Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.
6.
Идеи западноевропейского либерализм
Д. Локк, Л1.Л. Монтескье
и др. (Энгельс: свобода одного
невозможна без свободы всех,
нет права без обязанностей и нет
обязанностей без прав. Комплекс дей связан
с идеей свободы, равенство, которым будет
придан социалистический характер) .
Вопрос 2.
Экономические отношения, способ производства, как соотношение производительных сил и производственных отношений составляют у Маркса экономический базис (или реальный( как он его называет. Способ производства в учении Маркса обуславливает социальный, политический и духовный процессы. Макрс пишет, что конечные причины всех общественных изменений, политических переворотов надо искать в изменениям способа производства и обмена. Таким образом производственные отношения в учении Маркса лежат в основании политической и юридической надстройки, которые представляют государство и право. Основное значение, которое формирует Маркс в том, что надстройка и базис всегда взаимно соответствуют:
1. надстроечные явления (государство и право) определяют исторический период, транслируют определенный способ производства, т.е. основные черты прошлого экономического базиса сохраняются и переходят из одной исторической эпохи а другую, видоизменяясь, приобретая определенный характер.
2. Надстройка всегда соответствует тому уровню развития производительных сил и производственных отношений, которые существуют в исторический период; и базис и надстройка взаимосвязаны и влияют на развитие друг друга.
Формы
государства, систиме политических
институтов соответствует определенным
системам экономических отношений,
т.е. они не могут быть
иными для соответствующего
способа производства (рабовладение
- рабовладельческая республика;
феодализм - монархическая форма правления).
Базис всегда первичен, а надстройка имеет
вторичное значение, т.е экономические
отношения это основной фактор, который
влияет на надстройку, но влияет лишь
в конечном счете, т.е. через массу
причинно-следственных связей. Экономические
отношения воздействуют на систему государства
и права через массу иных явлений, напр.,
взаимоотношение классов, традиций. Идея
первичности базиса всегда
связана с идеей относительности,
самостоятельности и независимости надстройки:
экономика влияет на надстройку (на государство
и право) внешне, а внутреннее
развитие государства и права
осуществляется по собственным законам..
Вопрос 3.
Политические
и юридические надстройки всегда
имеют классовый характер, т.к. классы
всегда существуют в обществе и имеющем
различные интересы. Интересы сталкиваются
и общества раскалываются на
антагонистические классы (т.е.
интересы не совпадают) и такое общество
всегда пребывает в состоянии классовой
борьбы. Пока есть хотя бы два 'класса классовая
борьба - это неизбежность. Классовую борьбу
Маркс связывает с существование государства
и считает, что публичная власть в собственном
смысле слова это организованное насилие
одного класса для подавления другого.
Под публичной властью имеется в виду
государство. Маркс: "Население
является повивальной бабкой всякого
старого общества, когда оно беременно
новым", т.е. насилие это необходимый
атрибут классовой борьбы, с появлением
новых классов насилие неизбежно. Свобода
может быть лишь в обществе, где исчезают
классы и соответственно исключается
классовая борьба. Пока существует
класс борьба, насилие, также неизбежны
и нет свободы. С исчезновением классовой
борьбы исчезает государство и право.
Вопрос 4.
Классовая
борьба неизбежно ведет к диктатуре
пролетариата. С приходом к власти
пролетариата пока существуют
другие классы, в особенности
капиталистические классы, пока
пролетариат с ним борется, он
должен применять меры насилия.
Диктатура пролетариата устанавливается
в результате социалистической революции.
В 50-60-х гг. 19 века Маркс и Энгельс считали,
что в Европе дозрели все предпосылки
для социалистической революции. Маркс;
"Призрак революции бродит по Европе".
Баланс производственных отношений
и прозводительных сил породил
новый класс пролетариата, который
представляет непосредственную
угрозу для самой же буржуазии.
Вопрос 5.
"Манифест коммунистической партии" наиболее широко рассматривают судьбы; сформулированные идеи: когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциаций индивидов, тогда публично политическая власть потеряет свой политический характер; Маркс выделяет три периода исчезновения:
1.
период от капитализма к
2.
первая низменная фаза
3. высшая фаза коммунизма - происходит полное отмирание государства и права, это общество свободных индивидов, союз свободных людей. Государство существовало не всегда- Было общест&о, которое обходилось без государства. На определенной ступени экономического развития, связанной с появлением частной собственности и расколом общества на классы, государство стало необходимо. С исчезновением классов исчезает и государство.
Европейская политически правовая мысль 2-я половина 19в.
1) Учение Рудольфа Иеринга о государстве и праве.
2)
Социологическая теория
3) Неокантианское учение о праве Рудовольфа Штаммлера.
4) Учение Джона Остина о праве.
5) Политические идеи Герберта Спенсера.
6)
Политические правовые учения
Фридриха Ницше.
Эти
теории связаны с развитием
идей прогресса общественных
отношений, с использованием капиталистических
средств производства. Естественно-правовые
взгляды приходят в упадок, т.к. концепции
сформированные в рамках естественного
права не подтвердились на
практике. Концепции естественного
права требуют корректировки,
в чем заключалась концепция
позитивизма, в которой право рассматривается
как приказ суверена власти, а естественное
право – позитивный закон- Делаются
попытки осмыслить то, что сформулировать
реально; позитивизм рассматривает
закон как акт верхновной власти низависимо
от его содержания. Рассматривает явления,
которые не может образовать естественное
право. Штаммер формирует теорию
естественного права с историческим
содержанием, в котором справедливость
это явление, которая наполняется историческими
эпохами.
