История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций

Описание работы

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
 изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
 ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
 сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран 1.doc

— 608.00 Кб (Скачать)

     Становление системы органов  управления в условиях суверенного государства

     Обретя  независимость, Беларусь получила в  наследство систему органов управления, построенную на принципах советских  Конституций 1937 и 1978 годов. Следуя им, высшим органом управления на территории Беларуси являлся Верховный Совет БССР. Однако это был уже не совсем тот Верховный Совет, который создавался в советское время в период тотального контроля коммунистической партии над всеми сторонами жизни в СССР. В ходе осуществления политической реформы в Советском Союзе, в октябре 1989 года на сессии Верховного Совета был принят закон о выборах народных депутатов, который предусматривал возможность выбирать депутатов из нескольких кандидатов. Первые выборы на альтернативной основе в высший орган управления прошли в республике 4 марта 1990 года, тогда по новому законодательству одновременно выбирали депутатов в советы всех уровней.

     В 1990 году Верховный Совет состоял  из 360 депутатов, из которых 310 избирались по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система выборов) и 50 представляли общественные организации (общества инвалидов, слепых, глухих, республиканскую организацию ветеранов).

     Новый состав Верховного Совета 27 июля принял Декларацию о государственном суверенитете БССР, которая кардинальным образом повлияла в дальнейшем на деятельность всей системы государственного управления на территории республики. Декларацией провозглашался принцип приоритета на территории Беларуси национального законодательства над союзным, главенство Конституции БССР, было закреплено право на создание собственного Национального банка, вооруженных сил, внутренних войск, органов государственной безопасности, а также право заключать союзы с другими государствами, выходить из них и т.д.

     Несмотря на принятие Декларации, вопрос о выходе из состава СССР еще не стоял, на территории республики продолжали действовать структуры государственного управления (КГБ, МВД), имевшие союзное подчинение, что существенно ограничивало суверенитет БССР и противоречило заявлениям Декларации. Реальную силу Декларация обрела только с 25 августа 1991 года, когда специальным законом ей был придан статус конституционного акта, при этом Декларация имела право верховенства над Конституцией 1978 года. Именно с этого дня можно говорить о реальном суверенитете Беларуси, который окончательно оформился после весьма некрасивой процедуры денонсации Союзного договора 1922 года.

     25 августа 1991 года Верховный Совет  БССР сбрасывает путы многолетней партийной «опеки» над представительным собранием: принимается закон о департизации органов государственной власти и управления, приостанавливается деятельность КПБ-КПСС, а также принимаются постановления, обеспечивающие политическую и экономическую самостоятельность БССР. Все органы управления и структуры, предприятия, имевшие союзное подчинение, переподчинялись Верховному Совету и Совету Министров БССР. На базе советской системы управления формировалась суверенная структура управления Республики Беларусь.

     Во  главе новой системы стоял  Верховный Совет, и это высокое положение было обусловлено Конституцией 1978 года, которая продолжала действовать в новой, независимой Беларуси, а также Декларацией о суверенитете. В этих законах Верховный Совет определялся как высший орган власти, посредством которого реализуется принцип народовластия в Беларуси, при этом только парламент мог выступать от имени народа. Сказывалось наследство советского представления о политической системе, в которой принцип разделения властей воспринимался как буржуазное излишество. Так, Верховный Совет получил возможность верховенствовать над другими органами власти, оставаясь полновластным органом. Это четко прослеживалось в тех компетенциях, которые для себя определил парламент.

     Верховный совет имел право: принимать Конституцию; назначать ряд должностных лиц, в том числе Председателя Совета Министров; назначать выборы разных уровней; утверждать программы развития государства и бюджеты; организовывать подотчетные управленческие структуры; принимать решения о проведении референдумов; образовывать высший орган финансово-экономического контроля в обществе и т.д., и т.п.

     Тем не менее, в ряде законов (от 27 февраля 1991 года «Об основных принципах народовластия  в Республике Беларусь») утверждался принцип разделения властей, что требовало скорректировать функции, которые отводились парламенту белорусскими депутатами. Это стало основной задачей в ходе разработки новой Конституции независимой Беларуси. Процесс ее разработки затянулся более чем на три года. Деятельность Конституционной комиссии характеризовалась напряженной борьбой между бывшими коммунистическими и новыми национальными политическими группами. Основным предметом споров была целесообразность введения поста Президента в Республике Беларусь и объем полномочий, которые он должен был получить. Еще в 1991 году в Верховном Совете состоялось специальное голосование по этому вопросу, при этом большинство депутатов высказалось положительно относительно введения должности Главы государства.

