Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Опричники набирались из разных слоев  населения: были среди них князья, дети боярские, дворяне и «худородные». Численность опричного войска вскоре увеличилась с 1 до 5-6 тысяч человек. Эмблемой опричников была собачья голова и метла, в знак того, что они «аки псы» грызут врагов царя и выметают крамолу. В Александровской слободе Иван IV учредил среди них орден или братство. Он сам был там игуменом, его ближайшие сподвижники – М. Скуратов и А. Вяземский – пономарем и келарем, остальные же – иноками. В перерывах между казнями и дикими оргиями опричники замаливали грехи.

В исторической литературе широко распространилась известная точка зрения на опричнину, согласно которой Иван Грозный в  целях ускорения процесса государственной  централизации начал активное наступление на княжеско-боярскую оппозицию. При этом он опирался на опричное войско. И, как считается, царь достиг своей цели. Экономическое могущество феодальной знати в результате опричных земельных «переборов» было подорвано. Наиболее влиятельные представители феодальной аристократии были казнены. После смерти двоюродного брата царя Владимира Старицкого последний удел в России был ликвидирован. (Старицкий вместе со своей семьей по требованию Грозного принял яд, чтобы избежать позорной смерти от опричников). Были казнены 15 из 34 бояр – членов Боярской думы, трое насильственно пострижены в монахи. Хотя пострадали и более низкие думские чины: из 9 окольничих было казнено 4. В 1575г. было казнено еще 3 боярина и 2 окольничих. Дума пополнилась представителями дворянства и приказной бюрократии – думными дворянами и думными дьяками. Сторонники этой точки зрения утверждают, что такое экономическое и политическое ослабление феодальной знати в результате опричнины объективно способствовало централизации страны.

Однако другие исследователи обращают внимание на то, что казням и разорению  подвергалась не только княжеская знать. Самый сильный удар опричнины  обрушился на демократические слои населения – дворовых, ремесленников, простой люд России. Что же касается дворянства, то В.Б. Кобрин приходит к выводу, что именно при Иване Грозном «завершилось превращение русских дворян в холопов самодержавия». Поэтому точку зрения, противопоставляющую «реакционное боярство», с которым, якобы, боролся царь, «прогрессивному дворянству», нельзя рассматривать всерьез.

Если в начале опричнины террор был обращен против феодальной аристократии, то затем – против всех остальных  слоев общества. В обиход вошли  массовые казни, отличавшиеся особой жестокостью, изуверством. Людей «по суставам резали», поджаривали на медленном огне, обливали кипятком и т.д. Иногда в казнях принимал участие сам царь или его ближайшее окружение.

Недовольство опричниной началось с самого ее возникновения. Влиятельнейшие из бояр обратились к царю с просьбой прекратить его царской волей напрасные опалы и казни. Иван IV в ответ лишь усилил размах репрессий. Митрополит Филипп («филькина грамота»), открыто обличивший царя в терроре, был выслан из Москвы, смещен, а затем по указанию царя задушен в собственной келье главой опричного террора Малютой Скуратовым.

Пик террора пришелся на 1569-1570 гг. Среди  самых трагических страниц эпохи  опричного террора – поход  на Великий Новгород в 1570 г. Царь заподозрил город в измене и устроил там  кровавый погром. Массовым казням были подвергнуты не только бояре, но и простые горожане. По некоторым оценкам, было подвергнуто пыткам и жестоко казнено порядка 10-15 тысяч человек, больше, чем в знаменитую Варфоломеевскую ночь в Париже 24 августа 1572 г. Город был разграблен и сожжен. Старинная столица феодальной республики с тех пор превратилась в заштатный город. С самостоятельностью Новгорода было окончательно покончено. Кстати, по дороге в Новгород опричники устроили побоища в Твери, Торжке, Пскове и в новгородских деревнях.

Подобные же кровавые расправы устраивались и в других городах страны неоднократно, например, в Москве. Позорным казням подвергались известные люди, гордость государства, много сделавшие для  его процветания. Россия лишилась самого цвета нации.

Семь лет лютовала опричнина в России. Количество ее жертв измерялось десятками тысяч человек. В 1572 г. она была прекращена. Теперь за одно упоминание об опричнине полагалось жестокое наказание.

Каковы результаты опричнины? Как  система чрезвычайных мер, направленных на усиление центральной власти, опричнина  своей цели достигла: с раздробленностью было покончено окончательно, границы  бывших княжеств-государств исчезли, сравнялись с землей. Процесс государственной централизации был Иваном Грозным завершен. Царь сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Ликвидировав физически всех своих «соперников» вместе с их семьями, Грозный уничтожил даже потенциальную оппозицию на многие годы вперед. Однако последствия опричного террора были тяжелейшими. Самые ужасные и ничем не оправданные потери – это безвинно загубленные тысячи и тысячи людей. Экономические потери также были очень тяжелы. Были разорены прежде богатые, процветающие районы страны. Земли не обрабатывались. Так, в 1584г. в Московском уезде распахивалось всего 16 процентов земли. Центральные уезды пришли в запустение, крестьяне массами бежали на окраины.

