История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.

Работа содержит 1 файл

шпора История Зарубежных стран.docx

— 194.86 Кб (Скачать)

  › широкое использование  рабского труда в государственном  хозяйстве;

 

  › государственная эксплуатация  крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;

 

  › религиозно-государственная  регламентация всех сфер общественной  жизни;

 

  › отсутствие четко выраженных  сословных групп, особого статуса  у го­родов, каких-либо свобод  и привилегий.

 

   Мусульмане имели более  высокий правовой статус, чем  зиммии (немусульмане). Хотя первоначально  жители завоеванных стран сохраняли  самоуправление, свой язык и собственные  суды, однако со временем их  гражданские права были существенно  ограничены: их взаимоотношения  с мусульманами регламентировались  мусульманским правом, они не  могли вступать в браки с  мусульманами, должны были носить  отличающую их одежду, снабжать  арабское войско продуктами, уплачивать  поземельную и подушную подать (харадж).

 

   Первоначально главой нового  исламского государства стал  Мухаммед, совместивший в своем  лице функции религиозного и  политического лидера: светским  и духовным главой уммы, проповедником,  законодателем, верховным главнокомандующим.  Источником власти Мухаммеда  была не племенная традиция, a тa абсолютная религиозная прерогатива,  которой его наделил Бог (Аллах)  как своего пророка - посланника.

 

   После смерти Мухаммеда  (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

 

   Главным советником и  высшим должностным лицом при  халифе был везир (визирь). В  раннем Халифате везиры имели  ограниченные полно­мочия и только  исполняли приказания халифа, важными  сановниками они стали позже,  при Омейядах.

 

   Центральными органами государственного  управления в мусульманской империи  были специальные ведомства. При  Омейядах и Аббасидах они стали  называться диванами (при первом  преемнике Мухаммеда Омаре, правившем  в 634 - 644 гг., слово "диван"  означало список распределения  доходов государствами, а также  место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям  относились:

 

» военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;

 

» диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведом­ство;

 

» диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и  ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.

 

   Местное управление осуществлялось  через эмиров (по-арабски "пове­литель", "князь"), наместников, управлявших  провинциями, на которые делилась  территория Халифата. Во главе  провинций, областей стояли назначенные  халифом эмиры, а во главе  городов и поселений - шейхи.  Эмиры были ответственны только  перед халифом и возглавляли  местные вооруженные силы, а также  местный административно-финансовый  и полицейский аппарат. Эмиры  имели заместителей - наибов. Мелкие  административные подразделения  (города, селения) управлялись должностными  лицами различных рангов и  наименований. Часто эти функции  возлагались на руководителей  местных мусульманских религиозных  общин - старейшин (шейхов).

 

   К XI в. действие таких  факторов, как различный уровень  экономического развития входивших  в состав Халифата стран, слабость  хозяйственных связей между областями  Халифата, народно-освободительные  и антифеодальные восстания, концентрация  земельной собственности в руках  военной и землевладельческой  феодальной знати, борьба внутри  класса феодалов, обусловило распад  единого государства и привело  к возникновению фактически самостоятельных  феодальных государств. В начале IX в. отделился Кордовский эмират  в Испании, затем Тунис и  Марокко, а в середине того  же века - Египет. Халиф сохранил  свою власть над частью Месопотамии  и Аравии.

   Восточный Халифат был  уничтожен монгольскими завоевателями  в ХШ в. В западной части  Халифата духовная власть халифа  сохранялась до начала XVI в.

34. Общая характеристика  источников мусульманского  права.

35. Возникновение  буржуазного государства в Англии. Основные этапы и особенности  революции .

36. Конституционное  законодательство Англии XVII-начала XVIII вв. и его последующее развитие.

37. Изменения в политической системе Великобритании в конце XIX в. – начале XX в. Акт о парламенте 1911 г.

Политические партии. Политическую систему Великобритании составляли две крупные партии – либералов  и консерваторов, поочередно сменявшие  друг друга у власти. Обе партии представляли интересы имущих классов, и в их политике не было принципиальных отличий, но по своему классовому составу  они различались.

