Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Переводчик, писатель, публицист Максим Грек (в миру Михаил Триволис), будучи иноком православного монастыря  на Афоне, сочинял изысканные эпитафии, эпиграммы, канон Иоанну Крестителю. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Москву, где проживал при кремлевском Чудовом монастыре. Он выполнил переводы Толковой псалтыри и других богослужебных книг. Видное место в наследии М. Грека занимала богословская полемика. Из ряда посланий и «cлов» вырастает целая обличительная «энциклопедия», в которую вошли сочинения против иудаизма, мусульманства, «словá» на «армянское зловерие», «на Люторы», «на эллинскую прелесть». Выступал афонский старец и против суеверий. В публицистических работах М. Грек в духе «нестяжательских» идей осуждал церковное землевладение. Ученые насчитывают более 350 произведений Максима Грека. Святым он почитался уже при жизни. Как общерусский святой он был канонизирован в 1988 г.

Для сочинений священника и писателя-публициста Ермолая-Еразма (Ермолая Прегрешного) характерны демократические взгляды: он гневно обличал притеснения и  междоусобную вражду вельмож, предлагал  царю проекты разнообразных реформ. Основные идеи, изложенные Ермолаем-Еразмом в его произведениях «Моление к царю», «Благохотящим царем правительство и землемерие» и др., – следование идеалу милосердия и христианской любви; необходимое участие всех сословий в благоустройстве общества; сильная царская власть, ответственная за всех своих подданных перед Богом; рационализация землемерия и налогообложения. Центральное произведение Ермолая-Еразма – «Повесть о Петре и Февронии», написанная на основе устных муромских легенд. Повесть неоднократно привлекала к себе внимание деятелей культуры нового времени – Н.А. Римского-Корсакова, И.А. Бунина, А.М. Ремизова.

Ярким публицистическим произведением  является переписка Ивана Грозного с князем Андреем Михайловичем Курбским, бежавшим в Литву (1564 -1578 гг.). А.Курбскому  принадлежала и «История о великом князе московском» – большое историческое сочинение (1573 г.).

Во второй половине ХVI в. был составлен  «Домострой» - энциклопедия средневековой  морали. Домострой представлял собой  синтез нескольких жанров. Авторство  окончательного текста связано с именем сподвижника Ивана Грозного, священника Сильвестра. В Домострое излагаются обязательные моральные и житейские правила, рекомендации к семейным отношениям, хозяйственные рекомендации, религиозные наставления. Домострой – типично средневековый документ. А характер, колорит текста, акценты, источники, использованные автором, – чисто русские.

В «Четьях-минеях» (месячные чтения) –  сборниках поучительного чтения на каждый день, были собраны церковные  и светские произведения. Это календарные сборники житий святых, расположенных по месяцам в соответствии с днями их памяти.

В XIV-XVI вв. большие успехи были достигнуты в развитии письменности и распространении  грамотности. В XIV в. на Руси появилась  бумага. Она заменила дорогой пергамент. Книги стали дешевле, доступнее. Среди горожан было немало грамотных людей. В середине XVI в. был создан первый древнерусский азбуковник – рукописный толковый словарь, в котором толкование имен нарицательных и имен собственных было расположено в алфавитном порядке.

Распространению грамотности способствовало книгопечатание. Первые печатные книги  в Москве относят к 50-м годам XVI в. – это три Евангелия, две  Псалтыри, Триодь Постная и Триодь Цветная. Их появление связывают  с деятельностью московской анонимной  типографии. В 1564г. в Москве дьякон Иван Федоров (Москвитин) со своим помощником Петром Тимофеевым Мстиславцем напечатали первую точно датированную книгу «Апостол». В 1565г. первопечатники выпустили вторую точно датированную книгу – «Часовник». Первопечатные книги сохраняли (с точки зрения графики, орфографии, орнамента) особенности близких к ним по времени рукописных книг. С переездом Грозного в Александровскую слободу там начинает работать «дворцовая печатня». Всего в России во II половине XVI в. было издано около 20 печатных книг.

Постепенно в городах России возобновлялось каменное строительство. Восстанавливались соборы во Владимире, Переславле-Залесском, Ростове. Продолжали строиться новые храмы в Новгороде. Возвышение Московского княжества  и усиление роли Москвы как центра объединения русских земель обусловили широкий размах культового и крепостного строительства. На основе переработки, в первую очередь, владимиро-суздальской и новгородской культурной традиции возникает в конце XIV – начале ХV вв. московский тип белокаменного храма: церковь Иоанна Предтечи на Городище в Коломне и церковь в cеле Каменском (вторая половина XVI в.), Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 г.), Спасский собор Спас-Андроникова монастыря (ок. 1427 г.) и др.

