История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.

Работа содержит 1 файл

шпора История Зарубежных стран.docx

— 194.86 Кб (Скачать)

Движение «третьего сословие»  за ликвидацию абсолютной монархии и  в целом против феодальной системы  возглавила буржуазия. В имущественном  отношении французская буржуазия  была неоднородной. Наряду с верхушкой, в которую входили банкиры  и владельцы единичных крупных  предприятий, присутствовали и средние, и мелкие буржуа, конкретные цели которых  имели серьезные отличия.

Следующая особенность французской  революции - это то, что идеологией революции стала идеология Просвещения, главным смыслом которой было требование «всеобщего и вневременного  разума и справедливости».

Прелюдией революции явились  народные восстания, вызванные торгово-промышленным кризисом 1787-1789 гг. и плохим урожаем 1788 г.

5 мая 1789 г. в Версале  состоялось торжественное открытие  Генеральных штатов, единственным  вопросом которых было преодоление  финансового кризиса. Состав Генеральных  штатов был следующим: 270 представителей  от дворян; 291 - от духовенства; 578 - от «третьего сословия». «Третье  сословие» потребовало совместных  заседаний, персонального голосования и принятия решений по большинству голосов. Правительство выступило против, и тогда депутаты «третьего сословия» и примкнувшие к ним представители дворянства и духовенства 17 июня 1789 г. объявили себя Национальным собранием, а 9 июля 1789 г. - Учредительным собранием. Попытка

его разгона не удалась. На защиту поднялись парижане, создавшие

13 июля 1789 г. свой орган самоуправления - Парижскую коммуну.

14 июля 1789 г. была захвачена королевская тюрьма Бастилия. Именно этот день и считается днем начала Великой французской буржуазной революции. В ее ходе выделяются следующие этапы:

 

- 14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г. (период конституционной монархии);

- 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. (жирондистская республика);

- 2 июня 1793 г. - 27 июля (9 термидора) 1794 г. (якобинская диктатура);

- 28 июля 1794 г. - 9 - 10 ноября (18 - 19 брюмера) 1799 г. (термидорская республика).

42. Установление якобинской диктатуры во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Конституция 1793 г.

Свое правление якобинцы начали с принятия популярных мер. 3 июня 1793 г. был издан закон о  продаже крестьянам на льготных условиях земли, конфискованной у контрреволюционеров. 17 июля 1793 г. появился закон о безвозмездной  ликвидации всех феодальных повинностей.

Якобинцы приняли в  первые дни своего правления и  ряд других важнейших документов, среди которых и новая конституция. Произошло это 24 июня 1793 г. Она представляла собой принципиально новый политико-правовой документ и по своим принципам, и  по избранному направлению в организации  государственной власти. Строилась  она во многом на крайне радикальных, нежизнеспособных идеях. В итоге  рядом с формальной конституцией появилась другая, фактическая, на совершенно других принципах.

 

Состояла конституция  из двух частей: Декларации прав и свобод человека и гражданина» и «Конституционного  акта».

Декларация 1793 г. развивала  положения «Декларации 1789 г. Присутствовало и новое. В социальной сфере провозглашалась  свобода труда и занятий; гарантировалось  социальное обеспечение (в случае неспособности  к труду) и образование и т.д.

В политико-правовом отношении, по существу, был абсолютизирован  принцип народного суверенитета. Именно поэтому и появилось право  народа на «пересмотр, преобразование и изменение Конституции».

 

Присутствовало и право (и обязанность) народа на сопротивление  угнетению и перемену правительства.

В «Конституционном акте»  подтверждалось установление во Франции  республики. Верховная власть объявлялась  принадлежащей суверенному народу. Устанавливалось всеобщее избирательное  пра¬во для всех мужчин с 21 года с  учетом оседлости (6 месяцев).

Граждане, организованные в  первичные собрания, должны были избирать депутатов законодательного корпуса, а через выборщиков -членов местной  администрации и судей.

Законодательный корпус избирался  на один год и состоял из одной  палаты. По конституции, он имел право  предлагать законы и издавать декреты. Законы в качестве своего предмета имели «гражданское и уголовное  законодательство; общее заведование  текущими доходами и расходами республики; национальные недвижимые имущества; пробу, вес, чеканку и наименование монет; род, размер и порядок взыскания  налогов; объявление войны; каждое новое  общее деление французской территории; народное просвещение; государственное  чествование памяти великих людей», т.е. наиболее важные вопросы. Все остальное относилось к предметам декретов. При этом если законы после выработки их законодательным корпусом отправ¬лялись на рассмотрение и утверждение первичным собраниям, то для декретов этого не требовалось.

