Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.
2.
совокупность действующим,
3.
влияют и неосознанные
Все эти факторы отражены в сознании судьи и влияют на вынесение судебного решения.
Политические и практические учения в Германии в конце XVIII - начале XIX вв.
1.
Учение И. Канта «О
2.
Политико-правовая теория
3. Историческая школа права.
4.
Учение Гегеля о государстве
и праве.
Вопрос 1
Имануил Кант (1724-1804)
Профессор Кенигсбергского университета. «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве»
Кант - представитель либеральной теории - теории личности. Каждое лицо для него обладает совершенным достоинством и абсолютной ценностью. Формулирует принцип категорического императива: поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства, дли: поступай так, чтобы ты относился к человеку в своем лице и в лице других всегда только как к цели и никогда только как к средству (это принцип, на котором строится мораль). Человек не может использоваться только как средство решения задач. Кант: не всегда люди исполняют этот принцип. Достаточно часто люди выходят за его границы и в результате произвол одного человека начинает довлеть над произволом других лиц. Именно с нарушением этого принципа происходит возникновение понятия права. Таким образом, основная задача понятия права - это предупредить нарушение категорического императива, т.е. обеспечить морали то социальное пространство, которое и характеризуется принципом категорического императива. Мораль независима от права, а право основывается на ней. Право призвано регулировать лишь внешнее поведение людей. Совокупность переживаний, мыслей право не интересует. Свобода, в результате которой формируется личность, это дар, который присущ каждому человеку. Она выражается в том, что человек сам, по собственному усмотрению может определять свои поступки и варианты поведения. Обязательный характер праву может обеспечить только принуждение, а принуждение - это тот инструмент, который вводит только государство. Благо государства - это не только забота о материальном обеспечении своих граждан, но и обеспечение наибольшей согласованности Конституции государства права. Высшее назначение государства в совершенном праве, т.е. право - это та ценность, которая во главе государства. Отсюда в современной теории делается вывод, что Кант - один из родоначальников самостоятельной теории права государства. Кант - сторонник договорной теории происхождения государства, но считает, что общественный договор заключают между собой морально-развитые люди, т.е. это люди, которые стремятся к соблюдению категорического императива. Политика государства в отношении граждан не должна уподобляться родительской опеке над детьми, т.к. такая политика приведет к настроениям иждивенчества к безответственности. Сфера гражданского общества должна быть диспозитивной. Граждане государства всегда имеют право открыто критиковать существующий государственный', т.к. появляется возможность критиковать политику. В разделении властей важно не равновесие различных ветвей власти, а наоборот – их субординация. Законодательная власть всегда подчинена суверенной воле народа; исполнительная власть, принадлежащая законному правителю, - власти законодательной; судебная власть назначается властью исполнительной. Кант считал, что в государстве избирательное право должно быть у всех, но оно ограничено у тех, кто находится в услужении. Приоритетная форма правления - конституционная монархия. Он негативно относился к праву народа на восстание, т.к. считает, что всегда есть возможность оказать легальное сопротивление власти. Наиболее оптимальным является реформирование отношений с центральной властью, и следует избегать революции.
В системе права различают 3 категории;
1.
естественное право, как
2.
положительное право,
3. справедливость - это притязания, не предусмотренные законом, а потому не обеспеченные государственным принуждением.
В структуре 1 выделяют:
1. частное право;
2. публичное право.
В 1. рассматривают прежде всего отношения между собственниками, включающий отношения между мужа к жене и хозяина к слуге. Регулирует отношения между людьми, объединяющихся в союз или образующими государство и обеспечивающими правовой порядок путем принятия Конституции и законов, выражающие волю людей.
Идея
вечного мира. Считает, что через
огромное количество лет человечество
придет к всеобщему братству, к примеру,
принципа категорического императива,
к объединению соседних государств и образованию
единой мировой федерации, единое мировое
государство, которое будет оплотом мира,
стабильности и права.
Вопрос 2
Иоган Готлиб Фихте.
Один из представителей философии субъективного идеализма. Считал, что то что существует в сознании, то существует и в реальности. Понятие права нужно рассматривать только в том смысле, когда существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу, т.е. понятие право вытекает из отношений между разными людьми. Юридический закон вытекает из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из какого-либо морального принципа. Право не основывается на морали, регулирует внешние поступки и внешнее поведение людей независимо от морали. Свобода требует защиты со стороны государства, и защита осуществляется через принятие, установление государством. Государство возникает в результате общественного договора, но, создавая государство, устанавливается принудительность правил внешнего поведения. Это принятие может быть только коллективным, а не индивидуальным, т.е. не избранным, а всеобщим. Предлагает существующую систему разделения властей дополнить еще одной - эфорат, которая надзирала бы за исполнительной властью и обладала правом отмены отдельных актов этой власти, если они нарушаются. Позднее отказался от этой идеи. Развивает идею народного .суверенитета, т.к. выше народа только Бог, Он поддерживает идею революционных изменений, т.е. признает право на восстание, но считает, что лучше использовать систему эволюционного реформирования.
«Замкнутое
торговое государство» (частично совпадает
с Мором и Кампанеллой) Замкнутое торговое
государство - это государство,
которое в принципе самодостаточно.
Вся частная собственность разделяется
в зависимости то результатов
индивидуального труда. В этом
государстве четко должны быть
регламентированы все сферы
жизнедеятельности человека. В
таком государстве отсутствует свобода
выбора профессии. Правительство существует
для себя, чтобы в дальнейшем исчезнуть.