     После продолжительного периода работы Конституционной  комиссии, окончательно доработанный вариант был представлен на рассмотрение в Верховный Совет, и 15 марта 1994 года Республика Беларусь обрела свой Основной Закон. Конституция закрепила принцип  разделения властей, хотя с небольшим лукавством – в конституционном механизме Верховный Совет оставил за собой верховенство по отношению к другим органам власти. По сути, Парламент оставлял за собой право не только принимать законы, но и исполнять их. С принятием Конституции завершился первый период в истории становления системы органов государственного управления независимой Республики Беларусь, период, связанный с главенством в ней Верховного Совета.

     Конституция вводила новую должность в  системе государственного управления – Президента, Главы государства. В скором времени после принятия Конституции, 10 июля 1994 года, во втором туре победу одержал молодой и энергичный политик, депутат Верховного Совета А.Г. Лукашенко. Президент и его команда победили на выборах благодаря программе решительных реформ, направленных на повышение жизненного уровня граждан, возрождение экономики страны, установление социальной справедливости. Реализация программы стабилизации экономики требовала наличия в государстве ясно обозначенного центра принятия управленческих решений, коим должен был быть Президент, с понятными полномочиями в области реализации исполнительной функции власти. На деле, депутаты слишком часто вмешивались в дела исполнительной власти и, будучи представителями законодательной власти, создавали препятствия при понятии законов, необходимых для реализации программы преодоления экономического кризиса.

     Похожая ситуация, но с известными отступлениями, наблюдалась в России после первой революции 1905-1907 годов, когда наличие двух центров принятия власти – Думы и правительства (которые стремились дезорганизовать друг друга) в скором времени ввергло страну с системный кризис, единственный выход из которого был найден через революцию 1917 года. Похожая ситуация наблюдалась и в современной России, когда в 1990-х годах противостояние Парламента и Президента закончилось крайне неприятными событиями. В 1990-х годах в Беларуси был найден безболезненный для общества, демократический выход из сложившегося кризиса власти. Конституция 1994 года подтверждала принцип верховенства волеизъявления народа, как источника власти в государстве. Одновременно Верховный Совет обязан был назначить референдум в случае, если об этом будет сделано предложение со стороны Президента. В 1990-х Глава государства дважды заручался поддержкой народа – в 1995 и 1996 годах. Период искусственного противостояния Верховного Совета и Президента закончился конституционной реформой, итогом которой были внесенные изменения в Основной закон государства 1994 года и, соответственно, преобразования в системе органов власти и их полномочий. Изменения и дополнения в Конституцию были приняты по результатам второго общегосударственного референдума, который состоялся 24 ноября 1996 года.

     Конституция в новой редакции подтверждала прежний принцип, согласно которому единственным источником государственной власти в стране является белорусский народ, который осуществляет ее непосредственно или через представительные органы. Государственные органы управления, в пределах своих полномочий, были объявлены полностью самостоятельными, и являются таковыми по сегодняшний день. При этом они обязаны были взаимодействовать между собой, сдерживать и уравновешивать один одного. Полноправным руководителем государства является Президент, круг обязанностей и полномочий которого значительно расширился, по сравнению с 1994 годом. Так, Глава государства получил право назначать всех высших должностных лиц в государстве (часть из них – с согласия Парламента), подписывать законы и издавать декреты, имеющие силу законов, а также указы и распоряжения. Президент имеет право распускать обе палаты Парламента, он же формирует правительство – Совет Министров. В осуществлении программы реформ Президент опирается на структуру вертикали – органы исполнительной власти на местах.

     Широкие полномочия позволили Главе государства проводить эффективную политику по восстановлению экономики республики и ее дальнейшему развитию и при этом заботиться об улучшении социального положения граждан государства. Естественно, что Глава государства находил самую широкую поддержку среди населения страны. На выборах в 2001 и 2006 годах за А.Г. Лукашенко проголосовало подавляющее большинство граждан Республики Беларусь.