Тяжелейшие из отдаленных последствий  – потеря Россией в годы опричнины  значительной части своего интеллектуального потенциала, а также падение нравственного уровня российского общества. Легкость, с которой в годы опричнины людей лишали жизни, не могла пройти бесследно для общества. Резко снизился уровень нравственности. Вначале этот процесс охватил верхние слои общества, а затем распространился на низы. Истоки будущей российской смуты ХVII в. уходят в опричнину Ивана IV.

Общее направление политики Ивана IV сохранилось и после ликвидации опричнины в 1572г. до конца его  царствования. В 1575г. царь осуществил новый вариант опричнины. Иван IV вновь разделил страну: себе взял титул московского князя, а великим князем назначил крещеного татарского хана Симеона Бекбулатовича. По России прокатилась новая волна террора, причем среди прочих казнили и бывших опричников.

Завершающий период правления Ивана  Грозного отмечен крупными внешнеполитическими  поражениями. С 1564г. победы русских  войск сменились неудачами. Уже  говорилось о череде поражений в  Ливонской войне. Активизировали свои действия против России крымские татары, поддерживаемые Турцией. Крымский хан Девлет-Гирей в 1571г. дошел до Москвы и сжег город. В 1572г. Девлет-Гирей повторил набег, но безуспешно. При этом главную роль в разгроме татар сыграли земские воеводы и земские полки.

К концу 70-х годов силы России были подорваны, хотя в 1577 г. русские войска сумели захватить почти всю Прибалтику. Но в 1578 г. польско-литовский король (в 1569 г. Литва и Польша объединились в единое государство – Речь Посполитую) Стефан Баторий собрал большую армию и перешел в наступление. В следующем году после перемирия возобновила войну Швеция. Героическая оборона Пскова в течение пяти месяцев (1581 г.) остановила продвижение неприятеля в глубь страны. Россия вынуждена была заключить перемирие с Речью Посполитой (1582 г.) и со Швецией (1583 г.). В результате России были возвращены некоторые захваченные ее противниками земли. Однако она потеряла все свои приобретения в Прибалтике и Белоруссии и даже вынуждена была отдать тот крохотный участок побережья, который исконно ей принадлежал. Страна фактически лишилась выхода к Балтийскому морю.

В противовес внешнеполитическим поражениям на западных границах России ее восточные  рубежи стремительно расширялись. В 1582г. началось покорение Сибири. Отряд  казаков, в снаряжении которого участвовали уральские предприниматели Строгановы, под руководством Ермака разгромил войско Сибирского хана Кучума и занял столицу ханства. В конце ХVI в. Сибирское ханство было окончательно разгромлено, народы Западной Сибири вошли в состав России. Таким образом, Россия формировалась как многонациональное государство. С ХVI в. ее территория включала земли с неславянским населением.

К концу ХVI в. стали очевидны характерные  особенности российского общества, важнейшей из которых являлась огромная роль государства во всех сферах социально-экономической, политической и духовной жизни общества. Параллельно с формированием Российского государства складывалось и крепостное право. С 1581г. введены «заповедные годы», т.е. временное запрещение перехода крестьян к другому феодалу и в Юрьев день. «Заповедным» был 1581/1582 г. и, очевидно, последующие годы. В 90-х гг. появился указ о бессрочном запрете перехода крестьян.

В 1582 г. нрав грозного царя привел к  трагедии в его собственной семье: в порыве необузданного гнева в ссоре Грозный ударил своего старшего сына Ивана Ивановича посохом. Удар оказался роковым: через четыре дня наслед¬ник российского престола царевич Иван скончался. Царь глубоко и тяжело переживал кончину сына (именно тогда велено было во всех монастырях по¬минать царевича Ивана, а также и всех убиенных в период опричнины. Так и появились списки погибших в те трагические годы, по которым историки вос¬создают подлинную картину масштабов опричного террора). Смерть сына, очевидно, ускорила и кончину самого Ивана Грозного.

Иван IV Грозный умер в 1584г. Результатом  его правления явилось формирование жестко централи¬зованного государства, в котором уже четко проявились характерные специ¬фические черты, отличавшие Россию от других европейских  стран: сочетание самодержавия, крепостного права и огромной роли государства во всех сфе¬рах жизни общества. Эти особенности будут отличать Россию до середины ХIХ в.

 

Культура России в XVI вв.

 Русская культура ХVI в. в  своем развитии опиралась на  богатейшее наследие культуры Киевской Руси.