Функции правительства возлагались  на Исполнительный совет, который должен был состоять из ежегодно наполовину обновляемых 24 членов, избираемых в  ходе трехстепенных выборов. Ведению  этого органа подлежало «руководство общим управлением и наблюдение за ним», исключительных «во исполнение законов и декретов Законодательного корпуса».

Вступление этой конституции  в силу было отложено «до наступления  мира»», а на практике сложилась  особая система государственных  органов (рис. П19).

За время своего правления  якобинцы провели важнейшие мероприятия. Так, кроме упоминавшихся законов  в аграрной сфере, были изданы декреты  об оказании помощи безработным и  многодетным семьям, установлены  максимальные цены на зерно, муку, фураж (11 сентября 1793 г.), а 29 сентября 1793 г. появился Декрет «О всеобщем максимуме». Якобинцы ввели продовольственные карточки. Это вместе с Декретом «О максимуме» позволило улучшить положение в  городах.

Якобинцы приняли и  такое важное решение, как отмена рабства в колониях и наделение  их жителей правами французских  граждан.

К началу 1794 г. взгляды якобинцев  стали расходиться с мнением  большинства населения. Режим полностью  превратился в авторитарный. Революционный  террор окончательно вышел из-под  контроля.

В якобинском блоке произошел  раскол. Началось устранение «конкурентов».

К лету 1794 г. исчезла какая-либо социальная опора. Центристы во главе  с Тальеном и Баррасом и при  опоре на армию и новый генералитсг  подготовили заговор. 26-27 июля (8-9 термидора) 1794 г. Конвент санкционировал термидорианский  переворот. Якобинская

43. Консульство и империя Наполеона Бонапарта. Конституция VIII республики (1799г.)

Первые 5 лет своего правления  Наполеон называл себя первым консулом, а последние 10 – императором, вначале Франция называлась республикой, а затем империей. Это ничего не меняло в природе его власти. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Вечером 9 ноября 1799 г. по приказу Бонапарта нескольких депутатов собрали во дворце Сен-Клу, и они проголосовали за роспуск Совета пятисот и передачу власти трем консулам. Государственный переворот 18 ноября 1799 г. - одно из самых знаменитых событий в истории нового времени, но он не вызвал большого отклика во Франции, и население отнеслось к нему почти равнодушно. В исторической литературе переворот 18 ноября оценивается как контрреволюционный на том основании, что он окончательно уничтожил демократические права и свободы, и установил в стране режим военной диктатуры.

С момента ее возникновения империя  Наполеона I полна парадоксов. С одной  стороны, Наполеон стремился ни в  чем не отстать от остальных монархов Европы. Он завел пышный двор с церемониалом и этикетом, напоминавшим царствование Бурбонов. Появились своя аристократия, дворянство, новые сановные титулы и чины: архиканцлер, архиказначей, коннетабль, великий адмирал. Чтобы  еще более возвыситься над  многочисленными королями, князьями и герцогами Наполеон в 1805 г. в Милане венчался короной лангобардских королей, как в свое время сделал Карл Великий.

С другой стороны, империя Наполеона I была не похожа на все современные  ей монархии. Отличие проявлялось  во многих отношениях, но, прежде всего, в происхождении и характере  власти Наполеона. В соответствии с  сенатус-консультом от 18 мая, «управление  республикой вверяется императору, который принимает титул императора французов» Император был должен давать присягу французскому народу, которая звучала так: «Клянусь поддерживать целостность территории республики,…  уважать и заставлять других уважать  равенство в правах, политическую и гражданскую свободу, безвозвратность  продажи национальных имуществ, не налагать никаких податей и не взимать никаких сборов, как только в силу закона,… управлять, имея в виду единственно только интересы, счастье и славу французского народа». Как следует из текста документа, империя не отменяла республики, а  император клялся защищать права  и свободы, завоеванные в ходе революции. Это очевидное стремление совместить несовместимое, объединить монархию и республику проявлялось  в империи Наполеона I и в дальнейшем.

Провозглашение империи  не прибавляло ему власти к той, которой  он обладал, будучи первым консулом. Поэтому  нельзя не согласиться с Е.В. Тарле, который писал: «хотя первые годы своего пребывания у власти Наполеон назывался первым консулом, а последние десять лет - императором, это ничего по сути дела не меняло ни в классовой основе нового режима, ни в природе военной диктатуры Наполеона». Но некоторые отличия во внутренней политики Консульства и Империи все же есть. Если в период Консульства Наполеон, прежде всего, занимался борьбой с оппозицией, уничтожением демократических завоеваний революции и укреплением собственной власти, то, став императором, он использовал эту власть для развития буржуазных социально-экономических отношений, которые утвердились во Франции в результате революции. И большинство конструктивных преобразований приходится именно на второй период.

