Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Особое место занимали географические открытия, шел активный процесс освоения и изучения русских земель русскими землепроходцами. Экспедиция Семена Дежнева  вышла к проливу между Азией  и Северной Америкой за 80 лет до Витуса Беринга (1648). в 1649 г. Е.П. Хабаров составил карту Амурского края и основал первые русские поселения. В конце XVII в. Камчатку и Курильские острова обследовал сибирский казак В. Атласов.

До конца XVII в. не было заведено постоянных государственных школ. Только ко второй половине столетия появляются учебные заведения по подготовке служащих для центральных учреждений, печатного двора и т. д. Об интересе к грамоте свидетельствует издание большими тиражами «Букваря» В.Ф. Бурцева, «Грамматики» М. Смотрицкого и т. д.

Представители болгарского, сербского  и греческого духовенства часто  посещали Россию. Часть их с подарками  возвращалась на родину, часть навсегда оставалась в русских монастырях и городах. Они занимались переводами книг, служили редакторами на Печатном дворе или учителями. Питомцы Киевской духовной Академии в конце XVII в. занимали ведущие посты в церковной иерархии.

В Москве ученые греки, братья Лихуды, открывают училище, а затем 1687 г. на его основе первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую Академию. В Академии учили церковным и светским наукам, готовили священников и чиновников. В ней позднее учился и М. Ломоносов.

События действительности и развитие государства в значительной мере повлияли на развитие литературы в целом и особенно на развитие исторической мысли, что выразилось в исторической литературе того времени. Появляются произведения историко-публицистического характера, отражающие события Смутного времени и дающие характеристики правителей и наиболее знаменитых людей России. Среди таких произведений можно отметить фундаментальный труд монаха Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына «История в память предыдущим родам». В этом сочинении предпринята одна из первых в русской историографии попыток найти реальные причинно-следственные связи между событиями, и вместе с тем содержатся традиционные религиозно-провиденциалистские рассуждения о божьем наказании за грехи.

XVII в. был временем заката  древней формы исторических произведений - летописей. К последним сочинениям этого жанра относятся «Новый летописец», содержавший официальное толкование событий Смуты; «Летопись о многих мятежах», освещавшая роль церкви в событиях последнего столетия; «Раскольничья летопись»; сибирские летописи («Есиповская», «Строгановская»). С возрастанием роли городов, повышением грамотности, активном участии населения в важнейших событиях того времени возрос интерес и к истории, расширился слой читателей исторических сочинений. С этим связано и появление первого печатного исторического труда «Синопсиса в 1678 г.». Этот произведение долгое время было единственным учебником русской истории. Была сделана попытка объединить широкие картины и создать единое историческое полотно борьбы славянских народов с монголо-татарами и турками в труде Андрея Лызлова «Скифская история».

Среди более широких кругов русского народа – дворян и посадских людей  – в XVII в. было немало грамотных. В  среде посадских людей возникла своя литература, носившая характер светских романов. «Повесть о Фроле Скобееве», например, повествовала об удачливом мелком дворянине, женившемся на богатой невесте; «Повесть о горе-злосчастии», наоборот, описывала мрачную историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути.

Жанр сатирической повести тесно связан с «обмирщением» культуры. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Повести о Ерше Ершовиче» высмеивались пьянство, взятничество, служебная волокита и т. д.

Одним из интереснейших явлений  можно считать участие русских  купцов в культурной жизни России. Это характерно не только для XVII в., но именно в это время помимо навыков письма и счета, необходимых для работы, широко распространяется и влияние купцов на всю культуру.

