Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.
Вопрос 5.
Г. Спенсен (1820-1903). "Принципы социологии"
Общество и государство рассматривает как живой организм, по аналогии с развитием биологических механизмов. Следовательно законы развития биологической материи могут быть распространены на общество и государство; эти законы частично дублируются и в жизни общества и государства. К таким законам относят закон перехода от простого к сложному (интеграция) и от однородного к разнородному (диффузия). Основной метод который использует это метод аналогии, т.е. распространение законов органической жизни жизнь общества и государства. В обществе дифференциация вырастает из семьи. Власть мужчины над женщиной первоначальна, затем власть в обществе, появление домашнего рабства: подчиненность в зависимости от наличия имущества, этап завоевания. Первичная дифференциация в семье дополненная завоеванием и рабством приводит к политической дифференциации. Выделяют несколько типов структур общества:
1. патриархальное общество: построенное на домохозяйстве, власти мужа над женой, рабства как такового нет.
2. военное общество: период воинских завоеваний, расцвета рабовладения - цель - привлечение рабочей силы постепенно по принципу всеобщей готовности к ведению военных действий и всеобщей занятости в процессе труда. Таким образом появляются социальные группы: а) воины, б) те, кто обеспечивают воинов. В таком обществе жесткий порядок.
3.
индустриальное общество, он
связывает его с
Современные политическо правовые теории 20-го века.
1)
Аналитическая юриспруденция (
2)Позитивисткий нормативизм Ганса Кельзена.
3) Прагматический позитивизм.
4) Теория солидаризма (Леон Дюги)
5) Юридический институционализм (Морес Ориу).
6) Социологическая юриспруденция.
7) Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.
8)
Политическая правовая
9)
Теория возрожденного
10)Интегративная юриспруденция Ященко.
11)Теория
политических элит (Вильфред Парето,
Г. Моска).
вопрос 1.
Общие
черты аналитической
1.
право воспроизводится как
2.
восприятие закона это
3. Харт "любая совокупность законов имеет свою внутреннюю связь, свою более или менее совершенную систему соподчинения и распределения, такая система законов не может быть логической и рациональной, а следовательно юридическая практика нуждается в понимании и толковании" (аналитический процесс - толкование и понимание является связующей нитью между отраслями права). Харт: право это формально определенная система первичных и вторичных правил, восходящих к так называемой высшей норме признания. Первичные правила - это законодательные установления, изготовленные суверенным врганом - парламентом, т.е. закон. Вторичное правило состоит из трех элементов; а) правило признания - закон есть закон, если он исходит из признанного источника права, б) правила изменения закона, порядок изменения законоетакцььства должен предшествовать его принятию. В) правило вынесения судебного решения основывается на понимании и толковании норм (главный смысл). Отсутствие вторичных правил точки зрения Харта это показатель примитивности сообщества.
Харт наряду с правом уделял особое внимание традициям, религиозным правилам, обычаям, т.е. общественной морали. Для его учения важной чертой является взаимопроникновение права и морали. Он выделяет специфическую черту этого взаимодействия: не всегда закон отражает мораль.
Р.
Дворкин: "если о праве
говорить серьезней" "еще
не один законодатель игнорировать
общественные взгляды или чувства неправды,
т.к. общественное мнение каким бы текущим
и переменчивым оно не было создает границу
вокруг той социальной проблемы, которую
законодатель и правительство
может проигнорировать только теоретически.
Вопрос 2.
Ганс Кельэен (1881-1973). "Чистая теория права". Основные идеи:
1. теория позитивного права, для обеспечения своей чистоты за ранее отказывается от всех познавательных усилий, от всех элементов чуждых позитивному праву.
2.
предел 'ограничения предмета, чистой
теории права, идут и
3. если сравнить предмет организации чистой теории права и предмет философии справедливости, то частная теория права больше не в состоянии ответить на вопрос "что такое справедливость", т.е. императивное позитивное право исключает из своего предмета.
Предмет частной теории права: законодательные нормы, их элементы и взаимоотношения; правопорядок как целая структура правопорядка. Отношения различных правопорядков, единство позитивного права как множественности законных порядков. Чистая теория права: снабдить и описать право для страны. Главная идея чистой теории права в том, что ее понятия исходят из содержания законных норм, исключение влияния страстей и мотивов, т.е. позитивное право интересует то, что есть, а не то что должно или недолжно быть. Т.е. право - это идея порядка. Соотношение права и политики. С его точки зрения позитивное право это реальность закона, а политика - идеальность закона. Понятие права. Право для него специфическая юридическая техника, основанная на человеческом опыте. Право это прежде всего структурный анализ позитивных прав, чем психологическое или жизненное объяснение его фактов или моральная, или политическая оценка его целей. Т.е. для него право это прежде всего инструмент. Ему не интересна социальная организация права, т.к. социальная организация права это прежде всего справедливость. Учение об основной норме. Считал, что в основании нормативной пирамиды лежит основная норма как причина ее существования. Две основных нормы: конституционная как основа закона. Бог как аксиома.