Пожалуй, ни в чем другом буржуазный характер наполеоновского режима не проявил себя так ярко, как в  экономической политике. Сам Наполеон довольно пренебрежительно отзывался  о буржуазных предпринимателях, говоря, что них «нет ни веры, ни отечества». В то же время он прилагал максимум усилий для поддержки промышленности, ибо считал, что государство не может быть сильным без сильной  промышленности. При нем были введены  высокие протекционистские тарифы, которые защищали французские мануфактуры от иностранной, в первую очередь, английской конкуренции. Правительство поддерживало развитие промышленности заказами, субсидиями, льготными займами, при этом предпочтение всегда отдавалось тем предпринимателям, которые вводили усовершенствования и развивали новые отрасли. Средством поощрения инициативных и удачливых предпринимателей было введение в дворянские звания, награждение аристократическими титулами и орденом Почетного легиона. По инициативе Наполеона для финансового обеспечения промышленного развития был создан «Банк де Франс» (Французский банк), который на 100 лет пережил своего создателя. Для руководства деятельностью и координации развития различных отраслей экономики в 1810 г. был создан специальный правительственный орган - Совет по управлению торговлей и мануфактурами. Именно в годы Империи во Франции начался промышленный переворот, и были заложены основы для успешного экономического развития в XIX в.

Если говорить об отношении Наполеона  к рабочему классу, то следует отметить, что в империи продолжал действовать  закон Ле Шапелье (1791 г.), запрещавший рабочие союзы и стачки.

Сам Наполеон хорошо понимал историческое значение своей законотворческой деятельности. Кодекс Наполеона пережил своего создателя. Империя распалась, имя  Наполеона ушло в историю, но Франция, а вслед за ней другие буржуазные государства Европы во второй половине XIX-начале XX вв. продолжали руководствоваться правовыми принципами, изложенным в кодексе Наполеона.

Большое значение имели реформы  в сфере образования. В 1808 г. специальным декретом был создан императорский Университет. Под этим названием во Франции устанавливалась единообразная централизованная система образования.

Первое время после переворота казалось, что новая власть мало чем отличается от Директории и что  Консульство представляет собой  Директорию в составе, сокращенном  до трех человек. Конституция, принятая 15 декабря 1799 г., устранила всякие сомнения в том, что во Франции установился новый режим.

«Конституция VIII года республики» - таково было ее официальное название, составлялась под руководством Наполеона. По этой конституции во главе Франции стояли три консула, из которых первый обладал всей полнотой власти, а два других правом совещательного голоса. Первый консул назначался на десять лет и имел право назначать всех гражданских и военных должностных лиц, которые несли ответственность только перед ним. Он же назначал Сенат из 80 членов. Для принятия законов учреждались три органа: Государственный совет, Трибунат и Законодательный совет. Первый получал право разрабатывать законы, которые предлагало правительство; Трибунат только обсуждал законопроекты, полученные от Государственного совета; наконец, Законодательный совет мог утверждать эти законы, но без обсуждения. Таким образом, ни один из этих органов не имел реальной возможности принять ни одного закона. Кроме того, все они находились в зависимом положении, поскольку члены Государственного совета назначались первым консулом, а члены Законодательного совета и Трибуната Сенатом, то есть, в конечном счете, тем же первым консулом. Последний имел исключительное право вносить в Сенат собственные законопроекты, которые после их одобрения под названием «сенатус-консульта» становились законом страны. В итоге вся реальная власть находилась в руках первого консула, то есть Наполеона Бонапарта.

44. Французский гражданский кодекс 1804 г. – классический памятник гражданского права Нового времени.

Одним из важнейших мероприятий  во внутренней политике Империи стало  принятие кодекса Наполеона. В состав комиссии по разработке проекта кодекса, созданной 13 июля

1800 г., вошли такие видные  юристы Франции, как Тронше, Порталис,

Малльвиль. Биго - Преамке. Проект был составлен в сжатые сроки (4 месяца) и

направлен на обсуждение высших судов. После того, как они представили  свои

замечания, проект должен был  пройти обычный путь будущего закона

-рассмотрение в Государственном  совете, Трибунате, Законодательном  корпусе

Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