Помимо документов, собственноручных подписей под челобитными, сохранились  сведения о том, что купцов интересовали и книги. Так известно, что первый экземпляр книги «Уложение 1649 г.», изданной Печатным двором, был куплен посадским человеком из Новгорода. В Москве Овощной ряд был знаменит тем, что там торговали книгами, гравюрами и другой печатной продукцией. Покупая азбуки, буквари, часословы в Москве и продавая их по всей России, купцы выполняли и просветительскую миссию. Известно, что многие крупные купцы имели собственные книги. Так Афанасий Гурьев имел медицинскую рукопись XVII в., гость Семен Задорин обладал рукописной книгой «Толковые пророчества», устюжский торговец Дмитрий Худяков владел Хронографом. Среди владельцев книг были жители Владимира, Углича, Новгорода и др. городов, что свидетельствует о росте умственных запросов торгово-промышленного слоя России. Наиболее начитанные из них имели собственные библиотеки, примером может служить собрание книг Аники Строганова и его потомков. Бережное отношение к архивным материалам выразилось и в создании на их основе знаменитой летописи, получившей у историка Н.М. Карамзина свое общеизвестное название - «Строгановская летопись». При Аптекарском приказе открывается первая общедоступная библиотека.

Широко распространяется и такой  вид литературы, как путевые записки  купцов. Наблюдательность, внимание к особенностям жизни в других странах характерны для этих книг. Они становятся своеобразным справочником, энциклопедией жизни XVII в.

Новыми жанрами были мемуары, наиболее известно «Житие протопопа Аввакума», и любовная лирика. Большим влиянием при дворе пользовался Симеон Полоцкий, учитель царевны Софьи Алексеевны. Он культивировал вкус к виршам (стихам) и к новому виду литературы, своего рода светскому роману, облеченному в назидательную церковную форму. Для печатания новых книг была создана особая типография при дворе - «у государя наверху».

Под влиянием Симеона Полоцкого  при дворе возник первый русский  театр, для которого в загородном царском селе Преображенском была построена  «комедийная храмина». Здесь была разыграна пьеса «Артаксерксово действо». За ней последовала «Комедия о блудном сыне», сочиненная Симеоном Полоцким. В ней изображалась история блудного сына, раскаявшегося после дурной жизни и принятого отцом обратно. Пьесы чрезвычайно понравились Алексею Михайловичу, а царский духовник избавил его от сомнений в греховности театра, указав на примеры византийских благочестивых царей, упивавшихся театральными зрелищами.

В Москве жило множество иноземцев, привлекаемые торговыми делами или  царской службой. Первоначально  они имели дворы в городах среди русских, а с середины XVII в. в Москве, «на Кокуе», за пределами Земляного города, возникла особая Немецкая слобода. Вскоре в ней числилось уже 200 дворов. Под немцами понимали всех протестантов: шотландцев, англичан, голландцев и т.д. Почти три четверти населения Немецкой слободы составляли поступившие на русскую службу военные люди, остальные принадлежали к ремесленникам. В Немецкой слободе жили широко, строили дома по западноевропейскому образцу, имели протестантскую церковь (кирку).

Культурный перелом, разрыв с традиционными и закостенелыми формами нашел свое отражение и в русском искусстве XVIIв. В архитектуре церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы в одну или пять глав. Московские художники любили украшать стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, иногда даже из разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких шеях, окончательно приняли вытянутую луковичную форму.

К концу XVII в. появляется новый стиль  – «русское барокко», находившийся под явным влиянием украинских церквей. Храмы получили крестовидную форму, и главы их стали располагаться также крестовидно вместо традиционной расстановки по углам. Стиль подобных церквей, необыкновенно эффектных по их богатой внешней декорации, получил название «нарышкинского», потому что лучшие церкви этого стиля были построены родственниками второй жены Алексея Михайловича Нарышкиными. Стиль «барокко» входит в общий обиход в конце XVII столетия.

Отмечая огромную роль церкви в жизни  купечества, можно говорить о постройке церквей и монастырей на средства русских предпринимателей. Православная религия резко отрицательно относилась к обогащению неправедными путями, чего конечно нельзя было избежать, занимаясь предпринимательством. Даже Соборное Уложение 1649 г. осуждало ростовщичество, как богопротивное дело. Благотворительность русского купечества как бы была искуплением нарушений нравственных устоев русского общества. Примером может служить знаменитая церковь Троицы в центре Москвы, построенная на средства богатейшего купца Г.Л. Никитникова, на фресках храма изображено семейство Никитникова за молитвой. Во втором после Москвы по торговой мощи городе - Ярославле, были построены несколько дивно украшенных посадских церквей. На местах старых монастырей и деревянных приходских церквей начинают подниматься стройные кирпичные церковные здания. В 1649 г. во Владимире на средства купцов была выстроена необычайно изящная многоярусная Богородицкая церковь с пятью куполами. В ее убранстве отразились народные вкусы: традиционные узоры, нарядность, а в изумительно стройном силуэте - тонкое понимание народными мастерами законов красоты и гармонии. Эта церковь стоит и поныне. В Успенском соборе г. Владимира почти одновременно с постройкой Богородицкой церкви был установлен 35-пудовый колокол торговыми людьми Радионовыми и посадскими людьми «по своих душах и по своих родителях в вечный покой».

Вторая половина XVII в. для Мурома, как и для многих других русских  городов, характерна усилением купечества и обнищанием посадского населения, которое бежало «безвестно от бедности, от государевых великих податей и от большого оклада». Выделялись немногие купцы-оптовики, богатевшие в связи с возникновением всероссийского рынка.

Желая прославить свои имена, эти купцы  начинают широкое строительство приходских храмов и монастырей. Простота, спокойная суровость построек предыдущих лет сменяется пышными украшениями, доходящими до излишества. Особенно ярко это проявилось в Муроме. Таков, например, Троицкий монастырь. Его красивый ансамбль как бы подчеркивает силу и вкусы нарождавшегося класса. Основанный муромским купцом Тарасием Борисовым-Цветковым, монастырь строился 6 лет (1642-1648)

Один из знаменитейших и богатейших купцов Гороховца Семен Ершов, «гостиной  сотни торговый человек» в 1679 г., воздвигает на свои средства каменный храм Знамения Богородицы за Клязьмой на территории основанного в 1598 г. мужского Знаменского монастыря. Его постройки вначале были деревянными и срублены на средства Петра Лопухина на «гороховецких тягловых людей земле».

На средства Ершова построена каменная церковь с приделом Иоанна Богослова  и колокольней. Это самые ранние каменные постройки города, поэтому  в архитектурных формах много  не устоявшегося, архаичного, но основные черты архитектурного стиля, которые  потом примут стабильный характер, уже налицо.

Тремя годами позже Ершов дает деньги на перестройку Троицкого собора в Никольском монастыре, который  был основан при царе Михаиле  Федоровиче Романове. В 1619 г. его сожгли «черкесы». После этого здесь  и появился целый ансамбль деревянных монастырских построек, огороженных забором, рубленным «в замок». Дерево было дешевым стройматериалом и монастыри охотно использовали его. Самой значительной постройкой был Троицкий собор с Никольским приделом. Церковь была «рублена клецки, о пяти главах, главы крыты чешуею».

В 1686 г. Семен Ершов обратился  с челобитною к московскому патриарху  Иоакиму и добился права на застройку самого «красного» места  в городе. В ответной грамоте ему  разрешили строить, но лишь с точным следованием новым правилам недавних церковных реформ Никона, и в 1699 г. собор был завершен. Шатровая колокольня этого собора имеет глубоко выраженное местное своеобразие, и впоследствии именно такой тип колокольни закрепился в Гороховецком зодчестве.

На этом благотворительность С. Ершова не кончается. Вскоре на средства купца закладывается соборный храм Благовещения пресвятой Богородицы. На посаде собор появился в начале XVII в. По переписным книгам Гороховца, в 1646 г. соборная Благовещенская церковь  уже числилась «в острожном месте» и была «деревянна вверх шатром». В 1700 г. вместо нее был воздвигнут каменный Благовещенский собор, увенчанный пятью главами и крытый железом на четыре ската. Он высился на центральной городской площади, как бы раздвигая в стороны все разностилье толпящихся рядом построек и перекрывая мощью своего звучания суетную многоголосицу городской жизни. Именно таким хотел его видеть Ершов, когда бил челом и давал немалые деньги на его постройку. Он одаривал собор как мог. Еще в 1685 г. купец сделал дорогостоящий по тому времени вклад в виде серебряных сосудов. На деньги Семена Ершова построены также Сретенский собор в одноименном монастыре и Воскресенская церковь. Можно представить, на какую широкую ногу жил, купец, если затеял столь грандиозное строительство.

Не отстает от Ершова и другой гороховецкий купец Ширяев, который  также субсидировал строительство  законченного в 1689 г. каменного храма  Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, подарил серебряный ковчег в виде церкви и серебряную чару в виде виноградной кисти Благовещенскому собору. Ширяев дает средства на постройку рядом с собором зимней церкви Иоанна Предтечи. Как бы соперничая с благотворительностью Ершова, он решил поспорить не громадой объектов, а изяществом отделки и пропорций. На его средства отстроена также церковь Иоанна Лествичника.

Увековечивая память о себе строительством каменных храмов, гороховецкое купечество не забывало и о своих насущных потребностях. В городе одновременно с каменными церквями строятся и  каменные жилые дома. До наших дней дошло восемь гражданских каменных зданий, построенных в XVII в., «руку» к которым приложили городские купцы. Они возводили величественные хоромы, их щедрость не знала границ. Гороховец - один из немногих городов России, где можно воочию увидеть купеческие жилища XVII в. Причем среди сохранившихся палат посада нет двух одинаковых, у каждой свой «ранг».

Здесь и палаты знаменитого С. Ершова, ведшего хозяйство еще по старинке, с оглядкой на дедовский «Домострой». Его дом, построенный в 70-е гг. XVII в. напротив западного фасада Сретенского монастыря, будет принадлежать в XVIII в. Ширяевым, XIX в. - Лариным, а в конце XIX в.- Судоплатовым. Его усадебный дом, достроенный в 1680-х гг. перейдет во владение Ширяевым, а затем Сапожниковым. Есть здесь и дворцовые хоромы «купцов сибирских железных заводов» содержателей Ширяевых, людей современных, не чуждающихся иноземных новинок и светских вкусов. Григорий Ширяев занимал в городе должность земского старосты. Его дом возведен на центральной площади посада, вплотную примыкал к южной стене Сретенского монастыря в конце XVII в. Впоследствии им владели Канониковы и Шумилов.

Особенно активно процесс обмирщения культуры отразился в живописи. Хотя живопись находилась под пристальным  надзором церкви, сохраняла традиционно консервативный стиль, что особенно заметно в работах «годуновской» и «строгановской» школ, но новые веяния проникали и сюда. Традиционно монументальную живопись первого периода XVII в. представляют фресками Успенского (1642-43) и Архангельского (1652-53) соборов, Ризоположенской церкви (1644) Московского кремля и др.

Второй этап развития живописи XVII в. характеризовался медленным отходом  от догм и поиском новых сюжетов  и форм. Сторонники нового стремились к более реалистическому воплощению художественного образа. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, с XVII в. ставшая художественным центром страны. В ее мастерских выполнялись работы для царского двора: писали иконы, портреты, изготовляли посуду, мебель, игрушки. Художественное дело в Оружейной палате возглавлял в течение 30 лет Симон Ушаков (1626-1688), создавший свою школу. Для работ этого мастера характерен некоторый отход от канонических образов, интерес к изображению человеческого лица (икона «Нерукотворный Спас», «Насаждение древа государства Российского»). Лучший мастер-живописец эпохи Симон Ушаков стремился писать не отвлеченные, а реалистические образы. Новые сюжеты и манера письма сказываются в росписях ярославских церквей с их реалистическими и разнообразными композициями. Широко известны росписи кисти Гурия Никитина.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"