Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Посольство, отправившееся с этой просьбой к Сигизмунду III, было разнородным по своему составу. В нем были люди, имевшие вес и значение в Тушине: это Салтыковы, князья Масальские, Хворостинин, Плещеев. Они стояли во главе делегации. В посольстве участвовали дьяки: Грамотин и несколько других. Рядом с ними были и люди низкого происхождения: Федор Антонов, Молчанов. В начале 1610 г. посольство отправляется под Смоленск на переговоры с Сигизмундом. 4 февраля был подписан договор, согласно которому Владислав венчался на царство от русского патриарха. В договоре обозначался ряд условий, на которых Владислав обязывался править, оговаривалась неприкосновенность русских обычаев и православной веры, предусматривались внешний союз и внутренняя независимость и автономия Москвы и Польши.
Несмотря на обращение тушинцев к королю, в Тушино продолжались смуты. Оно пустело, ему грозил и Лжедмитрий II из Калуги, и подошедший со своими войсками М.В. Скопин-Шуйский. Наконец гетман Рожинский, наиболее влиятельный из оставшихся в Тушине поляков, сжег «воровской городок».
Тушино было уничтожено, в Москву пришли войска, приехал Скопин-Шуйский, которому везде сопутствовали удачи. Москвичи ликовали. Если В. Шуйский праздновал падение Тушина, то народ – приезд молодого воеводы, в котором уже видели преемника царю Василию. Однако в апреле 1610 г. М.В. Скопин-Шуйский умер при загадочных обстоятельствах. Русская армия лишилась талантливого главнокомандующего. Молва обвинила в причастности к его смерти Шуйских.
Летом 1610 г. Сигизмунд оставляет в тылу осажденный Смоленск и идет к Москве. Под Клушиным возле Можайска состоялось сражение поляков с царскими войсками. Русские войска бились за царя неохотно, «союзники»-шведы изменили им прямо во время битвы. В результате польские войска под предводительством гетмана Жолкевского одержали победу над русскими. Путь на Москву был открыт; Жолкевский двинулся к столице, завладевая по пути русскими городами и приводя их к присяге Владиславу.
Это клушинское поражение определило судьбу Василия Шуйского. Про него в народе стали говорить, что он государь несчастливый, что «из-за него кровь многая льется». Против царя Василия вызрел заговор. 17 июня 1610 г. заговорщики во главе с З. Ляпуновым свергли Шуйского. Он был арестован и принудительно пострижен в монахи. К власти пришло боярское правительство семи бояр во главе с Ф.И. Мстиславским – «семибоярщина» (1610 – 1613 гг.)
Избрание Владислава. 17 августа 1610 г. новое правительство, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключило договор о призвании на русский престол польского королевича. Бояре открыли ворота Москвы и впустили польские войска в Кремль. 27 августа 1610 г. столица присягнула Владиславу.
К этому времени стало ясно, что Сигизмунд, прикрываясь именем сына, сам страстно желал стать московским царем. Положение усложнилось после того, как покинул Москву и вернулся на родину влиятельный Жолкевский, который много успел сделать в интересах Польши, но не желал участвовать в интригах Сигизмунда. После его отъезда польский гарнизон в Москве утратил дисциплину. Поляки вели себя в русской столице как хозяева, даже не скрывая этого. В таких условиях быстро нарастало народное возмущение. И раньше не жаловавшее Владислава, население Москвы стало требовать другого царя. Движение против поляков вскоре обратилось в пользу Вора, который вновь обрел в глазах людей притягательную силу. Однако именно в это время, когда дела Вора настолько улучшились, он был убит (в декабре 1610 г.) начальником своей же охраны, П. Урусовым, из-за личных счетов.
Народные ополчения 1611 и 1612 гг. После смерти Лжедмитрия II русские люди получают возможность соединиться для отпора интервентам. С этого времени смута в дальнейшем своем развитии приобретает характер национальной борьбы.
Московское государство этого времени являло собой тяжелое зрелище. По стране рассыпались шайки казаков, они грабили, жгли, вырезали скот, убивали. Северо-западная часть государства находилась в руках шведов. Их войско после Клушина отступило на север. С того времени, как Москва признала Владислава, она сделалась врагом Швеции. Шведы открыли враждебные действия против русских, стали завоевывать города.