     Высшим  представительским и законодательным  органом государственной власти в Республики Беларусь с 1996 года является двухпалатный парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. В палату представителей на основании всеобщих, свободных, равных и прямых выборов при тайном голосовании избирается 110 депутатов. Совет Республики – это палата территориального представительства (от каждой области и Минска на заседаниях местных Советов базового уровня избирается 8 представителей, еще 8 назначает Президент).

     Полномочия  обеих палат четко определены. Палата представителей рассматривает проекты законов, назначает выборы Президента, дает согласие на назначение Председателя правительства, заслушивает программу деятельности Правительства и принимает либо отклоняет ее. Нижняя палата парламента принимает отставку Президента либо принимает решение об отстранении его от должности. Совет Республики одобряет или не одобряет принятые нижней палатой законы, дает согласие Президенту на назначения высших должностных лиц, выбирает 6 судей Конституционного суда и 6 членов Центральной избирательной комиссии. Совет Республики имеет право отменять незаконные решения местных Советов, вплоть до их роспуска, рассматривает решение Палаты представителей об отстранении Президента от должности и принимает по нему окончательное решение.

     Высшим  исполнительным и распорядительным органом государственной власти является Совет Министров Республики Беларусь (в период между 15 марта 1994 года и 24 ноября 1996 года Правительство называлось Кабинетом Министров при Президенте Республики Беларусь). С 1991 по 1994 год Правительство было подотчетно в своей деятельности Верховному Совету. Конституция 1994 года преобразовала Совет Министров в Кабинет Министров при Президенте Республики Беларусь, статус правительства был значительно понижен. После референдума 24 ноября 1996 года Кабинет Министров вновь был преобразован в Совет Министров, подотчетный в своей деятельности Президенту Республики Беларусь и ответственный перед Национальным Собранием. Совет Министров имеет свою вертикаль – он управляет системой подчиненных ему органов государственного управления.

     Республика  Беларусь за годы независимости испробовала  на себе несколько форм политического  устройства, в которых реализовывался приоритет разных органов государственного управления. Ни парламентская форма правления, ни парламентско-президентская (при преобладании роли Парламента) – обе они не показали высокой эффективности в реализации программ экономического, социального развития государства. В условиях переходной экономики и трансформирующегося общества необходимо наличие одного центра принятия решений. Об этом говорит вся история государственного управления – как в Европе, так и в других регионах мира. В данный момент объективно для Беларуси наиболее приемлем вариант президентско-парламентской республики, который и реализуется на практике в виде Белорусской модели управления государством.

