Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Став царем, Василий Шуйский быстро начал терять и без того весьма шаткий авторитет. В Смуту вливаются новые силы – среднее боярство и дворянство, столичное и провинциальное, недовольные новым царем и его полной зависимостью от узкого кружка бояр. Наконец, народ, утративший веру в возможность улучшения своего положения, также активно выступил против властей. Разгул народной стихии усиливался, учащались восстания. Крупнейшее из них – восстание И.И. Болотникова (1606-1607 гг.), которое справедливо считают пиком крестьянской войны начала XVII в.
Восстание И.И. Болотникова. Главный очаг народного движения находился на юге страны, там, где со времен Ивана Грозного возводился оборонительный пояс – «Засечная черта» – для защиты от разорительных набегов крымцев. Там же искали прибежища гонимые нуждой крестьяне и холопы, мелкий служилый и военный люд. Нужна была лишь искра, чтобы эти массы обратили свой гнев на московское правительство.
Такой искрой явилось дворянское восстание, охватившее юг России. Его зачинщиком был князь Г. Шаховской, сосланный воеводой в Путивль за его приверженность к Лжедмитрию. В Путивле Шаховской немедленно объявляет, что Дмитрий жив и ополчает тем самым против В. Шуйского весь город. По примеру Путивля вскоре поднимаются и другие города, в том числе Елец и Чернигов, где во главе восставших становится князь А. Телятевский.
После того, как царские войска, посланные усмирить мятежные города, были разбиты восставшими, к движению против Шуйского примкнули многие города, в том числе Тула, Рязань. Возникли беспорядки в Поволжье, Перми. Во многих местностях поднимались крестьяне и холопы. Смутой воспользовались и инородцы, чтобы сбросить с себя русский гнет. Они вливались в крестьянские и холопские шайки. Мордва, соединившись с крестьянами и холопами, осадила Нижний Новгород. В Астрахани бунтовали против царя народ и казаки. В самой Москве было заметно брожение, очень беспокоившее Шуйского.
В это время Шаховской находит себе помощника в лице бывшего холопа князя Телятевского, Ивана Исаевича Болотникова. Жизнь этого человека была полна приключений. Бежав в южные степи, Болотников стал одним из атаманов казачьей вольницы. В схватке с крымскими татарами он попал в плен, был продан в рабство в Турцию, несколько лет отработал гребцом на галерах. После освобождения и нескольких лет скитаний ему удается вернуться на родину, где он попадает в поле зрения Шаховского. Последний счел Болотникова полезным для их дела человеком и дал ему под командование отряд. Болотников показал себя талантливым организатором. Движение, поднятое дворянами, он «направил вглубь общества, откуда он сам вышел» (Ключевский). Вскоре он нашел легкое средство увеличить свое войско. Болотников призывает под свои знамена скопившихся на Украине гулящих людей, разбойников, бездомных казаков, беглых крестьян, холопов и городские низы. Болотников умело разжигает их ненависть к господам, власть имущим.
На первых порах на стороне Болотникова выступали также недовольные правлением В. Шуйского дворянские отряды, состоявшие в основном из бывших сторонников Лжедмитрия I. Крупнейшими из них было Рязанское ополчение против Шуйского под предводительством дворянина П. Ляпунова и Тульское ополчение, во главе которого стал боярский сын И.Пашков.
В октябре 1606 г. армия И. Болотникова осадила Москву. Повстанцы расположились лагерем у села Коломенского. Одновременно другие отряды повстанцев расходятся по стране. К этому времени восстание охватило свыше 70 городов России. По мере вовлечения в движение широких народных масс восстание все более приобретало антифеодальный характер. Привлечению новых участников в армию Болотникова способствовала активная пропагандистская работа: в «листах», обращенных к крестьянам и холопам, Болотников призывал уничтожать господ, забирать их землю и имущество, убивать, грабить торговых людей. Особо отличившимся обещалось боярство, воеводство, честь, богатство.
Однако в лагере восставших начинается раскол: дворянские ополчения, разочарованные контингентом и действиями отрядов Болотникова, покидают его лагерь и примыкают к армии Шуйского. Это ослабило силы повстанцев, царь же получил подкрепление накануне крупного сражения.
