История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.

Работа содержит 1 файл

шпора История Зарубежных стран.docx

— 194.86 Кб (Скачать)

Каноническое право принесло с  собой резкое ухудшение правового  положения женщин. Из римского семейного  права бралось все худшее. Так, был установлен брачный возраст: 12 лет для девочек и 14 лет для  мальчиков.

В то время, как римские юристы, например Гай, считали несправедливым отстранение женщин от распоряжения имуществом семьи и , основываясь  на естественном законе, говорили о  равенстве полов, творцы канонического  права настаивали на полной имущественной  неправоспособности женщин.

Правомерность физического наказания  жены сохранялось в течении всех средних веков, а в самое раннее время феодализма ни возбранялись ни ее продажа (в Англии), ни даже убийство ее, в особенности за прелюбодеяние.

Французский юрист Тирако, в своей  книге «О брачных законах», изданной в 1513 году, писал: «Женщина – существо низшее, ее дело повиноваться: так устроила природа. Мужчины должны вступать в  брак в 36 лет, женщины – в 18.»

Семейные отношения строились  на принципе власти мужа и отца, хотя в разное время и в разных местностях эта власть имела различный характер. Так, на севере Франции взаимоотношения  между супругами, а также между  родителями и детьми были свободнее. Имущественные отношения строились  на общности имущества, которым управлял и распоряжался муж как глава  семьи. На юге Франции сохранялась  римская власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал  приданное, которым он управлял в  течении брака и которое возвращалось жене после смерти мужа. На юге Франции  под влиянием римского права было широко распространено наследование по завещанию. На севере свобода завещания  была ограничена: завещатель не мог  устранять законных наследников. Феодальные владения, во избежании их дробления, переходили только к старшим наследникам  мужского пола. Женщины, за некоторыми исключениями, не наследовали этих имуществ, как неспособные к военной  службе. Все эти брачно-семейные отношения регулировались каноническим правом, на основе вероучения католической церкви, поскольку в условиях феодальной системы церковь была носительницей  феодальной идеологии и освящала своим авторитетом все отношения  в феодальном обществе.

Семейное и наследственное право. Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом. В XVI-XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения,  серией ордонансов отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак, хотя по-прежнему фиксировался лишь в церковных книгах, стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Было пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласие родителей. Отныне дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. Кроме того, в XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действие кюре, заключившего брак без их согласия. В связи с нерасторжимостью брака по каноническому праву парламент не мог признать его недействительным, но объявлял заключенным незаконно. В результате брак не порождал юридических последствий.

Личные отношения супругов (главенство мужа, безусловное подчинение ему  жены, совместное проживание и т.п.) также определялись каноническим правом, но положение детей в семье  и имущественные отношения супругов были различными в северной и южной  частях страны. В стране обычного права  родительская власть рассматривалась  как своеобразная опека и сохранялась  в основном  до совершеннолетия  детей. Здесь также длительное время  действовал режим общности имущества  супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права  утвердилась сильная отцовская  власть над детьми, но существовал  раздельный режим имущества мужа и жены.

В период позднего средневековья под  влиянием норм римского права сократилась  имущественная правосубъектность  жены. На юге все сделки, заключенные  ею без согласия мужа, признавались ничтожными. Напротив, на севере режим  общности имущества перестал быть обязательным, и за супругами закрепилась свобода  решать свои имущественные взаимоотношения  по обоюдному согласию. Повсеместно  во Франции к этому времени  усиливается родительская (прежде всего  отцовская) власть на детьми, которые, как и в римском праве, не могли  совершать юридические акты без  согласия родителей. Отец получил право  просить у королевской администрации  заключения в тюрьму непокорных детей.

В наследственном праве Франции  наиболее характерным институтом был  майорат, т.е. передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну. Такой порядок позволял избегать дробления феодальных сеньорий и  крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям, выдавать замуж сестер. На юге Франции  под влиянием римского права широкое  распространение получили завещания. В них особенно было заинтересовано духовенство, поскольку священники считались исполнителями завещательной  воли умершего, и часть завещанного  имущества отказывалась церкви. Под  воздействием церкви завещание все  более начинает проникать и в  обычное право, хотя завещательная  свобода на севере была существенно  ограничена в пользу законных наследников. Последние не могли быть лишены наследства завещательным распоряжением без  особо серьезных к тому оснований.

Личные взаимоотношения супругов вытекают из параграфа 1354 закрепляющего  главенствующее положение в семье  мужа «Мужу предоставляется решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни, в частности, он избирает местожительство». Жена может  не повиноваться, если муж злоупотребляет супружеским правом. Таким образом, ГГУ не провозглашает власти мужа над личностью жены, предоставляя мужу лишь право преимущественного  решения общесемейных вопросов. Замужней женщине принадлежит право иметь  профессиональные занятия или заниматься промыслом, вести хозяйственное  предприятие, однако, на это требуется  соглашение мужа.

Имущественные отношения супругов определяются брачным договором. Если стороны своим брачным договором  не установили иного режима, в качестве законного признается система управления и пользования, или система соединения имуществ супругов. Эта система характеризуется тем, что сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов; муж осуществляет единое управление и пользование семейным имуществом; в отношении своего отдельного имущества жена сохраняет самостоятельность.

