История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      1. Россия  есть  государство   вне  европейского  пути развития.  Мы -  наследники уходящего с политической авансцены Востока

      2. Отсутствие  прогрессивной  социальной  и  культурной  традиции  в   России  как следствие ведет к отсутствию законности, порядка и дисциплины

      Бутаков:  все то,  что происходит в России,  происходит из-за того,  что голова России гнилая,  а  народ дисциплинированный,  но он видит все,  что происходит наверху.  Человек  понимает,  что  его  труд  не  оценивается  по  достоинству  и социальные  потребности  не удовлетворяются,  следовательно,  не  будет работать честно  и добросовестно.  Развитие  в  России  будет  только- тогда,  когда  будет уважаться нормально любой честный труд,  когда шкала ценностей была выстроена через труд, а не через блат.

      3. Православие в  России  не  создает  той  системы   гармонии,  которую  создает католический   мир:   гармония   религии   с   наукой,   политикой,   духовными преобразованиями в обществе.  Т.е.  католический мир более приземлен,  более затрагивает  интересы  человека,   а  православный  мир  больше  затрагивает внутреннее душевное развитие, а не совершенствование мира.

      4 . В России социализм победит  не потому, что он прав, а потому, что не правы будут его противника

      5. Демократизация  политических  институтов  государства,  всеобщее  избирательное право

      6. Идея принципиального невосприятия  самодержавия в России Он намного опередил свое время. Был признан сумасшедшим. 

      Вопрос 5

      Славянофилы:

      Александр Степанович Хомяков

      Иван  Васильевич Кириевский

      Юрий  Федорович Самарин

      Константин  Сергеевич Аксаков

      Западники:

      Константин  Дмитриевич Каверин

      Борис Николаевич Чичерин

      Тимофей Николаевич Грановский

      Александр Иванович Герцен

      Общие критерии: патриоты России. Это две стороны одной медали. Идеологическая дифференциация этих направлений. Две основополагающих традиции развития мировой цивилизации:

      1. индивидуалистическая

      2. коллективистская

      Основные  идеи:

      1. приоритет общинных интересов

      2. община - не только форма общения,  но форма производства  (отрывок  восточной идеи)

      3. взаимное невмешательство государства  и личности. «Государю - власть  закона, народу - власть общественного мнения,» - Самарин Ю.Ф. пытались провести новое разделение  между  трудом  государственной  власти  и  народа.  Это разделение состояло в том, что государство должно было взять на сея гарантии развития личности и его благосостояние, и народ в свою очередь должен был исполнять требования государственной власти и обеспечивать ее деньгами и людьми

      4. поиск  собственно  российского   пути -развития,  в  следствии  чего  пришли  к почвенникам

      5. Россия должна развиваться, опираясь  на собственные ресурсы

      6. Обшцнность или коллективистский  метод социальной жизни - это  не прихоть, а требование природы, в рамках которой живет Россия.

      Николай II. «Православие. Самодержавие. Народность.»

      Западники - сторонники того , что история развития человека есть история борьбы человека за свои права и свободы

      1. широчайшая гамма прав и свобод  личности:

      а) право частной собственности

      Ь) свобода слова.

      с) свобода вероисповедания

      2. идея либерализма

      западники всегда выступали против административного  судебного произвола, против крепостного права, всегда боялись народного бунта.

ППУ в Европе I половины XXX в.

      1. Английский либерализм

      2. Французский либерализм

      3. Немецкий либерализм

      4. ППУ социалистов Европы

      5. Политические учения Огюста Конта 

      Вопрос 1

      I.  половина XIX в. :  начинает развиваться  либеральная концепция мира, в  основе которой;

      1. священность и неприкосновенность  частной собственности

      2. неотъемлемые права и свободы человека и гражданина

      В. стимулирование активной социальной позиции  гражданина 

      Иеремия Бентом (П48-1832). «Принципы законодательства», «Фрагмент о правительстве», «Руководящие нормы конституционного кодекса для всех государств»

      Являлся основоположником  современной идей утилитаризма. Основные идей его теории утилитаризма:

      1. получение  удовольствия  и   получение    страданий      составляет      смысл человеческой жизни

      2. полезность,  возможность  быть  средством решения какой-либо  задачи – высший критерий в оценке человеческой деятельности

      3. нравственность создается всем  тем, что ориентирует на обретение  наибольшего счастья и добра наибольшим количеством людей

      4. максимизация всеобщей пользы  путем установления гармонии  индивидуального и общественного интереса - вот цель человеческой деятельности.

      «Не притесняйте индивида, не позволяйте это делать другим, и вы уже достаточно сделаете для общества». Отношение к теории естественного права и правам человека: «естественные права - чужие,  а неотъемлемые права - чепуха на кодулях.  Французская декларация прав человека и гражданина - это метафизическое произведение, статьи которого можно разделить на три класса:

      а) невразумительные

      Ь) ложные

      с) одновременно невразумительные и ложные».