2 декабря у деревни Котлы
происходит столкновение
Василий Шуйский, пытаясь добиться поддержки бояр и дворян, в марте 1607 г. издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-летний срок сыска беглых крестьян, щедро выдавал жалованье. В результате ему удалось «купить» большое число сторонников и собрать многочисленную рать. В мае 1607 г. огромная, в 100-150 тыс. человек, армия во главе с В. Шуйским двинулась к Туле. Царь сам возглавил осаду города. Царские войска полностью перекрыли подвоз продовольствия. Среди осажденных начался голод. Реку по приказу царя перегородили плотиной, и большая часть города оказалась затопленной. И все же взять Тулу не удавалось. Тогда Василий Шуйский прибег к прямому обману. Он пошел на переговоры с восставшими и дал свое царское слово, что в случае добровольной сдачи сохранит им жизни. В октябре 1607 г. обессиленные защитники Тулы, поддавшись на обещания царя Василия Шуйского, открыли ворота города, после чего началась жестокая расправа над повстанцами. Ивана Болотникова сослали на север, в Каргополь, где он был подвергнут жестоким пыткам и затем казнен. Шуйский с торжеством вернулся в Москву, где начались массовые казни восставших, попавших в плен.
Подавление крестьянской войны мало что изменило в стране. Болотников погиб, но его усилия всюду нашли отклик: везде крестьяне, холопы, поволжские инородцы, - все беглые, обездоленные, вся беднота поднялась теперь за самозванца – Лжедмитрия II от которого ждали завершения дела, начатого Болотниковым. Выступление этих классов придало Смуте новую направленность: если до сих пор это была политическая борьба, то теперь она приобрела до некоторой степени характер социального движения, превратилась в «истребление высших классов низшими» (Ключевский).
Мощные народные выступления начала XVII в. историки оценивают по-разному. Существует точка зрения, утверждающая, что крестьянская война задержала юридическое оформление крепостного права на 50 лет. Другие историки справедливо полагают, что народные выступления наоборот ускорили процесс юридического оформления крепостного права, который завершился принятием Соборного уложения 1649 г.
«Тушинский вор». Во время осады царским войском повстанцев И. Болотникова в Туле объявился новый самозванец – Лжедмитрий II (1607 – 1610 гг.). Личность его до сих пор вызывает споры. Найденные при нем после его смерти бумаги дают основания полагать, что самозванец происходил из церковной среды. Впервые его след появляется в Пропойске, приграничном литовском городе, где «царевич» сидел в тюрьме. Чтобы выбраться оттуда, он объявляет себя родней Нагих и просит отпустить его в Россию, в г. Стародуб. Стародубцы уверовали в самозванца, помогли ему деньгами и начали рассылать грамоты о нем по другим городам. Вскоре вокруг него составилась дружина из казаков и польских авантюристов.
В ответ на призыв Болотникова помочь восставшим, Лжедмитрий II со своим отрядом двинулся к Туле, но опоздал – город был занят войсками Шуйского. Однако, не успев соединиться с армией Болотникова, новый «царевич Дмитрий» сумел набрать значительные силы из поляков и русских. В январе 1608г. Лжедмитрий II идет походом на Москву.
Летом 1608 г. он подошел к столице, но взять ее не смог. Самозванец остановился в местечке Тушино (в 17 км от Кремля), за что получил прозвище «Тушинский вор». Здесь начала действовать своя боярская дума и свой «патриарх» – им стал взятый в плен в Ростове митрополит Филарет (Федор Романов). Марина Мнишек признала в нем своего мужа (за это ей было обещано 3 000 золотых рублей и доходы с 14 русских городов после воцарения самозванца в Москве).
В отличие от первого самозванца, Лжедмитрий II с самого начала был ставленником польских феодалов. Главную роль в тушинском лагере играли отряды шляхтичей из Речи Посполитой (Лисовского, Сапеги, Ружинского), занимавшиеся грабежами и разбоем по всей стране. Наряду с поляками, Лжедмитрия II поддерживали казаки Ивана Заруцкого – участника восстания И. Болотникова, а также недовольное боярским правлением дворянство. От имени «Тушинского вора» и польского наместника гетмана Гонсевского шла раздача поместий тем, кто их поддержал. Многие города присягнули самозванцу.
Однако ряд городов в полной мере сознавал опасность польской угрозы и выступал оплотом в борьбе с польской интервенцией. Полтора года осаждал «Тушинский вор» столицу, но взять ее так и не смог. Другое войско Лжедмитрия II в течение 16 месяцев пыталось захватить сильную крепость – Троицкий монастырь (Троице-Сергиева лавра). В Тушине хищнические задачи с самого начала преобладали над политическими; поляки были наслышаны о неисчислимых богатствах монастыря.