Интеллигенция - это истинные наставники
нации
Вопрос 3
Георг Пухт, Карл Фридрих Савиньи, Густав Гуго
Конец XVIII - начало XIX вв. Резкая критика естественного права ИШП смотрит на понятие права не как на общее право справедливости, кем-то данное и неизменное.
Густав
Гуго «Учебник естественного права
как философии позитивного
К.Ф. Савивьи «Право владения»
«Система современного римского права»
Герог Пухт «Обычное право» «Курс институций»
Основные идеи ИШП:
Т.
к. язык не устанавливается договором,
так и право создается не столько благодаря
закон одательствованию, сколько
путем самостоятельного развития
самостоятельно развитое право всегда
возникает с развитием народного духа,
т.е. не только закон выражает справедливость,
а право всегда выражает те национальные
интересы, которые существуют в стороне.
Не закон - основной источник права, а народный
дух. Позитивное право черпает свое основание
из недр народного духа, которое воплощается
в обычаях страны. Развитие права, его
жизнь и становление - это объективный
ход вещей, в который
лучше не вмешиваться
через законодатель ствование. Право имеет
свою историю, которая связана с историей
народа и народного духа. Законодатель,
принимая .закон, должен максимально полно
отразить убеждение нации. Только при
этом условии правовые нормы могут приобрести
самодовлеющее значение. ИШП имеет положительный
и отрицательный моменты. Основным положительным
моментом является то, что это было радикальный
взгляд на понятий права, что право не
оторвано от жизни народа, развивается
с ним. Отрицательный момент: все представители
считали, что не следует особо вмешиваться
в развитие народного духа;
таким образом, снижают роль
законодательства государства; отрицание
договорной природы происхождения государства;
отрицание необходимости разделения властей;
отрицание права народа на революцию;
выступают в защиту монархии, крепостничества,
феодального строя.
Вопрос 4
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). «Конституция Германии», «Философия права», «Философия духа», «О научных способах исследования естественного права, его место в практической философии и его отношении к науке о позитивном правей»
Выделяет субъективный, объективный и абсолютный дух. Субъективный дух характеризует антропология, психология и феноменология. Объективный дух представлен правом, моралью, нравственностью. Абсолютный дух - религия, искусство, философия. То действительно, что разумно. Он строит идеальную концепцию. Мировой дуг; - это идеал свободы. Свобода- объективна, свободная воля - субъективна, они выражаются в понятии права и государства. Право и свобода здесь совпадают. Право - это ступень и форма свободы. Право как закон. В рамках особых прав выделяет право договора, где договор исходит из приговора, следовательно, договор не рассматривает как основание учреждения государства, поэтому теория общественного договора - это величайшее заблуждение, которое вызвало массу проблем в научном мире. Рассматривает право частной собственности Отрицает существование антиправового законодательства, т.к. оно не развилось до идеи свободы. Три ступени развития понятия права или три формы образования свободной воли. Абстрактное право или право свободной личности - это право присуще каждому индивиду, это право быть лицом. Принцип; будь лицом и уважай других в качестве лиц. Понятие наказания в учении об абстрактном праве - это не только обязанность, но и право преступника, это право абстрактной свободной личности, которая сама определяет для себя вариант поведения (преступно или не действовать). Лишь в преступлении свободная воля выражается во вне, достигает объективности, т.е. становится предметом рассмотрения закона, т.к. сама по себе свободная воля лица не наказуема, лишь в поступке она наказуема. Мораль - это лишь одна сторона развития права. Абстрактное право и мораль приобретают действительность лишь в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном в виде семьи, гражданского общества и государства. Государство может быть только правовым. Неправового государства реально не существует, т.к. оно недействитель но и неразумно. Это идеалистическая концепция Гегеля. Это не как есть, а как должно быть.
Концепция государства.
1. государство как идея свободы
2. государство как высшее право
3.
государство как
Государство возникает из понятия права. Гражданское общество - это сфера реализации частных интересов отдельной личности. Гражданское общество еще не развилось до идеи свободы, оно еще противоречиво, раздираемо частными интересами. Гражданское общество еще вне права как типового и предшествует государству. Рассудок - следующая ступень государства. Признаки гражданского общества:
1. всегда обусловлено системой потребностей
2.
представлено правосудием и
Идея государства:
1.
страна как отдельное
2.
представляет страну во
3. государство представлено во всемирной истории
Сторонник конституционной монархии, разделения властей: 3 ветви + государева власть. Как власти подчиняются монарху, такое и единство этой власти, государства. Взаимоотношения строятся между государствами, где каждое государство – носитель суверенной воли. Если они пересекаются конфликт решается при помощи войны, здесь нравственный элемент войны в том, что защищается суверенная воля государства.
4 всемирноисторических мира у Гегеля:
1. Восточный: деспотия, в которой один свободен - деспот
2. Греческий - аристократическая и демократическая республики, где некоторые свободны
3. Римский -
4. Германский - конституционная монархия, в которой все свободны
Не исключает возможности давления в будущем русской нации в мире. Его учение окрестили правовым этатизмом, где право государства выше права человека; якобы он породил идеи тоталитаризма. Хотя вряд ли, т.к. он выступает за правовое государство, которое тоталитарным государством не является.
Политико-правовая мысль в России
I половины XIX века.
1. Политико-правовое учение Михаила Михайловича Сперанского
2. Политико-правовые взгляды