Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Постепенно число торговых центров росло. Образовался ряд областных центров торговли: Москва, Устюг Великий, Ярославль, Вологда, Кострома. На Волге это были города Астрахань, Казань, Нижний Новгород. Важнейшими центрами оптовой межрайонной торговли стали ярмарки: Московская, Архангельская, Макарьевская, Ирбитская и Свенская. Оптовую торговлю в основном сосредоточивала в своих руках купеческая элита, которую составляли гости, торговые люди суконной и гостиной сотни. Строгановы, Никитниковы, Шорины и другие купцы владели колоссальными средствами.
Конечно, в этих условиях остро стоял вопрос выхода к морям. Их отсутствие тормозило развитие русской торговли.
Говоря о предпринимательской деятельности XVII в., мы не должны забывать о таком важном институте духовной власти, как церковь. Общеизвестен факт, что крупнейшие монастыри часто оказывались втянутыми в торгово-предпринимательскую деятельность. Например, ряд промыслов существовало в Соловецком монастыре. Соляной промысел, «железное дело», разработка слюды, добыча жемчуга и рыбы, посредническая торговля хлебом и промышленными товарами - вот неполный список занятий этого монастыря. Монастырская братия не гнушалась и ростовщичеством, и дачей денег в долг с последующей их отработкой в монастыре. Это являлось одним из методов найма рабочей силы.
Таким образом, в экономике России
XVII в. господствующее положение все
еще занимал феодальный уклад, но
начинали просматриваться и
Социальное развитие России в XVII в. Все население страны в XVII в. делилось на три основные группы. Духовенство выделялось в особый разряд.
На самой верхушке социальной лестницы находились представители военно-служилых сословий, сформировавших группу «служилых людей по отечеству». Особое место занимало боярство - потомки бывших великих и удельных князей, московское и удельное боярство. Около 100 боярских семей владели вотчинами и занимали руководящие посты в государстве.
Другую многочисленную группу служилых людей по отечеству составляло дворянство, получавшее за службу земельные наделы «для прокорма», «дети боярские» и «городовые дворяне» - провинциальные малоземельные помещики.
Около 1200 служилых людей по отечеству состояло в «чинах» Государева двора. Думные чины - бояре, окольничьи, думные дворяне и «московские чины» - стольники, стряпчие, московские дворяне и жильцы получали поместный оклад и денежное жалование.
Постепенно, по мере укрепления государства, шел процесс консолидации боярства и дворянства. Древние фамилии оскудевали. Изменялось поместное право дворян - поместье сохранялось и после прекращения службы, его разрешалось менять, отдавать в приданное, т.е. оно приближалось к вотчине. Особое значение имел указ 1682 г. Федора Алексеевича об отмене местничества, т.е. назначения на должности и посты по древности и значимости рода. Процесс создания единого правящего сословия был завершен в XVIII в.
К низшему слою служилых людей относились служилые люди «по прибору» (по набору): московские городовые стрельцы, пушкари, кузнецы, служилые казаки и т. д. Они получали хлебные и денежные довольствия («дачи») весьма нерегулярно. Поэтому обычно они владели небольшими участками земли и имели право заниматься ремеслом и мелкой торговлей.
Основная масса населения - тяглые люди, несущие повинности в пользу государства и обязанные платить налоги. К ним относились посадские люди и крестьяне. Сельское население - крестьянство - делилось на большие категории: владельческие, черносошные (государственные) и дворцовые.
Полное холопство в XVII в. было ликвидировано. Кабальное холопство постепенно эволюционировало в сторону его слияния с крестьянством.
В этот же период на Дону завершается процесс формирования казачества, в основном из беглых крестьян. Правительство поощряло рост казачества, использовало его для защиты южных границ от крымских татар, турок и т.д. Постепенно складывается особый слой - «служилое казачество».
Первые Романовы. Соборное Уложение 1649 г. Первый русский царь М.Ф. Романов (1613-1645) был довольно слабым, болезненным человеком. Поэтому особую роль в управлении страной играл его отец, патриарх Филарет. С 1619 по 1633гг. он официально носил титул «великого государя» и подписывающий указы наравне с сыном. В первые годы правления Михаил постоянно апеллировал к Боярской Думе, искал поддержки и одобрения Земских соборов. Соборы в это время действовали почти непрерывно. Но затем их роль заметно уменьшается, поскольку последующее развитие страны в XVII в. характеризуется постепенным усилением централизации и самодержавия. Умер Михаил в 49 лет. Его наследником стал один из 10 его детей, Алексей.
Царевич Алексей с 5 лет воспитывался под присмотром боярина Б.И. Морозова, который фактически встал во главе страны при 16-летнем царе. Алексей Михайлович был прозван «Тишайшим». Он получил великолепное образование, отличался здоровьем, любил роскошь. При этом он был очень набожен и считался примерным семьянином. Его сочинение о соколиной охоте «Урядник сокольничья пути» считается сильным литературным произведением.
С начала 50-х гг. молодой царь активно участвует в государственном управлении: он сам читает челобитные, редактирует и подписывает указы, принимает участие в военных походах и дипломатических переговорах.
Именно в период его правления окончательно закрепощаются крестьяне, развиваются торговля и мануфактурное производство. Россия все активнее выступает на международной арене. Особая заслуга Алексея Михайловича состоит в претворении в жизнь идеи неограниченной царской власти.
Его наследником стал Федор Алексеевич (1676-1682). Болезненный молодой человек был прекрасно образован, много времени уделял чтению, музыке. Правление страной он передоверил князьям Милославским. В годы его царствования был открыт доступ для управления страной дворянам и приказным людям. Своим приемником, не имея детей, он называет десятилетнего Петра.
В России в XVII в. формируется абсолютизм. Он находит проявление, например, в падении роли Земских соборов. В конце XVI-начале XVII в. власть опиралась на их авторитет. С 20-х гг. XVII в. они собираются все реже. Земский собор 1653 г., принявший решение о воссоединении Украины с Россией, стал последним собором полного состава. В 80-е гг. XVIIв. уже не было Соборов как таковых, были лишь разного рода совещания. Затем и они прекратились.
Падает и значение Боярской думы. Из-за резкого (до 94 человек) роста ее численности, из нее начинают выделяться более узкие и работоспособные органы. В самой думе все большую силу набирали «неродовитые» думные дворяне и думные дьяки, хотя численно бояре по-прежнему доминировали.
В XVII в. усилилось значение приказной системы, составлявшей стержень госаппарата. Система эта в XVII столетии пребывала в несколько хаотичном состоянии. Приказы были государственные, дворцовые и патриаршьи, постоянные и временные, отраслевые и территориальные. Всего на протяжении XVII века действовало около 80 приказов. Их функции часто пересекались. Для контроля при Алексее Михайловиче был создан Приказ тайных дел, ведавший также политическим сыском.
Рост централизации и
Т.е. если начало века было расцветом сословно-представительной монархии, когда к государственному управлению привлекались представители разных сословий (через участие в Земских соборах), то уже в середине века ситуация меняется. Наметился переход к усилению личной власти царя, к формированию новой системы управления и в конечном итоге к абсолютизму, который окончательно оформится при Петре I.
Изменения в экономической и
политической жизни страны в первую
очередь требовали отражения
новых реалий в правовых документах.
16 июля 1648г. правительство совместно
с собором духовенства принимае
По расположению глав, нормам права можно судить о государственной системе того времени. Например, в I главе («О богохульниках и церковных мятежниках») уделяется внимание преступлениям против церкви и государства. Виновных наказывали сожжением. Следующие главы посвящены охране чести и безопасности царя. Предусматриваются тяжкие наказания даже за злой умысел против него (глава 3 «О государеве дворе»).
В 5 главе предусмотрено наказание за подделку государственных документов, печатей, изготовление фальшивой монеты.
Соборное Уложение регламентировало различные стороны жизни государства. Определялся порядок выдачи проезжих грамот для выезда за границу, таможенная политика государства, порядок выкупа пленных и т.д.
Правовые нормы фиксировали также сближение поместий и вотчин.
Важнейшим разделом становится глава 11 «Суд о крестьянех», которая фактически завершила процесс закрепощения и юридически оформила систему крепостного права. По Уложению вводился бессрочный сыск беглых крестьян, запрещались переходы к другому владельцу. Крепостнические порядки распространялись и на черносошных, и на дворцовых крестьян.
Соборное Уложение в главе 19 вносило изменения в жизнь городских людей. Ликвидировались «белые» слободы, все городское население обязывалось нести повинности в пользу государя. Население посада закреплялось за определенным городом. Под страхом смерти запрещалось переходить из одного посада в другой, брать жену из другого посада и т.д. Городское население получает право торговли в городах, возвращается ряд незаконно присвоенных городских земель.
Соборное Уложение 1649 г. становится главным кодексом русского права. Позднее оно включается в Полное собрание законов Российской империи.
Народные движения XVII в. «Бунташный» век. После Смуты финансовое положение государства было крайне тяжелым. Чтобы пополнить казну, было усилено налоговое бремя. Помимо взимания поземельного налога правительство прибегало к чрезвычайным сборам - «пятинным деньгам», которые собирались с 1613 по 1644г. 7 раз. Сильно возрос налог на содержание войск - «стрелецкие деньги». Население всячески сопротивлялось чрезвычайным налогам.
Посадская верхушка предпочитала перекладывать налоговое бремя на простых людей. Многие посадские тяглецы уходили в «белые» слободы (принадлежавшие феодалам), поскольку те освобождались от налогов. Доля налогов ушедших распределялась на оставшихся. Образовывались недоимки. Государство выколачивало их самыми суровыми методами. Противоречия между беднотой и феодальной знатью непрерывно росли, это привело к целому ряду восстаний. Поэтому XVII в. современники назван «бунташным». Всего в 30-е-50-е гг. произошло около 30 восстаний.
Потерпев неудачу со сбором недоимок, правительство боярина Морозова установило налог на соль. Народ оказался не в состоянии покупать соль по новым ценам. Вместо пополнения произошло сокращение доходов. В 1647г. налог на соль отменяется. Морозов попытался сократить денежные расходы за счет уменьшения жалования стрельцам, пушкарям и др. Но эти меры обострили обстановку в городах. Летом-осенью 1648г. волнения охватили 10 городов (Козлов, Курск, Воронеж и др.). Самым мощным было восстание в Москве в июне 1648г. Город оказался в руках восставших. Алексей Михайлович вынужден был удовлетворить их требования, выдав некоторых особо ненавистных бояр на растерзание народу.
Принятие Соборного Уложения вызвало новую волну недовольства. В 1650г. вспыхнули восстания в Пскове и Новгороде. В Пскове 4 месяца у власти стояла городская беднота.
В 1662 г. в Москве разразился Медный бунт, вызванный выпуском медных денег для покрытия военных расходов. За восемь лет их выпустили столько, что они совершенно обесценились. Серебряные деньги исчезали, налоги же принимались только ими. Все это привело к дороговизне и голоду.
Бунт был подавлен. Но от выпуска медных денег пришлось отказаться.
Усиление закрепощения крестьян и ухудшение положения городских низов приводит к росту народных выступлений. Их пик приходится на 60-нач. 70-х гг. Наиболее мощными стали поход казаков под руководством Василия Уса и «крестьянская война» С. Разина. Создавая на южных границах страны казачью вольницу, правительство преследовало цель обезопасить южные рубежи. Издавна существовало правило «С Дона выдачи нет». Оно притягивало беглых крестьян. Казаки предпринимали успешные походы против крымского ханства и Турции («за зипунами»). В 1658-1660-х гг. турки блокировали выход в Азовское и Черное моря, вынуждая казаков перенести свои походы на побережье Каспия.
В 1666 г. атаман Василий Ус повел казаков к Москве, желая предложить свои услуги в войне России с Польшей. Продвигаясь к Туле, отряд пополнялся беглыми крестьянами и представителями городских низов. Войско выросло с 500 человек до 3-х тысяч. Лишь с помощью регулярных войск удалось заставить казаков отойти на Дон. Это поход предварил восстание Разина.
Зачинателем крестьянской «войны» под предводительством С.Т. Разина (1670-1671) стали донские казаки. Сам Разин, поднимая народ, выступал от имени Алексея, сына царя Алексея Михайловича, к тому времени уже умершего. Крестьянская «война» охватила р-ны Дона, Поволжья, Приуралья, нашла отклик на Украине. Восставшие захватили Царицын, Астрахань, Саратов, Самару и др. Однако под Симбирском разинцы были разбиты, Разин взят в плен и казнен. Трудно оценить реальное значение восстаний для дальнейшего развития страны. По-видимому, они отчасти ограничивали злоупотребления властей, но в целом еще больше подталкивали к централизации и укреплению госаппарата.