру добралась до моря. Новую экспедицию на Амур совершили казаки под началом Хабарова. Они построили там городок (будущий Хабаровск) и успешно сопротивлялись натиску китайцев.

В 1665 г. беглые казаки основали на Амуре  Албазинский городок поблизости от китайских владений. Желая избавиться от соседства казаков, правительство Китая снарядило военную экспедицию. По Нерчинскому договору России с Китаем (1689), который стал I-ым русско-китайским договором, была установлена граница между государствами по реке Аргунь, Яблонову и Становому хребтам.

Завоевание Сибири сопровождалось обложением покоренного населения  ясаком. Выплата ясака обычно производилась  мехами. Официальные отчеты свидетельствуют, что русские часто обманывали коренное население «и насильства им чинили многие». Поэтому сибирские народы отчаянно сопротивлялись правительственным войскам и промышленным людям. Наибольшее сопротивление оказали бурято-монголы, которые сожгли построенный на их земле Братский острог.

Вслед за промышленными и служилыми людьми в Сибирь направлялись крестьяне-переселенцы, главным образом из северных и приуральских уездов. Крестьяне оседали на пустых землях или захватывали земли ясачных людей. Размер пашенных участков, принадлежавших крестьянам, в XVIIв. не был ограничен. Кроме пашенной земли в него включались сенные покосы, а иногда и промысловые угодья. Центром крестьянских селений была слобода, где находились острог, церковь и жил государев приказчик.

Русские крестьяне принесли в Сибирь навыки более высокой сельхозтехники по сравнению с техникой местных народов. Главными сельхозкультурами Сибири стали рожь, овес и ячмень. Наряду с ними появляются технические культуры (конопля). Получает развитие животноводство. Крестьянская колонизация имела громадное значение для освоения обширных и полупустынных пространств Сибири. Крестьяне оседали, в основном, в четырех уездах Западной Сибири: Верхотурском, Туринском, Тюменском и Тобольском. В конце XVII в. в них жило 3/4 всего крестьянского населения Сибири.

 

Раскол Русской церкви.

К XVII в. в церковных книгах и в  отправлении обрядов наблюдалось  множество разночтений. Деятели  церкви неоднократно указывали на различные  упущения в церковной практике. В  конце 40-х гг. XVII в. в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. В него входили: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора в Москве Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, деятели церкви Никон и Аввакум и др. видные деятели церкви. Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особое значение после того, как Никон стал патриархом. Никон (в миру Никита Минич) был человеком энергичным и талантливым, с детства тянулся к образованию. В 20 лет он стал священником и переехал в Москву. Смерть троих детей произвела на него такое впечатление, что он постригся в монахи под именем Никона и ушел в один из северных монастырей. Здесь он быстро обратил на себя внимание и стал игуменом. Позже Никон был переведен в архимандриты московского Новоспасского монастыря, где находилась усыпальница бояр Романовых. С этого времени Никон стал своим человеком в царской семье и другом царя Алексея Михайловича. Никон был возведен в новгородские митрополиты, а затем в патриархи (1652). Он был первым человеком в государстве после царя. Высокое положение патриарха подчеркивалось тем, что он получил титул «великого государя», как и митрополит Филарет. Церковную власть Никон ставил выше светской, сравнивая церковь с солнцем, а государство - с луной.

Одним из основных вопросов реформы  Никона стал вопрос об исправлении  церковных книг, по которым велись богослужения. При переписке в них было сделано немало ошибок. Их переводы на русский язык осуществлялись в разное время. Греческие подлинники не были одинаковыми, т.к. в них вносились изменения под влиянием сближения греческой церкви с западной. Из-за этого в церковных текстах накопилось множество разночтений. В русской церковной практике утвердились обычаи, неизвестные в греческих и южнославянских землях. Важнейшие разногласия касались вопроса о крестном знамении (двуперстном и троеперстном), возгласе «аллилуйя» и написании имени Иисус.

