История вхождения Калмыцкого народа в состав Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:43, лекция

Описание работы

- Происхождение калмыков. Ойраты — предки калмыцкого народа
- Исторические сведения об ойратах. Причины откочевки части ойратов на Волгу
- Откочевка из Джунгарии и начало русско-калмыцких отношений
- Завершение процесса добровольного вхождения калмыков в состав Русского государства
- Образование Калмыцкого ханства в составе России
- Калмыцкое ханство в период правления Аюки
- Кризис 1771 г. Откочевка в Джунгарию

Работа содержит 1 файл

History.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ ВХОЖДЕНИЯ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА В СОСТАВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

- Происхождение калмыков. Ойраты — предки калмыцкого народа

- Исторические сведения об ойратах. Причины откочевки части ойратов на Волгу

- Откочевка из Джунгарии и начало русско-калмыцких отношений

- Завершение процесса добровольного вхождения калмыков в состав Русского государства

- Образование Калмыцкого ханства в составе России

- Калмыцкое ханство в период правления Аюки

- Кризис 1771 г. Откочевка в Джунгарию

 

Происхождение калмыков. Ойраты — предки калмыцкого народа

История Калмыкии и ее народа —  неотъемлемая составная часть истории  России и ее народов. Добровольно  войдя 450 лет тому назад в состав Российского государства, калмыки  неразрывными узами связали свою судьбу с Россией, с народами России, в первую очередь — с русским народом. Ближайшими предками калмыков были ойраты, иначе западные монголы, издревле обитавшие в Джунгарии и западных областях Монголии. В силу ряда объективно-исторических обстоятельств, о которых подробно будет рассказано ниже, в конце XVI—начале XVII в. некоторая часть ойратов отделилась от основной их массы, покинула родные кочевья и начала медленно продвигаться в северо-западном направлении, в сторону низовьев Волги. В 30—40-х годах XVII в. она в этих краях навсегда обосновалась, найдя здесь для себя и своих потомков новую родину.

Отделенные от Джунгарии огромным и в те времена трудно преодолимым  расстоянием, поселившиеся на Волге  ойраты стали постепенно утрачивать связи со своими бывшими соплеменниками, оставшимися на старых кочевьях. Во второй половине XVIII в., после того как ойратское феодальное государство — Джунгарское ханство — было разгромлено и перестало существовать, эти связи оказались окончательно порванными, Но изолированное существование для волжских ойратов было, конечно, невозможным. Их окружали соседи, некоторые из них были, как и ойраты, кочевыми скотоводами, другие вели оседлое земледельческое хозяйство: одни из этих соседей находились на низкой ступени культурного развития, другие, наоборот, достигли высокого уровня культуры.

Одновременно с ослаблением  связей с Джунгарией стали быстро множиться и крепнуть экономические, политические культурные и бытовые  связи волжских ойратов с их новыми соседями в первую очередь и, главным  образом с русскими.

Так складывались условия и предпосылки для формирования в низовьях Волги новой народности, вошедшей в историю под именем калмыков.

Но откуда взялся термин «калмык», что он означает кто под ним  подразумевался и подразумевается. Эти вопросы давно уже стоят  перед исторической наукой, но убедительного ответа на них нет до сих пор. Известно, что тюркоязычные авторы в течение ряда столетий именовали всех ойратов, населявших Западную Монголию и Джунгарию, «калмыками», что от тюркоязычных соседей ойратов последние и на Руси стали известны не как ойраты, а как калмыки, о чем убедительно свидетельствуют все русские источники, начиная с 70-х годов XVI в. Упоминание о калмыках содержится уже в указе царя Ивана IV от 30 мая 1574г. на имя Строгановых. Бесспорно, однако, и то, что, по свидетельству исторических памятников и источников, сами ойраты никогда не называли себя калмыками, что даже волжские ойраты лишь медленно и постепенно усваивали название «калмык», которое упрочилось среди них и стало их действительным самоназванием едва ли раньше конца XVIII в.

Такой компетентный свидетель, как  В.М. Бакунин, долгие годы наблюдавший  и изучавший жизнь калмыков на Волге, писал в 1761г.: «Примечания  достойно, что хошеуты и зенгорцы сами себя и торгоутов калмыками  и доныне не называют, а называют, как и выше означено, "ойрат" торгоуты же как себя, так и хошоутов и зенгорцев калмыками хотя и называют, но сами свидетельствуют, что сие название не свойственно их языку, а думают, что их так назвали россияне, но в самом деле видно, что сие слово «калмык» произошло из языка татарского, ибо татары называют их «калмак», что значит «отсталых» или "отстальцев". Не останавливаясь здесь на упоминаемом Бакуниным делений ойратов на торгоутов, хошоутов, зенгорцев и др., поскольку об этом речь будет идти ниже, - отметим его свидетельство, что уже к тому времении, т.е. к 1761г., торгоуты именовали себя и других ойратов калмыками, хотя и признавали это наименование несвойственным их родному языку, но привнесенным в него извне, от не-ойратов и не-монголов. Из слов Бакунина следует также, что остальные ойраты, кроме торгоутов, в это время продолжали еще употреблять свое традиционное самоназвание «ойрат».

