История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      Алексис де Токвипъ (1805-1859). Демократия в Америке», «Старый режим и революция»

      Один из самых глубоких исследователей понятий свободы и равенства. Основные идеи:

      1. всеобщее равенство, взятое само по себе, не создает основания для установления такого  политического  строя,  который  будет  оберегать  автономию  индивида, исключит произвол и небрежение права властями. С его точки зрения свобода и равенства -  это разно порядковые   явления.   Равенство всегда  наиболее притягательное явление для веек слоев населения, чем свобода, которая требует самостоятельности,   ответственности  и  дисциплины.   Современные  демократии невозможны без тесного союза равенства и свободы: необходимо с одной стороны избавиться  от  всего  того  лишнего,  что мешает установлению баланса между равенством и свободой,  приемлемого для современной демократии,  с другой - развивать политико-юридические инструменты, способные создавать и поддерживать этот рациональный баланс

      2. он безразлично относился к политическому устройству общества, главное, чтобы действовали представительская форма правления. 

      Вопрос 3

      Вильгельм фон Гунбольт (1767-1835).»Опыт установления границ деятельности». Основные идеи:

      1. сторонник концепции идеалистического идеализма, цель которой найти наиболее 1лагоприятное положение человека в государстве.

      2. соотношение гражданского общества и государства:

      - гражданское общество для него это система национальных учреждений,  союзов, объединений,  создаваемых  индивидами  непосредствено  снизу,  государство  это система государственных институтов, служб и администраций.

      - правовую основу гражданского общества составляет естественная (общее)  право, правовую основу государств - позитивное право, им же создаваемое.

      - в гражданском обществе индивид это человек, в государствен - гражданин.

      Вывод: гражданское общество, естественное право, человек, явление первичные по отношению к государству, позитивному праву и гражданину.

      3. Государственный строй это не  самоцель,  это средство развития  и здесь он представляет теорию минимального государства, главная идея которого определяется по степени вмешательства государства в дела общества,  которые должны быть минимальны,  т.к.  гражданское общество всегда стремится к многообразию форм развития  человека,  а  противоположность  к  этому  государство  стремится  к однообразию. Государство стремится всегда к опеке и патернализму (лектор это порицает), это губительно для граждан общества, т.к. порождает пассивность и иждивенчество  людей  "Самым  эффективным  средством  достижения  зрелости  для свободы является сама свобода".

      4. Он     по     разному     воспринимает    несоответствие  закона и права, Закон по своей природе может быть основным для освобождения и может быть основным для порабощения человека, т.е. закон имеет двуединую функцию

      5. Государство это зло, но зло  необходимое и оно лучшее, нежели  анархия. 

      Лоренц  Штейн (1815-1890)

      • История социального движения во Франции с 1789 г до наших дней" трех томник

      • Настоящее и будущее государства  и права Германии.

      Основные  идеи:

      1. Исходным пунктом устройства всякого государства служит разделение имущества.

      2. законом общественной жизни   служит установление  постоянства   и  неизменности порядка,  зависимости  тех,  кто  не  владеет  от тек  кто  владеет имуществом; государство  это  высшая  форма  проявление  общества; принципов  существования государства является  не свобода и лишь государство создает это явление и обеспечивает гарантию его развития. "Общество и государство это явление, противоположное друг другу, они воздействуют друг на друга, общество пытается сконструировать государство по своему образу  и подобию, а государство пытается создать угодный для него общественный строй"

      3. стрононник констуционной монархии.

      4. разделение   властей:   правительственная   власть   должна   верно   служить законодательной, именно это свойство обеспечит гарантию превращения государства в правовое. 

      Вопрос 4.

      Анри  де Сен-Симон (1760-1825) герцог, аристократ

      Основные  идеи:

      1. история человеческого развития  есть  цикл развития по восходящей,  это цикл представляет соединение трех стадий:

      А) теологической (госпосподствую священники и феодалы)

      б) метофизический (метафизики и юристы)

      в)  позитивный  (ученые и промышленники).  Наука превращается в непосредственную производительную силу.

      2. историческое развитие нелинейно, оно прерывается критическими фазами.

      3. закон, конституирующий власть  и формы правления менее значим  значимы, чем закон о собственности и ее распределении.

      4. с  его  точки  зрения  цель  социальных  преобразований  отстранение  от  власти непроизводительных классов.

      5. с точки зрения его оптимальной  формы правления - социократия,  во главе которой совет промышленников.

      6. политика  из  управления  людьми  должна  превратиться  в  управление  вещами и производительными процессами. 

      Шарль Фурье (1772-1837)

      Основные  идеи:

      1. хозяйственный порядок, существующий  в обществе всегда предопределяет  систему социального правления.

      2. политика и политическая деятельность  это бесполезное занятие в  обществе

      3. страсти     являются    универсальным    законом   развития   общества;   если человек выстроит классификацию страстей, познает ее, то человек получит ключ к познанию общества.

      4. "на  смену  тирании  феодалов  и  аристократов  пришла  тирания   союза  крупных собственников - капиталистов" говорил относительно нового буржуазного общества.

