Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:43, лекция
- Происхождение калмыков. Ойраты — предки калмыцкого народа
- Исторические сведения об ойратах. Причины откочевки части ойратов на Волгу
- Откочевка из Джунгарии и начало русско-калмыцких отношений
- Завершение процесса добровольного вхождения калмыков в состав Русского государства
- Образование Калмыцкого ханства в составе России
- Калмыцкое ханство в период правления Аюки
- Кризис 1771 г. Откочевка в Джунгарию
По свидетельству русских и калмыцких источников, Дайчин всех тех тайшей, которые не поддерживали его политического курса и выступали против него, разорял и вытеснял за пределы калмыцких кочевий.
До нас дошли документы 1651г., в которых Дайчин величается «царем», «калмыцким, татарским самодержцем и многих людей государем и обладателем». Но царское правительство не могло допустить того, чтобы его подданный величался столь высоким званием. Поэтому эти документы оценивались им как «не попригожу написанные». Можно полагать, что по этой именно причине Дайчин не пользовался пожалованным ему далай-ламой ханским титулом, о чем сообщают Габан-Шараб и Батур-Убаши-Тюмень. Однако в 1661г., когда территориальный вопрос был уже окончательно решен, когда калмыки стали исправно нести военную повинность в пользу царя, снова появились документы, в которых Дайчин величается ханом. На одном из них есть помета: «Энэ бичик Дайчин хан буйю», т.е. это письмо хана Дайчина.
Живую картину высокого положения Дайчина нарисовал в 1660г. царский посол дьяк И.С. Горохов в своем статейном списке. Прибыв в ставку правителя калмыков, он увидел избу: «И перед избой поставлена палата, а в ней сидят и около нее человек двести. А от Дайчина избы от дверей стояло человек пятнадцать в кафтанах камчатых и атласных, да два человека ходили с мечи. И как в избу вошли, и Дайчин-тайша сидит против дверей у стены на своем месте. А место послано выше аршина кругом по сажени да покрыто коврами и положены подушки в изголовья. А около места поставлены скрыни писаные китайского дела, а на коленях у него шуба на соболях. А на Дайчине кафтан тмо зеленый киндяк, и в руках держит четки. Да в той же избе сидят по земле около его на коврах ближние его люди и владельцы в шубах и в кафтанах камчатых и атласных человек с двадцать, да стоят человек з десять. А в избе наряжено около ее кругом сажень з двадцать, прикрыты стены камками золотыми китайскими. А где же Дайчин-тайша сидит, и за ним на стене камка китайская ж, на ней две челюсти звериные натканы золотом китайского дела. А на земле стоит тоган железный, в тогане три кружки серебряные золочены мерою мало не в ведро, да поставлены на скамье чанища цельные. А у дверей стоят два человека».
Во всех этих фактах нельзя не видеть отражения развивавшегося процесса централизации власти в руках Дайчина, все чаще и все явственнее выступавшего в роли главного правителя складывавшегося калмыцкого государства. Но как строился аппарат власти в нем? Прямых указаний об этом в источниках, к сожалению, не имеется. В нашем распоряжении имеются лишь некоторые косвенные данные, позволяющие судить о структуре власти в ханстве в описываемое время.
Известно, что калмыки пришли в Россию с определенными традициями обычного и писаного права. Монголо-ойратские законы 1640г. содержат указания о князьях (нойод) разных рангов, о великих князьях (ике нойод) и малых князьях (бага нойод), а также о князьях — правителях крупных улусов (олон ами нойод). Во время составления этих законов Дайчин, видимо, не подходил ни к одной из указанных категорий, что видно из текста, говорящего о группе князей «из разряда Дайчина и Цукера». По всем данным речь здесь идет о торгоутском Дайчине и цоросском Чокуре, кочевавших в конце 30-х годов XVII в. в степях Приуралья и Поволжья, еще не ставших «великими князьями», но уже переставших состоять в рядах «малых князей».