 Либералы представляли  интересы главным образом крупной  буржуазии, пользовались поддержкой  мелкой буржуазии и оказывали  значительное влияние на верхушку  рабочего класса. Чтобы более  успешно вести свою деятельность, либеральная партия в 60-70-х гг. XIX в. перестроилась: во всех избирательных округах были созданы постоянные комитеты партии, в которых работали штатные чиновники. Руководство партии было сосредоточено в центре. Новая система получила завершение после создания Национальной либеральной ассоциации в 1877 г.

 До 80-х гг. XIX в. консервативная  партия уступала либералам по  своей силе и влиянию. Она  опиралась в основном на земельных  собственников, крупных фермеров  и англиканскую церковь. В конце  70-х гг. XIX в. она приступила  к реорганизации по образцу  либералов, а в 1883 г. создала  Национальный союз консервативных  ассоциаций.

 Годами расцвета английского  либерализма в Англии было  мощное развитие промышленности. И крупные, и средние промышленники  отвергали все претензии государства  на регулирование экономических  и общественных отношений. Победа  либерализма означала ослабление  государственной власти и сокращение  ее применения.

 Но с 1876 г. в Великобритании  начался кризис во всех главных  отраслях промышленности. В результате  этого Англия потеряла позицию  гегемона на мировом рынке.  Чтобы противостоять германской  и американской конкуренции, английская  буржуазия прибегла к снижению  уровня жизни рабочего класса  и попыталась оживить колониальную  политику. И то, и другое противоречило  старым принципам либерализма.  В новых условиях средняя и  мелкая буржуазия потребовала  от государства энергичного вмешательства  в классовые отношения. Признание  государства в качестве регулятора  общественных отношений, признание  колониальной политики свидетельствовали  об изменении идеологии либерализма.

 Дальнейшее ослабление  либеральной партии связано с  ирландским вопросом, игравшим важную  роль в политической жизни  страны. Стремясь обеспечить поддержку  ирландцев в борьбе против  консерваторов, либералы разработали  проект самоуправления Ирландии, но это привело к расколу  партии. Большая часть либералов  присоединилась к консерваторам  и стала отстаивать идею единства  союза Великобритании и Ирландии. Либеральный кабинет пал, и  к власти пришли консерваторы, обещавшие проводить более решительную  внешнюю и внутреннюю политику.

 Конец XIX в. ознаменовался  активизацией рабочего движения  и ростом численности тред-юнионов  за счет появления новых отраслей  производства и соответственно  новых слоев рабочих. Между  тем действующее законодательство  лишало союзы рабочих прав  юридического лица и делало  невозможной поддержку бастующих  рабочих со стороны тред-юнионов.  Однако после реформы 1867 г.  борьба за голоса рабочих привела  к признанию тред-юнионов. В  1871 г. либералы провели закон,  разрешавший тред-юнионам являться  в суд в лице своих представителей. В 1875 г. консервативный кабинет  осуществил ряд уступок рабочим:  был легализован коллективный  договор и перестала быть уголовно  наказуемой помощь как таковая  бастующим со стороны тред-юнионов  и их организаций.

 В 1906 г. была образована  лейбористская партия Великобритании, которая, в сущности, представляла  собой федерацию различных организаций:  тред-юнионов, независимой рабочей  партии, социал-демократической федерации  и др. Целью этой партии было  проведение в парламент собственных  депутатов. Решающее влияние в  новой партии приобрели мелкая  буржуазия и рабочая аристократия. В 1906 г. лейбористы впервые  завоевали 29 мест в парламенте. Первоначально лейбористы представляли  лишь левое крыло либералов.  Но впоследствии они образовали  постоянную самостоятельную фракцию,  конкурировавшую с либералами  и консерваторами.