Положение монастыря было тяжелым. Его гарнизон составлял порядка 15 тысяч человек, в их число входили, в основном, монахи, паломники и крестьяне из соседних деревень. Этому сборному войску пришлось противостоять целой армии чуть ли не в 30 000 человек под предводительством Лисовского и Сапеги. Поляки попытались взять монастырь приступом в сентябре 1608 г. Потерпев неудачу, они решились на осаду обители. Однако в монастыре имелись значительные запасы продовольствия, а его защитники были полны решимости стоять насмерть. Осада обители продлилась до начала 1610 г. Гарнизон, изнемогший от голода и болезней, так и не сдался, хотя осада унесла жизни почти всех его защитников. В живых осталось лишь 200 человек.
Героическое сопротивление монастыря приковало к себе значительные силы тушинцев. Оно также показало русским людям, что сопротивление иноземцам возможно и необходимо. Впрочем, это не мешало другим тушинским шайкам наводнить богатый русский север и бесчинствовать в русских городах – даже в тех, которые признали власть Тушинского Вора.
Архимандрит осажденного монастыря Дионисий в полной мере сознавал исходящую от поляков опасность для судеб русского государства и православной веры. В самые трудные для монастыря дни Дионисий составляет грамоту, обращенную ко всему русскому народу с призывом к объединению всех сословий в деле освобождения от иноземного нашествия. Дионисий собирает в своей келье переписчиков, размноживших его обращение. Списки с его грамоты были разосланы по всей стране с людьми, приходившими в обитель. Вместе с Дионисием трудился и Авраамий Палицын, тогдашний келарь Троице-Сергиева монастыря. Палицын также оставил описание печальных событий тех лет, происходивших на русской земле, в том числе – осады Троице-Сергиевой лавры.
Вскоре северные города вполне убедились в том, что отряды Лжедмитрия – не царские войска, а обычный «разбойничий сброд», и начали один за другим восставать против тушинцев. Города пересылались между собой, посылали друг другу свои дружины, сообща били тушинские отряды. Таким образом восстали против Тушина Нижний Новгород, Владимир, Вологда, Галич и другие города.
Однако если у городов хватало сил противостоять тушинцам, то у Шуйского этих сил недоставало. Во взаимной борьбе ни Москва ни Тушино пересилить друг друга не могли. Царь Василий, чья власть слабела день ото дня, стал искать средств для борьбы с Вором во внешней помощи. В 1608 году он посылает своего племянника князя М.В. Скопина-Шуйского для переговоров со шведами о союзе. В феврале 1609 г. соглашение было достигнуто, в Выборге был заключен договор со Швецией. Россия отказалась от своих претензий на Балтийское побережье, а шведы давали войска для борьбы с Лжедмитрием II. Под командованием М.В. Скопина-Шуйского, оказавшегося не только умным дипломатом, но и талантливым полководцем, начались успешные действия против польских захватчиков. Лжедмитрий II был разбит, осада Москвы и Троице-Сергиева монастыря снята.
Польско-шведская интервенция. Используя
экономические неурядицы и
Осенью 1609 войска Сигизмунда вторглись в Россию, захватили западные районы страны и осадили Смоленск. Этот героический город во главе с воеводой боярином Михаилом Шеиным оборонялся более 20 месяцев, сковывая главные силы врага, преграждая ему путь к центру государства.
Сигизмунд III не рассчитал свои силы, осаждая Смоленск, и был вынужден отправить посольство в Тушино – просить помощи. Однако многие тушинцы, привыкшие смотреть на Московское государство как на свою законную добычу, остались недовольны уже самим фактом похода короля Сигизмунда на Россию и были не согласны идти на соединение с ним. Другие, включая Сапегу, склонились на сторону короля. Таким образом, в Тушине произошел раскол. Авторитет Вора упал окончательно. При таких обстоятельствах Лжедмитрий II попытался покинуть Тушино с 400 казаками, но его вернули и стали держать как пленника, под надзором. Ему, однако, удается бежать в Калугу вместе с Мариной Мнишек. В Калуге, вокруг него вновь начинает собираться казачество, туда же приходит Шаховской с отрядом.
С удалением Вора в Тушине начались брожение и неразбериха. Поляки частью отправились к королю, частью организовались в шайки и занялись грабежами. Казаки ушли к Вору; земские русские люди, которых тоже было немало при самозванце, либо шли в Калугу, либо – с повинной к царю Василию. Однако многие из таких русских избрали особый выход – обратились к королю Сигизмунду, чтобы он дал им в цари своего сына Владислава.