Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Указанные тенденции в развитии промышленности и торговли свидетельствуют о том, что экономика России не была в состоянии застоя. Речь идет лишь о характере «русского чуда» начала XVIII в. и о цене, заплаченной за него. В целом же потенциал крепостнической системы был далеко не исчерпан, что позволило империи сделать энергичный рывок, догнав по основным показателям наиболее развитые страны Европы. В 1725 г. в России насчитывалось около 100 мануфактур, а в начале царствования их было 15, причем не в ведущих отраслях промышленности. Выплавка чугуна увеличилась со 150 тыс. пудов до 800 тыс. Россия, ввозившая метал, с 1722 г. стала его экспортировать. Уже к концу 40-х годов она выплавляла чугуна в 1,5 раза больше, чем Англия и вплоть до начала XIX в. удерживала мировое первенство в производстве металла.
Однако создание экономического потенциала сопровождалось деформацией тенденций развития страны. В конечном итоге государственное вмешательство в экономику страны, отсутствие рынка свободной рабочей силы предопределили отставание России от Европы.
Реформы органов власти, управления и армии.
Важнейшим направлением преобразований Петра I было реформирование государства. Прежняя система государственного управления, сохранившая в основном традиционный характер, не могла решить новых задач. Петр полностью перестроил государственный аппарат России, руководствуясь при этом как практическими нуждами, так и новыми рационалистическими принципами, получившими распространение в Европе. Немалое влияние на Петра I оказал и конкретный опыт государственного устройства Швеции.
В 1711 г. вместо Боярской думы был создан Сенат, как временный, а затем и постоянный орган с широкими административными, судебными и законодательными полномочиями. Система приказов в 1717 – 1721 гг. была заменена двенадцатью коллегиями с четким разделением функций и коллективным принципом принятия решений (большинством голосов). Организация работы коллегий определялась Генеральным регламентом. Для контроля за деятельностью государственных учреждений в 1722 г. была создана прокуратура. Ее возглавлял генерал-прокурор П. Ягужинский, «око государево».
Была реорганизована система местного управления. В 1708 – 1710 гг. страна была разделена на 8 губерний. Ранее основной единицей административного управления были уезды. С 1719 г. ими стали провинции. В городах вместо Ратуш и земских изб были созданы Главный и городские магистраты, члены которых избирались из купцов пожизненно.
Города Владимирского края –
Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль,
Муром и Шуя вошли в состав
Московской губернии, а г. Гороховец,
Вязниковская слобода (принадлежавшая
дворцу) – в состав Казанской губернии.
После второй территориально-
Чувствуя неприятие
Созданную Петром стройную систему
государственного управления объединял
новый порядок прохождения
Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. В конце XVII в. русское войско состояло из полков солдатского строя (в 1689 г. – 70% общей численности), стрелецких полков и дворянского ополчения. Солдатские полки были лишь зачатком регулярной армии, так как казна не могла взять их полностью на свое содержание, и в свободное от службы время солдаты занимались ремеслом и торговлей. Стрельцы больше превращались в полицейскую силу и орудие дворцовых интриг (Петр говорил о них: «Во истину пакостники, а не воины были»). Дворянская конница уже к середине XVII в. в значительной степени утратила свою боеспособность. Наиболее боеспособной частью войска были так называемые «потешные» полки – Преображенский и Семеновский – основа будущей гвардии. Не имея выходов к незамерзающим морям, Россия не имела и флота. Центральным вопросом в создании регулярной армии был вопрос о новой системе ее комплектования. В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта были модернизированы стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей армией в Европе численностью до 250 тыс. человек и вторым в мире военным флотом (более 1000 кораблей).
Однако оборотной стороной военных реформ стала набиравшая темпы милитаризация имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также должен был искоренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. Военные, особенно гвардейцы, часто использовались в качестве эмиссаров царя, причем наделялись чрезвычайными полномочиями.
Из вышесказанного видно, что в России в первой четверти XVIII в. сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громоздкой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источником права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало присвоение Петру титула императора.
Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии. Российский абсолютизм, в отличие от классического западного, возник не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием. Он вырос на крепостническо-дворянской основе. Его формированию способствовали традиции самодержавия, дальнейшее усиление централизации власти, а отчасти, напряженная международная обстановка и опыт западно-европейского абсолютизма.
Таким образом, созданное Петром I новое «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Многие петровские нововведения продемонстрировали удивительную живучесть. Государственные учреждения, основанные Петром I, составляли костяк российской государственности весь XVIII в., а отчасти и далее. Рекрутские наборы просуществовали до 1874 г., а большинство остальных преобразований - вплоть до революции 1917г.
Преобразования в области культуры и просвещения.
Наиболее очевидны были
В 1701 г. в Москве была основана Навигационная школа, помещавшаяся в Сухаревской башне. Там обучалась молодежь в возрасте от 12 до 17 лет (позже до 20) математическим наукам: арифметике, геометрии, тригонометрии, астрономии и геодезии. Одним из учителей был Леонтий Магницкий, автор первого русского учебника арифметики. Познания Магницкого современные русские люди оценивали выше, чем знания двух английских учителей, работавших вместе с ним в школе: «Те два хотя и навигаторы написаны, только и до Леонтия наукой не дошли». На первых порах в школе обучалось до 200 учеников. Первоначально в Навигационную школу принимали без различия сословий. Позже она была переведена в Петербург и преобразована в Морскую академию (1715 г.). Окончившие Навигационную школу сами становились учителями в провинциальных цифирных школах, устроенных при архиерейских домах и монастырях. В России при Петре I насчитывалось до 42 цифирных школ.
Во Владимирском крае лишь в Юрьев-Польском была создана цифирная школа, где обучалось 18 детей «из шляхетства». Посадские люди обращались с просьбами в Сенат не принуждать их детей к учению, так как они должны помогать дома родителям. В 1722 году во Владимире также была открыта цифирная школа. К 1727 году в Суздале, Юрьев-Польском, Переславль -Залесском и Владимире существовали школы Адмиралтейства «для обучения дьяческих, подъяческих детей и прочих чинов арифметике и геометрии.» В последующие десятилетия в России развивались преимущественно закрытые сословные учебные заведения.
Одновременно под надзором архиереев развивалась сеть духовных школ. Высшими духовными учебными заведениями оставались Киевская академия и Славяно-греко-латинская академия. Воспитание в школах велось грубыми, жестокими методами. Устроитель духовных школ новгородский архиепископ Феофан Прокопович в своем уставе для школ предлагал наказывать учеников розгами. Немудрено, что многие ученики спасались бегством от науки. Тем не менее мероприятия правительства Петра I по внедрению гражданского и духовного образования в России дали определенные плоды. Появились русские образованные люди и учителя. Школьное образование стало охватывать все большие слои русского общества.
Одним из средств скорейшего распространения знаний в русском обществе была отправка молодых людей за границу, главным образом, для обучения военным и морским наукам. Из их числа вышли некоторые замечательные деятели первой половины XVIII в., например, администратор и историк Татищев, оренбургский губернатор Неплюев и др.
Большую заботу Петр I проявлял о распространении просвещения через печать. Церковный шрифт с его сокращениями отдельных слов, что обозначалось особыми знаками («титлами»), оставлен был только для церковных книг. Гражданские книги стали печататься новым гражданским алфавитом, изобретенным при участии самого Петра I. Таким образом, книги сделались более доступными и удобными для чтения. В 1703 г. вышла первая русская газета «Ведомости о военных и иных делах» (первоначальное название «Ведомостей»). Большая забота проявлялась о переводе нужных книг с иностранных языков на русский. Характерно следующее письмо Петра I, направленное им в Синод: «Посылаю при сем книгу Пуфендорфа, в которой два трактата: первый – о должности человека и гражданина, другой – о вере христианской, но требую чтобы первый токмо переведен был, понеже в другом не чаю к пользе нужда быть».
Петр I был решительным сторонником ломки отживших порядков. По царскому указу устраивались особые собрания – «ассамблеи». На них съезжались гости обоего пола. Собрания открывались около 5 часов вечера и заканчивались не позже 10 часов. Гостям подавались угощение и разные напитки. Устраивались танцы и игры. Петр был постоянным посетителем подобных ассамблей и принимал участие в танцах и разговорах.
Для привития молодым людям светского обращения появилось особое руководство хорошего тона – «Юности честное зерцало». Правила хорошего тона звучат в «зерцале» утрировано грубо. При всей своей грубости мероприятия Петра I дали результаты. После петровских реформ русский дворянин был элементарно образован и умел себя держать в светском обществе. Однако культурный перелом на первых порах затронул только верхи русского общества и создал пропасть между образованным русским барином и русским крестьянином.
Петр I положил начало и русской науке. При нем впервые стали организовываться научные экспедиции для съемки и изучения различных районов России. Он разработал проект создания Российской академии наук, осуществленный уже после его смерти (1725 г.). После смерти Петра I была осуществлена великая северная морская экспедиция, установившая, что Азия и Америка разделены проливом. По имени руководителя экспедиции пропив был назван Беринговым.
Говоря о значении реформ Петра I, следует, прежде всего, отметить, что они означали начало процесса модернизации европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII в., означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Административные реформы Петра Iвоплощали в себя развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. Среди них – унификация, централизация и дифференциация функции аппарата государственного управления.
Петровские реформы, направленные на европеизацию России, грандиозны по своим масштабам и посвящением. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как они проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.
Лекция 8. Эпоха дворцовых переворотов.
Отсутствие официального наследника Петра I и масштабность его преобразований, в ходе которых были разрушены многие традиционные устои, выдвинули новые политические силы, начавшие активно бороться за власть, породили длительный период политической нестабильности и дворцовых переворотов.
Еще в 1722 г. Петр I издал указ, по которому сам царь должен был определять себе наследника. Однако в 1725 г. Петр I умер, не оставив завещания. В записке он написал «Оставить всё…» и не указал кому. Поскольку царь не назначил себе преемника, то борьба за власть приобрела особую остроту. К этому времени из 11 детей Петра и Екатерины в живых остались две дочери – Анна и Елизавета. Но Анна, вступая в брак с герцогом голштинским, отказалась от русского престола за себя и свое потомство. Елизавета. Елизавета не признавалась наследницей престола как незаконнорожденная (она родилась до оформления брака Петра с Екатериной).