Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.
Алексис де Токвипъ (1805-1859). Демократия в Америке», «Старый режим и революция»
Один из самых глубоких исследователей понятий свободы и равенства. Основные идеи:
1. всеобщее равенство, взятое само по себе, не создает основания для установления такого политического строя, который будет оберегать автономию индивида, исключит произвол и небрежение права властями. С его точки зрения свобода и равенства - это разно порядковые явления. Равенство всегда наиболее притягательное явление для веек слоев населения, чем свобода, которая требует самостоятельности, ответственности и дисциплины. Современные демократии невозможны без тесного союза равенства и свободы: необходимо с одной стороны избавиться от всего того лишнего, что мешает установлению баланса между равенством и свободой, приемлемого для современной демократии, с другой - развивать политико-юридические инструменты, способные создавать и поддерживать этот рациональный баланс
2.
он безразлично относился к политическому
устройству общества, главное, чтобы действовали
представительская форма правления.
Вопрос 3
Вильгельм фон Гунбольт (1767-1835).»Опыт установления границ деятельности». Основные идеи:
1. сторонник концепции идеалистического идеализма, цель которой найти наиболее 1лагоприятное положение человека в государстве.
2. соотношение гражданского общества и государства:
- гражданское общество для него это система национальных учреждений, союзов, объединений, создаваемых индивидами непосредствено снизу, государство это система государственных институтов, служб и администраций.
- правовую основу гражданского общества составляет естественная (общее) право, правовую основу государств - позитивное право, им же создаваемое.
- в гражданском обществе индивид это человек, в государствен - гражданин.
Вывод: гражданское общество, естественное право, человек, явление первичные по отношению к государству, позитивному праву и гражданину.
3. Государственный строй это не самоцель, это средство развития и здесь он представляет теорию минимального государства, главная идея которого определяется по степени вмешательства государства в дела общества, которые должны быть минимальны, т.к. гражданское общество всегда стремится к многообразию форм развития человека, а противоположность к этому государство стремится к однообразию. Государство стремится всегда к опеке и патернализму (лектор это порицает), это губительно для граждан общества, т.к. порождает пассивность и иждивенчество людей "Самым эффективным средством достижения зрелости для свободы является сама свобода".
4. Он по разному воспринимает несоответствие закона и права, Закон по своей природе может быть основным для освобождения и может быть основным для порабощения человека, т.е. закон имеет двуединую функцию
5.
Государство это зло, но зло
необходимое и оно лучшее, нежели
анархия.
Лоренц Штейн (1815-1890)
• История социального движения во Франции с 1789 г до наших дней" трех томник
•
Настоящее и будущее
Основные идеи:
1. Исходным пунктом устройства всякого государства служит разделение имущества.
2. законом общественной жизни служит установление постоянства и неизменности порядка, зависимости тех, кто не владеет от тек кто владеет имуществом; государство это высшая форма проявление общества; принципов существования государства является не свобода и лишь государство создает это явление и обеспечивает гарантию его развития. "Общество и государство это явление, противоположное друг другу, они воздействуют друг на друга, общество пытается сконструировать государство по своему образу и подобию, а государство пытается создать угодный для него общественный строй"
3. стрононник констуционной монархии.
4.
разделение властей: правительственная
власть должна верно
служить законодательной, именно это свойство
обеспечит гарантию превращения государства
в правовое.
Вопрос 4.
Анри де Сен-Симон (1760-1825) герцог, аристократ
Основные идеи:
1.
история человеческого
А) теологической (госпосподствую священники и феодалы)
б) метофизический (метафизики и юристы)
в) позитивный (ученые и промышленники). Наука превращается в непосредственную производительную силу.
2. историческое развитие нелинейно, оно прерывается критическими фазами.
3.
закон, конституирующий власть
и формы правления менее
4. с его точки зрения цель социальных преобразований отстранение от власти непроизводительных классов.
5.
с точки зрения его
6.
политика из управления людьми
должна превратиться в управление
вещами и производительными процессами.
Шарль Фурье (1772-1837)
Основные идеи:
1.
хозяйственный порядок,
2.