Через два десятилетия, однако, положение существенно изменилось. Дайчин оказался во главе нового территориально-политического объединения, делами которого надо было как-то управлять, что было невозможно без соответствующего административного аппарата. Источники позволяют говорить о существовавшем при калмыцком правителе совещательном органе, в состав которого входили его ближайшие родственники, местные улусные правители и небольшое число чиновников (табунангуд, ямату нойод, ямату тушимет). Русские архивные документы часто именуют этих садовников «думчими тайшами». Решения данного совещательного органа вступали в силу лишь после их утверждения правителем Калмыкии. Проведение же этих решений в жизнь возлагалось на штат гонцов (элчи), на обязанности которых лежало доведение их до сведения тех, кого они касались.
В улусах и аймаках волю местного правителя выполняли свои чиновники (отоккин сайд тушимет, аймаккин тушимет) в лице сборщиков податей (шулюнга), старост (демчей), гонцов (элчи) и т.п., действовавших под руководством особого начальника (дарги) при ставке улусного князя или зайсанга.
В военное время собиралось калмыцкое ополчение, причем во главе улусных отрядов стояли правители соответствующих улусов (хошучи). Во главе всего ополчения находился назначенный правителем Калмыкии один из преданных ему сановников. К числу почетных военных должностей относились также знаменосцы (тугчи) и трубачи (бурэчи).
Интересно отметить, что в Калмыкии в конце XVII—первой половине XVIII в. сложилась своя система судопроизводства и общего управления, известная под именем «зарго». Монголо-ойратские законы 1640г. совершенно не упоминают ни о зарго, ни о его членах (заргучи), из чего можно сделать заключение, что в то время этот институт не был известен ни в Монголии, ни в Джунгарии, ни в Калмыкии. Но законы калмыцкого правителя Дондук-Даши, появившиеся примерно через 100 лет после съезда 1640г., говорят о зарго и заргучи вполне определенно и неоднократно.
Правительство России в годы правления Дайчина и Мончака проводило свою политику в Калмыкии через особых представителей, посещавших ставку калмыцкого правителя. Одним из таких представителей был князь К.М. Черкасский. В начале 60-х годов XVII в. в Москве был образован специальный Калмыцкий приказ, ведавший всеми делами вассального Калмыцкого ханства.
В это время внешнеполитическая обстановка складывалась для Российского государства неблагоприятно. Заинтересованность царского правительства в использовании калмыцкого войска на полях сражений вынуждала его спешить с решением территориального вопроса в пользу калмыков, что в свою очередь способствовало процессу централизации власти в руках их правителя. Первое испытание прочности сложившихся взаимосвязей между калмыцкими феодалами и царской властью приходится на 1657—1661гг., когда совместные выступления калмыков с ратными людьми низовых городов Поволжья, казаками Дона и Запорожья остановили на некоторое время вторжение турецко-крымских войск на юго-востоке Русского государства. Крымский хан неоднократно пытался склонять калмыцкого правителя Дайчина на сторону антирусской коалиции. В 1657г. Дайчин, как об этом уже говорилось выше, получив соответствующее предложение, ответил хану, что находится в вечном подданстве у русского царя и по этой причине не может вступить в союз с Крымом. В следующем году в ставку правителя калмыков прибыло из Крыма большое посольство с богатыми дарами, пытавшееся настроить калмыцких феодалов против России, но успеха не имело.
В конце 1658г. крымский хан вновь подговаривал Дайчина к совместному выступлению против России, предлагая ему захватить Казанский и Пермский уезды. Калмыцкие феодалы и на этот раз не поддались хану. В 1659г. правитель Крыма предпринял еще более настойчивую попытку склонить Дайчина и его приближенных на свою сторону, но и она оказалась безуспешной.
В 1660г. Украина подверглась нападению с двух сторон; с запада шел король польский, с юга — хан крымский. Развернувшиеся военные действия у Конотопа и в других местах не принесли вначале успеха русско-украинской армии. Решающие бои завязались под Львовом. Поход войск царского воеводы В.Б. Шереметьева и гетмана Украины Ю. Хмельницкого оказался неудачным, их войска отступили в район г. Чуднова, где попали в окружение и понесли тяжелые потери, а воевода Шереметьев попал в плен. Тяжелая обстановка сложилась и на Дону. Против России открыто выступил турецкий султан, отправивший под Азов 33 корабля с 10-тысячной армией и артиллерией. В то же время в Азов прибыл крымский хан с 40-тысячной армией. Трудная военная обстановка, сложившаяся на Украине, в Белоруссии и на Дону, заставила правительство России принять экстренные меры для собирания сил против наступавших польских и турецко-крымских феодалов. Одним из таких мероприятий было посольство И.С. Горохова, которому предписывалось передать указ царя Алексея Михайловича, «чтобы Дайчин-тайша послал к крымскому хану спрещение, чтобы крымский хан от польского короля отстал и помочи ему не чинил». В противном случае Дайчину предлагалось «посылать своих воинских людей на крымские улусы».