С помощью греческих и киевских монахов Никон приступил к  церковной реформе. Среди русских  людей, не подготовленных к нововведениям, она вызвала недоумение. К тому же реформа проводилась в период восстаний и бунтов, что вызывало недовольство бояр и иерархов церкви, боявшихся подрыва авторитета церкви среди народа. Произошел раскол между приверженцами «старого» и «нового». Противники Никона жаловались на него царю, но тот поддержал его, а Собор русского духовенства утвердил мероприятия патриарха.

Среди старообрядцев особую популярность приобрел протопоп Аввакум, человек  талантливый и наделенный таким  же неукротимым нравом, как Никон.

Трагически сложилась судьба главных  участников раскола. Царь, недовольный поведением Никона, запретил патриарху именоваться великим государем. Это вызвало окончательный разрыв между ними (1656). Никон, покинул Москву и уехал в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Собор 1666г. лишил его патриаршего сана. Никон был сослан в дальний монастырь на Белоозере простым монахом. Он пробыл в заточении 15 лет.

Низвергнув патриарха, Собор в  то же время утвердил его реформы  и предал анафеме тех, кто отказался  их принять. С этого времени начинается деление русской церкви на православную (господствующую) и старообрядческую, не принявшую церковные реформы. И та, и другая церковь одинаково считала себя единственно православной. Официальная церковь называла старообрядцев раскольниками, старообрядцы православных - «никонианами», «щепотниками».

После Великого собора на раскольников обрушились гонения. Аввакум был  сослан в Пустозерск (на Печоре) и  провел 14 лет в тюрьме. После этого  Аввакум был сожжен. Своим мученичеством  он еще более укрепил старую веру. Преследования старообрядцев глубоко всколыхнули народ. Раскол стал формой социального протеста. Тысячи крестьян бежали в Сибирь, на Урал и Север, в глухие леса и болота. Там они основывали старообрядческие поселения.

Особо яркой страницей борьбы с  расколом стало восстание в Соловецком монастыре. На остров в Белом море, в обитель, защищенную крепкими стенами, имевшую большой запас продовольствия и оружия, стекались недовольные со всей страны. 9 лет (1668—1676) оборонялись восставшие. Только предательство позволило царским войскам захватить монастырь.

Среди старообрядцев появились  учения о близком конце мира, о  необходимости самосожжения, чтобы  избежать «антихристовой» власти. В  конце XVII в. самосожжения сделались  массовыми явлениями. В них отражалось отчаяние народа, не видевшего выхода из тяжелого положения.

 

Русская культура в XVII в.

 Русская культура в XVII в.  развивалась в сложных условиях: Смута, крушение патриархальной  изолированности разных районов  государства, интервенция и народные  восстания, церковный раскол отрицательно сказались на российской действительности. Но вместе с тем они дали толчок развитию новых культурных процессов. Завершение централизации государства, колонизация сословий и возрастание государственной регламентации общественной жизни, зарождение абсолютизма и окончательное оформление крепостничества также способствовали значительным переменам в области культуры и образования.

Традиционно считается, что XVII в. явился завершающим веком древнерусской  культуры и временем «обмирщения», победы светского над церковным мировоззрением, зарождением элементов культуры Нового времени в России.

XVII в., как и предыдущий, был веком  накопления знаний, связанных в  основном с решением конкретных  задач государства, развитием  производства, строительства и торговли. Особое развитие получили прикладная математика, механика, медицина и география.

В торговле и быту широко использовались учебники «цифирной счетной мудрости» (арифметики), многие умели с большой  точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. д.

При строительстве и на первых русских мануфактурах широко использовались простейшие механизмы (ворота, блоки, водолейные колеса, деревянные домкраты, мельничные водяные колеса, приводившие в движение подъемные, сверлильные и др. механизмы). Опыт использования передовой техники нашел широкое отражение в составленном Анисимом Михайловым «Уставе ратных, пушечных и других дел».

Большие изменения произошли и  в медицине. Вековой опыт народной медицины, обобщенный в «Лечебниках» и «Травниках», широко использовался  народными целителями, но одновременно появились и первые аптеки и больницы. В 1654 г. при Аптекарском приказе открывается школа для подготовки лекарей со сроком обучения 5-7 лет, а несколько позже при царе Федоре Алексеевиче – 2 больницы для «служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственных службах изувечены».

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"