Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Третьего сентября в Успенском  соборе Кремля состо¬ялась коронация  Годунова. Многих пред¬ставителей феодальной знати царь пожаловал по этому случаю новыми думными чинами. Что характерно, при этом он не только не обошел вниманием своих про¬тивников, но отметил их особо: боярство было «сказано» Александру Никитичу Романову, окольничими стали Михаил Никитич Романов и Богдан Яковлевич Бельский. Боярам, дворянам и дьякам было выдано тройное жало¬ванье. Годунов торжественно объявил об амнистии и отмене смертной казни на пять лет. 

Годунов мечтал стать родоначальником  новой российской правящей династии. Сын его Федор должен был стать  достойным преемником отца. Дочери – Ксении искали жениха из королевских домов Европы.

Годунов был первым русским царем, который попытался ликвидировать  культурное отставание России от Запада. При нем успешно развивалось  книгопечатание. Борис хотел создать  в России школы и университет по европейскому образцу. Для этой цели в 1600 г. он послал в Германию немца И. Крамера, поручив ему подобрать и привезти в Москву профессоров и докторов. Планы царя не были реализованы из-за сильного противодействия ортодоксального духовенства. Церковные иерархи сочли неразумным доверить обучение юношей лютеранам и католикам. Годунов также первым из русских правителей послал детей дворянских за границу «для науки разных языков и обучения грамоте».

Царь Борис уделял много внимания строительству и благоустройству столицы. При нем русские мастера соорудили в Кремле водопровод с мощным насосом; вода теперь «великой мудростью» по подземелью поднималась на Конюшенный двор. Возле Архангельского собора были возведены обширные палаты для военных приказных ве¬домств. В Китай-городе на месте сгоревших торговых рядов были отстроены каменные лавки. Обветшалый мост через Неглинную заменили новым, широким мостом, по краям которого построили торговые поме¬щения. На Красной площади было сооружено каменное Лобное место. Борис приказал надстроить столп колоколь¬ни Ивана Великого и сам заложил крепость в Смоленске. Увенчанная 38 башнями, эта крепость стала мощным оборонительным форпостом на западе стра¬ны.

Годунов еще при Федоре Иоанновиче, и особенно – после вступления на престол, ратовал за укрепление международных позиций России, поощрял экономические и культурные отношения с Западной Европой. Значительно расширились внешнеторговые связи государства. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что стало крупным событием, укрепившим престиж и духовную независимость страны. Борису удалось не только стабилизировать внешнеполитическое положение России, но и вернуть в результате войны со Швецией 1590-1593 гг. Иван-город, Ям, Копорье и Корелу, а также получить выход к Балтийскому морю. Годунов также добился урегулирования всех спорных вопросов с воинственным польским королем. В 1601г. Россия подписала с Речью Посполитой 20-летнее перемирие. При этом Борис действовал со всей дипломатической осторожностью, чтобы не втянуть ослабленное государство в непосильную ему войну.

На восточных рубежах успехи русских были еще более зримыми. Царские воеводы в нескольких схватках разбили сибирского хана Кучума и вынудили его откочевать с Ир¬тыша  в Барабинские степи. В 1598г. русские войска пошли по следам Кучу¬ма, разгромили его становище, взяли в плен его семью и множество слуг. Сибирское ханство закончило свое существование. С крымским ханом и османским султаном Годунов поддерживал мир.

Внутренняя политика Бориса Годунова была направлена на социальную стабилизацию в стране. Поощрялась колонизация новых земель. Широкий размах получило строительство новых городов в Поволжье и на Урале.

Годунов поддерживал посадское  население, облегчая положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Для реанимации торговли, переживающей в России кризис, он дает льготы отечественным предпринимателям и иностранцам. Для оживления промышленности Годунов приглашает в Россию иностранных специалистов (особенно «рудознатцев»). Он заботится также об устранении разного рода административных злоупотреблений, об улучшении полицейского порядка.

Однако, дав некоторые льготы посадским  людям и дворянству, царская власть шла по пути закабаления крестьян. По-видимому, в 1592-1593 гг. был издан  указ, навсегда запрещавший крестьянам по всей стране переходить к новым хозяевам. Указ об урочных летах (1597) вводил 5-летний срок сыска беглых крестьян. Политика закрепощения крестьян была продиктована, в том числе, стремлением государственной власти предотвратить запустение центральных уездов страны вследствие колонизации новых земель и оттока населения на окраины. Правда, некоторые указы, касающиеся положения крестьян, носили «протекционистский» характер, например, установление для них определенного количества дней работ на земледельца (2-х дней в неделю).

Многогранную деятельность Годунова современники оценивали по-разному. Однако даже его политические оппоненты  признавали царя Бориса незаурядным  политиком, осторожным и проницательным, наделенным к тому же природным умом и непреклонной волей.