АКТ О ПАРЛАМЕНТЕ:Реформа парламента. В конце XIX - начале XX в. английский парламент превратился в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин. Органи­зационная структура и партийная дисциплина, выработанные главными партиями применительно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депу­татов каждой партии своему лидеру. За поддержанием партийной дисциплины и обеспечением нужного правительству исхода голосования следили так называемые парламент­ские "кнуты".Умалению роли парламента способствовало также ограничение свободы прений. В 1882 г., после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва принятия чрезвычайных законов, палата общин приняла Билль о правилах прекращения прений. Это нововведение дало возможность правительству в любое время ставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. Таким образом, правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему "кнутов" и правила прекращения прений, определяло направления работы палаты общин и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.Известно, что некоторые английские государствоведы (У. Бейджхот) уже во второй половине XIX в. начали подмечать складывающиеся новые взаимоотношения парламента и кабинета, указывая, что исполнительная власть начинает по сути контролировать палату общин.В этом плане достаточно легко объяснима реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного за­конопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.Реформа парламента 1911 г. представляла собой очередной вариант старого компромисса между буржуазией и аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинившие себе палату общин, получили возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия не со­биралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь на ее "сдерживающую" роль по отношению к нижней палате. В условиях меняющейся политической ситуации двухлетняя проволочка с принятием какого-либо "невыгодного" законопроекта могла оказаться фатальной для его судьбы. Так, например, законопроект об отмене "двойного вотума", который вносился в парламент в 1913 и 1931 гг., дважды отвергался лордами и в результате изменившихся обстоятельств (война и мировой экономический кризис) неоднократно снимался с повестки дня.

В 1949 г. был принят Закон  об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении  нефинансовых биллей. Кроме того, в  первые послевоенные годы был отменен  Закон о стачках 1927 г., существенно  ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социаль­ных служб.

38. Буржуазная революция конца XVII в. в Северной Америке и образование США. Декларация независимости 1776 г. и Статьи конфедерации 1781 г.

Английские колонии в  Северной Америке длительное время  испытывали постоянный гнет со стороны  Англии.

И только в 70-х годах XVIII в. колонии настолько окрепли экономически, что смогли восстать против этого  гнета. Победа была завоевана в ходе упорной и кровопролитной войны  за независимость (1775-1783), которая носила характер буржуазной революции. Уже  в годы войны была образована буржуазно-демократическая  республика - Соединенные Штаты Америки - и принята Конституция (1777). Маркс  оценил это как событие всемирно-исторического  значения.

В Америке, писал он, «возникла  впервые... идея единой великой демократической  республики... была провозглашена первая декларация прав человека и был дан  первый толчок европейской революции XVIII века...».

В состав молодой республики вошло тринадцать бывших колоний (теперь называемых штатами) с общим населением около двух миллионов человек. Главную  роль в политической и культурной жизни страны играли колонии Пенсильвания, где находилась столица США Филадельфия (впоследствии столица была перенесена в Вашингтон), и Новая Англия (куда входили штаты Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд, Нью-Гемпшир). Центром Новой  Англии был город Бостон.

Трудности борьбы с английской монархией усугублялись тем, что  отнюдь не все жители колоний были единодушны в своей ненависти  к английскому королю и готовности пойти на жертвы.

Такую готовность проявили, прежде всего, широкие массы трудового  народа - фермерско-ремесленная демократия, составившая костяк армии генерала Вашингтона. Привилегированные же классы (плантаторы и крупная буржуазия) были сторонниками английского короля. Прозванные «лоялистами» (или «тори»), они сотрудничали с оккупационной  английской армией и стремились подорвать  изнутри единство республиканцев («вигов»).

Под напором масс Конгресс принял решительные меры против лоялистов, вплоть до арестов и конфискаций  имущества.

Хотя народные массы обеспечили победу буржуазной революции, руководство  этой революцией осуществляли буржуа и плантаторы. Эти классы закрепили  в Конституции 1777 г. такие завоевания революции, которые были им выгодны. Несмотря на то, что революция провозгласила  Декларацию прав человека, а Конституция - принцип всеобщего избирательного права, в новой республике негры  и индейцы были лишены этого права, было сохранено рабство на Юге.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