      5. первым признаком является монополия  индивидуальной собственности над  массами, допуская  существование  частной  собственности,  но  с  необходимыми  элементами общественного перераспределения. "Право людей на труд не осуществимо в условиях современной цивилизации, но без этого права все иные права ничто. "Учение о фаланге" (фаланга это определенная форма кооперации труда и социальной жизни.

      6. свобода превыше равенства. 

      Роберт  Оуэн. (1771-1858)

      Основные  идеи:

      1. предлагая  "Учение  о  характере",  считал  что  характер  является  следствием существующего общественного строя.

      2. общественная и идеальная модели  могут быть реализованы через  закон. Принцип; коммуна переходит в федерации, которая переходи во всемирную федерацию. Он один из первых организаторов профсоюзного движения в Европе, 

      Вопрос 5.

      Огюст Конт (1798-1858)

      Литература:

      Курс  позитивной философии - сформировал• понятие позитивизма и с точки  зрения позитивной философии это практическая деятельность людей.

      Был помощником Анри Де Сен-Симона.

      Основные  идеи:

      1. выделяет три состояния познания  и мышления в истории человеческого  общества:

      а) теологическое, где действуют силу божественные

      б) метафизическое, сущностные силы

      в) позитивное, механические силы.

      Сводил  на нет влияние естественного  права и естественного закона.

      2. порядок и прогресс ~ главная формула  эволюции развития общества; цель: наличие социальной солидарности в общественном взаимодействии.

      3. оптимальные формы правления  - социократия (проявление большинства)

      4. цели  политического  переустройства  -  ликвидация  среднего  класса,  создание социального союза, патрициата (богатых и пролетариата)

      5. источником социального развития  выступают три веши:

      а) раса

      б) климат

      в) собственно политическая деятельность.

Политическое  правовое учение марксизма.

 

      1) Социально-исторические корни и  теоретические источники марксистского  понимания государства и права.

      2) Государство и право как надстроечные  явления

      3) Классовый   характер   государства   и    права в политически правовом учении марксизма.

      4) Социалистическая революция и  диктатура пролетариата.

      5) Исторические судьбы государства  и права в коммунистической  формации. 

      Вопрос I.

      Марксизм  как политическое учение возникает  в 4 0-х тт. 19 века. Это обусловлено тем,  что  развитие  буржуазных  отношений  в  западной  Европе  требовало  иного осмысления взаимодействия производителей и производственных отношений. Изначально марксизм возникает как учение о вопросах и возможностях улучшения социального положения трудящихся. Марксизм не изобрел нового, а заимствовал уже созданное. Концепция марксизма это концепция исторического материализма, т.е. его интересуют экономические  отношения  и  их  развитие  в  истории,  экономика  обуславливает государство и право,

      1. На формирование идеи Маркса повлияли идеи следующих авторов А. Смит, Вильям Петти, Давид Рекар, основные идеи которых в том, что формируют мысль отличия гражданского   общества   и   государства:   гражданское   общество   это   мир материальных потребностей, это комплекс отношений по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ. Источником развития гражданского общества  является реальные интересы людей.  Государство это  всегда  система вертикальных связей,  система норм публичного права и публичных институтов. Государство всегда зависит от гражданского общества, т.е. государство зависит от экономических отношений,  от способа производства,  обмена, распределения и потребления   материальных   благ.   Государство   не   является   результатом общественного  договора,  а  возникает  спонтанно  по  мере  развития  реальных институтов  людей,  т.е.  в  основе  государства не  договоренность  людей  а исторически  объективный процесс, связанный с развитием потребностей,

      2. Ж. Ж.   Руссо,   его теория  народного суверенитета;  с момента заключения общественного договора, люди сохраняют контроль за 'государственной властью и вправе отказаться от договора в любое время. Идея контроля является одной из теоретических идей марксизма: контроль должен быть неэффективный, а действенный.

      3. Французские историки Огюстен  Тьеррм, Опост Минье, Француз Гизо. Основная идея о классах и классовой борьбе. Любое общество всегда разделено на классы, которые отличаются друг от друга социальными, имущественными и правовыми признаками. Каждый из классов стремится поставить у власти необходимое ему правительство. Тот  класс,  который  доминирует  в  хозяйственной  жизни  страны  должен  быть гегемоном  также  в  государстве,  т.к.  интересы  собственности  важнейшие  и преобладают над всеми остальными (марксизм отводит собственность на второй план и решает вопрос гигемонии класса). Борьба классов наполняет всю гражданскую историю

      4. Гегель,  идеи свободы как   антипода  произволу.  Основная  цель  -  государство несовместимо с понятием свобода, только с исчезновением классе, а следовательно и  государства,  можно  говорить  о  подлиней  свободе.  Рассмотрение  права  как общественного  отношения,   складывающегося  между  субъектами  общественного взаимодействия.

      5. Французский утопический социализм 16-17  вв. Т.  Компанелла.  Т.  Мор: критика права и государства эксплуататорского общества, частная собственность испортила право и государство.

Информация о работе История политических и правовых учений