      Выступает за разделение властей. Если у Монтескье - это идея равновесия, у Канта - субординации, то у него это согласование деятельности властей, но не их зависимости. Он отрицает разделение между  законом  и  правом  (хотя  разделение  рождает  понятие  справедливости). Выступает  против  теории  общественного  договора,   т.к.  личный  интерес основополагающий.  Выступал  за  однопалатный  парламент,  т.к.  палата  лордов устаревшее.  В  к.  ж.  Выдвигал  несколько  идей,  связанных  с  демократизацией политической системы: выступал за всеобщее избирательное право, включая женщин; развитие  непосредственной  формы участия  народа  в  управлении;    за  широкую информированность  населения,  т.е.  гласность;  цель  государства  для  него охранительная функция,  т.е.  гарантии личной  свободы и  собственности;  нельзя

      осчастливить  людей  посредством  государства;  невмешательство  государства  в экономику.                                           

      Джон  С-аоарт Милль (1606-1873). (антипод в теории либерализма Бентому). «О свободе», «Основы политической экономики» (о влиянии правительства)

      Основные  идеи:

      1. нельзя всю нравственность базировать  на постулате «личные выгоды индивида», на вере в то, что личный корыстный интерес каждого отдельного человека и его удовлетворение приведет к благополучию всех

      2. высшим проявлением нравственности  и добродетели является подвижничество  ради счастья других, самоотверженное служение обществу -  такова моральная модель юридического устройства общества российского

      3. индивидуальная  свобода  личности  -  это свобода мысли и мнения,  свобода действовать сообща с другими,  свобода выбора и достижения жизненных целей, самостоятельное устройство личной судьбы, возможность человека в этих границах быть  господином  над  самим  собой  и  действовать  по  своему  собственному разумению.

      Понятие индивидуальной свободы во многом у  него ассоциируется с понятием порядка и  прогресса.  Резко выступал против деспотизма государства и его институтов, против деспотизма общественного мнения.

      4. Оптимальная форма правления является    та,       которая   основывается   на избираемости и сменности депутатов,  непосредственном участии народа и его ответственности.

      «Представительное правление» - это работа, в которой  он раскрывает, что такое представительное правление в обществе:

      •  Учреждается по выбору народа, предрасположенного данной государственной форме

      •  Народ должен иметь желание и  способность сделать все необходимое  для поддержки этой формы правления

      •  Этот народ должен иметь желание  и способность выполнить обязанности и функции, возлагаемые на него данной формой правления

      5. Разделение властей: выделяет 4 функции  законодательной власти:

      а) законотворчество

      б) Контроль за исполнением законов и деятельностью правительства

      в) Представительство мнений

      г) Разрешение жалоб

      Исполнительная  власть  -  правительственные функции,  которые имеют следующие особенности:

      а) зависит от различных состояний  общества

      б) это функция наиболее обширна в слабых государствах, чем в передовых

      в) лучшее правительство - это то, которое двигает народ вперед

      6. С точки зрения исторического  развития,  его  (историческое  развитие)  основу составляет энергия свободного индивида, соединенная с энергией всех сограждан (тоже свободных индивидов).

      7. Когда государство начинает подменять своей чрезмерной деятельностью свободную индивидуальную  и  коллективную  деятельность  людей,  активные  усилия  самого народа,  тогда закономерно начинают удовлетворяться интересы государственной бюрократии, а не народа. Это порождает социальную пассивность и иждивенчество, а затем наступает деградация государственности. 

      Вопрос 2

      Время возникновения связано с падением Наполеона, возвращающим Бурбонов, борьба межцу аристократией и буржуазией. 

      Беижанев  Констант (1767-1830). «Курс конституционной политики». Основные идеи:

      1. Выделение различных механизмов  участия народа в управлении  делами государства и общества, выделял 2 механизма:

      а) в античной эпохе - это свобода  участия в коллективном отправлении  власти

      б)  в новое время - это индивидуальная свобода, базирующаяся на независимости, самостоятельности,  безопасности  индивида  и  права  его  влияния  на  участие  в управлении

      2. естественный порядок политической  жизни,  при котором институты  государства образуют   пирамиду,   выросшую   на   фундаменте  индивидуальной  свободы и неотъемлемых прав личности, сама государственность начинает представлять себя как  политическое  целое,  которое  венчает  систему  различных  коллективных объединений, действующих в стране. Каково общество, таково и государство,

      3. Он был сторонником конституционной  монархии;  оптимальная форма  правления - представительное  правление;  выступал  против  сверх  централизации;  в  своем творчестве пытался скорректировать принцип Ж. Ж. Руссо «всемогущество народного суверенитета: он считал, что народный    суверенитет  заканчивается  там,  где начинаются личные права человека и его частная жизнь; считал, что верховенство народа должно иметь свои границы, т.к. смысл  (цель государства)  это баланс прав личности и государства». 

Информация о работе История политических и правовых учений