Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Во второй половине XV в стал распространяться жанр сюжетной повести. Внешне произведения этого жанра вполне историчны, но в действительности, здесь уже появляются вымышленные сюжеты. Одно из наиболее ярких произведений этого жанра «Повесть о Петре и Февронии», возникшая вероятно в Муроме. В классическом жанре путевых записок выдержано «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Повествование отличает правдивость, строгость и скупость в отборе фактов, какие –либо фантастические сведения почти отсутствуют. Он пишет только то, что видимо наблюдал сам, а по рассказам – лишь о географии и торговле. Но больше всего его интересуют люди.

Как уже отмечалось выше в результате монголо-татарского нашествия на Руси на целых полстолетия прекратилось каменное строительство, возобновившееся  лишь в самом конце XIII в. В 1285-1290 гг. был построен главный тверской храм Спасо-Преображения, продолживший традиции владимиро-суздальского зодчества. Но каменное строительство в Твери в XIV в не было значительным: была построена еще одна каменная церковь в 1323 г., но разгром Твери после восстания 1327 г. надолго ослабил ее.

Одним из крупнейший центров развития искусства в XIV-XV вв., имевшем не только русское, но и европейское значение, был Новгород, переживавший в это  время экономический и политический подъем. Новгородские постройки возводились чаще всего на средства отдельных бояр, купеческих объединений и «уличан» (жители той, или иной улицы), поэтому в памятниках Новгорода ярче всего отражались вкусы заказчиков.

Новгородские зодчие также основывались на традициях архитектуры домонгольского периода, но при этом вели поиск новых художественных и строительных приемов. Это нашло воплощение уже в первой постройке, возведенной после длительного перерыва в церкви Николы-на-Липне. Одним из классических памятников новгородского зодчества является построенная по заказу посадника Семена Андреевича на Торговой стороне церковь Федора Стрателата (1360-1361 гг.). Четерехстолпный одноглавый храм был вместе с тем и хозяйственным помещением. В нем были устроены тайники и камеры для хранения ценностей. Новый стиль новогородского зодчества отличался нарядным внешним убранством храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными вкладными крестами. В этом стиле выдержана церковь Спаса-на-Ильине (1374 г.), Петра и Павла в Кожевниках (1406-1407 гг.), Иоанна Предтечи на Опоках (1454 г.), центра знаменитой новгородской купеческой корпорации «Иваново сто».

Значительным своеобразием отличалось зодчество Пскова. Псковские сооружения XIV-XV вв. производит впечатление крепостных. Это естественно, так как Псков в течение столетий вел упорную борьбу против завоевателей. Именно во Пскове был возведен в XV в. самый большой каменный Кремль, стены которого протянулись на девять километров. Большинство псковских храмов XV в. представляют собой небольшие кубические постройки с одной главой, украшенной простыми поясами в виде треугольных и квадратных углублений. Внешний облик этих церквей прост и лаконичен. Псковские мастера разработали особую систему перекрытия зданий взаимно перекрещивающимися арками, что дало возможность в последствии строить бесстолпные храмы.

Начало каменного строительства  в Москве относится ко второй четверти XIV в. При Иване Калите в московском Кремле строятся четыре каменных храма, несохранившихся до наших дней. Есть основания предполагать, что выстроены они были в духе традиций Владимиро-суздальского зодчества. В 1367 г. в Москве возводится храм, единственный в то время в Северо-Восточной Руси, и с этого времени начинается полоса интенсивного каменного строительства. Отличительной особенностью московской архитектуры стало внимание к традициям строительства Владимиро-Суздальской Руси. Не случайно в конце XIV в было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переславле-Залесском, Ростове. Древнейшим, сохранившемся памятником московского зодчества был Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввина Сторожева монастыря (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Образцами для них послужили храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире.

Вторую половину XIV – начало XV в. называют «золотым веком» стенной живописи Древней Руси. Со второй половины XIII в., с прекращением каменного строительства, фресковая живопись исчезает почти  полностью и восстанавливается  во второй половине XIV в. Но живопись как вид искусства не исчезает, а активно развивается в иконописи, в книжной миниатюре. Иконы в церкви должны были заменить стенную роспись, поэтому их старались размещать в определенной последовательности, в соответствии со сложившимися канонами, религиозными традициями. Постепенно складывается система иконостаса.

До середины XIII областные особенности  живописи были выражены очень слабо, хотя уже начинают формироваться  местные художественные школы. В XIV в. складываются новгородская, ростовская, тверская, псковская, московская и вологодская  школы живописи. Несмотря на отличия, все местные школы объединяет одна черта – внимание к человеческой психологии.