Калмыцкие войска численностью около 10 тыс. выступи и в поход против турецко-крымской армии. Из этих 10 тыс. воинов половину дал Дайчин, а остальные 5 тыс. выделили его тайши.
В документах имеются сообщения астраханского воеводы Г.С. Черкасского об успешных операциях калмыков.
В 1661г. Дайчин, ссылаясь на свой преклонный возраст, отошел от дел, поручив их сыну Мончаку. Последний оказался энергичным продолжателем политики отца. По сообщению В.М. Бакунина, он всех тайшей, выступавших в качестве соперников, старался «улусами обессилить, а противного себе родного племянника своего, имянуемого Джалба» (по русским документам Ялбу), нарушившего шерть 1661г., разбил, а его самого выдал царским властям. Этот акт Мончака вызвал гнев Дайчина. Последний потребовал от русских властей немедленного освобождения Джалбы, угрожая в противном случае выступить против астраханского воеводы и силой освободить племянника. Однако Дайчин не встретил поддержки со стороны других тайшей, подавляющее большинство которых оказалось объединенным вокруг Мончака. В этих условиях Дайчин, решивший во что бы то ни стало вызволить своего племянника, примкнул к башкирским повстанцам, выступавшим в это время против царского правительства, совместно с которыми действовал вплоть до 1664г., после чего повинился, был русскими властями прощен и получил разрешение кочевать со своим улусом в междуречье Яика и Волги.
Так, Дайчин, еще недавно являвшийся главным правителем Калмыкии, первым ее фактическим ханом, оказался отвергнутым тайшами. Теперь уже не Дайчин, а Мончак был главным правителем Калмыкии, ее вторым фактическим ханом. Именно это показали события 1662—1664гг.
Летом 1663г. в Калмыкию прикочевала из Джунгарии хошоуто-дербетовская группировка Конделена-Убаши и Даяна-Омбо. У Сарпинских озер астраханский воевода князь Черкасский имел встречу с Мончаком и послами Конделена-Убаши и Даяна-Омбо, которые заявили, что их тайши «хотят быть в подданстве и во всяком послушании так же, как и Мончак-тайша». Вскоре улусы прибывших нойонов соединились с улусами калмыцкого правителя, признав как непосредственную власть Мончака, так и верховную власть Русского правительства.
За время своего управления калмыцкими улусами (1661 — 1669) Мончак неизменно был верен русскому правительству и нес службу в его пользу. Причем он не только выполнял распоряжения русских властей, но и проявлял инициативу, иногда подсказывая им те или иные мероприятия. Так, в начале 1664г. он известил русское правительство о намечавшемся заговоре башкирских и татарских феодалов против России, причем заговорщики рассчитывали на поддержку Крыма. Мончак рекомендовал властям подавить заговор и выступить против Крыма, обещая поддержать этот поход своими войсками.
Мончак предложил также
Крымский хан, убедившись в том, что калмыки представляют собой серьезную силу, мешающую ему организовать набеги на русские земли, пытался привлечь их на свою сторону и заключить союз с их тайшами, но успеха не добился. Мончак известил русское правительство, что «крымский де хан присылает к нему, Мончаку-тайше, людей своих безпрестанно, чтоб он с ним, ханом, был в соединенье, а великого государя с людьми в войне. И от того де крымский хан сулит ему, Мончаку, подарки большие. И он де, Мончак, для великого государя милости в том крымскому хану отказал».
Царское правительство весьма ценило лояльную службу Мончака, войска которого оказывали существенную помощь русским армиям, отражавшим натиск Крыма и Турции.
В последние годы жизни Мончак вел
войну с «дальними калмыками»,
а в годы крестьянской войны под
предводительством Степана
Так развивался процесс формирования калмыцкого феодального государства. К началу 60-х годов окончательно определилась территория, выделенная калмыкам царской Россией, укрепились торговые отношения калмыков с русским населением, окрепла центральная ханская власть. Калмыкия превратилась в феодальное государство в составе России, подвластное царской власти. Дайчин и Мончак были основателями Калмыцкого ханства и его первыми правителями.
Калмыцкое ханство в период правления Аюки
Правление Аюки начиналось в сложной обстановке. Крестьянская война под предводительством Степана Разина, охватившая в 1670—1671 гг. Дон и Поволжье, всколыхнула и калмыцкую степь. Так, уже весной 1667г. в первом походе Разина на Волгу приняла участие часть улусных людей Аюки, кочевавших по Волге. В специальной грамоте царя Алексея Михайловича на имя Аюки говорилось «о сыску воровских калмыков и о их наказании». Калмыцкие феодалы, опасавшиеся повстанцев, включились в борьбу с разинскими отрядами, овладевшими летом 1667г. Яицким городком. В его осаде активное участие принимал 10-тысячный отряд Дайчина. Царское правительство, обрадованное активностью Дайчина, предписало астраханскому воеводе избегать всего, что могло бы вызвать недовольство калмыцких тайшей.
Через год, весной 1668г. С.Т. Разин, пробившись из Яицкого городка, отправился морем в Иран, откуда вернулся на Дон осенью 1669г. В мае 1670г. он вновь направился на Волг. В это время по всему Поволжью стало разгораться крестьянское движение, в котором принимали участие не только русские крепостные, но и все народы Поволжья. В конце мая и в начале июня этого года пришли под Самару «многие воинские люди, калмыки и изменники башкирцы... и под городом дальние надолбы разгромили... и стали в степи от города версты по 3 и по 4». В середине июня «объявились изменники башкирцы и калмыки и в Казанском уезде». Еще в мае С.Т. Разин занял Царицын и разбил стрелецкий отряд. Царское правительство для борьбы с повстанцами направило к Самаре и Царицыну свои войска и предприняло шаги для укрепления Саранска и Тамбова. Принятые царскими властями меры предотвратили соединение калмыцких и башкирских отрядов в районе Самары с основными силами Разина. В начале июня Разин пошел на Астрахань.
Активным выступлениям калмыцких тайшей против повстанческих отрядов Разина в этот период мешали усобицы в самом калмыцком ханстве. Движением на Дону и в Поволжье пытались воспользоваться едисанские, ембулуцкие, ногайские мурзы, стремившиеся высвободиться из-под власти калмыцких феодалов и царского правительства. Аюка, особенно после смерти Мончака, в 1670—1671гг. вел борьбу против этих мурз, требуя их возвращения «под государеву руку», т.е. фактически под свое господство. Здесь ему пришлось искать поддержки царского правительства и Войска Донского. После смерти Мончака начались феодальные распри между самими калмыцкими тайшами. От Аюки отделились два недовольных тайши — Дугар в 1669г. и Бок в июне 1670г., откочевавшие к азовским татарам. Преследуя свои собственные, узко личные интересы, они нередко своими действиями, если не прямо, то косвенно, помогали восставшим. Так, в июне 1670г. Аюка «по государеву указу» послал 25-тысячное войско в район Астрахани, куда направился С.Т. Разин. Полторы тысячи воинов были отправлены и Солом-Сереном во главе с его сыном Даши. Дугар и Бок напали на войска Даши и разгромили его, оказав этим косвенную помощь восставшим. Аюка со своей ратью в это время переправился на нагорную сторону в 60-ти верстах ниже Черного Яра и стал невольным свидетелем того, как астраханские стрельцы перешли на сторону Разина. После этого повстанцы овладели Астраханью, Аюка не решился вступить в бой и занял позицию выжидания, тем более что к этому побуждала его неустойчивость собственного положения. В августе Аюка выставил между Царицыном и Доном цепь застав в 2 тыс. человек, чтобы не пускать восставших казаков с Дона к Царицыну. Тогда тайши Дугар и Бок, имея отряд в 4 тыс. воинов, напали на заставы Аюки и разгромили их, вторично оказав таким путем косвенную помощь повстанцам.
Информация о работе История вхождения Калмыцкого народа в состав Российского государства