Бичурин тоже не сомневался в том, что «калимак, есть имя, данное западным монголам от туркестанцев». Такой заинтересованный свидетель, как калмыцкий нойон Батур-Убаши-Тюмень, автор «Сказания о дербен-ойратах», писал в 1819 г.: «Мангаты (тюрки) дали название халимак (калмык) оставшимся после падения нутука: халимак значит по-ойратски юльдюль (остаток)». Этот свидетель, как видим, не сомневался в том, что термин «калмык» тюркского происхождения, что он дан ойратам тюрками при распадении нутука. Неясно лишь, о каком распадении нутука он говорил и к какому времени его приурочивал.

В специальной статье о калмыках В.В. Бартольд в свою очередь высказывал мысль, что термин «калмык» представляет собой тюркское наименование одного из монгольских народов, самоназвание которого «ойраты».

Приведем в заключение высказывание В.Л. Котвича, которое может рассматриваться  в известном смысле как некоторый итог изучения данного вопроса: «Для обозначения западных монголов (т.е. ойратов - Ред.) в русской и иностранной литературе употребляются чаще всего три термина: ойраты — из монгольских и калмыцких источников, калмыки — из мусульманских, которым следуют и старые русские источники, в том числе архивные документы, и элюты (oлoты, eleuths) — из китайских. Здесь (т.е. в данной работе по истории ойратов. — Ред.) принят монгольский термин ойраты: за термином же калмыки сохранено его специальное употребление для обозначения той группы ойратов, которая проживает по рекам Волге, Дону и Уралу и усвоила себе это наименование, забыв старое имя ойраты».

Итак, можно считать установленным, во-первых, что калмыками именовали  всех ойратов их тюркоязычные соседи, тогда как сами ойраты, особенно западномонгольские и джунгарские, придерживались своего традиционного самоназвания, во-вторых, что лишь в конце XVIII в. термин «калмыки» стал приобретать значение самоназвания потомков тех ойратов, которые в XVII в. обосновались в низовьях Волги, отражая тем самым завершение процесса их консолидации в самостоятельную новую монголоязычную народность — калмыцкую. Важной вехой в этом процессе является законодательная деятельность калмыцкого правителя Дондук-Даши в 40-х годах XVIII в., о которой подробно будет сказано в главе V. Законы Дондук-Даши отразили новые явления в экономической, политической и культурной жизни калмыцкого общества, накопившиеся за столетнее его существование условиях тогдашней российской действительности.

Следует, однако, отметить, что в  целом проблема складывания калмыцкой  народности еще требует своего специального изучения. Важно выяснить, когда  и почему тюркоязычные соседи начали именовать ойратов калмыками. Батур-Убаши-Тюмень, как мы видели, считал, что тюрки присвоили ойратам название «калмык» тогда, когда «распался ойратский нутук». Возможно, что под этим определением он имел в виду откочевку в конце XVI — начале IVII в. части ойратского населения из Джунгарии в пределы России, а в дальнейшем — на Волгу. Но такое понимание было бы ошибкой. Термин «калмык» появился в тюркоязычной литературе гораздо раньше этого события. Первое упоминание о калмыках встречается в сочинении Шереф-ад-дина Йезди «Зафар-намэ», написанном в первой четверти XV в. Описывая военные события эпохи Тимур-хана (1370—1405), автор сообщает о прибытии к Тимуру в 1397/98 г. послов из Дешт-и-Кипчака от улуса Джучиева (т.е. из Золотой Орды), обитателей которого он именует калмыками. Другой автор, Абд-ар-раззак Самарканди (1413—1482), излагая историю правления Шахруха (1404—1447) и Султан-Абу-Саида (1452—1469), указывает, что в 1459/60 г. «прибыли великие послы из земли Калмыцкой и Дешт-и-Кипчака», что эти послы были допущены к Абу-Саиду, которому целовали ноги и т. д. Наибольший интерес представляет рассказ о калмыках в исторической хронике «Родословие тюрков», написанной неизвестным автором не ранее середины XV в. Говоря о распространении ислама в Золотой Орде в годы правления Узбек-хана (1312— 1343), автор пишет: «Когда Султан-Мухаммед-Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит „обреченный оставаться"... По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые оставались там, — калмаками».

Этот источник сообщает, как видим, не только время появления термина «калмык», но и причины, его породившие. Он прямо и недвусмысленно связывает слово «калмык» с процессом исламизации Золотой Орды в первой половине XIV в., причем калмыками, по его словам, стали именовать тех, кто отказался присоединиться к исламу, остался верным старым религиозным верованиям, не захотел переселяться в Среднюю Азию и остался кочевать в степях Нижней Волги и Дешт-и-Кипчака.