Высокого развития достигает новгородская живопись, использовавшая как достижения византийского и суздальского искусства, так и местные традиции.

Знаменитым художником XIV в. был Феофан Грек. Он приехал из Византии, работал сначала в Новгороде, а затем в Москве. Его живопись восприняла многое из русского искусства и в свою очередь оказала сильное влияние на русских художников. Его необыкновенной талант живописной импровизации, необычная уверенность письма, мудрость и глубина содержания, умение проникать в человеческую психологию, справедливо заслужили ему прозвище «философ». Лучшей работой Феофана считается фресковая роспись церкви Спаса-на-Ильине улице. Всему творчеству Феофана присущи духовная возвышенность, эмоциональность, экспрессивность. Его фрески исключительно выразительны и в них есть что-то суровое, даже грозное.

Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV начале XV вв. Здесь  работал Феофан Грек, расписавший Благовещенский собор. Следы влияния Феофана отчетливо прослеживаются и в иконах и в книжной миниатюре. Наиболее ярким представителем национальной школы живописи этого периода был Андрей Рублев.

Несмотря на то, что творчество Рублева сыграло огромную роль в древнерусской живописи, о его жизни известно очень немного. Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор из Городца расписывали Благовещенский собор в Кремле. В 1408 г. Андрей Рублев вместе в Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем возвратился в Москву. В 1425-1427 гг. Андрей Рублев принимал участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а затем работал над фресками Спасо-Андронникова монастыря. Умер Андрей Рублев в 1435 г. в глубокой старости. Из его произведений сравнительно неплохо сохранились фрески Успенского собора во Владимире, и самым замечательным произведением Рублева, выдающимся памятником мирового искусства является икона «Троица», написанная для иконостаса Троице-Сергиева монастыря. Изображение исполнено средневекового символизма. Вся композиция вписана в восьмиугольник, символизирующий вечность. Стол, за которым сидят ангелы, символизирует собой жертвенник и т.д. Однако символика изображения доступна лишь лицам с богословскими знаниями, а на первый же план выступает чисто человеческое содержание, грусть, навеянная сочувствием к страдающему человечеству, безмолвная беседа ангелов о грядущих судьбах мира. Настроение бесконечности присуще и окружающему пейзажу.

Огромную силу воздействия этого шедевра отмечали уже современники Рублева. В XVI в. глава русской православной церкви митрополит Макарий собрал собор, решением которого художникам предписывалось писать, как писал Андрей Рублев.

Культурное развитие русских земель в XIII –XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижение местных культур. Усиливающийся интерес к явлениям природы, появление сюжетной повести в литературе и блестящий подъем русской живописи XV в. – все это многообразные проявления того общего развития культуры, в котором зарождались рационалистические и гуманистические начала. Завершение этого процесса относится к следующему периоду, начавшемуся с конца XV в.

 

Лекция 3

После татаро-монгольского нашествия, после того, как русскую землю еще раз прошла с карательной миссией Неврюева рать, после столетий ига, Русь медленно приходила в себя, возвращалась к нормальной жизни. Однако постепенно жители вернулись в свои поселения, разоренные кочевниками, восстановили и вновь заселяли их, либо основывали новые поселки – починки. Люди распахивали пустующие земли, восстанавливали поголовье скота. С XIV в. наблюдается некоторый подъем сельского хозяйства Северо-Восточной Руси. Развиваются домашние деревенские ремёсла, которые обеспечивали селян утварью, орудиями труда, тканями. Развиваются промыслы – железные, соляные. С восстановлением промыслов восстанавливается торговля – железом, солью, мехами.

Основной формой феодального землевладения  оставалась вотчина. В XIV-XV вв. растет феодальное землевладение князей, бояр. У Ивана Калиты, например, было 50 принадлежащих ему сел, а у его правнука Василия I – уже 125 сёл. Бояре требовали от князей все новых заселенных крестьянами деревень, угрожая в противном случае уйти от князя. Отдельным боярам удавалось таким образом обзавестись 50 вотчинами и даже больше. Важное отличие вотчины XIV – XV вв. от вотчины XI – XII вв. состояло в преобладающем количестве крестьянских наделов. Барщинное боярское поле было невелико. Т.е. основой деревенского хозяйства становится мелкокрестьянское хозяйство. Крупными землевладельцами являлись некоторые монастыри, например, Соловецкий, Троице-Сергиев.

Наряду с вотчиной все шире распространяется условное землевладение – поместья дворян и «детей боярских» – служилых людей князя. Чаще всего их земли являлись «пожалованием» князя. В XIV в. появляются сами термины – «крестьянин» и «дворянин».

