Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Другим доминирующим утверждением в литературе того времени являлась хорошо известная концепция псковского старца Филофея «Москва – третий Рим». В письме к правившему в его годы Василию III монах Филофей писал, что «первый» Рим пал из-за ересей, «второй» – Византия – из-за унии с католичеством. «Третий, истинно христианский Рим – Москва – стоит и будет стоять, а четвертому Риму «не быти».
Из этой идеи следовало два вывода:
1) Россия является наследницей двух
великих царств – Древнего Рима
и Византии, что обосновывает мировое
значение Русского государства. 2) Сохранение
православия – важнейшее
Эти идеи нашли благоприятную почву в уме Ивана, который уже в юности ощущал себя самодержцем, ведущим происхождение от самого кесаря Августа. Это самоощущение юного государя всячески поддерживал близкий Ивану человек – митрополит Макарий. Он тоже разрабатывал идеологию русского самодержавия и его особой миссии.
Таким образом, противоречивый характер Ивана IV формировался под воздействием, пожалуй, двух основных факторов. I – придворные интриги, где разные стороны искали милости взрослеющего наследника престола, где поощрялось любое проявление жестокости и необузданности Ивана, лишь бы оно было направлено против их врагов. II - жадное чтение широкого круга книг.
В 1547 г. в жизни Ивана произошли три важнейших события. 16 января семнадцатилетний Иван был венчан на царство. Он первым из правителей России получил титул царя. Это событие должно было придать государственной власти и новый авторитет, и новую степень сакральности. Теперь Российский государь по своему титулу сравнялся с ханами, наследниками Золотой Орды, и императором «Священной Римской империи». Звание «царя» ставило Ивана IV выше всех европейских королей.
Через две недели, в начале февраля 1547 г., состоялась свадьба царя Ивана Васильевича с горячо любимой им боярышней Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. Женитьба в традициях Руси означала переход человека в зрелый возраст. Теперь совершеннолетний царь Иван должен был нести всю полноту ответственности государя мощной державы.
Однако сложность ситуации состояла в том, что бояре отнюдь не отказались от своей роли в управлении государством. А семнадцатилетний царь взять всю полноту власти в свои руки пока был не в состоянии. В результате Боярская дума продолжала играть фактически ведущую роль в управлении государством.
Эту невольную отстраненность царя от полновластного правления государством прервало третье событие – народные волнения лета 1547г. Непосредственным толчком к восстанию был большой пожар в Москве. Люди лишились крова, начался голод. В поджоге обвиняли Глинских – родственников царя по матери. Священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр укорял царя в допуске бояр к власти, что и привело к беде. Он обратился к нему с требованием взять правление страной в свои руки. Молодой царь проявил большой талант к расправе над бунтовщиками. Его действия были скорыми и жестокими. Бунт был подавлен, но Иван IV на всю жизнь запомнил, насколько страшен народ, вышедший из-под контроля.
Воспользовавшись ситуацией, Иван VI также сумел отстранить от управления государственными делами Глинских, которые к тому времени сосредоточили в своих руках слишком большую власть.
Для царя была понятна необходимость коренного реформирования внутренней жизни страны. Он начинает приближать к себе людей реформаторского склада, которые были озабочены судьбой России. К 1549 г. вокруг молодого царя группируются его единомышленники. Это ровесник царя, дворянин из незнатного рода Алексей Адашев, священник Сильвестр Благовещенский, который был старше их на целое поколение, митрополит Макарий, думный дьяк Иван Висковатый, наконец, князь Андрей Курбский. Эти доверенные лица вошли в состав думы. Впоследствии, с легкой руки Андрея Курбского, эта группа получила известность как «Избранная рада». Это было фактически новое правительство, сосуществовавшее как противовес Боярской думе
Задачи, стоявшие перед реформаторами, были очевидны: завершить формирование системы управления государством, укрепить центральную власть, реформировать управление на местах, создать единое для всей страны законодательство. Реформаторы, возвышенные царем, в течение десятилетия определяли направление развития России и успешно вели государство избранным курсом. Они были людьми разного возраста, разного социального положения. Но этих людей объединяли общие черты: широкая образованность, боль за будущее страны, готовность пожертвовать материальными благами ради будущего России. Они стремились сделать Россию государством, где царь был бы силен и справедлив, а народ благоденствовал. Идеал Избранной рады – справедливое общество, живущее по христианским законам.
Царь и члены Избранной рады
сошлись в главном – России
нужна сильная верховная
Начало реформ связано с I-м Земским собором, названным «Собором примирения», и новым судебником – судебником Ивана IV, названным «царским». В 1549 г. в Москве на Красной площади был собран первый Земский собор – авторитетный представительный орган, участники которого представляли разные слои населения. Земский собор составляли: Боярская дума, Освященный собор (церковные иерархи), выборные от дворянства, купцов, зажиточных горожан и отчасти ремесленников (присутствовали старосты ремесленных цехов). На собор приехали жители разных регионов страны. На этом Соборе была намечена программа предстоящих преобразований и принято решение о подготовке нового Судебника.
Судебник Ивана IV (1550 г.) содержал единые
для всей страны законы. Он ограничил
права бояр-наместников и
Позднее, в 1555–1556 гг., наместники были заменены земскими и губными учреждениями. Сословно-представительными органами на местах стали земские и губные избы. Дворяне уездов избирали губных старост. В их ведение в т.ч. были переданы дела о «разбоях», которые раньше разбирались наместниками. Выборные самоуправляющиеся избы исполняли полицейско-судебную (губные избы) и финансово-налоговую (земские избы) функции. Компетенция этих органов была закреплена в губных грамотах, подписывавшихся царем. Это была реформа местного управления. С 1556 г. губные старосты стали главами уездных администраций.
В 1556 г. были также ликвидированы кормления. Они были заменены специальным кормленным откупом, который шел в казну.
Судебник 1550 г. содержал законы, направленные на укрепление центрального аппарата управления государством. Деятельность земских и губных изб контролировалась приказами. Расширялась сеть приказов. Часть их была отраслевыми (Разбойный, Стрелецкий, Разрядный, Посольский, Челобитенный), часть – территориальными (Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Приказная бюрократия превратилась во влиятельное сословие. Таким образом, в России сложилась приказно-воеводская система управления. Это означало централизацию всего управления государством и ликвидацию дворцово-вотчинной системы.
Судебник сохранил право крестьян переходить к другому феодалу в Юрьев день, но затруднил условия перехода. Он ввел дополнительную плату «за повоз», договор о переходе мог заключаться только в крупном городе и т.п. Путем изъятия «тарханных грамот», предоставлявших крупным феодалам налоговые привилегии, правительство лишило их налоговых льгот. Теперь на вотчины крупных феодалов распространялись государственные налоги. Судебником 1550г. впервые было введено наказание за взяточничество.
Логическим продолжением действий Ивана Грозного и Избранной рады явился собранный в феврале 1551 г. Знаменитый Стоглавый церковный собор. Свое название он получил от постановления, разбитого на 100 глав. Стоглав законодательно закреплял задачи Избранной рады: укрепление власти и проведение реформ. Правительство выступило на Стоглавом соборе с программой реорганизации церкви в духе нестяжательских учений. Предполагалось умаление судебных прав церкви, церковного землевладения. Однако программа встретила противодействие духовенства (в т.ч. Макария), которое выступало за крепкую и сильную церковь (придерживалось иосифлянских взгля¬дов). В результате права церкви были ограничены незначительно. Монастырям запрещалось покупать новые земли. Боярам не разрешалось делать свои «земельные вклады» монастырям без дозволения царя. Часть земель, приобретенных монастырями в годы боярского правления или насильно отнятых, была возвращена госу¬дарству.
Решения Стоглавого собора свидетельствуют о его направленности на централизацию и унификацию церковной жизни России. Объединялись все местные культы. Подтверждались и закреплялись решения прежних соборов о канонизации местно-чтимых святых как общерусских. Унифицировались обряды. Например, было официально узаконено под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и т.д. Рекомендовалось также ограничить чтение светской литературы, отказаться от брадобрития, игры в шахматы, игры на музыкальных инструментах и т.д. Вводилось преследование скоморохов.
Т.е. Стоглавый собор своими решениями закрепил стремление Избранной рады к объединению русских земель и церковной централизации.
В рамках проводимых Избранной радой реформ было отменено «местничество» в войске: боярам было указано служить «без чинов». Это тоже серьезно подорвало позиции феодальной аристократии. В 1550 г. было создано постоянное войско, находившееся в непосредственном подчинении царя. Сначала был создан трехтысячный отряд стрельцов, затем численность стрелецкого войска увеличилась до 12 тысяч. В том же 1550 г. принято решение о помещении поблизости от столицы «избранной тысячи» дворян, которая должна была стать опорой трона и поставлять кадры на руководящие должности в войске и в государственном аппарате. Дворянская поместная конница, до 75 тысяч всадников, составляла основную силу войск.
В целом реформы 50-х годов продвинули Россию далеко вперед и укрепили государство, в т.ч. его военную силу.
Успехи внешней политики в XVI в.
После распада Золотой Орды серьезную опасность для России представляли казанские и крымские ханы. Это пытался использовать в своих целях турецкий султан. Он предпринимал попытки создать единый фронт ханств на бывшей территории Орды. Много бед приносили набеги казанских татар, которые, проникая в глубь России, грабили, захватывали пленных. Борьба с Казанским ханством шла с переменным успехом. В результате похода на Казань в 1552г. 150-тысячное русское войско под командованием царя взяло город штурмом. Земли ханства были присоединены к России.
Сравнительно легко была побеждена Астрахань. В 1556г. Астраханское ханство было окончательно ликвидировано, а Ногайская орда, располагавшаяся в Приуралье и Северном Прикаспии, признала вассальную зависимость от России. В 1557 г. к России была присоединена Башкирия (прежде находившаяся под властью Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств). Все Поволжье, от устья до низовья Волги, а также часть Урала, теперь принадлежали России.
Еще одной важной внешнеполитической задачей России являлось обеспечение выхода к Балтийскому морю. Удобный морской путь в Европу был жизненно необходим для развития страны. Ливонский орден, в течение 300 лет угрожал северо-западным русским землям и перекрывал России этот путь. Дед Ивана IV, Иван III, сумел разгромить Ливонский орден, вынудил его признать права России на Юрьев (Тарту) и платить за него дань. Теперь, когда Ливонский орден отказался от уплаты дани и заключил в 1557г. антирусский военный союз с Литвой, война на западных рубежах России становилась неизбежной. В 1558г. Иван Грозный начал знаменитую Ливонскую войну (правда, в войне участвовал не только Ливонский орден, но и другие враждовавшие с Россией государства: Литва, Польша, Швеция).
Начало войны было успешным для России: штурмом были взяты Нарва и Юрьев, разгромлено войско Ливонского ордена и захвачена почти вся Ливония. Однако в военные действия вмешались шведы, датчане, польско-литовские войска. В результате война для России стала затяжной. Последний крупный успех – взятие русскими Полоцка (1563г.). В 1564г. русская армия потерпела тяжелое поражение на р. Уле (в январе) и под Оршой ( в июле). В результате группа воевод попала в опалу, двое сразу были казнены за «измену».
Правительство Избранной рады фактически распалось. Вероятно, одной из основных причин разрыва царя с Избранной радой было стремление Ивана Грозного максимально ускорить процесс государственной централизации. Методами же Избранной рады, т.е. путем медленного и постепенного реформирования, быстро завершить начатое было невозможно. Руководители Избранной рады также подверглись опале: Адашев был отправлен в низком чине на Ливонскую войну, а позднее оказался в заточении. Священник Сильвестр принял постриг в одном из северных монастырей. Ситуацию усугубило бегство в Литву в 1564 г. одного из ближайших помощников царя, князя Андрея Курбского.
Огромные военные расходы, тяготы войны обострили внутренние противоречия, накопившиеся в стране. В этой обстановке все более вероятными становились чрезвычайные меры. Системой таких мер стала опричнина.
Опричнина.
Опричнину царь вводил, поражая современников театральностью своих действий. В декабре 1564 г. царь со своим двором и казной неожиданно покинул столицу. Царский поезд направился в Александровскую слободу. Оттуда, в первых числах января 1565 г., пришли две царские грамоты. В них Иван IV обвинил бояр, служилых людей и церковных иерархов в «изменных делах» и нерадении. Вместе с тем Иван IV объявлял, что против простых людей он гнева и опалы не держит. Это был блестящий маневр. Царь этим своим поступком спровоцировал волнения среди простого люда. Под давлением купцов и горожан к царю была послана делегация из бояр и церковных иерархов. Делегаты умоляли царя не гневаться и вернуться на престол. Царь согласился при условии, что все его требования будут выполнены. Главные требования Ивана IV состояли в абсолютном его праве «опалы свои класть, а иных казнить». Вторым условием являлось «учинити… на своем государстве себе опричнину».
С января 1565 г. вся территория России была разделена на опричнину («опричь» - «кроме» остальной земли) и земщину. В каждой существовали свои органы управления, в том числе боярские думы, войска. Зачисленным в опричнину боярам выделялись земли в опричных уездах. Первоначально в состав опричного удела вошли дворцовые волости и некоторые другие, важные и наиболее обустроенные земли. Позднее в опричнину были взяты обширные земли в разных районах страны, в основном, имевшие стратегическое значение. Феодальная аристократия выселялась из опричных уездов. Земли бояр конфисковывались вместе с крестьянами и передавались опричникам. Взамен им давались земли в земщине, которые, обычно, еще надо было обустраивать.