Едва ли есть основания подвергать сомнению сообщение данного источника. Вполне возможно, что именно так в описываемое время обстояло дело, что та часть монголо- и тюркоязычного населения Золотой Орды, которая не пошла за Узбек-ханом и Сейид-Ата, получила от правоверных исламистов название «калмык» в смысле «обреченный оставаться», «оставшийся», «отступник» и т. п. Но все это не может объяснить нам, почему указанное название было тюркоязычными соседями перенесено и на ойратов, обитавших в Западной Монголии и Джунгарии, не имевших никакого отношения к Золотой Орде, и, в частности, на ту часть ойратов, которая в XVI—XVII вв. переселилась в низовья Волги. В.В. Бартольд видел причину этого в том, что от присоединения к исламу отказались и ойраты Западной Монголии и Джунгарии, не в пример дунганам, обитавшим вперемежку и рядом с ойратами и примкнувшим к религии пророка Мухаммеда. Но это объяснение пока что не может быть подтверждено конкретными историческими фактами и остается догадкой. Для окончательного решения вопроса необходимо дальнейшее изучение тюркоязычных, русских, монгольских и, возможно, китайских и тибетских источников. Лишь на этой основе можно будет пролить полный свет на историю, термина «калмык», его происхождение и значение.

Ясно лишь, что предками современного калмыцкого народа являются ойраты. Не вдаваясь в подробное изложение  истории этих предков, поскольку она составляет неотъемлемую составную часть истории Монголии и монгольского народа нам предстоит вскрыть и проследить развитие исторических предпосылок, обусловивших откочевку части ойратов из Джунгарии в XVI — XVII вв. и последующее формирование самостоятельной калмыцкой народности в пределах Русского государства.

Более или менее достоверные  данные об ойратах приводятся в источниках, начиная с XI — XII вв. К этому времени  в степях Центральной Азии заканчивался исторический процесс перехода от первобытнообщинного строя к феодализму, от родовых и племенных этнических группировок к более высокому типу этнических общностей — народностям. В течение этого переходного периода, длившегося около 15 столетий, оформился ряд тюркоязычных и монголоязычных народов, общественный строй которых к XII—XIII вв. соответствовал начальным формам феодального способа производства. Показания источников позволяют видеть в таких монголоязычных объединениях, как найманы, кереиты и некоторые другие, не просто племена или племенные союзы, как они обычно характеризуются в литературе, а небольшие государства или ханства раннефеодального типа.

К такому типу объединений приближались в XII в. и ойраты. Рашид-ад-дин в  конце XIII—начале XIV в. писал о них: «Эти племена еще издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название...». К сожалению, из-за пропуска в тексте рукописи Рашид-ад-дина мы не в состоянии установить наименование тех племен и родов, из которых состояло ойратское объединение. Но пропуск этот был не случайным. У Рашид-ад-дина не было соответствующих материалов. Он сам в этом признается, отмечая, что ойратские племена «в подробностях [они] неизвестны». В одном месте он, однако, сообщает, что в начале XIII в. во главе ойратов стоял Худуха-беки из племени дербен. Из этого следует, что дербены входили в состав ойратского объединения. Трудно сказать, существует ли генетическая связь между этими древними дербенами и позднейшими дербетами, о которых пишут все монгольские летописи XVII—XIX вв.

Еще в первой половине XI в. некоторые  монголоязычные племена и племенные  объединения, в том числе и  ойраты, передвинулись в районы Прибайкалья  и верховья Енисея. Вполне возможно, что это было связано с теми общими крупными перемещениями народов Центральной и Средней Азии, которые развернулись в 20—30-х годах XI в. Но перекочевка ойратов в отмеченные районы подтверждается и Рашид-ад-дином. В начале XIII в., накануне образования монгольского раннефеодального государства, кочевья ойратских племен простирались на севере и северо-западе до пределов енисейских киргизов, на востоке до р. Селенги, на юге до отрогов Алтая, подходя здесь к верховьям Иртыша. Разгром Чингис-ханом найманского ханства позволил ойратам занять их кочевья на западе Монголии.

В империи Чингис-хана и его преемников ойраты составляли одно из феодальных владений, более или менее самостоятельное, управлявшееся своими владетельными  князьями, власть которых была наследственной. Находясь на периферии монгольской империи, вдали от ее центров, ойратские феодалы пользовались относительной самостоятельностью от центральной ханской власти, всячески в то же время укрепляя собственную власть в своих владениях. В отличие от центральных областей тогдашней Монголии, экономически тяготевших к рынкам Китая и от них зависевших, ойратские владения, не менее восточных монголов заинтересованные в торговом обмене с Китаем, были все же менее связаны с китайскими рынками, ибо имели возможность хотя бы отчасти и иногда покрывать свои потребности за счет торговли с западными тюркоязычными соседями. Так складывалась некоторая территориальная, административная и отчасти экономическая обособленность ойратских феодальных владений, способствовавшая сохранению и укреплению специфических особенностей в языке, быте и культурных традициях ойратов, сближавшая их между собой, но в то же время отличавшая их от остальных монголов. В этих условиях не могла не зародиться и не получить развитие тенденция к складыванию особой ойратской монголоязычной народности. Эта тенденция усиливалась благодаря тому, что ойраты, населяя западные области Монголии, вольно или невольно вовлекались в борьбу, которую вели между собой монгольские претенденты на ханский престол в середине и в течение всей второй половины XIII в.

Информация о работе История вхождения Калмыцкого народа в состав Российского государства