Среди различных категорий крестьян помимо холопов появляются новые  закабаленные люди: крестьяне-серебренники (которые взяли взаймы деньги), изорники (от слова «орать», т.е. пахать – те, кто работал на поле феодала), половники (должны были отдавать половину своего урожая) и т.д. Все большее количество крестьян становились зависимыми, но часть крестьянства остается свободной (особенно – на севере, в лесах). Черносошные (государственные) крестьяне платили налог князю.

С конца XIV в. землевладельцы все активнее пытаются ограничить право крестьян переходить к другому землевладельцу. В отдельных землях Руси это ограничение  было уже законодательно закреплено. Крестьяне отвечали на попытки их закабаления бегством от феодалов, разбоем, грабежами.

Восстанавливались и города. Это  диктовалось потребностью жителей  в надежных укреплениях от врагов, а также потребностью сел в  ремесленных изделиях. Строится новая Рязань. Развиваются Владимир, Новгород, Псков. Выдвигаются Москва, Тверь, Нижний Новгород. Князем Юрием Ярославичем в XIV в. был «обновлен» Муром. В городах появляется много плотников и каменщиков.

Центром города являлся кремль, где  жили князь и воевода. Вокруг располагался посад, рядом с городом – слободы. Власть была в руках феодала. Жители города имели свои организации (в документах того времени упоминаются, например, старосты ремесленников). Все ремесленники селились по специальностям.

В политическом отношении Владимиро-Суздальская Русь в период раздробленности была разделена на несколько «великих княжеств»: Владимирское, Рязанское, Муромское, Суздальское, Переяславское (с Москвой), Рязанское, Новгородское, Черниговское, Смоленское, Киевское и др. Они представляли собой фактически самостоятельные государства. Княжества делились на уделы. В каждом княжестве был свой великий князь, в уделе – удельный князь. Продолжались усобицы.

Уже в XIII в. появляется, правда, тенденция  к новому объединению всех враждующих между собой русских земель.

В XIV в. тенденция к объединению  земель в одно централизованное государство  стала доминирующей во внутриполитическом развитии Руси. Новым центром Руси претендовал стать Владимир, Рязань, Тверь, Новгород.

Но главными соперниками на роль центра Руси являлись Москва и Тверь. Первое упоминание о Москве относится к 1147 г. (год основания Москвы), о Твери – к 1208 г. Основана же она, видимо, была раньше – в 30-40-е гг. XII в. В 1247 г. Тверь становится центром княжества. Московское княжество возникло позднее – в 70-е гг. XIII в.

Основные предпосылки объединения  русских земель:

1. Экономические. Развивалось хозяйство  северо-восточных областей, росли  города, процветали ремесла. Создавались  условия для торговли между  различными городами и деревнями. Экономическое развитие поднимавшихся русских земель приводило к заинтересованности в более тесных торговых связях между отдельными землями, образовании единого рынка. А эти связи, это образование общего рынка способствовали и политическому объединению русских земель.

2. Социальные. Растут силы, стремящиеся  к объединению. Расширяется социальная  база великокняжеской власти. В  сильной власти великого князя  были заинтересованы служилые  феодалы, которые были одной  из главных сил в объединении Руси. Дворяне и «дети боярские», широкие слои мелких и средних феодалов стремились из служилых людей превратиться в землевладельцев. Они тоже были заинтересованы в сильной власти, способной подавить крестьянские выступления и завершить закрепощение крестьян. В усилении власти великого князя было заинтересовано и духовенство, которое имело земли с крестьянами, но не имело военной силы, чтобы сохранить их за собой.

Косвенной причиной, ускоряющей процесс  объединения Руси, являлась классовая  борьба феодалов и крестьян. Крестьянские бунты заставляли всех феодалов объединяться. Крестьяне же наивно верили в доброту и справедливость великого князя, видели в нем защиту от произвола феодалов, поэтому и они тоже активно стремились к объединению всех русских земель под сильной властью великого князя.

Еще одна социальная сила – горожане, заинтересованные в торговле с другими  городами и страдающие от насилия  феодалов. Горожане активно поддерживали сильную великокняжескую власть, способную обеспечить безопасность торговых путей и надежную защиту от произвола феодалов.

3. Политические. Основные чаяния  всех слоев населения русских  земель – дать отпор врагам, защитить границы Руси от новых  нашествий. А для этого необходимо  было объединиться всем враждующим  между собой землям и княжествам в единое сильное государство, способное отстоять свою независимость от любого врага.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"