При перестройке московского Кремля в конце ХV в. сотрудничество местных  мастеров с приглашенными итальянскими и псковскими зодчими позволило  усовершенствовать технику строительства, обогатить формы древнерусской  архитектуры. Центром Кремля стала Соборная площадь. На месте прежних храмов строились новые соборы. Так на месте Успенского собора Ивана Калиты знаменитый итальянец Аристотель Фиораванти в 1475-1479 гг. строит новый Успенский собор. Главной святыней собора была привезенная из Владимирского Успенского собора икона Владимирской Божьей Матери, ставшая палладиумом (защитой) Русского государства. Успенский собор Кремля являлся усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчания великих князей, а позже – коронации царей и императоров. В 1484-1489 гг. псковские мастера ставят Благовещенский собор на месте более древнего (конец XIV в.), расписанного Феофаном Греком, Прохором с Городца, Андреем Рублевым. Собор был домовой церковью русских государей. В 1505-1509 гг. Алевизом Новым был построен Архангельский собор. Собор был усыпальницей русских великих князей. В конце XV в. были построены каменный государев дворец с Грановитой палатой. Центром кремлевского ансамбля стала колокольня «Иван Великий». Вокруг Кремля были построены новые, ныне существующие, стены и башни, а со стороны Красной площади вырыт ров, облицованный камнем. Он соединил р. Москву с р. Неглинной. Московский Кремль к 1516г. стал одной из самых мощных крепостей Европы.

XV в. связан с расцветом русского иконописания. Феофан Грек принес на Русь традиции византийского иконописания. Первым подлинно русским иконописцем, выразившим в своем творчестве русский национальный характер и русское видение мира, был инок Андрей Рублев. Идея красоты и нравственной силы человека воплотились в его иконах, наполненных глубоким философским содержанием.

В 1405г. совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписывает Благовещенский собор  Московского Кремля. В 1405г. совместно  с Даниилом Черным Рублев расписал Успенский собор во Владимире и создал иконы для его многоярусного иконостаса. Очевидно, последней его работой являлась роспись Спасского собора Спас-Андроникова монастыря в Москве. Фрески Дионисия – продолжателя традиций Рублева, сохранились в храме Ферапонтова монастыря.

С образованием централизованного  государства появляется потребность  в грамотных специалистах во всех отраслях хозяйства. Оживился интерес  к математике, механике, астрономии, физике, географии, медицине. Для проведения переписи земель было разработано руководство по «земельному начертанию», составлялись чертежи отдельных городов и земель. При Иване Грозном был создан «чертеж государства» – первая географическая карта России. Значительны достижения этого периода в разных областях. По мнению исследователей, уровень мастерства русских кузнецов уже в XIV в. мало отличался от современного. Писались руководства по отдельным ремеслам (по солеварению, например). В XV в. были открыты многие рецепты составления красителей и красок, что способствовало развитию текстильного производства. Совершенствовалось огнестрельное оружие, порох и зажигательные смеси.

Судя по летописным источникам XV в., новейшие для своего времени астрономические  открытия были русским известны. Велись астрономические наблюдения с целью уточнения церковного календаря. В летописях появились подробные описания лунных и солнечных затмений, падений метеоритов, движений комет.

Таким образом, русская культура XIV-XVI вв. была национальной по своему характеру, отличалась богатством и своеобразием. Расцвет русской культуры совпал по времени с формированием великорусской народности. Ядром образования великорусской народности стала Владимиро-Суздальская Русь, а ее центром – Москва. В XIV – XV вв. складывается великорусский язык. Московский диалект, впитывая в себя местные диалекты, превращался в общерусский язык. В конце XV в. термин «Русь» заменяется наименованием «Россия».

 

Лекция № 5. Смутное время.

В чрезвычайно сложной обстановке вступала Россия в новый, XVII век. Введение крепостного права и усиление феодального гнета в конце XVI столетия вызвали массовое бегство крестьян на окраинные земли. Неурожай 1601 – 1602 гг. и, как следствие, начавшийся повсеместно голод усугубили и без того напряженное положение. В южных районах, от Дона до Яика, назревало восстание ка¬заков и многочисленной голытьбы, бежавшей сюда от своих хозяев в поисках лучшей жизни. В последнее десятилетие XVI в. активизировалась борьба за власть между феодальной знатью и служилым дворянством, которая еще более обострила сословные противоречия и сузила политическую опору правительства. Экономический и политический кризис конца XVI – начала XVII в. подвел к началу Смуты – времени распада социальных связей, атомизации общества, когда встал вопрос о существовании самого государства.

Причины Смуты. Побудительной причиной Смуты явился династический кризис. По духовной 1572 года Иван Грозный назначил  своим преемником старшего сына Ивана. Однако его гибель от руки отца упразднила это завещательное распоряжение. Нового завещания царь составить не успел, и после смерти Ивана IV трон занял средний его сын – Федор Иоаннович (1584-1598). В исторической литературе сын Грозного оценивается по-разному. Во многих исследованиях он представлен как недалекий умом, нерешительный и болезненный человек. Польский посол Сапега вспоминает, что царь был мал ростом, худощав, с нетвердой походкой, тихим, чуть ли не подобострастным голосом и простодушным опухлым лицом. Он имел привычку беспрестанно улыбаться. Ум же Федор Иоаннович, по словам Сапеги, имел скудный или, скорее всего, не имел никакого. Аналогичную оценку личности царя дают другие его современники. Но встречается и иное мнение о царевиче, согласно которому Федор Иоаннович был просто иным по своей душевной организации человеком, не похожим на типичных царедворцев. Больше всего его занимали мысли о высшем, духовном. Дела мирские, земные его мало интересовали.