     Сложившаяся в Республике Беларусь система государственного управления не является застывшей формой, она будет развиваться в соответствии с ситуацией, которая будет складываться в обществе и подстраиваться к его потребностям. Таков неизбежный ход истории, остановить который никто не в силах. Важной задачей органов власти и далее будет являться установление партнерских и доверительных отношений с народом, гражданами государства.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Всеподданнейший отчет...» виленского, гродненского и ковенского генерал-губернатора П.Д. Святополк-Мирского Николаю II // Беларускі Гістарычны Часопіс. – 1997. – №2. – С. 95-115.
  2. 1 января 1919 года: Временное рабоче-крестьянское советское правительство Белоруссии: документы и материалы. – Минск: Лимариус, 2005.
  3. Адрес-Календарь // Памятная книжка Виленской губернии на 1895 год / Виленский Губернский статистический Комитет; Ред. А.И. Шверубович. – Вильно: Губ.тип., 1894. – 468 с.
  4. Адрес-Календарь и справочная книга Гродненской губернии на 1912 год / Гродненский Губернский Статистический Комитет. – Гродно: Губ.тип., 1911. – 476 с.
  5. Алексеев, Л.В. Полоцкая земля в IX-XIII вв.: (Очерки истории Северной Белоруссии) / Л.В. Алексеев. – Москва, 1966.
  6. Андреев, А.Р. История власти в России: Великие князья, цари, императоры, их двор, государственная, дипломатическая, военная, полицейская иерархия, органы власти и управления IX-XX века / А.Р. Андреев – Москва, 2003. – 400 с.
  7. Бардах, Ю.И. История государства и права Польши / Ю.И. Бардах. – Москва, 1980.
  8. Башко, П.К. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Белоруссии (март – октябрь 1917) / П.К. Башко. – Минск, 1987.
  9. Беларусь: Народ. Государство. Время. / Нац. Акад. наук Беларуси, Ин-т истории; редкол.: А.А. Коваленя [и др.]. Минск: Бел. наука. 2009.
  10. Белоруссия в эпоху феодализма. Сборник документов и материалов: В 4-х книгах. – Минск, 1969-1972.
  11. Белорусская литература XIX века. Хрестоматия. Минск, 1988.
  12. Бирало, А.А. Философские проблемы в науке эпохи Просвещения в Белоруссии и Литве / А.А. Бирало. – Минск, 1979.
  13. Бондаренко, К.М., Лавринович, Д.С. Русские и белорусские монархисты в начале XX века / К.М. Бондаренко, Д.С. Лавринович. – Могилев, 2003. – 212 с.
  14. Бригадин, П.И. Эсеры в Беларуси (конец XX – февраль 1917 г.) / П.И. Бригадин. – Минск, 1994.
  15. Варонка, Я. Беларускі рух ад 1917 да 1920 года. Кароткі агляд / Я. Варонка. – Мінск, 1991.
  16. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: Научно-практический комментарий / Г.А. Василевич. – 2-е изд. – Минск, 2001. – 486 с.
  17. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус): учеб. пособие / Г.А. Василевич. – Минск, 1999.
  18. Вішнеўская, І. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі / І. Вішнеўская. – Мінск, 2004.
  19. Вішнеўскі, А.Ф., Юхо, Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах / А.Ф. Вішнеўскі, Я.А. Юхо. – Мінск, 1998.
  20. Высочайший Указ 4 марта 1906 года. Временные правила о союзах и обществах // Памятная книжка Витебской губернии на 1912 год / Издание Витебского Губернского Статистического Комитета. – Витебск: Губ.тип., 1912. – С. 73-87.
  21. Гаранiн, Л.Я. Нацыянальная iдэя ў беларускай лiтаратуры пачатку XX ст. / Л.Я. Гаранiн. – Мінск, 1996.
  22. Гардзееў, М.Ю. Полацкі магістрат у часы вайны 1654-1667 г. / М.Ю. Гардзееў // Весці НАНБ. Серыя гум. навук. – 2000. – №3. – С.66.
  23. Греков, И.Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV-XVI вв. / И.Б. Греков. – Москва, 1963.
  24. Дмитрачков, П.Ф. История зарождения и развития государственности на белорусских землях (IX – XVIII в.) / П.Ф. Дмитрачков. – Минск, 2008. – 76 с.
  25. Дорошевич, Э.К. Философия эпохи Просвещения в Белоруссии / Э.К. Дорошевич. – Минск, 1971.
  26. Доўнар-Запольскі, М.В. Асновы дзяржаўнасці Беларусі / М.В. Доўнар-Запольскі. – Мінск, 1994.
  27. Древнерусские княжества X-XIII вв. / Сост. П.П. Толочко, А.К. Зайцев, Л.В. Алексеев и др.; Под ред. Л.Г. Бескровного. – Москва: Наука, 1975.
  28. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: понятие и система органов / В.Н. Дубовицкий. – Минск: Бел. навука, 2006. – 175 с.
  29. Еворовский, В.Б. Философская мысль Киевской Руси XI-XII вв.: тенденции становления / В.Б. Еворовский. – Минск, 1996.
  30. Ермаловiч, М. Старажытная Беларусь / М. Ермаловiч. – Мінск, 1990.
  31. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Историко-архивоведение» / Н.П. Ерошкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1983. – 352 с.
  32. Ивашин, В.Г. Большевики Белоруссии и Западного фронта в борьбе за осуществление ленинского Декрета о мире / В.Г. Ивашин. – Минск, 1972.
  33. Игнатенко, И.М. Октябрьская революция и самоопределение Белоруссии / И.М. Игнатенко. – Минск, 1992.
  34. Игнатенко, И.М. Февральская буржуазно-демократическая революция в Белоруссии / И.М. Игнатенко. – Минск, 1986.
  35. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. – Минск, 1962.
  36. История государственного управления России. – Ростов-на-Дону, 2002. – 608 с.
  37. История политических учений / Под ред. О.В. Мартышкина. – Москва, 1996, Вып. 2.
  38. Ільяшэвіч, М. Расейская палітыка на землях Беларуска-Літоўскага гаспадарства за часы панавання Кацярыны II і Паўла I (1772-1801) / М. Ільяшэвіч. – Вільня: Друк. Я. Левіна, 1933.
  39. Казмерчык, А. Каралеўскі праект рэформ 1692 г. / А. Казмерчык // Весці НАНБ. Серыя гум. навук. – 1999. – №2. – С.72.
  40. Каменская, Н.В. Первые социалистические преобразования в Белоруссии (25 октября 1917 – июль 1919) / Н.В. Каменская. – Минск, 1957.
  41. Касцюк, М. Бальшавiцкая сiстэма ўлады на Беларусi / М. Касцюк. – Мінск, 2000.
  42. Киев и западные земли Руси в IX-XIII вв. – Минск, 1982.
  43. Кизеветтер, А.А. Городовое положение Екатерины II 1785 г. / А.А. Кизеветтер. – Москва, 1909.
  44. Коваленя, А.А. Исторический путь формирования государственности белорусского народа / А.А. Коваленя // Проблемы управления. – 2009. – №2(31) – С.59-69.
  45. Кнорин, В. Революция и контрреволюция в Белоруссии / В. Кнорин. – Ч.1. – Смоленск, 1920.
  46. Кокорев, В.И. Управление промышленным комплексом Республики Беларусь / В.И. Кокорев // Организация и упр.: Кадры. Теория. Практика. – 2000. – №3. – С.4-24.
  47. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004 г. – Минск, 2004.
  48. Костомаров, Н.И. Последние годы Речи Посполитой / Н.И. Костомаров. – СПб.: Тип. Ф. Сущинского, 1870.
  49. КПБ в борьбе за дальнейшее развитие народного хозяйства республики в послевоенные годы. – Минск, 1961.
  50. Круталевич, В.А. На путях национального самоопределения / В.А. Круталевич. – Минск, 1995.
  51. Круталевич, В.А. Рождение Белорусской Советской Республики / В.А. Круталевич. – В 2 т. – Минск, 1975-1979.
  52. Круталевіч, В.А. Станаўленне дзяржаўнасці / В.А. Круталевич. – Мн., 1989.
  53. Кутузова, Н.А. Нация, религия и государственность в полемической литературе XVII в. / Н.А. Кутузова. – Москва, 1998.
  54. Ладысеу, У.Ф., Брыгадзiн, П.I. На пераломе эпох: станаўленне беларускай дзяржаўнасцi (1917-1920 гг.) / У.Ф. Ладысеу, П.I. Брыгадзiн. – Мінск, 1991.
  55. Лаппо, И.И. Великое княжество Литовское во второй половине XVI века / И.И. Лаппо. – Юрьев: Тип. К. Маттисена. – 1911.
  56. Ластоўскi, В. Выбранныя творы / В. Ластоўскi. – Мінск, 1997.
  57. Литвин, М. О нравах татар, литовцев и московитян / М. Литвин. – Москва, 1994.
  58. Лукашенко, А.Г. Государство для народа. Доклад Президента А.Г. Лукашенко на III Всебелорусском народном собрании / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. – 3 марта 2006 г.
  59. Лукашенко, А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекция Президента Респ. Беларусь в Бел. гос. ун-те, Минск, 14 марта 2003 г. Минск: БГУ, 2003.
  60. Луцкевіч, А. За дваццаць пяць гадоў (1903-1928) / А. Луцкевіч. – Міннск, 1991.
  61. Лысенко, П.Ф. Города Туровской земли / П.Ф. Лысенко. – Минск, 1974.
  62. Любавский, М.К. Литовско-русский сейм / М.К. Любавский. – Москва: Университет. тип., 1900.
  63. Любавский, М.К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского статута: Ист. очерки / М.К. Любавский. – Москва, 1892.
  64. Майхрович, А.С. Белорусские революционные демократы: Важнейшие аспекты мировоззрения / А.С. Майхрович. – Минск, 1977.
  65. Майхрович, А.С. Поиск истинного бытия и человека. Из истории философии и культуры Беларуси / А.С. Майхрович. – Минск, 1992.
  66. Малиновский, В.И. История белорусской государственности: Учебное пособие для студентов вузов, слушателей системы последипломного образования / В.И. Малиновский. – Минск: Беларусь, – 2003. – 199 с.
  67. Мальдзіс, А.І. Падарожжа ў XIX стагоддзе / А.І. Мальдзіс. – Минск, 1969.
  68. Манько, А.В. Блюстители верховной власти: Институт губернаторства в России: Исторический очерк / А.В. Манько. – Москва, 2004. – 240 с.
  69. Марченко, М.Н., Фарукшин, М.Н. Буржуазные политические партии / М.Н. Марченко, М.Н. Фарукшин. – Москва, 1987.
  70. Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi X-XIX стагоддзя: Энцыклапедычны даведнiк. – Мінск, 1995.
  71. Мяснікоў, А. Нацдэмы / А. Мяснікоў. – Мінск, 1993.
  72. Наумов, С. Завещание князя Игоря: (История налогов в России) / С. Наумов // Деловые люди. – 2001. – №5. – С.34-38.
  73. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развитияч Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. Минск, Юнипак, 2004.
  74. Нестеренко, Е.И., Осмоловский, В.П. Советы Белоруссии. Октябрь 1917 – январь 1919 / Е.И. Нестеренко, В.П. Осмоловский. – Минск, 1989.
  75. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Респ. Беларусь, 27 июля 1990 г. // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. – 1991. – №31. – Ст. 536.
  76. Общие учреждения губернские // Свод Законов Российской Империи: В 5 кн., XVI т. / Под ред. И.Д. Болтухай-Мордовского, сост. Н.П. Балканов, С.С. Войт, В.Э. Гинцбург. – Спб.: Деятель, 1912 – 1914. – Кн.1. – Т.II: Свод губернских учреждений. – 1912. – С. 1-209.
  77. Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции / Под ред. Э.М. Энтина: – В 3 т. – Гомель, 1993.
  78. Органы государственного управления Белорусской ССР (1919-1967 гг.). – Минск, 1968.
  79. Осипов, А.Г. Крах административно-командной системы / А.Г. Осипов. – Москва, 1990.
  80. Основы идеологии белорусского государства: история и теория / Под ред. С.Н. Князева. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005.
  81. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Минск, Акад. управ. при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 192 с.
  82. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Минск, 1973.
  83. Падокшын, С.А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння у Беларусi: ад Францыска Скарыны да Сiмяона Полацкага / С.А. Падокшын. – Минск, 1990.
  84. Пайпс, Р. Россия при старом режиме / Р. Пайпс. – Москва: Независимая газета, 1997. – 356 с.
  85. Петриков, П.Т. Советы депутатов трудящихся БССР и их роль в создании материально-технической базы коммунизма (1959 – 1965) / П.Т. Петриков. – Минск, 1972.
  86. Пилипенко, М.Ф. Возникновение Белоруссии. Новая концепция / М.Ф. Пилипенко. – Минск, 1991.
  87. Пичета В.И. Аграрная реформа Сигизмунда Августа в Литовско-Русском государстве / В.И. Пичета. – Москва: Изд-во АН СССР, 1958.
  88. Пичета В.И. Белоруссия и Литва XV-XVI вв. / В.И. Пичета. – Москва: Изд-во АН СССР, 1961.
  89. Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (вторая половина XV – начало XVII в.) / С.А. Подокшин. – Минск, 1970.
  90. Политические партии в Польше, Западной Белоруссии и Западной Украине. – Минск, 1935.
  91. Положение о земских учреждениях в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губ. 14 марта 1911 г. // СЗРИ: В 5 кн., XVI т. / Под ред. И.Д. Болтухай-Мордовского, сост. Н.П. Балканов, С.С. Войт, В.Э. Гинцбург. – Спб.: Деятель, 1912 – 1914. – Кн.1. – Т.II: Свод губернских учреждений. – 1912. – С. 251-255.
  92. Положение об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а так же в губерниях Западных и Царства Польского // СЗРИ: В 5 кн., XVI т. / Под ред. И.Д. Болтухай-Мордовского, сост. Н.П. Балканов, С.С. Войт, В.Э. Гинцбург. – Спб.: Деятель, 1912 – 1914. – Кн.1. – Т.II: Свод губернских учреждений. – 1912. – С. 337.
  93. Рудовіч, С. Час выбару: Праблема самавызначэння Беларусі ў 1917 годзе / С. Рудовіч. – Минск: Тэхналогія, 2000. – 201 с.
  94. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. / Б.А. Рыбаков. – Москва, 1982.
  95. Рыдзевская, Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. / Е.А. Рыдзевская. – Москва, 1978.
  96. Саверчанка, I. Aurea mediocritas. Кнiжна-пiсьмовая культура Беларусi: Адраджэнне i Ранняе барока / I. Саверчанка. – Мінск., 1998.
  97. Сагановіч, Г.М. Войска Вялікага Княства Літоўскага ў XVI-XVII стст. / Г.М. Сагановіч. – Мінск, 1994.
  98. Самбук, С.М. Политика царизма в Белоруссии во второй половине XIX века / С.М. Самбук / Ред. В.П. Панютич. – Минск: Наука и техника, 1980. – 224 с.
  99. Свердлов, М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси / М.Б. Свердлов. – Ленінград, 1983.
  100. Свод губернских учреждений // СЗРИ: В 5 кн., XVI т. / Под ред. И.Д. Болтухай-Мордовского, сост. Н.П. Балканов, С.С. Войт, В.Э. Гинцбург. – Спб.: Деятель, 1912 – 1914. – Кн.1. – Т.II: Свод губернских учреждений. – 1912. – С.273-331.
  101. Скалабан В.У. Белнацком / В.У. Скалабан. – Мінск, 1989.
  102. Скарына Ф. Творы: прадмовы, сказаннi, пасляслоуi, акафiсты, пасхалiя / Ф. Скарына. – Мінск., 1990.
  103. Сміт, Энтані. Нацыяналізм у XIX стагоддзі / Энтані Сміт. – Мінск., 1995. – 272 с.
  104. Сокал, С. Кароткі агляд палітычнай і прававой думкі Беларусі / С. Сокал. – Магілеў, 1999.
  105. Сокол, С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии XVI-первой половине XVII века / С.Ф. Сокол. – Минск, 1984.
  106. Старостенко, В.В. История общественно-философской мысли Средневековья и Возрождения в Беларуси / В.В. Старостенко. – Могилев, 1996.
  107. Статут Великого княжества Литовского 1529 г. / Под ред. К.И. Яблонкиса. – Минск: Изд-во АН БССР, 1960.
  108. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 г. Тэксты. Даведнік. Каментарыі / Гал. рэд. І.П. Шамякін. – Минск.: БелСЭ, 1989.
  109. Сташкевич, Н.С. На пути к истине: из истории национально-освободительного движения в Белоруссии / Н.С. Сташкевич. – Минск, 1983.
  110. Страницы истории Компартии Белоруссии: суждения, аргументы, факты. – Минск, 1990.
  111. Темушев, С.Н. Княжеская власть и полюдье / С.Н. Темушев // Веснік БДУ. Серыя 3. – 2001. – №1. – С.9.
  112. Терешкович, П. Гражданское движение в Белоруссии. Документы и материалы (1986 – 1991) / П. Терешкович. – Минск, 1991.
  113. Токць, С.М. Дзяржаўны апарат царызму ў Беларусі ў 30-60 гг. XIX ст.: Дыс. ... канд. гіст. навук: 07.00.02. / С.М. Токць. – Минск, 1997. – 136 с.
  114. Толочко, П.П. Древнерусский феодальный город / П.П. Толочко. – Киев, 1989.
  115. Францыск Скарына i яго час: Энцыклапедычны даведнiк. Минск, 1988.
  116. Фроянов, И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории / И.Я. Фроянов. – Ленинград, 1974.
  117. Цвикевич, А. Краткий очерк возникновения Белорусской Народной Республики / А. Цвикевич. – Минск, 1990.
  118. Шалькевіч, В. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі / В. Шалькевіч. – Минск, 2002.
  119. Шимукович, С.Ф. Некоторые аспекты функционирования системы государственного управления на территории Беларуси в XIX веке / С.Ф. Шимукович // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. – В 2 ч. – Ч. 1. Вып. 8 (13) / РИВШ ; под. ред. В.Ф. Беркова. – Минск, 2009. – С. 191-197.
  120. Шрубенко, А.Г. Государственность и управленческая элита: человеческое измерение / А.Г. Шрубенко // Проблемы управления. – 2009. – №2(31).
  121. Щекин, Н.С. Самосознание белорусского христианского мира в цивилизационной динамике исторического развития / Н.С. Щекин // Навукова-тэарэтычны часопіс Веснік Брэсцкага універсітэта. – 2008. – №4(35) – С. 8-13.
  122. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 21. – Москва: Политиздат, 1961.

Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран