История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.

Работа содержит 1 файл

шпора История Зарубежных стран.docx

— 194.86 Кб (Скачать)

С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром.

Односторонне, при благожелательном отношении США, Англии и Фракции, Германия разрывает Версальский  договор и создает колоссальную военную машину. В 1939 году Гитлер отдал  приказ о начале военных действий против Польши. Вторая мировая война  началась.

63. Германия после  Второй мировой войны. Боннская  конституция 1949 г.

Оккупация

Государственное существование  Германии было прекращено 23 мая 1945 года,от её территории были отделены территория бывшей Австрии (разделена на 4 зоны оккупации), Эльзас и Лотарингия (возвращены в состав Франции), Судетская область (возвращена в состав Чехословакии), область Эйпена и Мальмеди (возвращена в состав Бельгии), восстановлена государственность Люксембурга, отделены аннексированные в 1939 году территории Польши (Позен, Варталанд, часть Померании). Мемельская (Клайпедская) область возвращена в состав Литовской ССР. Восточная Пруссия разделена между СССР и Польшей. Остальная часть разделена на 4 оккупационных зоны - советскую, американскую, британскую и французскую. Часть своей оккупационной зоны к востоку от рек Одера и Нейсе СССР передал Польше.

Члены антигитлеровской коалиции, прежде всего США, СССР, Великобритания, позже Франция, изначально добивались осуществления согласованной оккупационной политики. Главными задачами в этой политике были демилитаризация и денацификация.

В дальнейшем произошло политико-экономическое  объединение американской, британской и французских оккупационных  зон в т.н.Тризонию, с 1949 г. Федеративная Республика Германии (ФРГ).

Мирный договор с ФРГ  по итогам Второй мировой войны не подписан до настоящего времени.

Федеративная  Республика Германии

Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных  зон. Столицей ФРГ стал город Бонн. Франция пыталась отделить от Германии Саарскую область, но в итоге по Люксембургскому договору 1956 года Саарбыл воссоединён с ФРГ

Благодаря помощи американцев  по плану Маршалла в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток приезжих рабочих, в основном изТурции.

До 1969 года страной правила  партия ХДС. В 1950-х годах был разработан ряд чрезвычайных законов, запрещены многие организации, в том числе Коммунистическая партия, введены запреты на профессии. В 1955 году ФРГ вошла в НАТО.

В 1969 году к власти пришли социал-демократы. Они признали нерушимость послевоенных границ, ослабили чрезвычайное законодательство, провели ряд социальных реформ. В дальнейшем социал-демократы и христианские демократы чередовались у власти.

Западный Берлин

С 1945 года Берлин был поделён между странами антигитлеровской коалиции на четыреоккупационные зоны. Восточная зона, занятая советскими войсками, стала впоследствии столицей Германской Демократической Республики. В трёх западных зонах контроль осуществляли, соответственно, оккупационные власти США, Великобритании и Франции.

После образования ФРГ  и ГДР оба государства заявили  о своих притязаниях на суверенитет над Западным Берлином.

С заключением 3 сентября 1971 года Четырёхстороннего соглашения соотношение ФРГ — Западный Берлин — ГДР было поставлено на новую правовую базу. В Западном Берлине оставался оккупационный режим.

В 1990 году Западный Берлин вошёл  в состав единой Германии.

Германская Демократическая  республика

Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.

СССР вывез из ГДР машины и оборудование, взимал с ГДР репарации. Лишь к 1950 году промышленное производство в ГДР достигло уровня 1936 года. События 17 июня 1953 года в ГДРпривели к тому, что вместо репараций, СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь.

Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические  права и свободы. Хотя доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и четыре другие партии.

Темпы экономического развития ГДР были ниже, чем в ФРГ, и самыми низкими среди государств Варшавского  договора. Тем не менее, уровень жизни  в ГДР оставался самым высоким  среди восточноевропейских государств. К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным  сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место  в Европе.

Берлинская стена

Отсутствие чёткой физической границы в Берлине приводило  к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ГДР. Восточные немцы  предпочитали получать образование  в ГДР, где оно было бесплатно, работать — в Западном Берлине или ФРГ. В августе 1961 года власти ГДР начали строительство охраняемой стены, физически отделившей Западный Берлин от ГДР. Берлинская стена была разрушена лишь в 1990 году.

Боннская Конституция

Разработка конституции  ФРГ была проведена специальной  правительственной комиссией по поручению конференции премьер-министров  земель западных зон в августе 1948 г. Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного федерализма, а также создание правовых гарантий против президентской узурпации  власти сравнительно с тем, что было установлено в Ваймарской конституции. Эти внутренние политические и правовые задачи многое предопределили в содержании основного закона восстановленной  республики. Для принятия конституции  был сформирован особый Парламентский  совет – в составе 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представительства (а также еще 5 делегатов Берлина). В Парламентском совете оказались  в итоге представленными все  основные политические партии тогдашней  Германии: Христианско-демократический  союз, Христианско-социальный союз (Баварии), СДПГ, Свободная демократическая  партия, КПГ и др. 8 мая 1949 г. большинством голосов (53:12) Совет принял конституцию  ФРГ. Затем она была утверждена ландтагами земель (кроме Баварии), западными  военными губернаторами, и 23 мая 1949 г. Конституция  ФРГ вступила в силу.

Конституция 1949 г. (146 ст.), названная  также Боннской (по новой столице  ФРГ), утвердила в Германии парламентскую  республику, основанную на принципах  строгого разделения властей и федерализма. По своему построению и по правовым принципам Конституция была в  значительной степени прогрессивным  документом, оказавшим большое влияние  на развитие конституционного права  в Новейшее время.

Перспективной особенностью содержания Основного закона 1949 г. было то, что он номинально распространял  свое действие и на граждан восточной  зоны и адресовался ко всему германскому  народу в целях осуществления  «единства и свободы Германии».

Конституция провозгласила  ФРГ «демократическим, социальным и  правовым государством». Понятие «демократического» подразумевало, что «вся государственная  власть исходит от народа»

 

и осуществляется через выборы и голосования (ст. 20). Понятия «социального»  и «правового» строя (тесно связанные  с традициями германского конституционализма первой половины XIX в.) означали, что  интересы общества, закрепленные в  праве и законе, первенствуют и  перед задачами собственно государственной  деятельности и перед интересами частных лиц.

Конституция поставила во главу государственного строя Основные права граждан (разд. I): «неприкосновенные  и неотчуждаемые права человека признавались основой всякого человеческого  общества и справедливости в мире» (ст. 1). За гражданами закреплялись свободы  совести и вероисповедания, мнений, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и  выбора профессии. Гарантировалась  свобода и неприкосновенность собственности. Но вместе с тем декларировалось, что «собственность обязывает, и, пользование  ею должно служить общему благу» (ст. 14) с закреплением преимуществ общественной собственности. Важной конституционной  оговоркой было положение о том, что демократические права и  свободы не могут использоваться «для борьбы против свободного демократического порядка» (ст. 18); возможность лишения  основных политических прав, а также  гарантий тайны переписки и т. п. определялось специальными институтами  конституционного контроля.

Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные  германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные  органы, свое законодательство (в установленных  Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных  отношений выступала ФРГ в  целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать  принципам Боннской конституции. К  сфере исключительной компетенции  федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической  системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось  сферой конкурирующего законодательства (т. е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных  постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные  законы как свои собственные –  т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции –  принуждения со стороны федерации  в отношении какой-либо земли.

Законодательная власть осуществлялась парламентом. Национальное представительство  – Бундестаг – избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял Бундесрат, – представительство федеративных земель, члены которого определялись правительствами земель пропорционально количеству населения (свыше 2 млн. жителей – 4 голоса, свыше 6 млн. – по 5 голосов). Бундестаг и бундесрат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий определяющим было решение бундестага.

Главой государства федерации  считался Президент. Он избирался особым федеральным собранием (депутаты бундестага и особые представители земель) на 5 лет. Однако сравнительно с Ваймарской конституцией полномочия президента были небольшими: он представлял ФРГ в  международных отношениях, назначал и увольнял федеральных служащих и судей, вносил предложения о  замещении поста федерального канцлера. Основной фигурой правительственной  власти стал федеральный канцлер. Его  избирал бундестаг, следуя партийному большинству. Он устанавливал основные положения политики и нес за нее  полную ответственность.

Важным новым институтом власти стал Конституционный суд. Членов суда избирали поровну бундестаг  и бундесрат, они пользовались как  и все судьи полной независимостью и неприкосновенностью. Конституционный  суд выносил решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по поводу споров земель, а главное – о конституционности  или нет действий органов государственной  йласти или законодательных постановлений  в отношении прав гражданина (это  последнее было почерпнуто из американского  конституционного опыта деятельности Верховного суда). Конституционный  суд был практически организован  лишь в августе 1951 г.

64. Государственный  строй Японии по Конституции  1947 г. Демократизация политической  жизни.

65. Образование  и развитие КНР.

66. Основные изменения  в гражданском и торговом праве  буржуазных государств в Новейшее  время.

67. Развитие социального  и трудового законодательства  в буржуазном праве в Новейшее  время.

 

68. Основные изменения   в уголовном праве и процессе  буржуазных государств в Новейшее время.

Социальные противоречия в капиталистическом обществе привели  к резкому росту преступности в буржуазных странах. Значительный рост преступности проявился:

в увеличении общеуголовной  преступности;

широком распространении  организованной преступности (гангстеризм, рэкет);

в наркобизнесе;

в преступности "белых  воротничков";

росте детской и подростковой преступности.

Буржуазные страны больше внимания стали уделять выработке  новой Всеобъемлющей уголовной  политики. Она формируется в плане:

осуществление целого комплекса  социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели;

в меньшей степени усиления мер уголовно-правового принуждения.

С целью "реадаптации" преступников создаются:

реформатории (исправительные тюрьмы);  
* специальные детские исправительные учреждения;  
* запрещаются некоторые жестокие наказания, в ряде стран (Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь;  
* механизм подавления социально-обездоленных участников различных  
движений социального протеста и организаторов несанкционированных забастовок и т.д.  
Меняется техника составления уголовных законов, совершенствуется их структура.  
В Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонии (особо тяжкие преступления против личности: убийства, изнасилование, имущественное преступление; грабеж, поджог и т.д.) и мисдиминор (мелкие уголовные преступления: подлог и лжесвидетельство и др.).  
Реформа уголовного права ФРГ 1975 г. отказалась от трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на "преступление" и "проступки".  
Происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков.  
Появляются:  
* новые виды экономических и должностных преступлений;  
* уголовные преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговля наркотиками и т.д.  
Расширяется состав субъектов уголовной ответственности: наказанию подлежат не только физические, но и юридические лица (компании, корпорации), наряду с их должностными лицами подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского законодательства и т.д.  
Происходит декриминализация - исключение некоторых незначительных преступлений из уголовного производства: (законом 1975 г. во Франции отменена уголовная ответственность за супружескую измену, в ФРГ Законом 1973 г. - за сводничество, порнографию, проституцию и т.д.).  
Ряд уголовных кодексов и законов, принятых после 1917 г., в той или иной мере отказывается от постулата: "нет преступления без указания на то в законе", что позволяет полицейским и судебным органам расширять, в случае необходимости, масштабы уголовной репрессии.  
Более того, законодательство буржуазных стран предусматривает возможность применения к привычным преступникам, т.е. рецидивистам дополнительного наказания: применение превентивного заключения, продление сроков заключения (Англия закон 1948 г., законы 1967 и 1973 гг., Швейцария закон 1937 г.).  
В законодательство вносится понятие опасного или предделиктного состояние лица (бродяги, проститутки, наркоманы), к которым допускаются репрессивные санкции - "меры безопасности", "меры социальной защиты", - в виде продления сроков лишения свободы и т.д. Особо широкое распространение эти институты получили в условиях фашистских диктаторских режимов (например: в Италии - Кодекс полиции безопасности 1926 г., УК - 1932 г.; в Германии - Закон об опасных привычных преступниках 1933г.). В США и Англии в судебной практике использовались доктрины "явной и наличной опасности" и "опасной тенденции".  
Законодательство о политических преступлениях. Тенденция отхода от точного определения преступлений в уголовном законодательстве наиболее опасном виде проявился в сфере т.н. политической преступности. В условиях режимов фашистского, тоталитарного и авторитарного толка закона о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с оппозиционными политическими партиями и демократическими движения.  
В Японии Закон об охране общественного порядка 1925 г. в ст. 1 участие в обществе с целью "изменения установленных конституцией государственного строя или формы правления или частной собственности". Пропаганда таких идей наказывались длительными сроками тюремного заключения. А с 1928 г. закон "об опасных мыслях" ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность.  
В Италии Закон 1926 г. "О защите государства" восстановил отменную по УК 1889 г. смертную казнь за государственные преступления (за посягательство на главу правительства, вооруженное выступление против государственных властей). Умысел к совершению таких преступлений карался тюремным заключением от 15 до 20 лет.  
УК 1931 г. сохранил эти положения, в ст. 8 дал определение политического преступления "политическим считается всякое преступление нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина".  
В Германии законодательство о политических преступлениях носило открыто террористических характер ("Закон о защите народа и государства" от 18.02.1933 г., "Закон от измены и мятежных происков" от 28.02.1933 г. и т.д.). Только за первые 3 года пребывания у власти фашисты арестовали по политическим, расовым и религиозным признакам около 1 млн. человек.  
В Англии за 1929-1933 гг. в связи с обострением политической борьбы и волнениями было проведено политических процессов больше, чем за предыдущие 140 лет. Был применен Акт о возбуждении мятежа 1797 г., а в 1934 г. был принят новый Закон о мятеже. В основном репрессии обрушились на коммунистов, пацифистов, революционных агитаторов. В связи с событиями в Северной Ирландии было применено чрезвычайное законодательство, в рамках которого в 1974-1978 гг. были приняты специальные акты об ограничении терроризма, которые применялись против забастовщиков, демонстрантов, инициаторов расовых столкновений.  
В США в 20-е годы проводилась кампания "травли красных". В 194г. был принят Закон Смита (Закон о регистрации иностранцев). После окончания II Мировой войны в обстановке "холодной войны" и антикоммунистической истерии свыше 100 руководителей КП США были брошены в тюрьмы не за какие-либо действия, а за политические взгляды. В 1950 г. был принят Закон о внутренней безопасности (Закон Маккарена-Вуда) и в дополнение к нему в 1954 г. Закон о контроле над коммунистической деятельностью, открыто направленные против компартии и других прогрессивных организаций. Но не конституционность этих законов не встретила поддержки в Верховном Суде США.  
В 1968 г. был принят Закон о контроле над преступностью на улицах, которых позволял рассматривать в качестве мятежа некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение границ между штатами.  
В ФРГ еще в 1951 г. были приняты дополнения к УК, предусматривающие ряд составов преступлений, такие как: "посягательство на конституционный строй", "изменническая деятельность", "угрожающий государству саботаж" и т.д. Они получили известность как "политическое уголовное право".  
На основании этого и других Законов в 1956 г. была запрещена деятельность КПГ, а также ряд других организаций.  
В 1976 г. в ряде "антитеррористических" законах была принята поправка к УК ФРГ. За распространение материалов и публичные выступления антиконституционного характера предусматривалась уголовная ответственность. Закон применялся даже против участников движения протеста за удаление американских ракет и т.д.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