Сам Грозный, не считая своего сына способным  самостоятельно управлять государством, создал при будущем царе регентский совет, в состав которого среди других бояр входили дядя Федора Иоанновича – Никита Романов, двоюродный брат царевича – Федор Никитич Романов, Иван Петрович Шуйский – отец будущего царя Василия Шуйского, а также деверь Федора Иоанновича – Борис Федорович Годунов. Годунов начал службу еще во времена Ивана Грозного. Ему удалось войти в доверие к царю. Женившись на дочери его любимого опричника, Малюты Скуратова, Борис оказался среди царских приближенных. После того, как Иван IV выбрал в жены своему сыну Федору сестру Бориса Годунова, красавицу Ирину, Годунов стал боярином.

В годы царствования Федора Иоанновича, будучи умным и опытным царедворцем, Борис Годунов сумел постепенно устранить всех соперников из числа  регентов и стал фактическим правителем государства. Сам Федор не хотел царствовать, он мечтал передать престол младшему брату Дмитрию, едва тот подрастет, и уйти в монастырь, чтобы все время проводить в молитвах. Однако в 1591 году 9-летний царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного (от Марфы Нагой) погибает в Угличе при невыясненных обстоятельствах. Молва считала виновником его гибели Годунова, однако источники не дают однозначного ответа на вопрос о причине его смерти.

1598 г. умирает бездетный Федор  Иоаннович, не оставив письменного  завеща¬ния. Пресечение династии  Рюриковичей явилось мощным толчком к Смутному времени в России. Смута – это кризисное состояние России на рубеже XVI-XVII веков, время фактического безвластия, крайней неустроенности общественной жизни. Этот кризис – явление чрезвычайно многоплановое, характеризующееся целым спектром проявлений: политических, морально-этических, экономических, социальных. И все они значимы относительно равноценно.

Смута была вызвана сложнейшим переплетением  разнообразных противоречий – сословных, национальных, внутриклассовых и межклассовых; историки указывают их источник в обострении экономических, социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана Грозного и при его преемнике. Экономический кризис, истощение сил страны были вызваны разгулом опричнины, Ливонской войной, непрекращавшимися набегами крымского хана. Центральная власть пыталась решить экономические проблемы путем закрепощения крестьянства. Это вызвало обострение социальных отношений.

Еще одной причиной Смуты являются большие издержки в проведении московскими князьями  политики централизации: беспощадные расправы с соперниками, а попутно и с людьми сторонними нанесли удар по общественной нравственности, внесли сумятицу в умонастроения; массы простых людей заразились цинизмом, корыстью, забвением традиций и святынь.

С первого же дня междуцарствия  после смерти Федора Иоанновича началась упорная и длительная борьба за трон. В числе главных претендентов на престол называли Федора Романова (пле¬мянника царицы Анастасии и  двоюродного брата царя Федора), «принцев крови» Василия, Дмитрия, Алексан¬дра и Ивана Шуйских, праправнука Ивана III Федора Мстиславского. И все же в трудной борьбе за корону победу одержал Б. Годунов (1598-1605).

За время управления государством еще при жизни Федора, Годунов избавился от многих политических противников и сумел окружить себя верными людьми. К концу царство¬вания Федора Иоанновича в Боярской думе и в Государевом дворе было немало сторонников Бориса, обязанных ему своим выдвижением. В глазах русского общества Годунов имел репутацию хорошего правителя – его любили московские люди, зная еще при Федоре «разум его и правосудие». Тем не менее, со смертью Федора ситуация в Думе изменилась: сильно возросло влияние противников Бориса, группировавшихся вокруг Романовых. Поэтому Годунов хотел временно закрепить трон за своей сестрой, вдовствующей царицей, чтобы затем получить его из ее рук.

17 февраля 1598 г. в Кремле собрался  Земский собор. При активной  поддержке патриарха Иова, всецело  обязанного Годунову своим избранием на патри¬арший престол, и московских иерархов Собор избрал на царство Бориса и принес ему присягу на верность. Однако, несмотря на то, что Годунов одержал явную победу над своими противниками и был избран на царство «правильным» Земским собором, многие совре¬менники считали его узурпато¬ром державной власти.

Время царствования Б. Годунова. Оказавшись на престоле, Борис Годунов правил так же умно, осторожно и настойчиво, как и прежде, при царе Федоре. Годунов, безусловно, был крупным  государственным деятелем, талантливым политиком. Он стремился к стабилизации своей власти путем консолидации всего господствующего класса.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"