Взаимоотношения между детьми и  родителями строятся на принципе осуществления  родительской власти отцом, если он не лишен ее. К матери родительская власть переходит лишь после смерти отца или лишения его родительской власти, но и тогда к матери может  быть назначен советник, контролирующий ее действия. Родительская власть обширна  по объему. Дети могут являться объектом эксплуатации со стороны родителей. Если родители содержат детей, то последние  обязаны работать в хозяйстве  родителей сообразно со своими силами и своим положением в жизни. От такой обязанности освобождались  дети из буржуазных семей.

Внебрачные дети по отношению к  матери и к ее родственникам занимают юридическое положение законных детей. Однако права матери несколько  уже по сравнению с теми, какими пользуется  мать по отношению к  детям рожденным в браке. Незаконный ребенок и его отец не признавались состоящими в родстве. Правда, внебрачный ребенок мог требовать от отца предоставления содержания соответственно общественному положению матери до достижения 16-летнего возраста. Однако такая обязанность отпадала, если мать в период зачатия находилась в близости с другим мужчиной. Такой  связи не придавалось значения, когда  по обстоятельствам дела невозможно было допустить, чтобы мать зачала ребенка  от этой связи.

Наследование. Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему «парантелл» (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу – родители и их нисходящие, третью – дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое родство с наследодателем, сколь отдаленно оно бы ни было. В отличие от Кодекса Наполеона, переживший супруг занимал более привилегированное положение.  Он частично наследовал вместе с наследниками первых двух парантелл, если таковых не было, то супруг получал все наследство полностью (параграф 1931 ГГУ).

Более последовательно, чем кодекс Наполеона, ГГУ проводит принцип  свободы завещаний. Совершать завещание  можно было с 16-летнего возраста, однако до достижения 21-года делалось это в публичной форме.

Охраняя интересы законных наследников, ГГУ установил некоторые ограничения  завещательной свободы. Таким ограничением, в частности, является обязательная доля. Лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, вправе требовать  ее предоставления в размере половины стоимости доли данного наследника при наследовании по закону. При  этом лицо, имеющее право на обязательную долю, наследником не является.

 

33. Общественный и государственный строй Арабского Халифата

Возникновение мусульманской империи

 

   В VII веке у арабских  племен, расселенных по Аравийскому  полуострову, начинается разложение  родоплеменного строя, усиливается  имущественная и социальная дифференциация. Главы племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватывают оазисы (лучшие  земли), в городах появляются богатые  купцы-ростовщики. Усиливаются розни  между племенами. В этой обстановке  социального кризиса появляется  и распространяется по Аравии  новое религиозное учение - ислам,  провозглашавшее необходимость  установления нового порядка  путем проведения религиозной  войны (хаджа). Ислам получил значительную  поддержку среди простых людей,  а вскоре и среди представителей  родоплеменных и торговых родов,  понявших, что новое учение вовсе  не противоречит их интересам.  К середине VII века под знаменем  новой религии произошло объединение  Аравии. Путем захвата новых земель  у более слабых соседей (Византии, Ирана, Сирии, Египта), покорения  Северной Африки, юга Испании,  Ср. Азии образуется огромная  держава - Арабский халифат с  центром в Багдаде.

 

 

   Возникновение государственности  у арабов сопровождалось становле­нием  новой религии – ислама, - связанной  с именем Мухаммеда (умер в  632 г.). Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии.

 

   В результате арабских  завоеваний Халифат превратился  в огромное теократическое мусульманское  государство, включавшее Тунис,  Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие  другие районы Аравии, в котором  господствовали феодальные отношения  при сохранении сильных ра­бовладельческого  и патриархального укладов. Историю  этого государства принято подразделять  на следующие периоды:

 

  = период правления династии  Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;

 

  = период правления династии  Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.

    Проповедь Мухаммеда  была реакцией на охвативший  арабское общество кризис, вызванный  начавшимся складыванием раннефеодальных  отношений, разложением родоплеменной  общины, подрывом соот­ветствующих  ей религиозных представлений.  Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

 

   Проповедь строгого монотеизма  и тесно связанная с ним  универсаль­ность новой веры, провозглашавшей  равенство всех своих последователей  независимо от их происхождения  и родоплеменной принадлежности, нашли благоприятный отклик у  тех представителей общества, которые  стремились к централизации и  возвышению Аравии. В первую очередь  это были средние и бедные  слои населения. Вскоре к новой,  к мусульманской правящей элите  примкнула старая родоплеменная   и купеческая знать, убедившись  в том, что новая религия  не угрожает их интересам.

 

   Ислам в самом своем  зародыше уже был синтезом  религии, политических норм и  права, в котором религия выступала  унифицирующим и определяющим  фактором. Соединение светской и  религиозной сфер в теологической  оболочке, отождествление морали  и права сделало ислам всеобъемлющей,  тотальной системой, претендующей  на удовлетворение всех духовных  потребностей и на этом основании  требующей от человека безусловной  преданности (само слово "ислам"  по-арабски означает "преданность", "покорность") и признания права  на контроль над всеми сторонами  его жизнедеятельности. Религиозно-элитарный  идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение  рабов) способствовал необходимости  объединения различных населявших  Халифат этнических, расовых, культурных  групп в единый политико-идеологический  организм.

 

Основные черты общественного  и  государственного строя

 

   Общественный строй в  мусульманской империи отличался  следующими характерными чертами:

 

  › доминирующее положение  государственной собственности  на землю;

 

Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