Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Еще раз Невскому пришлось вступить в противостояние с новгородцами во время переписи, проводимой монголами. Вольнолюбивые новгородцы не хотели признать ее, считая этот акт ущемлением своих свобод. Понимая, что строптивость новгородцев может вызвать ханский гнев и новое нашествие на Русь, Александр в 1258 г. вновь отправился в Орду.
Успокоив ордынцев, Александр начал бескровную или, выражаясь современным языком, «психологическую» войну с новгородцами. В город был послан некий Михайло Пинешинич - новгородец, преданный Александру. Он уверил земляков, будто на них уже послано татарское войско. Оно, мол, стоит во владимирской земле и в любой момент готов двинуться на Новгород.
Перед лицом якобы «опасности» новгородцы обрели здравый смысл и согласились принять татарских «численников».
Подавив смуту новгородцев, Александр добился того, что теперь князь, который всходил на владимирский престол и утверждался на нем Ордой, становился и князем в Новгороде. Политика Александра открывала путь к упрочнению суздальской власти во всей Северной Руси.
Уладив восточные дела, Александр принялся за неспокойные северные и западные рубежи Руси. Но на этот раз он избрал путь переговоров, заключения договоров с соседями. Александр начал переговоры с Норвегией и добился того, что отношения с ней были поставлены на прочную основу государственных соглашений. Это был несомненный успех княжеской политики в Северной Европе. Заключенное Александром соглашение легло в основу окончательного русско-норвежского договора 1327 года.
Но далеко не везде можно было
обойтись мирными соглашениями. Еще
продолжались переговоры с Норвегией,
когда в 1253 году Орден предпринял
новый набег на Псков, рыцари пожгли
его посад. Александр тотчас отправил
новгородско-псковско-
Затем, воспользовавшись разладом между Орденом и немецкими городами, после долгих переговоров русские подписали мир с немцами на своих условиях.
На Севере, где все еще не было мира со Швецией, дела складывались хуже. Окрыленные захватом Финляндии, зная, что над Новгородом нависло татарское иго, шведы рискнули на еще один русский поход. На этот раз они заручились поддержкой Дании. Но планам шведов не суждено было реализоваться. Александр узнал о происходящем от новгородских послов и выслал навстречу рыцарям свои отряды. Шведские и датские рыцари не ожидали ничего подобного и, узнав о действиях Александра, отступили.
Александр еще не терял надежды сохранить южную Финляндию. Зимой 1256 года в он пришел в Новгород с полками из владимирцев; с ним был митрополит Кирилл. Перейдя по льду Финский залив, русские опустошили шведские владения. Насильственно крещенные и угнетаемые финны в большом числе присоединились к русским. Но закрепиться здесь русскому войску не удалось. Александр понял, что Финляндия утрачена, но все же считал поход оправданным: Швеция поняла, что татаро-монгольское нашествие не погасило заинтересованности Руси в делах Северной Европы.
Еще одним «западным» противником Руси стала Литва. Вскоре после подавления выступлений новгородцев и псковитян, из Новгорода Александру сообщили, что литовцы с полчанами подступили к Смоленску и взяли «на щит» лежащий южнее городок Войщину. Далее поступили вести о нападении литовцев на Торжок.
От ханов Орды не ускользнули
эти набеги литовцев, и вскоре зимой
ее рати вторглись в Литву. В этом
походе большого татарского войска под
главенством воеводы Бурундая было
велено участвовать и галицинско-
Важным деянием Александра во времена Великокняжения владимирского можно назвать договорную грамоту 1262г., названную «Докончанье» - это договор о дипломатическом урегулировании торговых отношений вдоль западной границы. «Докончанье» было одобрено вечем уже после смерти Александра и оказалось очень долговечным.
Известно, что накануне своей кончины Александр стоял на пороге еще одной дипломатической победы - заключения договора с монголами о совместном выступлении против сил Ордена. И князь уже начал подготовку к походу. Но в самый разгар ее, в 1263 году, возвращаясь из очередной поездки в Орду, князь скончался.
Историки выдвигают различные оценки этого «соглашательства» Александра с монголами, договоров с Ордой. Нам кажется наиболее корректной и близкой к истинному положению вещей точка зрения Н.С. Борисова. Борисов, в частности, пишет: «Что касается Александра Невского, то он в своем стремлении наладить мирные отношения с Ордой не был ни предателем интересов Руси, ни ее «добрым гением», «спасителем». Князь действовал, так как подсказывал ему здравый смысл». Опытный политик суздальско-новгородской школы, он умел видеть грань между возможным и невозможным. Подчиняясь обстоятельствам, лавируя среди них, Александр шел по пути наименьшего зла. Он был, прежде всего, хорошим хозяином и больше всего заботился о благополучии своей земли. В этой ситуации он счел предпочтительным пойти на соглашение с татарами, всеми силами пытаясь отстоять западные рубежи Отечества и сохранить религиозный суверенитет. Подводя итоги борьбы Руси с монголо-татарским нашествием и вторжением крестоносцев, следует отметить, что батыево нашествие оставило неизгладимый след в истории страны. Это нашествие поделило историю Руси на две эпохи – Русь домонгольскую и Русь под владычеством монголов. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда европейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, строились прекрасные сооружения, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь еще довольно долго лежала в руинах.
Ордынское иго на Руси сыграло, несомненно, отрицательную роль. Ордынские властители отнюдь не содействовали централизации Руси, объединению земель. Они, наоборот, препятствовали этому. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями. Нашествие и иго татар отбросило русские земли назад в их развитии. Власть Орды создавала серьезные проблемы для русского общества, деформировала многие государственные структуры. Политическая зависимость Северо-Восточной Руси (в меньшей степени Новгорода) от Золотой Орды искусственно изолировала эти земли от западного мира и Византии. Возможность культурного влияния греческой православной цивилизации на Русь резко уменьшилась, однако русская церковь полноценно развивалась и оставалась важнейшей культурной и политической силой, причем силой общерусской.
Из внутренних причин политического, культурного, экономического характера произрастали и объединительные тенденции, становившиеся все более заметными в XIV-XV вв. Подчинение татарам порождало дополнительные мотивы для объединения.
На развитие русской культуры второй половины XIII-XV вв. оказали влияние три важнейших фактора: монголо-татарское нашествие и установление монголо-татарского ига, объединение русских земель в единое государство, формирование великорусской народности.
Культура монгольского периода
Трагические события русской истории – нашествие на Русь монголо-татар и установление на 2,5 века золотоордынского ига – не могли не сказаться на развитии культуры в этот период. В результате истребления и увода в плен массы ремесленников была подорвана основа материальной культуры ремесло, основанное на ручной технике. Многие секреты ремесленного производства были утрачены. Так исчезли сердоликовые бусы, стеклянные браслеты, пропала полихромная строительная керамика, полтораста лет не было филиграни и тиснения металла, навсегда утратилось искусство тончайшей перегородчатой эмали и т.д.
Катастрофические последствия
имело монголо-татарское
В результате вторжения монголо-татар погибло огромное количество памятников письменности. Летопись сообщает в 1382 г., что когда москвичи отбивали внезапное нападение Тохтамыша, горожане и жители окрестных сел принесли свои книги и сложили их в каменные церкви, чтобы защитить от огня. Книг было так много, что они заполнили помещения кремлевских храмов доверху. Все это погибло, когда Тохтамышу удалось ворваться в город. Пришли в упадок живопись, прикладное искусство и другие области культуры.
Прямое влияние на всю русскую культуру XIII –XV вв. оказала тяжелая борьба с внешним врагом и стремление к объединению страны для борьбы с завоевателями. Идея единства русской земли проходит через произведения письменности, живописи, образы, характеры. В XIV в. начинается процесс формирования великорусской народности, в основе которого лежало постепенное сглаживание этнических различий, складывание общей государственной территории, формирование общего языка, рост национального самосознания, особенно усилившегося после победы на Куликовом поле (1380). В целом, складывание великорусской народности оказалось важнейшим фактором, повлиявшим на развитие культуры.
Со второй половины XIVв. начинается хозяйственный подъем на Руси. Если на протяжении второй половины XIII – первой половины XIVв.в. все внешние связи русского государства, в том числе и культурные, были почти полностью прерваны, то постепенно на основе хозяйственной деятельности начинает преодолеваться замкнутость русской культуры.
Центральной темой литературы во второй половине XIII –XV вв. стали события монголо-татарских вторжений и героической борьбы русского народа против завоевателей. В составе летописей дошло до нашего времени несколько повестей об отдельных событиях битв на р. Калке, вторжении Батыя, разорении Рязани, обороне Козельска и т.д. Эти повести по характеру весьма близки произведениям народного эпоса.
В первые десятилетия после монголо-
При всем различии политических тенденций
во всех летописях отчетливо
Первой жертвой монголо-
В литературе XIII –XIV вв. отразилась также борьба с немецкими и шведскими рыцарями. Этой теме посвящены дружинные повести об Александре Невском и Псковском князе Довмонте, недошедшие до наших дней. Они были переработаны в последствии в жития (после канонизации князей). Памятником Тверской литературы является «Повесть о Шевкале», написанная на основе народного сказания, возникшего после 1327 года , когда в Твери было подавлено восстание против монголо-татар. «Повесть о Шевкале» производит впечатление рассказа, записанного со слов очевидца восстания.
Мощным толчком к новому подъему русской литературы в конце XIVв. явилась победа русского народа над монголо-татарами на Куликовском поле, вызвавшая подъем национального самосознания. Под ее воздействием возник цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль – о единстве Русской земли как основе победы над врагом.
Наиболее объемным и самым популярным произведением куликовского цикла было «Сказание о Мамаевом побоище». Повесть построена по четкому плану, послужившему образцом для последующих поколений на ту же тему. «Сказание о Мамаевом побоище» начинается о том, как Мамай решает на совете идти на Русь. Дальше сообщается об измене рязанского князя Олега, вставшего на строну монголо-татар, литовском князе Ягайло, также спешившем на помощь Мамаю. Автор отдает должное полководческому таланту Дмитрия Донского, отмечает удачный выбор места для битвы, подчеркивает значение единства Русских князей и представляет победу на Куликовом поле как награду за христианские добродетели, как покровительство первых русских святых Бориса и Глеба.
В конце XIV в. появляется «Задонщина», автором которой был рязанец Сафоний. Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий. «Задонщина» – литературное произведение и его цель воспеть победу над ненавистным врагом.
Литература конца XIV – XV вв развивалась очень интенсивно, и можно различить большое количество стилей и тенденций, разнообразие жанров и местных особенностей. Один из жанров, возникших в это время, жанр витиеватых пышных похвал, обращенных первоначально к святым покровителям побед. В стиле этого нового литературного течения выдержано слово «О житии великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», посвященного Дмитрию Донскому. Наиболее известные агиографические произведения этого периода «Житие митрополита Петра», переработанное митрополитом Киприаном, «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского», составленные, видимо, одним из самых блестящих писателей конца XIV начала XV вв Епифанием Премудрым. Именно Епифанию Премудрому принадлежит торжественный, высокопарный литературный стиль.