политика и политическая
3. страсти являются универсальным законом развития общества; если человек выстроит классификацию страстей, познает ее, то человек получит ключ к познанию общества.
4. "на смену тирании феодалов и аристократов пришла тирания союза крупных собственников - капиталистов" говорил относительно нового буржуазного общества.
5.
первым признаком является
6.
свобода превыше равенства.
Роберт Оуэн. (1771-1858)
Основные идеи:
1. предлагая "Учение о характере", считал что характер является следствием существующего общественного строя.
2.
общественная и идеальная
Вопрос 5.
Огюст Конт (1798-1858)
Литература:
Курс позитивной философии - сформировал• понятие позитивизма и с точки зрения позитивной философии это практическая деятельность людей.
Был помощником Анри Де Сен-Симона.
Основные идеи:
1.
выделяет три состояния
а) теологическое, где действуют силу божественные
б) метафизическое, сущностные силы
в) позитивное, механические силы.
Сводил на нет влияние естественного права и естественного закона.
2. порядок и прогресс ~ главная формула эволюции развития общества; цель: наличие социальной солидарности в общественном взаимодействии.
3. оптимальные формы правления - социократия (проявление большинства)
4. цели политического переустройства - ликвидация среднего класса, создание социального союза, патрициата (богатых и пролетариата)
5.
источником социального
а) раса
б) климат
в) собственно политическая деятельность.
Политическое правовое учение марксизма.
1)
Социально-исторические корни
2)
Государство и право как
3) Классовый характер государства и права в политически правовом учении марксизма.
4) Социалистическая революция и диктатура пролетариата.
5)
Исторические судьбы
Вопрос I.
Марксизм как политическое учение возникает в 4 0-х тт. 19 века. Это обусловлено тем, что развитие буржуазных отношений в западной Европе требовало иного осмысления взаимодействия производителей и производственных отношений. Изначально марксизм возникает как учение о вопросах и возможностях улучшения социального положения трудящихся. Марксизм не изобрел нового, а заимствовал уже созданное. Концепция марксизма это концепция исторического материализма, т.е. его интересуют экономические отношения и их развитие в истории, экономика обуславливает государство и право,
1. На формирование идеи Маркса повлияли идеи следующих авторов А. Смит, Вильям Петти, Давид Рекар, основные идеи которых в том, что формируют мысль отличия гражданского общества и государства: гражданское общество это мир материальных потребностей, это комплекс отношений по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ. Источником развития гражданского общества является реальные интересы людей. Государство это всегда система вертикальных связей, система норм публичного права и публичных институтов. Государство всегда зависит от гражданского общества, т.е. государство зависит от экономических отношений, от способа производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Государство не является результатом общественного договора, а возникает спонтанно по мере развития реальных институтов людей, т.е. в основе государства не договоренность людей а исторически объективный процесс, связанный с развитием потребностей,
2. Ж. Ж. Руссо, его теория народного суверенитета; с момента заключения общественного договора, люди сохраняют контроль за 'государственной властью и вправе отказаться от договора в любое время. Идея контроля является одной из теоретических идей марксизма: контроль должен быть неэффективный, а действенный.
3. Французские историки Огюстен Тьеррм, Опост Минье, Француз Гизо. Основная идея о классах и классовой борьбе. Любое общество всегда разделено на классы, которые отличаются друг от друга социальными, имущественными и правовыми признаками. Каждый из классов стремится поставить у власти необходимое ему правительство. Тот класс, который доминирует в хозяйственной жизни страны должен быть гегемоном также в государстве, т.к. интересы собственности важнейшие и преобладают над всеми остальными (марксизм отводит собственность на второй план и решает вопрос гигемонии класса). Борьба классов наполняет всю гражданскую историю
4. Гегель, идеи свободы как антипода произволу. Основная цель - государство несовместимо с понятием свобода, только с исчезновением классе, а следовательно и государства, можно говорить о подлиней свободе. Рассмотрение права как общественного отношения, складывающегося между субъектами общественного взаимодействия.
5. Французский утопический социализм 16-17 вв. Т. Компанелла. Т. Мор: критика права и государства эксплуататорского общества, частная собственность испортила право и государство.