Две основные идеи вдохновляли русскую  культуру ХIV – ХVI вв. 1) Идея освобождения от татаро-монгольского ига и 2) идея единения всей земли русской. Наиболее заметными среди литературных произведений этого времени являются «Повесть о разо¬рении Рязани Батыем», содержавшая и народное сказание о подвиге Евпатия Коловрата; «Повесть о Щелкане Дудентьевиче», рассказавшая о народном восстании в Твери в 1327г.; «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» рассказавшие о победе над полчищами Мамая в 1380г., а также повесть о нашествии хана Тахтомыша в 1382г. и обороне Москвы.

Эти две главные идеи отразились и в летописях. Москва, став политическим и культурным центром России, становится и центром летописания. Здесь  в 1408г. был создан первый летописный свод общерусского содержания – Троицкая летопись. К сожалению, во время пожара 1812г. в Москве она сгорела. В 1480 г. составлен Московский летописный свод, утверждавший преемственность власти московских князей от великих киевских и владимирских князей. ХVI в. – время интенсивного развития московского летописания. Было создано несколько больших летописных сводов, из которых наибольшее значение имеют Воскресенская летопись (в ней изложены события до 1541г.), а также Патриаршая, или Никоновская летопись, которая заканчивается 1558г. В обеих московские государи представлены как единоличные властители всей русской земли. По стилю и содержанию московское летописание начинает приближаться к деловым бумагам московских приказов. На основе Никоновской летописи в 70-х гг. ХVI в. создается огромный, богато иллюстрированный Лицевой свод. Закончен он не был. До нас дошла лишь часть свода, но и она содержит до 10 тысяч листов и 16 тысяч иллюстраций. Изложение в нем начинается с сотворения мира и доходит до 60-х гг. ХVI в. Здесь описывается величие Московского царства, возникновение которого подготавливалось всей предшествующей историей человечества.

Однако на смену летописям уже  приходят другие виды исторических сочинений. «Степенная книга» («Книга степенная  царского родословия») вела изложение не по годам, а по «степеням». Акцент делается на генеалогической преемственности великих князей от Рюрика до Ивана Грозного. Всего выделено 17 степеней (граней). Каждая глава посвящена правлению того или иного великого князя. Книга создается к 1563г. по инициативе митрополита Макария. Она является попыткой систематического изложения истории Московского царства. Главная ее идея – что единодержавная форма правления присуща Руси еще со времен Киевских князей. Это своеобразный панегирик роду Рюриковичей.

Широко распространились хронографы – исторические сочинения, знакомившие  средневекового читателя со всемирной  историей от сотворения мира до правления  византийских императоров и современных  им событий славянской и русской  истории. Первые хронографы, созданные на основе византийских хроник, появились на Руси еще в ХI в. В 1512 г. была создана первая редакция Русского Хронографа. Составитель Русского Хронографа излагает единую историко-философскую концепцию. Царства у него последовательно сменяют друг друга: Иудейское, Вавилонское, Мидийско-Персидское, Римско-Греческое. Завершается повествование взятием Царьграда турками в 1453г. и падением Византии (Греческого царства). Большое место в Русском Хронографе занимают сведения о происхождении славян, крещении болгар, о переложении книг на славянский язык, о событиях русской истории. Автор-составитель Хронографа использует летописный принцип изложения исторических событий по годам. Таким образом, Русский Хронограф – это своеобразная историческая энциклопедия, включающая славянские, в том числе и русский, народы в общую концепцию всемирной истории. В 1599 и 1601 гг. создаются пространные редакции Русского Хронографа.

XVI век отмечен расцветом русской  публицистики. Авторы публицистических  произведений, являлись представителями разных сословий. Понятно, что каждое произведение несло на себе печать того общественного слоя, к которому принадлежал писатель. Распространенной формой публицистических произведений являлись челобитные (стилизация под «челобитные грамоты» – жалобы). Выдающийся писатель-публицист Иван Семенович Пересветов в своих челобитных выступал с программой реформ, развивал свою концепцию крепкой самодержавной государственной власти. Жанры сочинений Ивана Пересветова – легендарно-публицистическая повесть; челобитная; астрологическое предсказание. Правда, в исторической литературе высказывается мнение, что произведения под этим псевдонимом писали многие выдающиеся люди ХVI в., в том числе Иван Грозный. Другой известный публицист, Федор Иванович Карпов, происходивший из старинного княжеского рода, известен своими (дошедшими до нас) четырьмя посланиями (двумя Максиму Греку, а также митрополиту Даниилу и старцу Филофею, автору идеи «Москва – третий Рим»). Эти послания – малая часть переписки образованных и высоко ценящих знание книжников ХVI в., посвященной богословию, астрологии, политике и другим проблемам.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"