В судьбе Бориса Годунова роковую  роль сыграло непредвиденное стихийное  бед¬ствие – неурожайные годы (1601-1602) и, как их следствие – страшный голод, косивший без пощады русских  людей в течение трех лет подряд. Активные и многочислен¬ные попытки Годунова поправить ситуацию с помощью раздачи денег, бесплатного хлеба из государственных амбаров и организации общественных работ к успеху не привели. Богатые монастыри и знатные бояре, имевшие запасы хлеба, не откликнулись на призывы правительства. Бесплатных раздач по примеру царя не последовало. Цены на хлеб выросли более чем в 100 раз. Люди умирали от голода и эпидемий – в одной только Москве умерло свыше 127 тысяч человек. Все это до предела обострило социальные противоречия. Попытки Годунова облегчить положение крестьян, в т.ч. разрешение холопам уходить от своих господ, чтобы искать возможность прокормиться, не разрешили проблемы. Страна вступила в полосу всеобщего политического кризиса.

Урожай 1604 года положил конец голоду, но беспорядки, вызванные хаотичными перемещениями больших масс народа, не прекратились. По всей стране свирепствовали шайки. В России назревала крестьянская война. Ее предвестником явилось восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа. Восстание было жестоко подавлено, сам Хлопок казнен в Москве. Но многие его соратники бежали на южную окраину страны, где скопилось множество крестьян, холопов. Южные уезды России стали центром антифеодальной борьбы.

Все настойчивее распространялись слухи, что законный наследник русского престола царевич Дмитрий чудом спасся. Он жив и должен вернуться на трон. Царь Борис, изведенный этими слухами, стал подозрительным, его не покидал страх перед тайными кознями бояр. Он стал подстрекать холопов к доно¬сам на своих господ. Возникла целая система слежки и доносов. Доносчики поощрялись вознаграждениями. Многие боярские семьи были отправлены царем в ссылку. Особенно пострадали Романовы, близкие родственники царей из рода Рюриковичей. Федора Романова постригли в монахи и сослали в монастырь под Архангельском под именем Филарета, а его жена вынуждена была принять постриг под именем Марфы.

Лжедмитрий I. После ссылки Романовых  в Московском Чудовом монастыре  принял постриг Григорий Отрепьев, их бывший холоп. Некоторое время  спустя, Отрепьев начинает распространять слухи, что он не кто иной, как  царевич Дмитрий, чудом спасшийся  от смерти. Годунов приказывает схватить самозванца, но тому удается бежать.

В 1601 г. Отрепьев под именем Дмитрия  появляется в Польше. Его покровителем становится воевода Ю. Мнишек. Дмитрий  был представлен польскому королю Сигизмунду III. Доказательств своего царского происхождения Лжедмитрий предоставить не смог. Однако он был признан в качестве царевича и получил поддержку римской курии (которая жаждала подчинить Москву духовной власти Рима), а также польского правительства.

Лжедмитрий дал королю обещание в случае своего воцарения на русском престоле отдать в благодарность за поддержку Смоленск и Чернигово-Северскую землю. Мнишеку были обещаны Новгород и Псков. Его дочь, Марину, Лжедмитрий хотел сделать русской царицей. Чтобы заручиться поддержкой католической церкви, Отрепьев принял католичество и дал согласие послу папы римского ввести на Руси католическую веру. После этого он получил право набирать в Польше добровольцев  для похода на Москву.

Осенью 1604 г. Лжедмитрий I с четырехтысячным  отрядом польской шляхты, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков появился в Северской земле. В первом же сражении с царскими воеводами он был разбит и с немногими оставшимися своими сторонниками укрылся в Путивле. На том бы его поход и кончился. Но на юго-западе России в это время разворачивается мощное крестьянское движение (крестьянская война), и здесь самозванец получает необходимые подкрепления и припасы. Лжедмитрий понимал, что главной его силой в борьбе с Борисом являются обездоленные массы простого народа, недовольные крепостнической политикой Годунова. Поэтому он шел на Москву не только «с мечом», но и с подметными грамотами. В его войско вливались крестьяне, уверенные, что наконец-то появился истинный, «добрый» царь, спаситель. Южные города один за другим переходили на сторону «Дмитрия». Между тем действия бояр-воевод, возглавлявших царские войска, были крайне неспешными. Бояре хотели использовать самозванца для достижения своей цели – свергнуть «незаконного» царя Бориса.

В апреле 1605 г. Годунов неожиданно умирает. Царем был наречен сын Бориса, шестнадцатилетний Федор Годунов, отличавшийся недюжинным умом, царской статью. Но вскоре уже и царское войско перешло на сторону Лжедмитрия. Самозванца признали настоящим царем все высшие боярские роды. Юный царь Федор Годунов и его мать были тайно убиты, а патриарх Иов сослан в монастырь. Бояре открыли  ворота  Москвы  самозванцу, и тот 20 июня 1605 г. торжественно вступил в столицу. Новым патриархом Игнатием самозванец был венчан на царство под именем царя Дмитрия Ивановича (1605-1606 гг.). Филарет был назначен Ростовским митрополитом.

О новом царе современники отзывались как о человеке прямоду¬шном и  мягкосердечном. Когда князья Шуйские  были уличены в распространении  слухов о его самозванстве, он отдал  их «на суд всей земли». Земский собор вынес им смертный приговор. Однако Лжедмитрий заменил приговор ссылкой, а вскоре и вовсе вернул Шуйских в Москву и возвратил им боярство. Он обладал подвижным умом, многими дарованиями, был мастером говорить. Есть сведения, что Лжедмитрий I был деятельным управителем, во все вникавшим, каждый день бывавшим в Боярской думе, где он легко разрешал самые трудные вопросы. Он также сам, лично занимался обучением ратных людей (считается, что конем и мечом царь научился владеть у запорожцев). Самозванец обладал живым, даже пылким темпераментом, любил молодечествовать, был податливым на увлечения, имел «вкусы степного гуляки» (С.Ф. Платонов) и широкие политические замыслы (чуть ли не завоевать Турцию). Наконец, он совершенно изменил установленный и веками поддерживавшийся порядок жизни старых московских государей – «нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми общался просто, обходительно, не по-царски»,  не посещал храмов, «водился с поляками» и очень их жаловал, запросто бродил по Москве.

Невзирая на некоторые сильные  личные качества самозванца, определенную популярность среди населения и  войск, ему не удалось закрепиться  на Российском престоле. Он не оправдал надежд своих бывших союзников, не заручился поддержкой ни одной из реальных социально-политических сил. Из чувства самосохранения, а возможно и патриотизма, Лжедмитрий не спешил выполнять обещания, данные полякам: Россия не была расчленена, Сигизмунд III и Ю. Мнишек не получили ни Пскова, ни Новгорода, ни Смоленска, ни Чернигова. Было нарушено и соглашение с Ватиканом –строить католические храмы в России Лжедмитрий не позволил. Однако и православная церковь относилась к царю-католику настороженно, отказывая ему в кредитах и доверии. Тем более что в стране с воцарением Лжедмитрия начались бесчинства поляков.

Желая привлечь на свою сторону русское  дворянство, самозванец первое время  щедро раздавал земли и деньги. Но их запасы оказались не бесконечны. Боярство же поддержало и признало Лжедмитрия лишь постольку, поскольку увидело в этом возможность избавиться от Годунова. В более отдаленные планы бояр входило последующее отстранение от власти также и самозванца с тем, чтобы возвести на престол кого-то из своей среды.

Положение крестьян Лжедмитрий не облегчил, подтвердив принятые до него законодательные акты, закрепощавшие крестьян. Некоторое исключение составляло население юго-западных окраин России, освобожденное самозванцем от уплаты налогов сроком на 10 лет. Но в целом, вера крестьян в «доброго» царя значительно ослабла.

Недовольство Лжедмитрием I усилилось  после его женитьбы на Марине Мнишек, которая не пожелала принять православную веру. Поляки, наводнившие Москву, становились  все бесцеремоннее. Они вели себя в русской столице как в  завоеванном ими городе. Ответом было восстание москвичей. Им воспользовались бояре во главе с В. Шуйским, у которых созрел свой заговор. В. Шуйскому удалось привлечь на свою сторону войска, стоявшие под Москвой. Правда он счел нужным обмануть народ и объяснить ввод в Москву отряда необходимостью защиты царя от поляков, якобы его обижавших. Однако вскоре все прояснилось. Царя объявили самозванцем, и утром 17 мая он был убит. Бывший «истинный царевич» сделался «расстригой», еретиком, «польским свистуном». Через 3 дня его труп сожгли, прах зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он явился. Во время этого переворота был свергнут патриарх Игнатий и убито до 3000 русских и поляков.

Нового царя Земским собором  не избирали. В цари с Лобного  места на Красной площади толпой был «выкрикнут» один из бояр-заговорщиков, 54-летний Василий Иванович Шуйский (1606-1610), опытный интриган и царедворец. Считается, что его выбрали царем немногие сторонники из титулованного боярства. «Прокричала» же его имя преданная ему толпа москвичей, которых он поднял против самозванца и поляков. Боярский царь Василий принадлежал к роду Рюриковичей (по линии брата Александра Невского – Андрея). Современники характеризовали его как человека неглупого, но более хитрого, чем умного, большого охотника до наушников, «донельзя изолгавшегося и изынтриганившегося». Тем не менее, его воцарение составило эпоху Российской  политической истории.

Впервые, вступая на престол, русский  царь принес присягу своим подданным  с крестоцелованием. Он ограничил  свою власть рядом условий, которые  были изложены в разосланной по областям специальной записи. Шуйский обещал править не по своей царской прихоти, но по закону, никого не казнить без суда, не отнимать имущества у родственников осужденных и не слушать ложных доносов. Это был первый в истории России договор царя и общества, который царь, впрочем, впоследствии часто игнорировал. Патриархом Василий назначил Гермогена.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"