Соотношение власти и права. С его точки зрения право это порядок, организация власти.
Соотношение государства и права. Государство это законный правовой порядок.
Соотношение права и морали. Высокая степень обособления морали и права
Маккиавели дистанцировал с политической точки зрения, а Кельзен использует
юридическую связь дистанцирования.
Соотношение чистой теории права и теории естественного права, выделено три позиции.
А) естественное право это доктрина вечного, решение проблемы справедливости.
Б) не нужно смешивать законы природы и законы юриспруденции.
В) для людей всегда свойственно объяснять свои собственные решения объективными принципами.
Выводы:
1.
для него теория права это
прежде всего теория
2.
право не обладает социальной
функцией с его точки
зрения. Право для него инструментальная
функция, а в социальной роли право это
цель.
Вопрос 3.
Прагматический позитивизм - это теория выработки и принятия правовые решений - 99% судебных решений. Ведущий автор Дэром Фрэнк "Право и современный разум". Фрэнк основоположник юридической теории реализма. Три позиции:
1.
право рассматривается как
2. право это живой организм, а следовательно, его почти нельзя унифицировать и предсказать;
3.
судебная процедура является
процессуальной гарантией
Вопрос 4.
Леон. Дюги (1859-1928). "Трактат о конституции права"
Дюги
как основоположник теории во многом развил
идеи Канта, с точки зрения права не принимает
права суверенная личность, субъективное
право, но поддерживал и ввел понятие
социального права, социальная
организация как отражение приоритета
коллективного имтереса. Право это результат
действия социальных факторов. Главная
идея в теории солитаризма: государство
в' прежних формах коллективности исчезает,
на смену приходит новый
государственный строй, который
базируются на двух элементах, а)
концепция социальной нормы; б) идея децентрализации
(федеральные синдекализм). Концепция
социальной нормы. С его точки зрения
современный мир основан на принципе социальной
взаимозависимости. Этот принцип является
следствием кооперированного труда,
когда каждый отдельный участок
работы, деятельность гражданина и весь
процесс труда направлены на удовлетворение
общих потребностей. Солидаризм это следствие
кооперативного труда и необходимости
удовлетворения общих потребностей. Децентрализация
(федеральный синдикализм). Современное
общество движется к федерализму
классов, которое соорганизуется в
синдикаты и только после этого федерализм
комбинирует с центральной властью, создавая
систему контроля и учета. Для Дюги социальная
норма это правовая норма. Наряду с
социализмом другие факторы контроля
являются правилами человеческого
поведения. Социальный акт нарушающий
социальную норму всегда ведет к социальной
реакции.
Вопрос 5.
Морис Ориу (1859-1929). "Принципы публичного права"
Теория институции отрицает договорное происхождение государства и теорию социализма (административно-командная организация). Основная идея институционализма. Концептуальной основой теории является теория равновесия Монтескье. Основополагающие идеи:
1.
любая функция социальной
2.
попытка уподобить правовой
Одной
из важнейших систем социального равновесия
являются правовые отношения. Для него
право это идея порядка. Предметом
публичного права с его точки зрения выступает
государственный режим правления как
многоаспектное явление (происходит синтез
различных систем режимов), Для него
государственный режим правления - олицетворение
государства. Разделение политической
власти и собственности ведет к усилению
производственной централизации
права и централизации политической
власти. Централизация национальных
прав сводится к тому,
что правовые установления и санкции
становятся делом центрального правительства,
обособленного от частной собственности.
Сам порядок возникновения, изменения
и прекращения являются фактором социальной
стабильности и социального равновесия.
Само право есть система, уравновешивающая
личный и общественный интерес. Право
как система равновесия обладает одной
особенностью, оно универсально, т.е. распространяется
на все сферы человеческой деятельности.
Вопрос 6.
Две общие позиции:
1.
Юриспруденция .это прежде
2. Главный акцент состоит в том, что право прежде всего делает акцент на то, как воздействует право.
Социальная юриспруденция это комплексная теоретическая система которая состоит из следующий направлений: