Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

С XVII в. известны палехские иконописцы. В 1667 г. издается указ о выдаче жалования 46 иконописцам, работающим в Москве, жителям различных городов России. Несколько ранее в 1647-48 гг. по заказу патриарха Иосифа московскими государевыми иконописцами «во главе с Марком Матвеевым (он же работал» над росписью Успенского собора в Кремле) расписываются стены Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире. Артель Гурия Никитина расписывает собор в Спасо-Ефимиевском монастыре г. Суздаля в конце XVII в. Самобытность и мастерство отличают работы посадских иконописцев. В конце века XVII в. появились первые парсуны (портреты), написанные маслом на доске или холсте, получившие развитие в русском портретном искусстве XVIII в.

Наметившийся перелом во всех областях русской жизни предварял реформы  Петра I.

 

Лекция 7. Россия при Петре I.

 Европа и мир на пороге  модернизации. Становление иных  экономических, политических, социокультурных  структур в XVIII в. является по существу вариантом модернизационного процесса, начавшегося в наиболее развитых странах Европы уже в XVI – XVII вв.

Его основные особенности состояли в том, что модернизация, во-первых, не приобрела еще четких форм и  выступала скорее как тенденция, возможное направление развития, во-вторых, она не шла широким фронтом, а пробивала бреши традиционного общества на узких участках и в отдельных странах. Буржуазная революция в XVII в. в Англии привела к утверждению капитализма в стране. В результате революции были признаны принципы ответственности исполнительной власти перед парламентом, неприкосновенности личности, невмешательства государства в экономическое развитие. Ограничения абсолютистской власти, проводившиеся в XVIII в. посредством парламентских структур, радикальным образом изменили аграрную структуру страны. Возникли крупные интенсивные хозяйства, крестьянство в массе своей было вынуждено продавать свою землю и уходить в города. Промышленная революция, начавшаяся в 1780-х гг., возвестив о начале эры индустриализации, закрепила экономическое превосходство Англии и упрочило ее лидирующие позиции на континенте.

В большинстве же стран континентальной  Европы, напротив, продолжали преобладать  те экономические структуры, которые  возникли в процессе так называемого «второго издания крепостничества». Европейский рынок, предъявляя спрос на зерно, укреплял решимость землевладельцев барщинным трудом крестьян гарантировать сохранение и увеличение собственных доходов.

Крестьяне – самый многочисленный общественный слой XVIII в., составлявший 80% населения во Франции и в германских государствах и свыше 90% в Восточной Европе. Свободными держателями земли они были лишь в Норвегии, Голландии и Гольштейне. Большинство же крестьян в Западной Европе получало землю на правах феодальной ренты, платило многочисленные подати (в том числе и церковные) и выполняло массу повинностей. К Востоку от Эльбы сохранялось крепостное право, и положение крестьян здесь было особенно тяжелым.

Тем не менее в XVII в. постепенно нарастают процессы, свидетельствующие о грядущих переменах. Быстрый рост населения (историки связывают его с увеличением продолжительности жизни) предъявлял высокие требования к аграрному производству. Отчасти они удовлетворялись за счет агротехнических новшеств, хотя и не столь значительных, как в Англии. Городская промышленность, страдавшая от притеснений и налогов, развивалась довольно быстрыми темпами особенно во Франции, Швейцарии, Фландрии, Силезии, Чехии. Росли объемы внутренней торговли, но несравненно большее значение имело развитие европейского и мирового рынков.

Начался новый этап в истории  европейской колонизации: Испания, Португалия, Голландия отошли в тень, далеко вперед в деле освоения внеевропейского  мира вырвались Англия и Франция. Их соперничество в Центральной и Северной Америке, Западной Африке и Азии не помешало обеим странам существенно (в пять – шесть раз за XVIII столетие) увеличить объемы заморской торговли.

Важнейшим фактором европейского промышленного  и торгового развития была в этот период политика меркантилизма, проводившаяся практически всеми правительствами Европы. Согласно идеям меркантилизма, первой буржуазной школы политэкономии, основой богатства государства является накопление денег за счет активного баланса внешней торговли, вывоза товаров на чужие земли и препятствие ввоза иностранных товаров на свои. Отсюда высокие таможенные тарифы, жесткие правила импорта и экспорта изделий, защита интересов собственных купцов и поддержка мануфактуристов, изгнание конкурентов из максимально широких зон колониальной периферии, что приводило к колониальным войнам.

Накануне Великой французской  революции абсолютизм господствовал  на европейском континенте. Исключение составляли Англия, Голландия и несколько  малых государств.

Тревожным сигналом абсолютизму прозвучало создание в результате войны за независимость (1775-1783 гг.) принципиально нового государства – Соединенных Штатов Америки – первой крупной республики с федеральным устройством, воплотившей идеи просветителей о народном суверенитете, «неотчуждаемых правах» и разделении властей.

В XVIII в. в большинстве европейских  стран была предпринята попытка  реформ в политической области, например, так называемый «просвещенный абсолютизм».

Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в  России, Иосиф II в Австрии, Густав I в Швеции, граф Аранда в Испании, министр Тюрго во Франции – каждый из них полагал, что развиваемые просветителями идеи не только верны в качестве отвлеченных теорий, но и должны учитываться при проведении конкретных мероприятий.

При всех различиях, которыми была отмечена реформаторская деятельность в отдельных государствах, она, как правило, включала в себя: покровительство национальной промышленности, создание условий для развития земледелия, роста внутреннего рынка и усовершенствования налоговой системы, внедрение единообразия в административно-территориальное устройство, ослабление полицейской власти землевладельцев над крестьянами и наказание тех из них, чьи действия отличались особой жесткостью, попытки модификации законов и создание единой правовой системы, заботу о просвещении, прежде всего поощрение науки и высшего образования, веротерпимость. Тем не менее главной целью политики «просвещенного абсолютизма» являлось именно укрепление абсолютизма, дальнейшая централизация государства и власти.

Дата конца эпохи «просвещенного абсолютизма» в Европе хорошо известна – 1789 год – начало Великой французской  революции, деятели и герои которой  также считали себя учениками  и последователями идей Просвещения. Именно Великая французская революция стала тем рубежом, оттолкнувшись от которого двинулось с разной степенью успешности большинство европейских стран по пути модернизации.

Россия в канун петровских реформ. Что представляла собой Россия на пороге нового времени? Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросалась в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них Московское государство представлялось отсталым и даже «полудиким». Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной «смутой» и интервенцией начала XVII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, разумеется, не единственная и не главная причина отставания. Решающее влияние на развитие страны, по мнению ряда историков (В.О.Ключевский, Н.И.Павленко), оказывали ее природно-географические и социальные условия. При незначительной численности населения и огромной территории в хозяйственный оборот постоянно вовлекались новые целинные земли, что не создавало заинтересованности в повышении производительности труда и способствовало естественному пути развития сельского хозяйства.

Огромные ресурсы государство  направляло на нужды обороны (сооружение искусственных укреплений, засечных черт, содержание воинских контингентов), в результате чего сильное государство складывалось без соответствующей экономической базы. Отсюда – тенденция к превращению всех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостничества, которое становилось, в свою очередь, тормозом материального и духовного прогресса общества.

Кроме внутренних, имелись и внешние  факторы, на которые историки традиционно  обращали особое внимание: отсутствие у русского государства выхода к  морям и возможности использования  дешевых путей сообщения. Два моря – Балтийское и Черное – были закрыты для внешних связей Швецией и Османской империей. Моря, омывающие страну с севера и востока, практически не могли быть использованы для хозяйственных нужд, ибо ресурсы Сибири и Дальнего Востока находились лишь в начальной стадии освоения. Единственными морскими воротами России оставался Архангельск – порт на Белом море, но и он большую часть года был скован льдами, да и путь сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем через Балтику. На юге Астрахань обеспечивала России экономические связи лишь с Ираном и Средней Азией, а эти регионы тоже отставали в своем развитии.

Для проведения преобразований необходим  был импульс, толчок. Опыт отечественной  истории свидетельствует, что почти  все эпохальные перестройки в России начинались сверху. А для этого нужна была личность. Такой личностью и стал Петр I. На характер его государственной деятельности оказал большое влияние такой субъективный фактор, как его личные качества. Так происходит всегда, когда в руках одного человека сосредоточена необъятная власть.

Петр являлся фигурой огромного  исторического масштаба, фигурой  сложной и весьма противоречивой. Он был умен, любознателен, трудолюбив, энергичен. Не получив систематического образования, он тем не менее обладал обширными познаниями в самых разнообразных сферах науки, техники, ремесла, военного искусства. Но многие личные качества Петра были обусловлены характером той суровой эпохи, в которой он жил, и в значительной мере определили его жесткость, подозрительность, властолюбие и т.д.

У царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676) от первой супруги – Марии  Ильиничны Милославской – было 13 детей. Но если дочери росли крепкими и здоровыми, то сыновья - хилыми и  болезненными. При жизни царя три  его сына скончались в раннем возрасте, старший сын Федор не мог передвигать опухшие ноги, а другой сын Иван был «скуден умом» и подслеповат.

Овдовев, 42-летний царь Алексей Михайлович женился и взял в супруги Наталью  Нарышкину, которая 30 мая 19672 г. родила ему сына Петра. Петру было три с половиной года, когда царь неожиданно занемог и скончался. Престол занял Федор Алексеевич (1676-1682). Процарствовав 6 лет, болезненный Федор умер, не оставив ни потомства, ни памяти о себе у современников и последующих поколений. Преемником должен был стать Иван, старшей брат Петра, но против слабого умом наследника выступили Освященный собор и Боярская дума. Положение осложнялось тем, что после смерти Алексея Михайловича родственники его первой жены – Милославские – стали хозяевами положения, отстранив от двора лиц, близких к царице-вдове Наталье Нарышкиной. Перспектива воцарения Петра не устраивала Милославских, и они задумали использовать недовольство стрельцов, которые жаловались на задержку жалованья. Милославские и сестра Петра царевна Софья сумели направить стрелецкий бунт в выгодное для себя русло – против Нарышкиных. Часть Нарышкиных была перебита, другие сосланы.

В результате стрелецкого мятежа первым царем был объявлен Иван, вторым – Петр, а их старшая сестра Софья  стала регентшей при малолетних царях. В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковных селах Коломенском, Преображенском, Семеновском. С трех лет Петр начал учиться грамоте у дьяка Никиты Зотова. Систематического образования Петр не получил ( в зрелые годы он писал с грамматическими ошибками). Когда Петру исполнилось 17 лет, царица Наталья решила женить своего сына и, таким образом, избавиться от опеки Софьи. После женитьбы враждебность между Софьей и Петром усилились. Софья снова попыталась использовать в своих целях стрельцов, однако новый стрелецкий бунт в августе 1689 г. был подавлен. Софья под именем сестры Сусанны была сослана в Новодевичий монастырь, где прожила 14 лет – вплоть до своей смерти в 1704 году.

Формально Петр стал править совместно с Иваном, но больной Иван не принимал никакого участия в государственных делах - за исключением официальных церемоний. Молодой Петр был поглощен военными забавами, и текущие государственные дела решали князья Борис Алексеевич Голицын, Федор Юрьевич Ромодановский и царица Наталья. Петр, хотя и чувствовал в себе неукротимую энергию, еще не представлял той роли, которую ему предстояло сыграть в истории России.

Внешняя политика Петра. Рождение Российской империи. Петр I вошел в историю  не только как реформатор России, но и как выдающийся полководец и дипломат. Уже в начале своего царствования Петр понимал, что для устранения относительной международной изоляции России необходим выход к морям – Черному и Балтийскому или хотя бы к одному из них.

Еще в 1683 г. сложилась антиосманская коалиция, включающая в себя Польшу, Австрию, Венецию, Пруссию («священная лига»). В 1686 г. к ней примкнула и Россия. Союзнические обязательства, набеги татар на южные рубежи, да и предшествующая внешнеэкономическая традиция – все это толкало Россию к войне с Турцией. В 1695 г. русские войска осадили Азов, который закрывал непосредственный выход к Азовскому морю для русской торговли и был опорным турецким пунктом на Дону. Город удалось взять лишь на следующий год, во время второго похода, когда впервые был задействован российский военный флот, построенный в Воронеже. Это был первый крупный внешнеполитический успех Петра I. Тем не менее Османская империя продолжала контролировать Керченский пролив и Черное море.

Проблема выхода к магистральным морским путям оставалась нерешенной, а союзники России свертывали военные действия. С целью оживления коалиции и расширения ее состава в 1697 г. за границу было отправлено «Великое посольство». В посольство входило 280 человек, в том числе 35 волонтеров, ехавших для обучения ремеслам и военным наукам, среди которых под именем Петра Михайлова был и сам царь Петр. Вдохнуть новую жизнь в антиосманскую коалицию не удалось. Война с Турцией заканчивалась, а европейские державы начали уже готовиться к разделу огромных владений угасающей династии испанских Габсбургов (1700 – 1713 гг. в Европе шла «война за испанское наследство»). Однако «Великое посольство» сыграло немалую роль в судьбе России. За полтора года пребывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Брандербург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с владетельными князьями и монархами. Это дало ему возможность непосредственно познакомиться с европейской цивилизацией, культурой, идеями, образом жизни, получить важные уроки дипломатии, а также навигации и кораблестроения. Было принято 672 иностранных специалиста – офицеров, моряков, кораблестроителей, врачей и т.д. Наконец, встреча на обратном пути с польским королем и саксонским курфюрстом Августом II фактически положила начало новому, теперь уже антишведскому Северному союзу. В 1699 г. он был заключен Россией, Саксонией и Данией.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"