Но и Польша не прекращала военных действий против России. Поляки осаждали Смоленск, разоряли юго-западные области. Сама Москва была занята польским гарнизоном. Интервенты разграбили казну, расхитили драгоценности из кремлевских дворцов, соборов, царских усыпальниц. Поляки бесчинствовали на улицах, не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. Страна оказалась перед угрозой потери национальной независимости.
Насилие интервентов вызвало ответное
освободительное движение. Во многих
городах по почину простых русских
людей стали создаваться
Патриарх отказался
Зимой 1611 г. было создано первое народное ополчение против интервентов в Рязанской земле, которое возглавил воевода П. Ляпунов. Ядром ополчения стали рязанские дворяне, к которым присоединились земские дружины из других городов и земель страны: из Мурома, Суздаля, из земли Северской, из северных областей, с Нижнего Поволжья и др. На сторону ополчения перешли казацкие отряды князя Дмитрия Трубецкого и атамана И. Заруцкого. Образуются ополчения и в других городах.
В марте 1611 г. первое ополчение подступило к Москве. По мере того, как ополчение приближалось к столице, обстановка в городе накалялась. Поляки, поняв серьезность положения, стали готовить Москву к осаде. Москвичи им в этом помогать отказались. Завязавшаяся по этому поводу уличная перепалка вскоре переросла в ожесточенную схватку, на место которой толпами сбегался народ. Поляки, постоянно находившиеся в напряжении, не выдержали, начались избиения и убийства безоружных людей. Погибло не менее 7 000 человек. Это переполнило чашу терпения москвичей. 19 марта 1611 г. в городе вспыхнуло восстание против интервентов. Сооружались баррикады – улицы перегораживались всем, что попадалось под руку. Все посады оказались в руках восставших. На многих улицах столицы разгорелись ожесточенные бои. Ворвавшиеся в этот момент в столицу передовые отряды земского ополчения под командованием князя Д.М. Пожарского вступили в схватку и заставили польские войска отступить к Китай-городу, однако сам Пожарский был при этом тяжело ранен.
Поляки подожгли Москву и укрылись за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города. Ветер благоприятствовал пожару, в несколько дней Москва выгорела почти полностью. Поляки еще несколько дней совершали вылазки, затевали драки с москвичами. В эти дни шло открытое, беспримерное разграбление интервентами Москвы. Однако в канун Пасхи к Москве подошла стотысячная русская армия; к апрелю она обложила Кремль и Китай-город. Поляки оказались в осаде, а вместе с ними и служившее Сигизмунду московское боярство, смотревшее на ополчение как на «мятежное скопище».
Первое общерусское народное ополчение около четырех месяцев держало поляков в осаде, но побе¬дить ополченцы не смогли из-за плохой организации дела и внутренних разладов. Ополчение состояло из двух частей: земской и казацкой. Земскими дворянс¬кими отрядами руководил рязанский дворянин П.П. Ля¬пунов. Во главе присоединившихся к ополчению каза¬ков был атаман И.М. Заруцкий. Главой всего ополчения стал казацкий вождь, князь Д.Т. Трубецкой. Как пишут летописцы, между этими воеводами стала «рознь великая». Распри между земским дворянством и казаками закончились тем, что казаки, по¬верив ложным слухам о намерении П.Ляпуно¬ва «истребить» их, вызвали его в казацкий «круг» и убили. После этого дворянские отря¬ды ушли из-под Москвы. Первое ополчение фактичес-ки распалось. Лишь казаки остались стоять под Москвою. Официально главным над войском был князь Д.Т. Трубецкой, но на самом деле всем заправлял атаман Заруц¬кий. Он самовольно присвоил себе компетенцию награждать и наказывать, раздавать и отбирать имения по своему усмотрению. В перспективе И.М. Заруцкий видел себя «господином Русской земли».
3 июня 1611 г. после многомесячной осады пал Смоленск. В начале осады в городе насчитывалось до 80000 жителей, большие запасы провизии и оружия, прекрасные укрепления. Когда Смоленск был взят, в нем не осталось и 8000 человек. Теперь польские войска готовились к решающему по¬ходу на Москву. Сигизмунд III намеревался захватить русский престол силой.
К этому времени шведы взяли крепость Корелу. 16 июля они обманом вступили в Новгород и уже угрожали Пскову. Над государством нависла огромная опасность. Фактически, утратив свой центр, оно уже было близко к распаду: чуть ли не каждый город действовал особняком. Но с конца 1611 года, когда иссякают политические силы, начинают пробуждаться и действовать иные силы – религиозные и национальные, от которых пришло спасение гибнущей земле.
Рассылаемые по всей Русской земле призывные грамоты архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия, келаря Авраамия и пат¬риарха Гермогена осенью 1611 г. достигли Нижнего Новгорода. Город уже имел сношения с патриархом и знал ситуацию в Москве. Тут же начался сбор пожертвований на московский поход. Во главе нижегородского ополчения стал земский староста, Кузьма Захарьевич Минин. Сам Ми¬нин отдал на организацию ополчения большую часть своего имущества, вплоть до золота и серебра с икон. Люди несли деньги, драгоценности, одежду, оружие. По предложению Минина был установ¬лен обязательный сбор – третья или пятая деньга «от всех пожитков и промыс¬лов». Минин стал казначеем и распорядителем всех средств. Средства были собраны в кратчайшие сроки.
На призыв нижегородцев стали стекаться оставшиеся без дела и без жалования служилые люди, городовые дворяне, дети боярские, многие из которых в лихолетье лишились поместий. В качестве военного руководителя был избран князь Д.М. Пожар¬ский, оправившийся к тому времени от ран, поскольку он уже зарекомендовал себя как военачальник и как человек, который «...не делал никакой неправды». В имение Пожарского, расположенное на Владимирщине, в ста двадцати верстах от Нижнего Нов-города, была послана делегация, которая просила его принять начальство над ополчением. Делегаты получили согласие князя.
По прибытию князя Д.М. Пожарского в Нижний Новгород была составлена грамота от него и от всех ни¬жегородцев, которую в списках разослали с гонцами в Кострому, Вологду, Казань, Ярославль, Углич, Белоозеро, Владимир, Рязань и многие другие города. В городах, куда приходила грамота князя, собирали ополчения, гото¬вили порох, оружие, запасы продовольствия. Скоро в Нижний Новгород стали сходиться слу-жилые люди из соседних уездов. Их было уже 2-3 ты¬сячи – хорошо вооруженных и обученных ратному делу воинов, они и составили ядро ополчения. Вместе с русскими в ополчении участвовали тата¬ры, марийцы, чуваши и другие народы Поволжья. Движение, начатое в Нижнем Новгороде, вскоре стало общенациональным. В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода вверх по Волге – на Ярославль. По пути к нему присоединялись местные ополченцы – «из всех городов, всяких чинов выборные люди». Вскоре в распоряжении Минина и Пожарского была многочисленная и сильная армия.
Поля¬ки, напуганные сведениями о собирании русскими сил, потре-бовали от патриарха Гермогена, чтобы тот повелел Минину и По¬жарскому распустить ополчение. Гермоген отказался; за это поляки обрекли его на мучительную смерть от голода и жажды. Гермоген скончался в Чудовом монастыре 17.02.1612 г.
Когда ополчение было более или менее укомплектовано, оно выступило из Нижнего Новгорода и двинулось в Ярославль. Оно достигло города в марте 1612 г. и пробыло здесь до середины августа: нужно было обеспечить войско всем необходимым, достигнуть нейтралитета со стороны шведов, которые могли угрожать с тыла, очистить северный край от казачьих шаек. В Ярославле было создано временное правительство «Совет всея земли». На несколько месяцев город стал столицей России.
Из Ярославля ополчение шло через Ростов и Переславль, собирая по пути добровольцев. Между тем на выручку осажденному в Кремле польско-му гарнизону из-под Смоленска спешили собранные королем Сигизмундом III новые силы – 12-тысячное от¬борное войско с опытным предводителем гетманом Ходкевичем. Ополчение Минина и Пожарского подошло к Мос¬кве и заняло позиции у Арбатских ворот, преградив путь к Кремлю с запада, со стороны Смоленской доро¬ги, откуда ожидался Ходкевич. На следующий день после прибытия Пожарского на Поклонной горе появились войска Ходкевича. 22 августа, переправившись через Москву-реку у Новодевичьего монастыря, Ходкевич начал наступление у Чертольских ворот (ныне Кропоткинская пло¬щадь). Бой длился около восьми часов. В результате враги были отброшены.