Вопрос 1.
Р. Иеринг (1818-1892) "Дух римского права на различных ступенях его развития", "Цель в праве", "Борьба за право"
Его политические-правовые взгляды можно разделить на два этапа:
1. до середины 50-х гг. 19 века активно разрабатывает теорию юриспруденции понятий; суть: логика развития понятий предполагает, что они могут комбинироваться и производить на свет новые понятия. Исходя из представления понятий строится логика актов государств.
2. в середине 50-х гг. начинает разрабатывать теорию юриспруденции интересов; основанием юриспруденции должна быть не формальная логика а реальные интересы и жизненные ценности людей. Теория юриспруденции рассматривает как сумму интересов различных индивидов и социальных групп.
Рассматривая
понятие права считает, что интересы общества
составляют содержание права. Рассматривая
взаимоотношение государства и права
считает, что государство это единственный
источник права. Право - это защищенный
государством интерес. Цель любого государства
- творить право (как у Канта:
" Цель государства в совершенном праве".)
Рассматривает вопрос о развитии права,
как возникает, изменяется, как протекает
его жизнь. Считают что жизнь права это
борьба, борьба народов за свое право,
борьба сословий, индивидов, борьба государств
за свое право. Всякое право должно быть
добыто борьбой. Борьба это работа права.
Вопрос 2.
Л. Гумплович (1838-1909) австрийский исследователь. "Расса и государство. Исследование о законе формирования государства"
Рассматривает
сущность права и происхождение
государства с позиции социологии
как и Иеринг считает, что
государство образуется в результате
естественного процесса: сильнейший всегда
побеждает слабейшего, они объединяются
между собой чтобы победить третьего/
еще более сильнейшего (это бесконечный
процесс). Основным фактором для такого
развития всегда является экономический
мотив. Своими имущественными отношениями
определяет все социальное развитие, в
том числе развитие, государства. В первой
работе пишет, что помимо экономического
мотива, источником социального движения
является также расовый признак.
Раса - это политико-культурное
образование. У него государство возникает
ни как орган примирения противоречащих
интересов, а орган принуждения и насилия.
Государство - это естественно выросшая
организация господства, призванная поддерживать
определенный порядок. Право и правопорядок
у него это не цель государства
(а в либерализме цели), а средство,
при помощи которого государство обеспечивает
защиту права сильного. Т.е. право и правовой
порядок отдельно от государства не существуют.
Поэту нет в природе неотчуждаемых
естественных прав и свобод
человека и гражданина. Люди
должны выбирать или государства
с характерной для него властностью
или анархию. Совершенная теория государства
и права называют эту теорию теорией насилия,
Вопрос 3.
Р. Штаммлер (1856-1938). "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории", "Учение о правильном праве", "Теория юриспруденции"
Считает,
что экономическая и
Вопрос 4.
Д. Остин (1790-1859; Основатель юридического позитивизма. Возглавил первую кафедру юриспруденции созданную в Лондоне в 20-х гг 19 в. Монографических трудов нет. Лекции "Определение предмета юриспруденции"
Развивает
идею Бентома о том, что право - это всегда
повеление суверена, но если Бентом
считает что право это совокупность
законов одобренных суверенов
и рассматривает суверена как индивидуальное
лицо, а Остин считает, что суверена
можно ' представить не
только как индивидуальное лицо,
но и учреждение. Таким образом право у
него это не только то, что одобрено или
издано сувереном, но и вообще совокупность
юридических норм, исходящих из суверенной
власти, т.е. более широкий спектр источников
права. Для него право имеет не исторический
характер, т.е. он не рассматривает историю
права, его развитие, а рассматривает ту
систему норм, которая исходит в конкретный
данный момент. Считает, что права и нормы
приобретают юридический характер,
если некто способен придать
ей обязывающую силу принуждения. Эта•концепция
юридического позитивизма, т.к. нормы принимаются
как то, что исходит от государственной
власти и обеспечивается государственным
принуждением, иной нормы не существует
в принципе. Вопрос о справедливости
нормы и правового порядка не интересует
юридический позитивизм. Легитимируется
правотворчество любой власти. Принцип:
тот кому подчиняется то и суверен. Считает,
что право устанавливается одним разумным
существом для других разумных существ.
Таковы законы установленные богом
и устанавливаемые людьми. Среди
законов, которые устанавливаются людьми
не все можно отнести к праву, напр.,
к праву нельзя отнести законы чести,
правила моды, этикета - это он определяет
понятием позитивная мораль. Право в целом
как явление включает: богооткровенное
право, позитивное право, позитивную
мораль. Право обособляется от морали
для того, чтобы предметом юриспруденции
было исключительно позитивное право.
Считается что к позитивному праву можно
отнести и судебные прецеденты, т.к. судья
вынося определенное решение, а если монарх
молчаливо соглашается с ним, следовательно
одобряет его.